Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 17:58
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Дибругарх — Индия Январь 2023

Предыдущая часть — Повяжи эти нити на запястье

Утром, едва проснувшись, понимаю, что до завтрака ещё час. Отправляюсь на изучение города. Куда идти и что смотреть, особо не представлял и потому поднялся на верхний этаж, дабы осмотреться.

Увиденное не впечатлило. Со всех сторон отель окружали недострой, бедняцкие хижины и откровенный мусор.

На Востоке общественную территорию люди чаще всего не считают своей, поэтому мусорят. Но это не значит, что в домах у них грязно. Порядок поддерживается, а за условной чертой нет. Это удивительно, но факт.

В любом случае, с верхнего этажа удалось заметить навершия храмов. Неподалёку находилось что-то по типу ж/д станции, но я туда не пошёл. Сфотографировав для контраста бедняцкие жилища, выходящие фасадом на ж/д пути, направился по оживлённой улице.

Город уже проснулся. Открывались лавки с товаром. Обливавшиеся потом рикши крутили педали, доставляя клиентов до нужного места. Рикш обгоняли машины и мотоциклы, отчего улица периодически оглашалась сигналами клаксона.

Помня про левостороннее движение, переходить улицу приходилось с особым вниманием. Народ к иностранцу с фотоаппаратом проявлял повышенный интерес. Кто-то здоровался, другие звали в лавку, третьи просили о совместном селфи.

Первым делом захотелось посетить мечеть. Бородатый смотритель пояснил, мечеть пристроена к мазару, где упокоился праведник. Паломников стало приходить много и решили строить мечеть.

Другая Индия. Ч - 11. Дибругарх

Какому святому посвящался мавзолей, а также как называлась мечеть, я не запомнил, но, отмечу, в архитектурном плане сооружение интересное.

Комплекс коренным образом отличался от классических мечетей Аравии. Над входом привлекала внимание широкая башня с куполом, за которой возвышалось трёхэтажное здание.

Другая Индия. Ч - 11. Дибругарх

Женский и мужской зал разделялись по этажам. Позади прятался мазар — с дороги вполне обычное сооружение. Его три купола просматривались только с третьего этажа мечети. Комплекс надстраивался поэтапно, и потому получился микс.

Процесс делания колониальной Индии на Индию и два Пакистана проходил быстро и хаотично. Кто из правоверных не захотел уезжать, сделались гражданами Индии.

Другая Индия. Ч - 11. Дибругарх

Торговавший фруктами бородач, угостил меня стаканчиком кофе. Узнав, что я из Москвы, показал на телефоне собор Василия Блаженного. Парень оказался необычайно эрудированным. На вопрос, есть ли проблемы у мусульман, покачав головой, ответил — Little.

Приверженцев Пророка в Ассаме 31%, индуистов 65%. В общем, везде всё непросто. Историю развития человечества можно охарактеризовать словами — ты слезь, я сяду.

До завтрака оставалось не более сорока минут, а посмотреть хотелось как можно больше. Распрощавшись с собеседником, я направился в индуистский храм. Втиснутый между строениями, он больше напоминал замок причудливого богача, нежели культовое сооружение.

Другая Индия. Ч - 11. Дибругарх

У входа предлагалось купить подношения богам, дабы покормить их завтраком. Утренний, дневной и вечерний рацион питания богов могут отличаться.

Позже моя знакомая Ольга Фомина, прожившая семь лет в Индии, изучая фотографии, подсказала, что судьба занесла меня в типичный храм Всех богов, куда индуисты приходят, выбирая, кому помолиться.

Другая Индия. Ч - 11. Дибругарх

Кто-то перед началом торгового дня просит о прибыли, а у кого то экзамен. При желании можно сделать подношения всем, но обычно выбирают конкретного.

Могу подтвердить, возле каждого божества царила своя атмосфера. Кому-то особенно рьяно молились, другие, слегка обиженные, ждали своего часа.

Возле алтаря священнослужитель в раскрытые ладошки передавал съестные шарики. Их предлагалось съесть, но меня поразило не это.

Внутреннее пространство оказалось разделено на комнаты. В одной из таковых происходило почитание водной стихии. Верующие приносили сюда половинки кругляшей, напоминавших уменьшенную половинку кокоса, зажигали внутри свечку и ставили в небольшой бассейн, где горящее подношение, благодаря вливаниям воды, начинало перемещаться по кругу.

Всё правильно, если не можешь до священной реки добраться, организуй её поблизости.

В этом же квартале находился ещё один храм. Он опять же посвящался Всем богам, однако я, после его посещения, в индуизме окончательно запутался.

Другая Индия. Ч - 11. Дибругарх

Двери открыты, захожу. По обеим сторонам внушающие страх Дварапалы (привратники-демоны). Определить, какому божеству они служат, можно по их позам и символам, которые они держат в руках, но это не мой случай.

Пока мы со стражниками присматривались друг к другу, навстречу вышел парнишка, удивившийся иностранцу. Показав знаками, что хочу изучить храм, получаю добро, направляюсь к алтарю и… вижу людей, которые там живут.

Кто это такие, я так и не понял. Брахманы, достигшие просветления, или просто бомжи? В любом случае, они спали, а я их разбудил.

Другая Индия. Ч - 11. Дибругарх

Если в предыдущем храме было полным-полно народа, то здесь, из посетителей, я оказался один.

