Турист Анастасия (sheftali)
Анастасия
была 17 апреля 22:26

Крым — Россия Январь 2023

В Крыму есть всё, даже медведи. Вот радость-то. И не просто медведи, а медведи-великаны. Намного больше гризли, даже больше слона. Я не шучу! если не верите, то отправляйтесь в посёлок Партенит или в Гурзуф, там сами такого медведя и увидите.

Где в Крыму водятся медведи, или Как я на Аю-Даге с таврами знакомилась

Итак, Медведь-гора, Аю-даг… Символ Крыма, овеянный легендами разной степени романтичности, лучший фон для фото в стиле #ятутбыл. У подножия мишки расположился легендарный «Артек». И пионеры давным-давно протоптали по склонам горы множество тропинок. Самые интересные из них оборудовали лестницами и даже поставили кабины для осмотра и взаимоосмотра от клещей. Моё богатое воображение нарисовало очереди в прекрасные весенние дни в эти кабины, люди стоят, тревожно чешутся. Парочкам, конечно, полегче, а вот одиночки вынуждены на время взаимоосмотра подбирать приличную пару себе…. Мне кажется, это часть демографической политики полуострова. Опять же, легенды способствуют росту романтических настроений.

Где в Крыму водятся медведи, или Как я на Аю-Даге с таврами знакомилась

Самая главная легенда гласит, что когда-то жили в этих местах медведи-великаны и возглавлял их великий и могучий медвежий царь. Однажды штормом прибило к берегу останки корабля, где каким-то чудом живой оказалась маленькая девочка. Была она настолько хрупкой, красивой и нежной, что медведи прониклись любовью и принялись за ней ухаживать с величайшей добротой.

Шли годы, девчушка превратилась в настоящую красавицу, её добрый нрав привязал к ней медведей ещё больше, особую любовь испытывал вожак, всячески баловавший красавицу. Но… даже самые лучшие родители вынуждены отпускать своих чад, когда те выбирают себе пару.

Где в Крыму водятся медведи, или Как я на Аю-Даге с таврами знакомилась

Так случилось и в этой своеобразной семье.

В один прекрасный день наша героиня нашла на берегу лодку с обессилевшим юношей, он убежал из плена дикарей, но шторм не позволил ему вернуться домой, а выбросил на этот пустынный берег. Девушка принялась выхаживать израненного страдальца, и случилось то, что обычно и случается между молодыми и красивыми юношами и девушками — взаимная любовь.

Где в Крыму водятся медведи, или Как я на Аю-Даге с таврами знакомилась

Но как сказать об этом опекунам??? Никак, не поймут они этих чувств, ещё и съедят возлюбленного. И решились молодые на побег. Дождались, когда медведи уйдут по своим делам и на наспех сколоченной лодке отплыли в сторону родных берегов юноши.

Неспокойно стало на сердце медвежьего вожака, опрометью он ринулся в своё логово и с ужасом наблюдал, как его любимое сокровище уплывает к горизонту в объятьях какого-то человечишки. Отчаяние и ненависть наполнили душу медведя, он припал к берегу всем телом и начал шумно втягивать в себя солёную морскую воду. Течение великой силы потянуло лёгкую лодочку прямо в пасть к медведю. И тогда девушка опустилась на колени и стала молить небо о помощи, а своего опекуна о прощении и отпущении в большую жизнь. И… медведь услышал эту мольбу и не смог отказать той, кем он жил все эти годы. Воду он пить перестал, но на этом силы его иссякли, он так и остался лежать на берегу. Шли века и великан окаменел, покрылся лесами, по его бокам и спине бегали шустрые пионеры и только его силуэт напоминает о той любви, которая разбивает сердца и остаётся в легендах.

Где в Крыму водятся медведи, или Как я на Аю-Даге с таврами знакомилась

Не менее эмоционально звучат рассказы об НЛО, которые, якобы, видели почти все местные жители. Особо эксцентричные и впечатлительные утверждают, что по ночам в местных пещерах явно слышна работа каких-то механизмов… Так они тонко намекают на то, что здесь расположилась ремонтная база захворавшей гуманоидной техники.

Но меня лично больше всего привлёк тот факт, что здесь когда-то обитали тавры — самые первые жители Крыма. Точнее, они жили на территории всего Крыма, но здесь нашли несколько материальных следов их обитания — остатки какой-то их стены. Не густо, конечно, но это ж прекрасный повод устроить поход на эту гору-легенду, тем более, что, кроме тавров и инопланетян, тут были обещаны отличные виды, достаточно серьёзная нагрузка и буквально море первых подснежников (именно так и сказали в новостях).

Где в Крыму водятся медведи, или Как я на Аю-Даге с таврами знакомилась

А что мне ещё может быть нужно для похода — только кофе и вкусные конфеты.

Если вы собираетесь попасть на Аю-даг со стороны Ялты, вам следует выйти на остановке «Лавровое», вернуться немного назад и по дороге, которая перпендикулярна трассе, подойти к самому началу оборудованного маршрута. Дорога эта примерно 800 метров, виды с неё и на Гурзуф, и на Партенит, и прямо на «зад» мишки.

Где в Крыму водятся медведи, или Как я на Аю-Даге с таврами знакомилась

А сам заход начинается со стороны задней левой лапы. И заход этот сразу будет очень крут. Виды на Партенит сначала смягчают гнев несчастных ног, не понимающих, за что им ЭТО.

