Турист Алла (alla38)
Алла
была 15 апреля 16:47

Амритсар — Индия Ноябрь 2022

Вечером мы вылетели из Варанаси в Дели. Сначала хотели купить билеты Варанаси-Амритсар, но все они были с пересадкой в Дели, а сидеть в аэропорту не хотелось, поэтому решили взять отель в Дели и немного поспать-отдохнуть, чтобы потом можно было с новыми силами гулять по новому городу. Отель забронировали очень хороший))По отзывам. Все они как один были положительными-отель прекрасный, персонал вежливый, находится в 200 м.от аэропорта (хм, как это?), вай-фай, горячая вода и всё это удовольствие всего 600 руб.за номер! Да и фоточки были такие красивые-кроватка с белым бельём и подушечками так и манила прилечь! Однозначно надо брать!

Прилетели, взяли такси и приехали в отель. Ехали минут 10-вовсе не 200 метров! Отель оказался таким, что я даже ничего не сфотографировала)На кровать прилечь страшно, занавески в пыли, в ванную комнату вообще хоть не заходи-краны ржавые, всё убито-устаревшее! Не понимаю как можно в таком состоянии содержать отель? Что это там за хозяин такой? И так как приехали поздно, а отель нам был нужен всего часов на 8,то решили остаться. Честно, совсем не хотелось ходить искать что-то другое и тратить время. Нужно было сходить поужинать и ложиться спать.

Отель находился в аэрогородке и когда мы вышли в поисках кафе, то увидели, что там таких отелей и ресторанов просто тьма! Нам просто лень уже было заморачиваться. Тем более они ещё так долго заселяют, на рецепшен у них такие огромные бухгалтерские талмуды, в которые они подробно пишут кто ты, откуда приехал, адрес, где проживаешь дома, в своей стране, телефоны и т. д. и т. п. В общем можно целый час потратить пока они тебя оформят! Так что мы нашли нормальный на вид ресторан и хорошо там поужинали!

Жизнь в авиагородке и ночью не затихает, впрочем Дели тоже, как и Москва никогда не спит. Опять бесконечный поток транспорта, шум, гам, полно людей. Понравилось, как на улице горячее молоко делают. Очень актуально в зимний период, около таких чанов и погреться можно и молочка горячего попить. Наливают в глиняные одноразовые стаканчики!

Амритсар — город сикхов. Пенджаб

Переночевали мы, не раздеваясь в этом горе -отеле и поехали в аэропорт. Будете в Индии, не выбирайте очень дешёвые отели)До Амритсара летели всего 50 мин.компанией «Аир Индия»,которая приятно удивила тем, что выдала бутылочку воды и мягкий сэндвич с сыром. Уже в самолёте мы прочувствовали, что летим в столицу сикхов-многие мужчины в салоне были в тюрбанах.

В отель «Om Sai B&B» приехали рано утром, работники ещё спали и двери были закрыты. Но мы мальчиков разбудили, они как и везде достали свои «гроссбухи»,сразу дали нам ключи и дальше завалились спать. Комнаты оказались нормальными, чисто, тепло, горячая вода, поэтому мы с дороги тоже с удовольствием поспали до обеда на нормальной кровати! И до Золотого храма всего минут 5 ходьбы.

В обед пошли прогуляться и в ресторан. На улице было +25.Об Амритсаре мы думали, как о чистом, почти вылизанном городе. Это так и есть, но только в местах, где находятся какие-либо достопримечательности. А стоит отойти от них и всё тоже самое! Но больше всего меня напрягала пыль. Очень грязный там воздух. И постоянно висел смог. Как и в Дели. Я потом прочитала даже про лёгочные заболевания в Индии и что воздух там такой от того, что на севере крестьяне жгут снопы. Ну и плюс выхлопы от транспорта. Люди якобы пишут жалобы, но правительство ничего не предпринимает.

Амритсар — город сикхов. Пенджаб

Нашли очень приличный ресторанчик, в котором вкусно отобедали. Курочка в виде шашлычка просто таяла во рту, рис и подливки тоже на отлично!

В этот же день нам нужно было съездить на границу с Пакистаном-посмотреть церемонию закрытия границы. Договорились с молодым тук-тукером и поехали. Граница находится в 30 км.от города и церемония проходит там каждый вечер уже с 1959 г.!Начинается она примерно в 16–16.30. и лучше приехать пораньше, чтобы занять места на трибунах в первых рядах. Наш парень-водитель сказал, что будет ждать нас у столба № 5.Ну и мы на всякий случай запомнили номера своего тук-тука. Потому что там такой бедлам, машин, автобусов и туков не меряно. Тут же к тебе подбегают люди с красками и хотят нарисовать индийский флаг на лице или на руках. Понятно дело, что за денежку.

