Турист Карина Иванова (Karinochka_sunny)
Карина Иванова — была 31 марта 16:21
На встречу весне....

Кабардино-Балкария, Нальчик, Эльтюбю — Россия Май 2022

Продолжаю цикл рассказов и отзывов о моей весенней поездке на Кавказ.

Напомню, что мы с вами уже побывали на плато Бермамыт на самом шикарном закате, на парадроме «Чегем» мы смотрели, как люди парят в небе вместе с орлами. А еще мы любовались бирюзовой гладью озера «Гижгит» и бороздили просторы перевала «Актопрак». И, конечно же, не забываем невероятную страну водопадов.

Сейчас пришла очередь одного не менее интересного и красивого места — селения Эль — Тюбю, что находится в Чегемском районе Кабардино — Балкарии. Два года я мечтала побывать там, но всегда мне не везло с погодой, а может быть просто не пришло время. Но в мае все сложилось самым наилучшим образом.

Честно скажу, я думала, что после Даргавса меня Эль — Тюбю особо не впечатлит, но нет, я в который раз заблуждалась в своих суждениях.

Эль Тюбю — селение в облаках

Немного расскажу вам, что это за селение и чем же оно так популярно. Что нам известно:

• Существует оно со времен позднего Средневековья
  • В поселении находится комплекс средневековых кладбищ
  • В марте 1944 года балкарцев необоснованно обвинили в пособничестве немецким войскам. После этого их депортировали в Среднюю Азию. В результате село, как и всё верховье Чегемского ущелья, было передано в состав Грузинской ССР, и оно больше 10 лет находилось в заброшенном состоянии.
  • В 1957 году балкарцы были реабилитированы и возвращены в свои прежние места проживания. Вернувшись домой большинство жителей Эль — Тюбю приняли решение расселиться внизу долины реки Чегем, в предгорную зону.

Эль Тюбю — селение в облаках

В данный момент в селе проживает около 200 человек, если верить данным из интернета.

Селение стало известно благодаря древним склепам, которые возвышаются над ним. В склепах захоронено множество поколений.

Эль Тюбю — селение в облаках

Их, конечно, не так много, как в Северной Осетии, насчитывается всего около десятка. Уникальные строения, скажу я вам. Нашла информацию о том, как их строили. Когда умирал кто — то из семьи, выкапывалась яма до 4 метров в глубину. Туда помещали усопшего и засыпали его известью. Когда умирал кто — то еще из семьи, он захоранивался сверху. Камни склепов скреплялись с помощью яиц и извести. Так они до сих пор сохранились до наших дней. Заглядывать в склепы я не стала, было как — то не по себе.

Эль — Тюбю — это место с невероятной атмосферой: вроде бы и склепы, но вокруг такая красота! Его окружают горы с белоснежными вершинами. В низине пасутся барашки и коровы. Вокруг тишина и покой. Кстати, Сергей Бодров, снимал в этих местах фильм «Война» — нонсенс…

Мы не долго были у склепов: водитель предложил нам заехать в селение и посмотреть где жил прекрасный поэт Кайсын Шуваевич Кулиев.

К дому поэта ведет аллея из мраморных плит в стене. На плитах стихи поэта и отзывы о его творчестве. Выглядит очень необычно: такая книга в камне. Мы читали его стихи, когда спускались от дома Кулиева. Водитель притормаживал, чтобы мы могли насладиться творчеством поэта.

Эль Тюбю — селение в облаках

К сожалению, в дом Кайсына Кулиева мы не попали, нужно было заранее договариваться об экскурсии. Но нам хватило его стихов. Но немного я вам о нем все же расскажу.

Родился Кайсын Кулиев 1 ноября 1917 года, в старинном Балкарском селении Верхний Чегем. Люди рода Кулиевых были свободными горцами. Семья поэта пережила войну и много бед. Кулиев в детстве был пастухом и делал всю тяжелую работу. И так до 17 лет. Любовь к поэзии у Кулиева появилась школе, благодаря русскому учителю. Уже в 10 лет поэт начал писать свои первые стихи, а печатать его начали с 17 лет. Взрослым мужчиной Кулиев преподавал в Нальчике литературу. За свою жизнь поэт получил призвание и множество премий. Он сделал многое для КБР. Умер же он в 1985 году, 4 июня, в возрасте 67 лет. Вот такая история…

Что я хочу сказать: я, все же, немного завидую жителям селения Эль — Тюбю: настолько прекрасны эти места.

Эль Тюбю — селение в облаках

Просыпаться с видом на могучие горные вершины — это чудо. И как мне кажется, такое дано только людям с большим сердцем и чистой душой. И я тут задумалась, лет так через 30, когда я буду бабулькой, я обязательно уеду жить в подобное селение и проведу свою спокойную часть жизни, любуясь горными вершинами и пасущимися барашками.

На этой лирической нотке я, пожалуй, и закончу свое повествование о селении Эль — Тюбю.

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия, Экстремальный отдых