Турист Валентина А. (vartemieva)
Валентина А.
была 21 апреля 23:37

Замки Луары: какие и как посещать. Часть 3.2. Эти замки тоже хорошо бы посетить

Сомюр, Вилландри, Анже — Франция Май 2022
8 14

Сомюр.

История Сомюра ничем особенным не примечательна и классически укладывается в традиционную схему. В Х веке тут было аббатство бенедиктинцев, в котором хранились мощи Святого Флорана, анжуйского проповедника. Для защиты монахов в 962 году графом Блуа рядом с аббатством были построены укрепления, которые уже в 1026 году были сожжены Фульком Нерра, графом Анжуйским. В 1068 году крепость была восстановлена и после смерти Нерра передана в наследство Плантагенетам. Генрих II отстроил крепость в конце XII века, но Филипп Август вернул замок французской короне. В XIV веке крепость снова оказалась в собственности у герцогов Анжуйских, которые решили превратить замок во дворец. Над этим проектом целых сто лет работало три поколения Анжуйских герцогов, и результат их деятельности был запечатлен в «Роскошном часослове герцога Беррийского» -рукописи XV века, иллюстрированной 12 миниатюрами, изображавшими развлечения знати, или крестьянские работы в разные периоды года на фоне средневековых замков. Сентябрь и происходящий обычно в этом месяце сбор винограда изображен на фоне Сомюра. Таким образом, мы знаем точно, как выглядел замок в то время, и, надо сказать, что он почти не изменился.

2
Замки Луары: какие и как посещать. Часть 3.2. Эти замки тоже хорошо бы посетить

В конце XV века Сомюр опять становится собственностью короля, теперь уже Людовика XI, а в конце XVI века там обосновались гугеноты, уступившие место католикам в XVII веке. Коменданты-католики организовали в замке тюрьму и так продолжалось до Великой французской революции.

При Наполеоне статус тюрьмы был повышен, и она стала государственной тюрьмой. В период Реставрации Людовик XVIII передал замок военному министерству, которое устроило в нем склад оружия и аммуниции. В 1862 году Сомюр был включен в список исторических памятников, а в 1912 был выкуплен городской администрацией, которая провела в нем реставрационные работы и открыла музей.

1
Сохранившиеся фрагменты старинного пола, набранного из разноцветного камня.
Сохранившиеся фрагменты старинного пола, набранного из разноцветного камня.

Коллекция музея не имеет особых шедевров. Она состоит из предметов прикладного искусства, фарфора, живописи, скульптуры. Гораздо интереснее то, как она создавалась. В 1829 году трое друзей-жителей города, занимавшихся собирательством, соединили свои любительские коллекции старинных предметов и монет и передали их городу. Коллекция была выставлена в городской ратуше, так образовался местный городской музей, первый в этом регионе страны. Он постоянно пополнялся различными экспонатами и, когда места в ратуше стало недостаточно, музей перевели в замок.

Из комнат замка открываются потрясающие по красоте виды на окрестности и на средневековый город внизу.

1
Вид из замка вниз  по течению Луары.
Вид из замка вниз по течению Луары.
1
Вид на Луару вверх по ее течению. На фотографии этого не видно, но на горизонте в рееальной жизни можно разглядеть пар из охладителей атомной электростанции в Шиноне. Этот факт чуть было не привел к закрытию станции, снабжающей электроэнергией Турень и часть Запада Франции вплоть до Нормандии, потому что экологисты утверждали, что столбы пара меняют исторический облик долины Луары.
Вид на Луару вверх по ее течению. На фотографии этого не видно, но на горизонте в рееальной жизни можно разглядеть пар из охладителей атомной электростанции в Шиноне. Этот факт чуть было не привел к закрытию станции, снабжающей электроэнергией Турень и часть Запада Франции вплоть до Нормандии, потому что экологисты утверждали, что столбы пара меняют исторический облик долины Луары.

Еще большее впечатление производят виды самого замка, стоящего высоко над Луарой, окруженного массивными стенами и украшенного многочисленными башнями, некоторые из которых увенчаны позолоченными украшениями, ну прямо как на миниатюре XV века. Хотя и перестроенный многократно со времен средневековья, он удивительно сохранил план и облик средневековой крепости в ее классическом виде и этим особенно привлекателен.

