Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был сегодня 16:30
Только что увидел. У меня на главной странице "666 городов". Надо срочно писать про новый город

Караганда — Казахстан Июнь 2022

«Если чего-то не находите, ищите в Караганде»

Большой казахстанский сосед ч.5 — Караганда и Долинка

В предыдущей заметке я рассказал вам немного про столицу Казахстана Большой казахстанский сосед ч.4 — Нур-Султан (Астана)

Пятый день мы тоже встретили в Астане. Это вид с моего номера. Рассвет.

Большой казахстанский сосед ч.5 — Караганда и Долинка

Сегодня нас ждал новый город, название которого знает вся Россия и жители бывшего СССР.

Расстояние от Астаны до Караганды по трассе чуть более 200 километров. Как только мы добрались до города то сразу отправились в Майкудук («Масляный колодец») — один из пяти крупнейших жилых массивов Караганды, расположенный на северо-востоке города.

Большой казахстанский сосед ч.5 — Караганда и Долинка

Административно входит в состав района Алихана Бокейханова. Промышленный и один из самых криминальных (в 1990-х) районов. Даже есть поговорка «Майкудук район чудес, зашел туда и исчез».

Здесь находится необычный музей, который открыли на базе Карагандинского горно-индустриального колледжа (ул. Магнитогорская, 24).

Большой казахстанский сосед ч.5 — Караганда и Долинка

Учебную шахту там построили ещё в 1981 году, но до недавнего времени для сторонних посетителей вход туда был закрыт. Теперь же её решили переоборудовать в музей, посетить который могут все желающие.

Прежде чем спуститься в шахту, посетителям предлагают небольшой экскурс в историю: рассказывают о том, как обнаружили месторождения, как и когда стали бурить первые шахты. Можно даже одеть на себя спецодежду.

Большой казахстанский сосед ч.5 — Караганда и Долинка

Как и полагается, музей-шахта расположен под землей, правда на глубине всего 15 метров. Но посетителям об этом стараются не говорить.

Чтобы гости были уверены, что они в подземелье, в музее установили имитацию шахтёрской клети, которая вибрирует, и возникает впечатление, что и в самом деле она опускается глубоко.

Большой казахстанский сосед ч.5 — Караганда и Долинка

Сама шахта занимает площадь чуть более сотни квадратных метров. Там установлено работающее оборудование, такое же, как и в действующих шахтах. За ним «работают» манекены, которые в тусклом свете фонарей кажутся живыми людьми.

На каждой машине есть наклейка с названием. Если навести на неё камеру смартфона, то на экране появится вся информация об объекте на трёх языках: русском, казахском и английском.

Большой казахстанский сосед ч.5 — Караганда и Долинка

После посещения музея можно получить сертификаты, подтверждающие спуск в шахту, и «тормозок»: два куска чёрного хлеба с маслом, два кружочка колбасы и зелёный лук («тормозок» — это сухой паёк, который горняки и шахтёры берут с собой на работу).

После шахтёрского музея мы отправились в следующий, ещё более известный — музей памяти жертв политических репрессий посёлка Долинка (Музей Карлага).

Большой казахстанский сосед ч.5 — Караганда и Долинка

Он создан с целью исследования и сохранения памятников истории КарЛАГа и увековечивания памяти жертв исправительно-трудовых лагерей, находившихся на территории Казахстана.

В 1930–1950-е годы в Советском Союзе осуществлялись массовые политические репрессии.

Большой казахстанский сосед ч.5 — Караганда и Долинка

ГУЛаг (Главное Управление Лагерей, г. Москва) имел повсюду в СССР сеть ИТЛ — исправительно-трудовых лагерей.

Крупнейшим его филиалом был КарЛАГ с центром в п. Долинка, где располагалось Управление КарИТЛ, влиявшее на всю систему лагерей Казахстана.

Большой казахстанский сосед ч.5 — Караганда и Долинка

Среди заключённых этого лагеря были такие известные люди, как Аркадий Белинков, Анатолий Марченко, Мария Капнист, Наталья Столярова, Анна Тимирёва, Александр Чижевский, Уар (Пётр Шмарин), Исаакий (Виноградов), Герман (Вейнберг), Давид Выгодский, Афанасий Селищев, Владимир Михайлов.

Музей произвёл впечатление благодаря своей трагической атмосфере и интереснейшему повествованию местного гида.

Большой казахстанский сосед ч.5 — Караганда и Долинка

Рекомендую обязательно посетить этот музей. История прошлого нашей страны не только местами печальная, но и грандиозная, поэтому нужно по возможности с ней знакомится.

Позже, я наверное сделаю отдельный материал по данному объекту.

Большой казахстанский сосед ч.5 — Караганда и Долинка

Ну, а теперь едем смотреть Караганду.

Начну пожалуй с самого примечательного с архитектурной точки зрения здания. Собор Пресвятой Девы Марии Фатимской.

Большой казахстанский сосед ч.5 — Караганда и Долинка

Церковь служит кафедральным собором Карагандинской епархии, возглавляемой епископом Аделио Дель’Оро. Самый большой католический собор в Казахстане и в Центральной Азии.

