Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 17:58
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Москва — Россия Март 2023

Измайлово — один из духовных центров России.

Два музея в Измайлово

Царь Алексей Михайлович в своей любимой вотчине запрудил Серебрянку и Виноградовку, образовалось несколько прудов и Измайловский островок.

В Измайлове прошли детские годы Петра Первого. Неподалёку от островка, в сарае льняной мануфактуры, юный Пётр нашёл старый английский ботик, ставший «дедушкой русского флота».

Два музея в Измайлово

Сюда приезжала царевна Софья, цари Фёдор Алексеевич и Иван Алексеевич. Имение посетили Пётр Второй, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина Вторая, Александр Первый и Николай Первый.

Дворец Алексея Михайловича через сто лет обветшал и оказался разобран. Благодаря документам мы можем понимать, где он располагался. По приказу Николая Первого, застраивавший островок Константин Тон, обошёл это место стороной, оставив его пустым.

Два музея в Измайлово

В середине XIX века царское имение перестроили под старину.

Измайлово сделалось приютом для солдат-инвалидов.

Два музея в Измайлово

От XVII века сохранились Покровский собор и Мостовая башня.

В любом случае, здесь обитает особый Измайловский дух.

Кому интересно, про островок я уже писал — Любимое место Москвы

На территории несколько музеев, где проходят самые разные выставки. Дабы не распыляться, расскажу про две экспозиции. Музей исторический в бывшем банном корпусе.

Два музея в Измайлово

Он небольшой и занимает один зал.

Сформирован лет десять назад.

Два музея в Измайлово

Большинство экспонатов переданы из других фондов.

Наиболее значимым является на первый взгляд обычная дверь. Известный исследователь старины П. Д. Барановский обнаружил её в пристройке Покровского собора. По предположению учёного, дверь стояла во дворце Алексея Михайловича.

Два музея в Измайлово

Дубовая труба водопровода тоже подлинная. Её нашли при проведении строительных работ.

Компас XVII века принадлежал кому-то из иностранцев.

Два музея в Измайлово

Помимо этого посетитель изучает посуду, план усадьбы, макет «дедушки русского флота», оружие, предметы крестьянского быта и мн. др. В общем, зайти можно, но чего-то особенного ждать не стоит.

Скажу честно, в последний визит меня в буквальном смысле добила информация на одном из стендов, дескать, в царском зверинце содержали слона.

При Алексее Михайловиче существовал обычай показывать загородные имения иностранным послам. В Измайлове удивляли хозяйственными достижениями, проводили по садам и двору и угощали местными винами.

Сохранились воспоминания о визите в усадьбу курляндского дипломата Якова Рейтенфельса, который с восторгом отзывался об увеселительном саде «Вавилон» и живописных декорациях Просянского и Виноградного садов.

Казалось бы, слон! В Европе они не живут и потому столь дивное-диво должно было запомниться. Увы, про слонов никто ничего не написал.

Первых слонов в Россию подарил Надир-шах после Индийского похода (1739 г.). Погонщики пригнали стадо в Петербург, где жили вместе с питомцами. О подобном осталось множество письменных воспоминаний. В некоторых случаях выдвигается мнение, что слово «слоняться» родом из Петербурга. Оно обозначало слонов, ходивших без дела по улицам.

Так что, слоны в Измайлово, как и слон Ивана Грозного, о котором упоминает немецкий авантюрист Генрих Штаден, не более чем миф.

Ещё одна выставка, про которую хочется рассказать — «Открытое хранение. Печи и изразцы». До ремонта Мостовой башни она квартировала на её первом этаже. Теперь временно занимает один из корпусов богадельни.

Два музея в Измайлово

Посетителя встречают старые фотографии.

Я с интересом их рассматривал.

После революции церкви закрывались. На тот момент мало кто осознавал значимость традиционной культуры. Наше счастье, что у нас был Пётр Дмитриевич Барановский. Его роль в сохранении истории трудно переоценить.

Два музея в Измайлово

Первые керамические предметы поступили в Коломенское в 1925 году, благодаря усилиям основателя и первого директора музея Петра Барановского. Он не просто понимал место и роль изразца в русской культуре, он искренне любил и восхищался этим явлением.

Барановский ходил по кабинетам, спорил, доказывал, убеждал. На одном из фото Пётр Дмитриевич запечатлён в Измайлово.

Два музея в Измайлово

Что касается экспозиции, она опять же небольшая, состоит из нескольких залов.

Экспонатов не много, но впечатления получаешь яркие.