2
Замки Луары: какие и как посещать. Часть 3.2. Эти замки тоже хорошо бы посетить
1
Золотая королевская лилия украшает центральную башню замка. Когда-то ими были увенчаны все башни замка. Конечно же они вернутся на свои места, но реставрационные работы движутся очень медленно.
Золотая королевская лилия украшает центральную башню замка. Когда-то ими были увенчаны все башни замка. Конечно же они вернутся на свои места, но реставрационные работы движутся очень медленно.

Брезе

Замок Брезе находится по соседству с Сомюром в центре обширного винодельческого района. Виноградники вокруг замка занимают площадь 30 га, а в винных магазинах в округе можно увидеть немало разновидностей вина, произведенного на местных винодельческих заводах. Особенно удачными считаются белые вина.

Замок Брезе особенный. Обычно, когда прослеживают «родословную» замков со времени их основания до наших дней, имена всех собственников невозможно бывает даже восстановить, так быстро они меняли друг друга, а замок Брезе за тысячу лет своего существования сменил всего пять семейств-владельцев. Но еще более поразительно то обстоятельство, что в Сомюре одна крепость в буквальном смысле построена над другой. Первые укрепления возникли тут под землей, а не на ее поверхности. Когда начали сооружение подземных пещер определить точно невозможно, но монахи аббатства Святого Флорана в Сомюре (см. описание замка Сомюр) писали о наличии «замка» в Брезе в 1068 году. Они описывали образ жизни первого сеньора, его семейства и крестьян этой деревни, обитавших в пещерах, выдолбленных в толще песчанника на глубине 9 метров.

1
Подземные комнаты.
Подземные комнаты.

Там были помещения для людей, причем некоторые из них довольно вместительные, похожие на подземные залы, для мелкого скота, конюшни, комнаты для хранения продовольствия и корма для животных, для разных видов хозяйственной деятельности. Все это было соединено между собой ходами, лестницами и имело несколько выходов наружу, а также колодцы для освещения.

1
Колодцы для освещения подземелья.
Колодцы для освещения подземелья.
1
Замки Луары: какие и как посещать. Часть 3.2. Эти замки тоже хорошо бы посетить

Протяженность обнаруженных к настоящему времени галерей составляет около 3 км, один из которых открыт для осмотра. Несмотря на холод и неудобства, такое существование обеспечивало «троглодитам» (так называют обитателей подземных, или наземных жилищ, выдолбленных в скалах) защиту от набегов викингов. Защитные оборонительные сооружения тоже находились под землей.

В начале XIV века наследницей замка стала Катерина де Брезе, которая вышла замуж за человека по прозвищу Майе и, в результате, новой семьей, владеющей замком и землей, стали Майе-Брезе. Им удалось сохранить за собой замок на протяжении трех веков. Майе-Брезе взялись за строительство внушительной каменной крепости фактически над подземным лабиринтом.

2
Внешний вид и центральный вход.
Внешний вид и центральный вход.

В 1448 году Жиль де Майе-Брезе, занимавший должность главного охотничьего при герцоге Анжуйском, получил разрешение от герцога построить вокруг замка укрепления, для чего были вырыты вокруг стен сухие рвы глубиной 10–12 метров. Рвы, неприступные стены, подъемные мосты, — все эти аттрибуты средневековья сохранились до наших дней.

1
Сухой ров, окружающий крепость.
Сухой ров, окружающий крепость.

С этого же времени началась традиция заниматься виноделием на землях, принадлежащих владельцам Брезе. Белое вино особенно любил герцог Анжуйский, именовавший себя королем Рене. Прессы для винограда, бочки для вина тоже находились в подземных помещениях под замком и использовались до сравнительно недавнего времени.

1
Винный погреб.
Винный погреб.

Строительство и расширение наземной части замка сопровождалось совершенствованием подземной части. Дополнительные пещеры были вырыты в XV веке, а потом еще раз в XVI веке. В них, кроме винного пресса и чанов для вина, были оборудованы пекарня, обслуживающая не только нужды обитателей замка, но и соседних деревенских жителей, а также комнаты для разведения шелковичных червей.