Амритсар — город сикхов. Пенджаб

Церемония проходит в населённом пункте Вагах и отсюда до Пакистана тоже примерно 30 км. Каждый вечер на церемонию съезжается много туристов, с индийской стороны правда зрителей на порядок больше. Сама церемония бесплатна и символизирует она не только закрытие границы, но и показывает патриотизм, проявление силы и в тоже время дружбы в таких непростых взаимоотношениях между этими двумя странами. Мы еле успели на начало церемонии, даже пришлось немного пробежаться. С нами бежали школьницы и спрашивали из какой мы страны. Места нам достались наверху, не очень хорошие. Так то всё видно, но для хороших фото нужен бы зум. А его не было, поэтому фото не очень получились.

Амритсар — город сикхов. Пенджаб

Ведущий заводит публику, которая скандирует что-то типа"Хиндустан Зиндабад!«что означает «Да здравствует Индия!»,причём он кричит «Хиндустан»,а публика ему отвечает «Зиндабад»!Открывают ворота между странами и высокие, под два метра, пограничники с петушиными гребнями на голове начинают вышагивать в сторону своих соперников. И вот «наш» показывает-смотри, какие у меня мускулы! Щас я тебе наваляю!

А пакистанец отвечает:«Это я тебе сейчас наваляю))»

Всё это происходит под энергичную музыку и речёвки. Атмосфера как на стадионе-адреналин зашкаливает! Хочется свистеть, кричать и улюлюкать вместе со всеми! Ну и в тоже время смешно порою и интересно смотреть как они вскидывают ноги выше головы, показывают кулаки и топают в такт барабанам! Трибуны полны людей.
После демонстрации силы, пограничники жмут друг другу руки и начинается спуск флагов. Флаги нужно спускать одновременно. Далее флаг сворачивается и с почётом уносится.

Амритсар — город сикхов. Пенджаб

А ворота закрываются на замок до завтрашнего вечера. Всё, церемония окончена! Всем спасибо! Очень интересное и необычное представление! Но это ещё не всё.

Теперь начинаются фотосессии с пограничниками)Кстати, я читала перед посещением, что нужно брать с собой паспорт, но у нас никто ничего не спрашивал!

А вся огромная толпа повалила на выход!
Опять все хотят с нами сфоткаться и мы фоткаемся)Даже военные сами напросились.

Амритсар — город сикхов. Пенджаб

А нам предстоит задача найти в этом бардаке свой пятый столб, тук-тук и нашего парня. По дороге там много лавочек всяких, например, можно купить фрукты, соки, мороженое, одежду или кепки с флажками с индийской символикой. Ну, такое всё патриотичное тут!

Находим своего водителя и мчимся в город. Вечером на туке ехать уже прохладно, хорошо что кофты с собой захватили. На нашем тук-туке даже фар не было да и зачем, когда дорогу могут освещать другие)Такой дворец красивый проехали, успели прочитать что в нём находятся учебные заведения.

Амритсар — город сикхов. Пенджаб

На адреналине погуляли по вечернему Амритсару.

Утром пошли в главную святыню сикхов-Золотой храм. От нашего отеля идти буквально 5 минут.

Амритсар — город сикхов. Пенджаб

Храм начали строить в 1577 г. Основал его четвёртый сикхский гуру. Сикхизм-это такое религиозное течение, основано оно было в 16 веке и считается одной из самых миролюбивых религий. Храм очень красивый, по периметру здания из белоснежного мрамора, а посередине священного озера Амрит Саровар и находится Золотой храм. К нему ведёт мостик

Амритсар — город сикхов. Пенджаб

и там всегда много паломников и туристов.

Перед тем как пойти в храм нужно снять обувь, её обычно все оставляют просто так на площади перед комплексом, хотя там есть камеры хранения. И ещё обязательно повязать платок на голову. Если с собой нет, то на улицах продают такие оранжевые косыночки по 8 рублей)Вот тут на площади у одного из горшков и мы оставили свою обувь.

Амритсар — город сикхов. Пенджаб

Входить в храм нужно не только с чистыми помыслами, но и с чистыми ногами! Для этого перед главным входом нужно пройти по воде и за этим строго следят. Воду они там кстати меняют. На площади к нам стали подходить подростки, паломники из Непала, школьницы и женщины с просьбой сфотографироваться вместе. Ну как тут откажешь, когда они так культурно об этом просят! Одна бабушка подошла ко мне и просит:«Мэм, пожалуйста фото с моим внучиком»)))

Сикхи совершают в озере омовения. Женщины и мужчины раздельно. А в озере плавают карпы.