Два музея в Измайлово

Теперь нужно объяснить, что такое изразцы, чем они отличаются от плитки.

Изразцы это керамическая плитка с узором, предназначенная для облицовки. Если кафель и плитка это просто пластинки с узором, то у изразца на обратной стороне румпа — коробчатый выступ для крепления.

На одном из стендов наглядно показано, что представляют собой изразцы и как выглядит румпа.

Два музея в Измайлово

Большая часть выставки посвящена московскому изразцу, так как именно Москва определяла изразцовую моду.

Яркие и нарядные, они ассоциируются с допетровской Россией, которую мы потеряли при смене формации.

Два музея в Измайлово

Долгое время мне представлялось, что изразцы русское изобретение. Увы, это не так.

История появления берёт начало в Древнем Египте, Ассирии и Вавилоне.

Традиции оказались подхвачены мастерами Средиземноморья, Персии, Турции и Магриба.

Два музея в Измайлово

В странах Западной Европы облицовочные керамические плитки, в том числе плитки для пола с интарсией разноцветной глиной, применяли начиная с VIII века, но наиболее широкое распространение они получили в XV–XVII веках в Германии, Голландии, Швейцарии, Польше, Венгрии.

На Русь технология пришла из Византии.

Два музея в Измайлово

В послемонгольское временя много строили, восстанавливая города и храмы.

Но искусство белокаменной резьбы владимиро-суздальской школы XII–XIII веков было утрачено.

Два музея в Измайлово

Замена белокаменных стен на кирпичные привела к идее декорирования быстрым и дешёвым способом — рельефными кирпичами, отминая их в резных коробах.

Яркие непрозрачные эмали позволили эффектно использовать изразцы для наружного декора зданий в архитектуре XVII века, основными качествами которой являются живописность, нарядность, обилие декоративных деталей.

Два музея в Измайлово

Расцвет ценинного дела (цениной на Руси называли глазурь и любые блестящие глазурованные изделия, от čini — фарфор) 1670–1690-х годов связан с деятельностью патриарха Никона.

Он основал мастерскую по изготовлению изразцов в Иверском монастыре. Мастера «ценинного дела» были переселенцами из польских и белорусских земель.

После опалы Никона (1666) строительство в Новоиерусалимском монастыре было приостановлено, а мастеров перевели в Оружейную палату. Производство изразцов возобновили в начале XVIII века силами пленных шведов.

В начале XVII века интерьерах русских палат появлялись облицованные изразцами печи. В России издавна существовали кирпичные белёные печи с лежанкой горизонтального типа (другое название лежанки — полати).

Русские печи традиционно стояли сбоку, но не в углу. В послепетровское время стали набирать популярность голландские угловые и камины.

Два музея в Измайлово

Глазурованные изразцы и кафели имели не только декоративное значение. Благодаря румпам, они сохраняли тепло.

В отличие от экономных голландцев, наши покрывали изразцами печку до потолка.

Два музея в Измайлово

В середине XVIII столетия по требованию императрицы Елизаветы Петровны архитектор Б. Ф. Растрелли устраивал изразцовые печи в дворцовых интерьерах Санкт-Петербурга, Петергофа и Царского Села.

К тому времени они уже назывались русскими. Растрелли рисовал их сам в своём уникальном барочно-рокайльном стиле — с колонками, профильными карнизами и фронтонами.

Два музея в Измайлово

Во второй половине XVIII века в связи с распространением моды на классицизм расписные изразцовые печи постепенно уступали место белым кафельным, декорированным лёгкой тонкой росписью синим по белому либо рельефами «под антики».

В последующем изразцы нашли отражение в модерне.

Два музея в Измайлово

Благодаря Савве Мамонтову в Абрамцево открылся художественный кружок, где мастера занимались возрождением традиций, что дало толчок появлению неорусского стиля.

Истории и эволюции русских изразцов посвящено множество научных работ. В XIX–XX веке тему штудировало большое количество историков и искусствоведов. Что любопытно, к единому знаменателю они не пришли.

Два музея в Измайлово

Советским учёным многое из зарубежного было недоступно, а изучать русское в отрыве от зарубежного в корне неправильно.

Теперь, увы, изразцы не самая популярная тема.

Два музея в Измайлово

Думаю, многие помнят, в 20-х и 30-х годах в СССР выпускали посуду с коммунистической символикой. Те чашки и тарелки предмет особой гордости коллекционера.

Подобную плитку тоже производили. Теперь она ещё больший раритет, нежели посуда.

Два музея в Измайлово

В общем, друзья, соберётесь в Измайлово, на выставку изразцов обязательно загляните.