1
Пекарня, выдолбленная в скале.
Пекарня, выдолбленная в скале.

В XVI и в XVII веках замок принадлежал богатым и влиятельным семьям, близким к Ришелье и принцу Конде, и следы былой роскоши еще заметны в убранстве комнат. В настоящее время он принадлежит графу и графине Кольбер. Они стараются поддерживать замок в надлежащем состоянии, но роскоши в нем не увидишь. Сохранившийся облик средневековой крепости и подземные обиталища прошлых владельцев — это то, что привлекает посетителей.

1
Внутренний двор замка.
Внутренний двор замка.

Вилландри

Вилландри предпочтительно посещать весной и летом, когда погода хорошая и когда все цветет, потому что его главным богатством являются лучшие, наверное, во всей Франции сады, разбитые вокруг замка.

3
Вид на замок и сады Вилландри.
Вид на замок и сады Вилландри.

Конечно, Вилландри тоже имеет свою историю. Средневековый замок существовал здесь с XI века и даже известно имя его владельца, Жоффруа I Рыжего (1025–1091), только деревня в те времена называлась не Вилландри, а Коломбье. К XII веку он перешел графам Амбуазским и вместо деревянного был отстроен в камне. От него до наших дней дошла квадратная башня — донжон, которая стала частью ренессансного замка XVI века. В деревне, соседствующей c замком, есть еще одно строение XI — XII века — церковь Святого Этьена в романском стиле, ее хорошо видно с верхних этажей замка.

1
 
Башня-донжон, сохранившаяся от средневекового замка.
Башня-донжон, сохранившаяся от средневекового замка.

В замке Коломбье произошло важное историческое событие: 4 июля 1189 г. в нем был подписан мирный договор, положивший конец войне между Генрихом II Плантагенетом, королем Англии, графом Анжуйским и Мэйнским, герцогом Нормандии и Аквитании, и королем Франции Филиппом Августом, воевавшим против Генриха в союзе с его сыном, Ричардом Львиное Сердце. Генрих, проигравший войну, соглашался признать Ричарда своим единственным наследником, что должно было облегчить Филиппу возврат захваченных англичанами французских земель.

До начала XVI века замок несколько раз менял собственников, переходя из рук в руки в результате брачных договоров, или продажи, пока, наконец, 4 марта 1532 года его приобрел за 35 тысяч ливров Жан Бретон, выходец из мелкой орлеанской буржуазии, выгодно женившийся на Анне Гедойн, дочери Робера Гедойна, секретаря герцога Орлеанского, ставшего впоследствии королем Людовиком XII. Позже Робер Гедойн стал секретарем по финансам Франциска I и этот свой пост передал зятю, Жану Бретону.

Жан Бретон умел совмещать много функций, выражаясь современным языком был «крепким управленцем». Когда он купил Коломбье (он был переименован в Вилландри только в 1639 году), он уже имел некоторый опыт в архитектуре и строительстве, который он приобрел во время поездок в Италию, а также на практике. Коломбье был вторым строительным проектом Жана Бретона в долине Луары. Дело в том, что Франциск поручил ему надзирать за строительством Шамбора, начатого несколькими годами раньше. Видимо для того, чтобы облегчить присутствие Бретона на стройке, король передал ему участок земли в местечке Вильсавен в 10 км от Шамбора, строительные материалы и рабочих для возведения там замка. Работы в Вильсавене начались в 1527 году.

В Коломбье/Вилландри Бретон взялся за переделку средневековой крепости в ренессансный замок. От старых построек в форме буквы L, расходящихся в разные стороны от башни-донжона, он оставил только башню, а два крыла перестроил в стиле ренессанс и добавил к ним третий.

1
 
Три крыла замка, смотрящего на реку Шэр.
Три крыла замка, смотрящего на реку Шэр.

Замок окружили каналами с водой и садами, создание которых тоже началось при Бретоне, но тогда они не имели таких размеров.

4
Замки Луары: какие и как посещать. Часть 3.2. Эти замки тоже хорошо бы посетить

Жан Бретон умер в 1542 году, а на следующий год его вдова принимала в Вилландри Франциска I.

