Турист Алина AliSt (AliSt)
Алина AliSt
был 20 февраля 15:50

Подмосковье — Кольский полуостров за 9 дней на авто — это фантастика!

Старая Ладога, Кемь, Мурманск, Кандалакша, Вытегра — Россия Июль 2022

Вся информация дана по состоянию на 2022год

День первый. пятница. Солнечногорск — Вытегра. 810 км, 10ч 30 мин. Самый долгий перегон без остановки на достопримечательности. Обед в Вологде.

Вытегра: маленький городок с новенькой набережной и подводной лодкой.

Совет дня: что можно посмотреть: Музей боевой славы моряков «Подводная лодка Б-440». г. Вытегра ул. Комсомольская д. 15а (акватория Вытегорского водохранилища). Режим работы с 1 июня по 31 августа с 9 до 19 часов без перерыва на обед и без выходных дней 8 958 585 10 25 (сотрудники) 8 958 585 10 45 (касса).

Мы, к сожалению, в музей не успели. Но по городу прогулялись. Деревянные настилы вместо тротуаров в 21 веке, конечно, производят суровое впечатление.

Проживание: ул. Володарского, 75 — симпатичный домик, размещение до 6 человек.

Вытегра

День второй. суббота. Вытегра — Кандалакша. 840 км 9ч 50 мин. До обеда по пути заезжаем в три точки, смотрим красоту. Обедаем в Мончегорске. по дороге в Кандалакшу пересекаем Полярный круг.

1 точка Андома гора (К посещению обязательно!!! Великолепные виды и невероятная энергетика!):

Андома-гора

Вытегра — Андома гора. 40 минут (41 км) съезжаем с трассы на 22 км в одну сторону.

У базы МЧС поворачиваем на грейдер и едем практически до самого конца, там есть смотровая площадка. Яндекс навигатор ведет. Мы бы советовали проехать дальше смотровой, за деревней свернуть налево и пройти пешком, там шикарные виды. примерно здесь 61.283400, 36.371871

Андомский геологический разрез (Андомский Погост)

Цитирую интернет: Андомский геологический разрез (Андома-гора) — разрез девонских отложений, возникший в результате движения ледника (то есть то, что на ней можно увидеть, населяло нашу планету 350–400 миллионов лет назад. Так что тут запросто можно отыскать наследие девонского периода в виде частей окаменелых деревьев и папоротников, панцирных рыб и моллюсков). Абсолютная высота около 85 метров. Геологический памятник природы, особо охраняемая природная территория»

2 точка: Саминский погост. Очень атмосферное место, советуем!

Саминский погост

Андома-гора — Саминский погост 61.347750, 36.599421 46 км, 45 минут (возвращаемся на трассу 22 км и далее по трассе).

Цитирую интернет: «Единственный деревянный шатровый храм в Вытегорском районе. Ильинская церковь, возведена в 1692–1702 годах. когда-то у церкви была еще и колокольня (ее пристроили значительно позже — во второй половине XIX века). Но во время реставрации в 1970-х годах колокольню решили демонтировать как неаутентичную. Впрочем, существует и другая версия, касающаяся демонтажа колокольни. Из уст в уста передается история, что в прошлом веке жила рядом бабка, которой казалось, что в любой момент колокольня обрушится прямо на ее дом. И писала она по этому поводу бесконечные жалобы. Вот в конце 70-х председатель колхоза, наконец, не выдержал и выделил под организацию сноса четверых мужчин. Долго они мучились — не хотела сдаваться стойкая колокольня, но в конце концов рухнула на землю. Такая ли аварийная она была, как казалось бабке? И после этого все четверо мужчин, участвовавшие в сносе, по разным причинам поочередно умерли. А бабку скрутила суровая болезнь…

Около храма Ильи Пророка можно увидеть и остатки деревянной Тихвинской церкви… Пока еще можно… Увы, но на сегодняшний день груда из досок и кровельного железа уже не расскажет о первозданном облике, хотя некоторые элементы еще угадываются. И это при том, что церковь Тихвинской иконы Божией Матери возвели в самом конце XIX века — существенно позже ее величавой соседки».