Со всех сторон на меня смотрели Вишну, Ганеши, Хануманы и их бесчисленные перерождения, в виде людей, масок и животных.

Другая Индия. Ч - 11. Дибругарх

Было интересно, но чувствовал я себя неуютно.

Подхожу к алтарю, фотографирую. Священнослужитель разворачивает бумажку и протягивает белый шарик.

С интересом рассматриваю, а после беру и проглатываю. Что удивительно, замертво не упал и ослиные уши не выросли. С многобожниками прощаюсь и направляюсь своей дорогой.

Как бы там ни было, Христос проповедовал: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.»

После завтрака нам предстояло отправиться в соседний Нагаленд, а именно в город Мон. Но Дибругарх на этом не закончился.

В переводе с одного из местных языков «Дибру» обозначает «волдырь», «Гарх» — «крепость». Город, как и сам штат Ассам, имеют древнюю историю, но я не стану утомлять читателя.

По данным 2013 г. население Дибругарха 121 тыс. человек. Это третий по величине город штата после Гувахати и Силчара.

Ассам славится чаем! По многочисленным просьбам, мы остановились возле чайной лавки. Пока друзья шопились, я в очередной раз отправился бродить в поисках удачного кадра. Впрочем, народ в Индии колоритный, и выискивать кого-то особенного не приходится.

Другая Индия. Ч - 11. Дибругарх

С другой стороны, не всё и не везде получается сфотографировать. До сих пор перед глазами стоит следующая сцена: выходит человек из дома, соединив ладони в молитвенной позе, чего-то просит у развешенных подле двери Ганешу и Вишну. После, словно пытаясь поймать бесплатный вайфай, начинает подгребать к своему жилищу воздух.

Или молодая девушка: по сари понятно что непростая, личико красивое, породистое, с большой красной точкой на лбу, ножки ухоженные, все пальчики наманикюрены… Идёт босая по асфальту, переступая через мусор.

Не верю, что у неё денег на туфли нет. Тут дело в менталитете и нам их не понять.

Следующей локацией стал храм Господа Джаганнатха в Ханикаре.

Другая Индия. Ч - 11. Дибругарх

Чтобы подойти к комплексу, нужно пересечь рынок, где продают религиозную символику и съестные подношения. Местные активно их покупают, дабы покормить богов завтраком.

Святилище с четырех сторон окружено стенами высотой около 3 метров.

Другая Индия. Ч - 11. Дибругарх

Проёмы украшают рисунки и барельефы с соответствующей тематикой.

Главные ворота обращены на восток и называются — Сингхадвара. Разуваемся на входе, каменные львы обещают посторожить обувь.

Другая Индия. Ч - 11. Дибругарх

Внутри оказываемся в водовороте впечатлений.

Кто-то из верующих, зажигая палочки с благовониями, был сосредоточен.

Для других боги сошли на землю в нашем образе.

Комплекс оказался интересным! На его осмотр Тасан выделил сорок минут.

Святилище состоит из центрального храма, к которому нужно подниматься по лестнице.

Другая Индия. Ч - 11. Дибругарх

С разных сторон святыни меньших размеров, но тоже почитаемые.

Где-то возле алтаря необходимо позвонить в колокольчик, где-то зажечь палочку, либо передать через священнослужителя подношение.

Удивило большое количество детей, пришедших вместе с учителем. Если не ошибаюсь, в начале января в индийских школах тоже каникулы.

Храм Господа Джаганнатха в Дибругархе является повторением храма Джаганнатха (храма Солнца X  в. н. э.) в городе Пури, в штате Одиша.

Другая Индия. Ч - 11. Дибругарх

Старший собрат известен как земля Господа Джаганнатха, что означает — Владыка Вселенной.

Джаганнатх — одна из форм Вишну. Божество особенно почитаемо теми, кто придерживается вайшнавских традиций.

Другая Индия. Ч - 11. Дибругарх

С храмом в Пури (штат Одиша) были тесно связаны многие вайшнавские святые.

В какой-то момент индуизм понял, что в реалиях современного мира буддизм и ислам с исторической сцены его вот-вот уберут.

Другая Индия. Ч - 11. Дибругарх

Индуисты опомнились, начали проповедовать своё учение, и, где возможно, ставить святилища.

Храм Господа Джаганнатха в Дибругархе появился в наше время.

Другая Индия. Ч - 11. Дибругарх

Это случилось благодаря губернатору штата Ассама — Джанаки Баллав Паттнаику (1927 — 2015 гг).

С трёх сторон к комплексу подступают чайные плантации, хозяева коих пожертвовали для благого дела более пяти гектаров.

Другая Индия. Ч - 11. Дибругарх

Благодаря подобному, пространство благоухает ароматом.

В будущем ожидается, что храм Господа Джаганнатха станет одним из центров индуизма в Ассаме.

Гуляя по территории, очень приятно было пообщаться с народом.

Другая Индия. Ч - 11. Дибругарх

Повторюсь, мы всем оказались интересны, многие хотели совместно сфотографироваться.

По прежним годам помню, как индийцы старались незаметным образом дотронуться до белого человека, ибо верили, что это принесёт удачу. Теперь появились смартфоны и телефоны. Удача обязательно придёт, если белый человек в твоём телефоне.

О подобном слышал неоднократно, но за достоверность не ручаюсь. В любом случае, за руки уже не хватают.