На протяжении последующих двух столетий ренессансный замок переходил из рук одних наследников Бретона другим, и там не производилось серьезных изменений. Но вот когда в 1754 году замок приобретает граф Мишель-Анж де Кастеллано, в замке и парке происходят значительные перемены. Новый владелец был посланником короля Людовика XV, выходцем из старинного и прославленного дворянского рода из Прованса, обладателем большого состояния. Деньги и усилия-Де Кастеллано решил направить на превращение Вилландри из красивой летней резиденции во дворец с самыми высокими для своего времени условиями комфорта. В XVIII веке эти условия стали другими. Де Кастеллано занялся тепло- и звукоизоляцией комнат посредством обивки стен деревянными панелями, провел водопровод.

2
Замки Луары: какие и как посещать. Часть 3.2. Эти замки тоже хорошо бы посетить

Вместо наружной лестницы в круглой башенке, он построил внутреннюю лестницу из белого песчаника, украсив ее великолепными литыми решетками и перилами, а также переделал столовую, оборудовав в ней фонтан, покрыл полы мраморной плиткой в стиле жилых помещений юга Франции, откуда он был родом. Лестница, и столовая Вилландри считаются шедеврами архитектуры и отдельно охраняются как исторические памятники с 1934 года.

2
Главная лестница в стиле Людовика XV, украшенная литьем и вензелем с инициалами Мишель-Анжа де Кастеллано. Лестница является историческим памятником и охраняется государством. Владельцы замка не имеют права внести какие-либо изменения в ее внешний вид без согласования с компетентными государственными органами.
Главная лестница в стиле Людовика XV, украшенная литьем и вензелем с инициалами Мишель-Анжа де Кастеллано. Лестница является историческим памятником и охраняется государством. Владельцы замка не имеют права внести какие-либо изменения в ее внешний вид без согласования с компетентными государственными органами.
1
Замки Луары: какие и как посещать. Часть 3.2. Эти замки тоже хорошо бы посетить
1
Столовая в провансальском стиле. Как и центральная лестница, столовая является отдельным историческим памятником.
Столовая в провансальском стиле. Как и центральная лестница, столовая является отдельным историческим памятником.

При-Де Кастеллано изменился и фасад замка, утратив многие ренессансные черты. То же произошло и с садами. В 1760 году де Кастеллано купил землю и расширил территорию садов, устроив в них водоемы, прямые длинные аллеи, оранжереи, террасы. Вместо ренессансного сада получился французский парк.

Финансовые трудности, с которыми столкнулась семья де Кастеллано в годы Великой французской революции, вынудили сына Мишель-Анжа продать Вилландри в 1791 году торговцу из Нанта Франсуа Шенэ. Шенэ нажил свое богатство на торговле рабами и кофейных плантациях на Антильских островах. Но эпоха процветания закончилась для него в следующем 1792 году, когда в Санта Доминго произошла революция и рабство отменили.

Шенэ лишился своего состояния, оказался в долгах и решил как можно быстрее избавиться от Вилландри. В результате, поместье, стоимостью около миллиона ливров, было продано в 1800 году за 350 тысяч фининсисту и биржевому игроку Габриелю-Жюльену Уврару.

Уврар и его наследники, судя по всему, не слишком много времени проводил в Вилландри и не занимались его поддержанием. Век спустя замок и все имение оказалось в полном запустении, на грани разрушения, а французские сады заросли лесом. На помощь Вилландри опять, как в XVI веке при Жане Бретоне, пришла женщина, вернее мужчина, женатый на женщине с большими деньгами.

Йоахим Корвальо, прадед нынешнего владельца Вилландри, был по происхождению испанцем, а по образованию врачом. Он стал известным доктором и исследователем в области физиологии пищеварения сначала в Мадриде, а затем в Париже, в лаборатории лауреата Нобелевской премии Шарля Рише, любимым учеником которого был Корвальо. В той же лаборатории он случайно встретил Энн Колеман, молодую практикантку из штата Пенсильвания, США. Обсуждая войну Америки против Испании за Кубу, американка обнаружила, что влюблена в талантливого врача, и вскоре они поженились. Энн Колеман оказалась наследницей крупнейших металлургических магнатов Пеннсильвании, что позволило молодым людям, которые кроме медицины увлекались еще и искусством, собрать великолепную коллекцию испанской живописи.