3 точка (небольшой съезд с трассы): Погост Чёлмужи. Атмосфернейшая деревянная церковь 1605 г.на берегу Онежского озера возле кладбища, как с рисунков Билибина. Очень рекомендуем!

погост Чёлмужи

Саминский погост — Погост Чёлмужи (Богоявленская церковь) 62.578252, 35.576361 -182 км 2,10ч.

Как оказалось, погост — изначально это не кладбище, как мы привыкли думать, это административно-территориальная единица на Руси. Цитирую Википедию:«Впервые административно-территориально деление на Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты, установив для них уроки, погост тем самым ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница) . В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях) , а также и населённые пункты, являющиеся центрами таких административно-территориальных единиц. Поскольку, после распространения христианства, на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать деревню с приходской церковью и кладбищем при ней, что сохранилось в названиях многих населённых пунктов и мест. Также центр поселения, с церковью и торговым местом, на котором также проходили совместные празднества племени. Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до 1775 г. , когда было отменено. Начиная с XVIII века, слово используется в значении «сельское кладбище».

4 точка (по пути) г. Медвежьегорск, обед

Совет дня: кафе «Едем&Едим» Верхняя ул., 61. Кафе очень достойное, цены умеренные, блюда интересные, готовят быстро и вкусно.

Погост Чёлмужи -Медвежьегорск. 79 км, 1 час

Что можно посмотреть: место съемки деревенской жизни Кузякиных из фильма «Любовь и голуби». Медвежьегорск, Нижняя ул., 2 (мы сами не заезжали)

Медвежьегорск — Кандалакша 6ч 18 мин 550 км

По пути пересекаем Полярный круг

Говорят, существует традиция — если пересекаешь Полярный круг на машине впервые, то на удачу следует выйти из автомобиля, заглушить его и руками протолкать его через эту воображаемую границу. Мы толкали, народ веселили и сами веселились.

Кандалакша.

Кандалакша, гора Крестовая

Проживание: Горнолыжный комплекс «Гора Крестовая». Очень симпатичная база, на территории есть беседочка, мангал, так что в белые ночи можно прекрасно пожарить шашлык.

День третий. воскресенье.

Кандалакша — Мурманск 249 км 2ч 48 мин. До обеда гуляем в Кандалакше, потом едем в Мурманск с заездом на День металлурга в Мончегорске.

Кндалакша, отлив

Что посмотреть: каменный лабиринт, сейды, гора Крестовая, сопка Волосяная

Цитирую интернет:

Каменные лабиринты — артефакты древности, встречающиеся в различных регионах Русского Севера. «Загадкой Кольского полуострова» именуют подобный объект, расположенный всего в 4 км от Кандалакши. Речь про лабиринт «Вавилон». Якобы, сооружен он был более четырех тысячелетий назад, примерно в 2000  г. до н. э. Вопрос о предназначении лабиринтов давно является предметом дискуссий и исследований. Самые популярные мнения, что это могло быть либо капище, либо «макеты рыболовных ловушек». В последнее время наука всё больше склоняется к «ритуальной» версии назначения лабиринтов.

Сейды. Сейдами называют крупные валуны, водруженные на более мелкие камни и стоящие на них как на ножках. Такие конструкции могли быть созданы как природой, так и человеком. Для древних саамов эти камни были объектом культа, они верили, что в камень вселялся дух шамана после смерти, а потому валуны считались священными.

На Кольском полуострове сейды можно встретить в нескольких местах, в том числе на сопках в окрестностях Кандалакши.

Сопка Волосяная интересна древним саамским капищем, который прозвали «Звенящие камни». При ударе о камни они издают необычный для каменных пород звон и в древние времена были объектом ритуального поклонения.