У настоящего сикха должны быть длинные волосы, убранные под тюрбан(головной убор) и деревянный гребень, поддерживающий их. А ещё следует носить стальные браслеты и трусы до колен. При себе нужно всегда иметь меч или кинжал, спрятанный под одеждой. Но оружие не должно употребляться для насилия над другими и каждый сикх знает что у другого сикха тоже есть оружие при себе. Как -то так. Охранники, которые следят за порядком, тоже очень интересны-с бородами и с копьями.

Амритсар — город сикхов. Пенджаб

А как вам этот персонаж-в кроссачах и со шпагой? Правда колоритный?

Амритсар — город сикхов. Пенджаб

Здесь всегда много людей, но нет ощущения толкучки, наоборот такое приятное чистое место!В Золотом храме находится главная книга сикхов, а сами они постоянно читают молитвы-мантры. На ночь книга бережно заворачивается в ткани и уносится на носилках в другой храм. Утром её опять приносят. Сикхи также читают молитвы в маленьких комнатках по всему периметру. Время у нас было, поэтому мы неспеша гуляли и любовались мраморными храмами и декором.

Амритсар — город сикхов. Пенджаб

Хотела я пообедать в большой столовой, сикхи там бесплатно кормят всех желающих. Нет, не потому чтобы бесплатно, а было интересно и любопытно сидеть на полу с другими людьми и попробовать самую простую индийскую еду)Но почему-то в этот день столовая была закрыта, а еду просто раздавали в двух местах. Очень жаль.

Амритсар — город сикхов. Пенджаб

Ещё было интересно рассматривать женщин и их наряды.

Амритсар — город сикхов. Пенджаб

Наверняка вы слышали о такой операции «Голубая звезда» и о том, что Индиру Ганди убил охранник-сикх. Так вот эти события, как раз и были здесь, в Золотом храме. Не буду пересказывать, кому интересно можно почитать в интернете.

Погуляли мы по храму, нашли свои кроссовки на том же месте, где их и оставляли, даже посмеялись-эх, говорим, плохие у нас кроссовки, даже никто не позарился!)) и пошли гулять по городу. А там от храма есть такая пешеходная улочка и на ней полно магазинов и кафе. Я, как сорока, соблазнилась на блестящие простецкие шлёпанцы и зачем то купила две пары. Ладно, форсану теперь на турецком пляже! Ещё гуавы прикупили и сладостей.

Потом захотели попить кофе и присели около кафе на стульчики.«Бариста» варил обычный растворимый кофе из пакетиков в ковшике на плите, десять раз мешал, казалось мы кофе не дождёмся. За это время с нами перефоткалась наверное сотня человек))Вообще больше всего к нам внимания было именно в Амритсаре! А нам что? Нам не жалко! Сидим себе на стульчиках и позируем! Невозможно им отказать-такие они позитивные и улыбчивые и очень вежливые, даже стеснительные! Мимо прохожие идут и все улыбаются, такая добрая атмосфера царит!
И «баристе» весело. Не знаю, что он там наварил, но кофе оказалось очень даже вкусненьким. После чего мы проехались на рикше. Для индийцев это самый дешёвый вид транспорта-всего 20 рупий стоит проезд в такой карете-коляске. По желанию или когда дождь можно открыть крышу и ехать по-королевски. Мы правда не стали долго мужчину эксплуатировать, от силы проехали 100 м. Так он такой довольный был, что тоже захотел с нами сфоткаться!

Амритсар — город сикхов. Пенджаб

Далее мы пошли по городу куда глаза глядят. И пришли на довольно чистую и спокойную улочку. Тут было немного мопедов и туков, поэтому было тихо и спокойно. На этой улице есть несколько памятников и музей в историческом здании Ратуши. В музее рассказывается история о вынужденных переселенцах, о сложных временах между Индией и Пакистаном, о сотнях беженцев, а также можно увидеть их личные вещи.

Тем временем стало темнеть и мы снова пошли к храму, посмотреть как там вечером. А вечером там тоже красиво! С минаретов молитвы читают, играет музыка, храм сияет и отражается в водах озера!

Амритсар — город сикхов. Пенджаб

И на площади фонтан включили!

Амритсар — город сикхов. Пенджаб

В целом город понравился, несмотря на загазованность воздуха и пыль! Осталось поужинать и ехать в аэропорт.

Аэропорт находится всего в 12 км.но меня это уже стало немного утомлять. Пока доберёшься и пройдёшь весь контроль -уже устанешь! В здании аэропорта Амритсара в зале установлена копия Золотого храма.

Ночной Дели под крылом

В этот раз у нас короткая стыковка, поэтому сидим в аэропорту и ждём свой следующий рейс….