Йоахим и Энн долго искали место, где эту коллекцию можно было бы выставить, и нашли Вилландри. Вот как Корвальо описывал приобретение Вилландри: «Я был неподалеку от Лиона, когда услышал разговоры об этом имении. Я решил поехать посмотреть. Замок был весь в окнах, балконах, ложных отверстиях, прятался в лесу и зелени деревьев. Однако ансамбль этот мне понравился. Цена не показалась завышенной. Акт о покупке был подписан незамедлительно».

Йоахим Корвальо и Энн Колеман приобрели Вилландри в 1906 году за 120 тысяч франков. Супруги оставили медицину, и всю свою энергию и средства направили на восстановление Вилландри в его первоначальном виде ренессансного замка.

1
Замок и сады составляют единое целое и из окон любой комнаты можно их увидеть.
Замок и сады составляют единое целое и из окон любой комнаты можно их увидеть.

Замок в стиле XVI века должен иметь соответствующий этому стилю парк. Будучи человеком от науки, Корвальо изучил все имевшиеся документы и планы садов, разбитых при де Кастеллано, его предшественниках и последователях, прибегал к помощи ландшафтных архитекторов, предлагал свои собственные идеи. То, что в результате получилось, являет собой неповторимый и непревзойденный шедевр садово-парковой архитектуры, единственный во Франции и заслуживающий посещения сам по себе, даже без экскурсии по замку.

4
Сады любви и сады крестов.
Сады любви и сады крестов.
3
Сады орнаментов.
Сады орнаментов.
1
Сады воды.
Сады воды.
2
В конце мая сады Вилландри утопают в розах. Кажется, что все возможные разновидности этого растения можно увидеть в Вилландри.
В конце мая сады Вилландри утопают в розах. Кажется, что все возможные разновидности этого растения можно увидеть в Вилландри.

Юссе

Когда говорят об Юссе, сразу же вспоминают Шарля Перро и его сказку «Спящая красавица». Автор, якобы, бывал в замке и так полюбил его, что действие в своей сказке описал так, будто все происходило именно там. В это хочется верить, уж очень этот замок гармоничный и прямо какой-то сказочный. На сравнительно небольшой территории помещается все: и замок с башенками и машикулями, и небольшая церковь-часовня, и винные погреба, и конюшня, и тюрьма, и оранжерея, и французский садик с фонтаном, геометрически правильными дорожками и цветами и даже ландшафтный парк с 200-летними ливанскими кедрами. Что еще бывает в сказочном замке? Ах, да! Должны быть прекрасные девушки, добрые феи и злые волшебника, и все это тоже есть: они живут в самой большой круглой башне замка, можно на них посмотреть и послушать их историю.

2
Замки Луары: какие и как посещать. Часть 3.2. Эти замки тоже хорошо бы посетить

История же самого Юссе очень длинная, ему более тысячи лет. Начиналось все, как обычно, с бесконечной борьбы блуазских с анжуйскими за красивые, плодородные земли исторической французской провинции Турень, лежащей по обе стороны Луары и ее притоков. На перекрестке дорог (в буквальном смысле, т. к. дорога, идущая от Луары, просто упирается в Юссе) в начале XI века Гельден Первый, местный дворянин, построил крепость, скорее всего деревянную, но на каменном основании. Оно вскрылось позже при строительстве последующих крепостей. На протяжении веков сооружение это использовалось в войнах местных дворян и в сражениях столетней войны, и вот ближе к ее завершению, в 1440 году, Юссе перешло в собственность Жану де Бейлю, бывшему соратнику Жанны д’Арк, служившему у Карла VII. Его сын, Антуан, женился на одной из дочерей Карла VII и Агнес Сорель (о ней подробно написано в описании замка Лош), и при этих двух де Бейлях началось строительство теперешнего замка. Столетняя война еще не закончилась, поэтому замок сохраняет много черт оборонительной крепости. Наиболее старой постройкой считается тюремная башня, внутри была первая часовня. В 1485 году де Бейль разорился и продал замок Жаку д’Эспинэ, который развернул там серьезные строительные работы.