Сегодня геологи называют такую горную породу ультрабазитом, а необычный звон объясняют микроскопическими трещинами в камнях. На гору ведет пешеходная тропа протяженностью три километра, с нее открывается прекрасный вид на город и на залив. По поводу происхождения названия горы, есть разные мнения.

Добавлю от себя, что в Кандалакше можно провести не один день, есть где погулять, и есть что посмотреть.

Мы ходили с экскурсоводом по экотропе к лабиринту, затем обедали в ресторане «Причал 11» и позагорали на берегу Белого моря.

Что еще: В Кандалакше есть проживание в дубль -доме (загуглите, дубль-дом Кандалакша), но к сожалению, на наши даты было занято. Думаю, виды должны быть отличные. Есть еще несколько мест, где мы не были, но хотели бы: Колвицкие водопады и Историко-этнографический комплекс Тоня Тетрина — попасть туда можно только в определенное время из-за приливов — отливов. Место, говорят, уникальное. по итогу — одного дня мало))!

Кандалакша — Мурманск 2ч 48 мин 249 км

По дороге заехали в Мончегорск на концерт Чайфов на дне Металлурга. Дождь, Чайф, поющие мончегорцы. Незабываемо)))

Мончегорск

Совет дня: не ленитесь смотреть события в городах по пути — можно наткнуться на массу интересного. Так, в День металлурга в Ковдоре, например, был парад горной техники, а на Териберке за пару дней до нашего прибытия был фестиваль Арктический, поэтому если не хотите попасть в десятитысячную толпу — то уточняйте события))

День четвертый. понедельник. Мурманск. П-ова Средний и Рыбачий.

На весь день брали джип-тур на полуострова Средний и Рыбачий. Испытание, конечно, не для слабаков: в общей сложности 200 км по асфальту плюс 230 км по бездорожью, зубодробительная тряска, хоть и на лендкрузере… но оно того стоит, поверьте. Один день очень мало, надо как минимум на два дня. Тур организовывала фирма «Мурманы», поездка тяжелая, но мы остались очень довольны. Это какая-то земля драконов, пейзажи — просто нет слов. Память телефона забита напрочь. к посещению обязательно! И это мы были только на одной стороне Рыбачьего (мыс Немецкий, мыс Кекурский). А есть еще не менее красивая вторая сторона. пока тряслись три часа, я думала: «и зачем мы поехали?». теперь думаю, как бы вернуться на подольше.

Можно ли поехать на своей машине? Можно, но рискованно. Мы встречали там самостоятельных путешественников. Но надо иметь в виду, что до цивилизации далеко, связь практически отсутствует, некоторые дороги пересекают речки, лужи неизвестной глубины, в которых не видно камней и т. д. Лучше быть на нескольких машинах, либо с опытным человеком.

День пятый. вторник. Териберка. Мурманск — Териберка. 132 км 2 ч

Что посмотреть:

Сад камней — Есть поверье, что ваше желание исполниться тогда, когда ветер разрушит пирамидку из камней.

Кладбище старых деревянных кораблей — прямо в Териберке.

Поедете налево — Пляж «Драконьи яйца». Водопад Батарейский. К ним есть указатели, не потеряетесь. Идите дальше, искать батарею времен Великой отечественной. Зачем? Невероятно красивые места. И возьмите с собой бинокль — мы разглядели косаток.

Поедете направо — точка «конец всех дорог». 69.197978, 35.281384. Что там? Потрясающие виды. Впрочем, они везде. Можно устроить пикник, попить чайку с видом на Баренцево море.

Совет дня: Поесть мы зашли в симпатичное местечко — Normann Мурманская ул., 20А, село Териберка. нам понравилось.

День шестой. Среда. Мурманск — Кемь 560 км 6ч 38 мин. с утра- посещение атомохода «Ленин» в Мурманске, затем переезд в Кемь

Мурманск

Утром — экскурсия на атомоход Ленин в Мурманске. В 11 первый сеанс, в 16.30 последний сеанс экскурсий. Уточнить информацию можно здесь. Не забудьте, что понедельник и вторник выходной.