Идея строительства нового кафедрального собора в Караганде принадлежит епископу Яну Павлу Ленге.

Карагандинская епархия обратилась к властям города с просьбой выделить участок под строительство нового кафедрального собора. Власти откликнулись на эту просьбу и 13 мая 2003 года, в день памяти Фатимских явлений Пресвятой Девы Марии, земельный участок был приобретён.

Большой казахстанский сосед ч.5 — Караганда и Долинка

Было решено, что за образец будущего собора будет взят Кёльнский собор в Германии. Проект храма разработал немецкий архитектор Карл-Мария Руф. Адаптацию проекта к казахстанским условиям сделал архитектор В. Г. Сергеев.

В 2004 году «Общество по строительству собора Матери всех народов», основанное в селении Викторсберг в Форарльберге (Австрия) Агнес Риттер, решило поддержать строительство кафедрального собора. В строительстве и оснащении собора значительное участие принял епископ Атаназиус Шнайдер.

Большой казахстанский сосед ч.5 — Караганда и Долинка

9 сентября 2012 года состоялось торжественное освящение собора, которое совершил декан Коллегии кардиналов кардинал Анджело Содано, легат Папы Римского Бенедикта XVI.

Далее покажу Караганду уже не так подробно. Мечеть имени Анет баба — областная центральная мечеть Караганды, является одной из крупнейших религиозных построек Казахстана. Торжественно открыта была в конце ноября 2011 года.

Большой казахстанский сосед ч.5 — Караганда и Долинка

Украинская греко-католическая Покровская церковь. Была освящена в 2005 году.

Стела Независимости. Была построена в 2011 году — в честь 20-летия независимости Казахстана. Высота — 47 метров, а вес составляет 16 тонн.

Стела полностью облицована белым гранитом, а на её вершине находится скульптурная композиция под названием «Орёл под солнцем». С четырех сторон стела декорирована тулпарами (крылатыми конями), символизирующими бесстрашие льва, быстроту лани, силу быка и прозорливость сокола.

Большой казахстанский сосед ч.5 — Караганда и Долинка

Карагандинский областной казахский драматический театр имени С. Сейфуллина. Согласной историческим сведениям, это один из старейших театров драмы в стране. Он был создан в 1932 году, изначально работал, как театр рабочей молодежи.

Памятник крылатой фразе «Где-где? В Караганде!»

Большой казахстанский сосед ч.5 — Караганда и Долинка

Монумент Шахтерская слава. Установлен в 1974 году перед входом в Городской парк — напротив ДК «Горняков» и кинотеатра «Сарыжайлау». Скульптура изображает рабочего и шахтера, держащих в поднятых руках уголь.

Немного общей информации.

Название города произошло от низкорослого кустарника караганы с жёлтыми цветами в просторечии часто именуемого «жёлтая акация», который в больших количествах распространён в окрестностях города.

Большой казахстанский сосед ч.5 — Караганда и Долинка

В 1857 году на территории нынешней Караганды возник Ивановский разрез — горная выработка по добыче каменного угля. В 1931 году шахтерское поселение Караганда преобразовано в рабочий поселок.

Статус города Караганда получила 10 февраля 1934 года. Город находится в центральной части Казахстана. Является крупным индустриально-промышленным, научным и культурным центром.

Большой казахстанский сосед ч.5 — Караганда и Долинка

На протяжении всей своей истории Караганда застраивалась планомерно и упорядоченно, в соответствии с генеральным планом и проектами «Карагандагипрошахт» и других институтов. Караганду отличают красивые, широкие улицы и планомерная застройка.

Население Караганды — 503 тысячи человек.

Большой казахстанский сосед ч.5 — Караганда и Долинка

Ночь мы провели в советской гостинице «Чайка». Отель знаменит своей большой историей и является историко-культурным памятником.

Гостиница «Чайка» — одно из самых старейших сооружений Караганды. Первое здание гостиничного комплекса было построено еще в 1935 году! Правда, название в то время было другим, более скромным — «Дом заезжих». Со временем гостиницу решили расширить, и в 1946 году был построен еще один корпус.

Большой казахстанский сосед ч.5 — Караганда и Долинка

Стоит отметить, что в гостинице останавливались многие прославленные космонавты. В июне 1963 года в отеле провела несколько часов после прилёта Валентина Терешкова.

В честь первой женщины-космонавта было решено сменить старое название, и гостиница стала гордо именоваться «Чайка» (слово было радиопозывным Валентины Терешковой).

Большой казахстанский сосед ч.5 — Караганда и Долинка

Гостиница «Чайка» выделяется своей необычной архитектурой: золотая чаша на крыше, высокие окна и потолки, просторные залы. Да и весь отель в целом — массивный, бравый, окутанный незабытой историей.

Город мне понравился, правда не всё мы здесь успели посмотреть. Но, зато после короткого знакомства с Карагандой осталось много фотографий, теперь есть что вспомнить.

Большой казахстанский сосед ч.5 — Караганда и Долинка

На сегодня всё. Завтра мы возвращаемся в Астану и я вам покажу её немного в другом ракурсе…