При семействе д’Эспинэ стал меняться стиль замка, превращаясь из крепости в богатую резиденцию. Построенные при них крылья дворца имели больше итальянских черт.

2
Вид на западное крыло замка из парадного двора. Поразительной красоты люкарны (окна, прорезанные в крыше) – типичный элемент французского ренессанса.
Вид на западное крыло замка из парадного двора. Поразительной красоты люкарны (окна, прорезанные в крыше) – типичный элемент французского ренессанса.

Кроме того, сын Жака, Шарль д’Эспинэ, построил на территории усадьбы замечательную церковь, стоящую на возвышении отдельно от замка.

3
Коллегиальная капелла Святой Анны была построена Шарлем д’Эспинэ в 1521 году и с тех пор мало изменилась.
Коллегиальная капелла Святой Анны была построена Шарлем д’Эспинэ в 1521 году и с тех пор мало изменилась.

Окончательный свой вид замок преобрел уже в XVII веке, когда, поменяв нескольких владельцев, он перешел в руки дочери маршала де Вобана, гениального военного инженера и строителя, и маркиза Луи Бернен де Валентине, сына финансового контролера Людовика XIV. Так много знаменитых людей приложили руки к созданию Юссе! Сам Вобан спроектировал террасы, на которых Андре ле Нотр, создатель парка в Версале, разбил французский сад.

1
Этот сказочный замок стоит на перекрестке дорог на берегу реки Индр недалеко от ее впадения в Луару.
Этот сказочный замок стоит на перекрестке дорог на берегу реки Индр недалеко от ее впадения в Луару.

Уже в XIX веке Шатобриан, часто гостивший в Юссе, подарил тогдашней хозяйке, герцогине Дюра, ливанские кедры, которые все еще растут на склоне холма.

1
Ливанский кедр, подаренный Шатобрианом герцогине Дюра, растет на этом склоне 200 лет.
Ливанский кедр, подаренный Шатобрианом герцогине Дюра, растет на этом склоне 200 лет.

В XIX веке замок снова перестраивали, дополнив его красивой лестницей,

2
Парадная лестница с коваными перилами появилась в замке в XIX веке. А дамы на ней – из середины ХХ –го.
Парадная лестница с коваными перилами появилась в замке в XIX веке. А дамы на ней – из середины ХХ –го.

галереей в неоготическом стиле, в котором сейчас вывешена коллекция старинных гобеленов, изменив фасад восточного крыла.

2
Коллекция гобеленов XVI века развешана на стенах галереи. Это редкий и ценный экземпляр, т.к. обычно на гобеленах изображались мифологические сюжеты, а на этом – сцены из сельской жизни и обычные занятия крестьян.
Коллекция гобеленов XVI века развешана на стенах галереи. Это редкий и ценный экземпляр, т.к. обычно на гобеленах изображались мифологические сюжеты, а на этом – сцены из сельской жизни и обычные занятия крестьян.

В конце XIX века собственником замка стало семья Блака, родственников Дюра. Они владеют замком и сейчас, и в 1975 году открыли его для посещения публики.

Нынешние владельцы занимают западное крыло замка, а остальную его часть они заселили персонажами из разных эпох, которые демонстрируют нам наряды своего времени. Все эти куклы расположены таким естественным образом, что хочется с ними поздороваться и заговорить, когда входишь в очередную комнату. Одежда, обувь, аксессуары, — все подобрано в духе времени. Ну вот посмотрите сами на фото внизу. Экспозиция занимает все комнаты замка и меняется каждый год.

1
Замки Луары: какие и как посещать. Часть 3.2. Эти замки тоже хорошо бы посетить
1
Замки Луары: какие и как посещать. Часть 3.2. Эти замки тоже хорошо бы посетить
1
А эти ближе к нашим дням, из 30х годов прошлого века.
А эти ближе к нашим дням, из 30х годов прошлого века.
1
Столовая XVIII века в стиле Людовика XIV.
Столовая XVIII века в стиле Людовика XIV.
1
Парадная гостиная XIX века.
Парадная гостиная XIX века.

Анжэ

Замок в Анжэ имеет длинную историю, но собственно исторического в нем сохранилось немного. Его следует посетить, чтобы увидеть шпалеры XIV века, изображающие сцены Апокалипсиса, которые выставлены в специально сооруженной для них галерее на территории замка.