Совет дня: Приходить надо сильно заранее, очередь серьезная, пускают ограниченное количество человек. Мы не попали в первой партии, хотя пришли за 25 минут до начала сеанса. Стоит ли идти — да! нам было очень интересно и атмосферно.

Если вы еще не попробовали морского ежа — то в здании Морского вокзала есть кафе, где вам покажут как разделывают ежиков и дадут попробовать. Правда, цена на этого ежика будет не самая маленькая.

Совет дня: магазин, в котором мы затарились невероятно вкусной и свежей копченой зубаткой, а также всякими другими вкусными рыбками: Рогозерская,17 магазин «Норд вест»

Переезд в Кемь 560 км 6ч 38 мин

День седьмой. Четверг. Соловки

А точнее Соловецкие острова, — самый большой по площади архипелаг в Белом море. Соловецкий монастырь включен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Теплоход на Соловки уходит из Рабочеостровска в 8.00 и в 12.30 в пути 2 часа, обратно в 16.00 и 19.00, в пути 2 часа.

Совет дня: Если едете на Соловки одним днем — бронируйте билеты заранее, хотя бы за день. Нам не удалось вечером купить билет на следующий день на обратный рейс в 19.00, пришлось уезжать раньше. Стоимость была 2200 в одну сторону. Уточнить актуальность расписания и цены можно, набрав в поисковике «билеты на теплоход в соловки из кеми» (к сожалению, ссылки вставлять нельзя). Сайт самого музея здесь.

На причале мы взяли экскурсию от экскурсионного бюро «Независимые гиды», очень были довольны экскурсоводом (Татьяна Исаченко). Если вы предпочитаете не паломнические, а более светские экскурсии — то мы ооочень, очень рекомендуем. Экскурсии можно забронировать и у них на сайте.

Безусловно, один день на Соловках — мало. Там так много интересного… хотя бы, например, возможность увидеть белух (в июле, говорт, они туда приплывают). Увы, все эксурсии были забронированы. Но на обратном пути с теплохода мы белуху разглядели (в бинокль).

День восьмой. Пятница.

Кемь — старая Ладога 700 км 7ч50 мин

Кемь

Уезжая из Кеми, обязательно зайдите в Собор Успения Пресвятой Богородицы (1711 год)- улица Вицупа. Внутри какое то невероятное ощущение старины и «истинности», не смотря на то, что храм был реставрирован, согласно сведениям из Википедии: «35-метровый деревянный храм раскатали на брёвна и перевезли на удалённую площадку за городом, где плотники-реставраторы заново его собрали в точном соответствии с проектом архитекторов, заменив непригодные брёвна, затем снова его разобрали для доставки на прежнее место». Производит впечатление!

Старая Ладога

День девятый. суббота

Старая Ладога — Солнечногорск 650 км 6 ч 37 мин (платка) 640 км 8ч 36 м

С утра — посещение крепости. Старая Ладога — возможно, первая столица Руси. Поподробнее можете почитать, например, у Марии Анашиной.

К сожалению, все экскурсоводы были заняты, мы прошли без экскурсий. Думаю, много упустили. Режим работы экспозиций музея-заповедника «Старая Ладога» С 1 июня до 31 августа понедельник — с 9.00 до 17.00, вторник — воскресенье с 9.00 до 18.00 продажа билетов прекращается за час. Уточнить информацию можно здесь.

По дороге из Ладоги теоретически возможно запланировать еще посещение туристической деревни Мандроги.

Общие впечатления от поездки: не думайте, поезжайте! Однозначно, есть что посмотреть!!! Особенно, если отпуск у вас больше, чем 10 дней, ведь везде хочется побыть подольше. Но только посмотрите, нет ли в это время комаров))))))