Ко всему прочему то тут, тот там попадаются весьма интересные объекты местной флоры. Кстати, поход будет очень полезен для ботаников и не только из-за обещанных подснежников, но благодаря тому факту, что здесь можно встретить половину эндемиков Крыма, такая вот завлекательная для всех гора.

Где в Крыму водятся медведи, или Как я на Аю-Даге с таврами знакомилась

Вообще, я забыла сказать и исправляюсь, это не просто гора, это вулкан, которому не хватило сил полностью проявиться, поэтому чисто геологически Аю-даг отличается от любого своего соседа. Возможно, именно «вулканистость» и объясняет все те чудеса, которые здесь наблюдаются.

По большей части тропа резко набирает высоту среди скользких камней и пересекается каменными реками-моренами. Меня сложность тропы обычно только радует, лишний повод прокачать свои походные навыки, но в этот раз что-то пошло не так, я шла и бубнила всяческие малоприятные эпитеты своей импульсивности, ко всему прочему на гору опустилось облако и стало холодно и неуютно, как в Мордоре. Туман был настолько густой, что не видно было практически ничего, только пару метров перед носом.

Где в Крыму водятся медведи, или Как я на Аю-Даге с таврами знакомилась

Хорошо, что навигаторы работают и в тумане. И вот навигатор мне и показал — рядом тавры. Точнее — каменная стена когда-то таврам принадлежащая. Но это не точно. Есть данные, что не тавры это строили. Но это не столь важно. Условно буду считать, что именно первые известные обитатели Крыма оставили после себя это сооружение.

Тавры ныне канули в лету. И ничего от них не осталось, кроме некоторых упоминаний у Геродота. Да и то, сомнительная честь войти в историю в качестве диких и кровожадных пиратов.

«Живут награбленной добычей и войной» — именно так о них Геродот и написал. Римские историки вторят ему все, как один. Но у Кыма в античном мире в принципе была плохая слава, поэтому в таких описаниях нет ничего удивительного.

Где в Крыму водятся медведи, или Как я на Аю-Даге с таврами знакомилась

Тем не менее, тавры имеют древнюю историю и создали в своё время интересную культуру. Появились на территории полуострова они в первом тысячелетии до новой эры.

По крайней мере, об этом говорят археологические находки, а вот откуда они взялись — загадка. Есть вполне рабочая гипотеза, что пришли они с Кавказа. Есть версия, что тавры — автохтонное племя. В любом случае, тавры были в противостоянии со скифами, жили в основном на ЮБК, строили каменные дома и окружали их каменными стенами, занимались пиратством и хоронили своих умерших в сооружениях, похожих на дольмены. Это однозначно был влиятельный в древнем мире народ, ведь именно из-за них греки назвали Крым «Тавридой». Поклонялись они Священной Деве Ифигении, дочери Агамемнона. Ей они приносили в жертву головы поверженных врагов и пленных. Ещё у них был культ быка и якобы именно он и дал название этому народу. Что у меня вызывает сомнение — не могли же тавры говорить по-гречески, как бы греки не мечтали, что все слова в мире имеют греческое происхождение.

Где в Крыму водятся медведи, или Как я на Аю-Даге с таврами знакомилась

История их исчезновения не менее таинственна. Кто-то считает, что они были истреблены скифами, кто-то, что тавры ассимилировались в греческих городах в Крыму, а ряд учёных довольно обосновано предполагает, что крымские татары как раз и есть потомки тавров.

Выбор версий огромный. Полёт фантазии может поражать воображение.

Где в Крыму водятся медведи, или Как я на Аю-Даге с таврами знакомилась

Пока я бежала к вершине сквозь туман, меня не покидало чувство, что я вот-вот увижу древнего грозного пирата и придётся с ним вести переговоры о выкупе. Но увидела я только вершину Аю-дага.

Она однозначно разочарует любителя классных видов и расположена в густом лесу. Просто груда камней. А вот вокруг уже в конце января начинает разливаться-расцветать то самое море подснежников, о котором я говорила в самом начале моего рассказа.

Где в Крыму водятся медведи, или Как я на Аю-Даге с таврами знакомилась

Дело в том, что крымские подснежники настоящие гиганты, их высота может составлять 30 см, соцветия крупные. И на вершине Медведь-горы их не просто много, а очень много, сюда возят дорогие фото-туры со всей нашей страны. Начало цветения подснежников ждут с неменьшим трепетом, чем японцы ждут сакуру.

Мне немного не повезло, я попала в самое начало цветения и всей красоты не застала. Я слегка расстроилась, и в качестве компенсации природа убрала туман и выпустила солнце. Дальнейший поход был сплошным праздником для моих глаз.

Где в Крыму водятся медведи, или Как я на Аю-Даге с таврами знакомилась

Виды открывались фантастические. Температура приближалась к +20 и я в итоге знатно подгорела. Неспешным шагом, постоянно останавливаясь, я спустилась к санаторию «Крым». К сожалению, он сейчас закрыт на ремонт и через его территорию не удастся сократить время и силы. Нужно его будет обходить не по самым приятным местам. Или вернуться назад к трассе.

В итоге на всё я потратила 20 км пути и 6 часов времени неспешного шага с остановками.

Рекомендую сюда идти не летом, лучше осенью или зимой.

И обязательно возьмите с собой запас воды и ветровку. Местами ветер дует очень злой и сильный.