Когда в 1992 году обнаружилось, что галерея нуждается в ремонте, на примыкающей к ней территории были произведены превентивные археологические работы, направленные на то, чтобы от ремонта галереи не пострадали другие исторические объекты на территории замка. Раскопки, продолжавшиеся до 2003 года, обнаружили остатки человеческих поселений, располагавшихся на месте современного замка задолго до того, как сюда в I веке пришли галло-римляне. Эти последние создали город, обнесенный стеной с контрафорсами, и назвали его в честь Юлия Цезаря Юлиомагус. С IX века Анжэ становится столицей Анжуйского графства, и первый средневековый замок, окруженный рвом, на высоком берегу реки Мэн построили при династии Плантагенетов между IX и XII веками.

Фортификационные сооружения, которые дошли до наших дней, были сооружены при Людовике IX с 1228 по 1238 гг.

2
Крепостные стены с башнями были возведены в XIII веке.
Крепостные стены с башнями были возведены в XIII веке.

Для этого пришлось передвинуть на новое место целые городские кварталы вместе с церквями и их служителями. Королевской казне строительство замка обошлось в 5000 ливров, но этого оказалось недостаточно и на жителей города был введен специальный налог для финансирования строительства. В результате появились, наверное, самые красивые фортификационные сооружения XIII века: стена длиной 800 метров с 17 круглыми башнями высотой более 40 метров, окружавшая замок с трех сторон. Четвертая сторона выходила на высокий берег реки Мэн и не нуждалась в укреплениях.

2
Река Мэн протекает прямо под крепостными стенами и скалой, на которой был возведен вначале галло-римский лагерь, а затем замок.
Река Мэн протекает прямо под крепостными стенами и скалой, на которой был возведен вначале галло-римский лагерь, а затем замок.

Своего расцвета замок в Анжэ достиг в XV веке при герцоге Рене Анжуйском, в конце этого же столетия вокруг стены был вырыт глубокий ров, который никогда не заполнялся водой.

2
Восстановленные исторические постройки на территории замка.
Восстановленные исторические постройки на территории замка.

В период религиозных войн замок захватывали то католики, то протестанты и, чтобы ни те, ни другие не могли использовать его против короля, Генрих III в. 1585 г. приказал снести его. К счастью, в то время хватало других забот, и процесс разрушения стен продвигался очень медленно, а затем и совсем прекратился.

В XVI веке замок Анжэ служил большей частью тюрьмой и приютом для инвалидов. В 1661 году там три недели находился в заключении Николя Фуке, суперинтендант финансов Людовика XIV, которого легендарный Д’Артаньян арестовал по приказу короля в Нанте.

В XVIII веке замок постепенно приходил в упадок. В период Великой французской революции там заседал Революционный комитет Анжэ, а затем он снова превратился в тюрьму во время террора и войны в Вандее.

В период после наполеоновских войн в замке были устроены казармы для военных, сначала прусских, а потом снова французских. Несмотря на то, что в 1875 году он был включен в список исторических памятников, королевский замок и часовня были разрушены, а казармы остались.

К началу XX века состояние замка было настолько плачевным, что опять возник вопрос о его сносе. В 1912 году городские власти взяли территорию рвов вокруг стен в аренду и разбили там городской сад.

2
Городские сады были разбиты во рвах вокруг стен в начале ХХ века.
Городские сады были разбиты во рвах вокруг стен в начале ХХ века.

К 1939 году между Администрацией по делам изобразительных исскуств и армией было достигнуто соглашение о восстановлении замка, но началась война, и Анжэ был оккупирован немцами.

В 1945 году снесли то, что настроили военные, и начали восстановление часовни. В 1952 году было принято решение о строительстве на территории замка специального помещения, предназначенного для экспозиции шпалер Апокалипсиса, и оно было закончено к 1954 году.

Анжерский Апокалипсис — это самая большая в мире серия средневековых шпалер, изображающая сцены из Откровения Иоанна Богослова. Они были заказаны Людовиком I, герцогом Анжуйским, у самого известного в то время ткача гобеленов Николя Батайя между 1373 и 1377 годами. Эскизы для шпалер были выполнены художником Жаном Бондолем из Брюгге, работавшем при дворе французского короля Карла V. Источником для композиций послужили миниатюры из рукописных «Комментариев к Апокалипсису», манускрипт принадлежал Карлу V. Но возможно, что и другие рукописи с иллюстрациями Апокалипсиса могли использоваться художником. В их числе называют манускрипт XII века, написанный в монастыре Вифлеем близ города Камбре на севере Франции, манускрипт, хранившийся в семинарии в Намюре и другие источники. Ученые затрудняются назвать какой-то один из них.

По всей вероятности, шпалеры были изготовлены в Париже в мастерской Робера Пуансона, но возможно Никола Батай заказал их одновременно в разных мастерских, о чем свидетельствуют различные техники изготовления шпалер. Предположительно, работа была завершена между 1380 и 1382 годами.

Шпалеры изготовлены из шерсти, использованной как для основы, так и для утка. Шерсть окрашена растительными красителями, такими как резеда для желтых оттенков, марена для красных и вайда для синих. Использованы не больше пяти оттерков каждого цвета краски. Шпалеры двухсторонние, рисунок идентичный на лицевой и изнаночной стороне, что говорит о высоком мастерстве ткачей.

Поскольку все шпалеры не сохранились, ученым так и не удалось с уверенностью сказать, каков был первоначальный размер всей серии. Предполагается, что вся композиция площадью 850 квадратных метров имела длину около 140 метров и высоту 6 метров.

3
Галерея шпалер Анжерского Апокалипсиса.
Галерея шпалер Анжерского Апокалипсиса.

До середины ХХ века считали, что серия состояла из 7 частей, в каждой было по 7 шпалер на синем и 7 шпалер на красном фоне, притом каждая отдельная шпалера была разделена на 2 части: нижнюю и верхнюю. Современные историографы предполагают, что частей было 6 по 14 шпалер каждая, и каждую серию предваряла одна большая картина.

1
Замки Луары: какие и как посещать. Часть 3.2. Эти замки тоже хорошо бы посетить

Шпалеры вывешивались по торжественным случаям. Например, известно что их использовали в 1400 году во время свадьбы Людовика II, на которой присутствовал архиепископ Арля. Герцог Рене Анжуйский в XV веке подарил шпалеры собору Анжэ, и они стали частью сокровищницы собора. Их свернули без всякой основы и хранили в сундуках, доставая по большим религиозным праздникам.

В 1782 году почему-то было решено, что шпалеры мешают пению в соборе, и их попытались продать. Но покупателя не нашлось, и тогда их стали использовать для утепления оранжерей зимой, украшения конюшен и под занавески на окнах.

Интерес к шпалерам вновь возник к концу XIX века, они были переданы обратно собору, где была проведена их частичная реставрация. После принятия в 1905 году закона об отделении церкви от государства, церковь была обязана предоставить для обозрения публики свои реликвии и ценности. В 1910 году Администрация по делам изобразительных искусств переделала бывший епископальный дворец в музей ковров, и шпалеры были переданы туда. И только в 1954 году для них было построено специальное помещение на территории замка Анже, где они и поселились.

2
Замки Луары: какие и как посещать. Часть 3.2. Эти замки тоже хорошо бы посетить
2
Замки Луары: какие и как посещать. Часть 3.2. Эти замки тоже хорошо бы посетить

Сначала галерея имела естественное освещение и, в результате воздействия солнечного света, шпалеры начали выгорать. В 1996 году она была переоборудована таким образом, чтобы в помещении было полутемно (освещение составляет не более 40 свечей) и температура воздуха была около 19 градусов Цельсия при постоянной влажности.

Из первоначальных 140 метров шпалер только около 100 метров сегодня выставлены для обозрения. Из 90 картин полностью сохранились 68 и 7 частично. Больше всего они пострадали не тогда, когда висели в конюшнях, или на крышах оранжерей, а когда свернутыми лежали в сундуках в соборе. Но то, что осталось, свидетельствует о тонком вкусе заказчика, высочайшей изобретательности художника, создавшего эскизы, и удивительном мастерстве и качестве работы ткачей, которыми мы можем сегодня наслаждаться.

Теги: Автопутешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии