Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 12:10

Сочи — Россия Декабрь 2022

Не морем единым можно наслаждаться, оказавшись в Сочи. Представьте себе солнечный погожий денек, совсем не летний, а самый что ни на есть декабрьский, но без снега и хмари, с 12-ю градусами за окном, а под ним — наперекор зиме — цветущий розовый куст. Как же было здорово очутиться нам, жителям средней полосы, в райском месте, где далеко не все растения уходят на заслуженный зимний отдых, продолжая радовать вечно зеленым буйством и поздними цветами, утратившими пышность, но не растерявшими трогательную нежность и изящество. На контрасте ощущений зимнего присутствия в разных точках необъятной России мы и решили провести день в самых известных парках южного курорта: Ривьере и Дендрарии. Ривьера — одна из визиток города, поэтому редко кто ее пропустит. Если в апреле 2022 я заглядывала сюда, чтобы полюбоваться цветением сакуры и тюльпанов, то накануне нового года мои глаза, в основном, охотились за символами грядущего праздника

Два в одном. Ривьера и Дендрарий

Главный вход в парк оформлен чудесно, но все внимание по-прежнему приковывают часы в приоткрытой жемчужине, находящейся в центре цветочной клумбы. Время бежит, и всё изменяется со временем или наоборот — остается неизменным? Каждый волен выбрать свой вариант… Новогодняя мишура, на фоне буйной зелени отражает солнечные лучи, высвечивающие традиционные шары, вплетенные в ветви венка

С первых шагов парк радует различными инсталляциями, арт-объектами, скульптурными группами и памятниками знаменитостям

Два в одном. Ривьера и Дендрарий

На площади почти в 15 га их предостаточно. Двухметровая скульптура Василия Алексеевича Хлудова и его бюст установлены на главной аллее. Именно этому человеку мы и обязаны за прогулки среди различных экзотов

Основатель Сочинского парка «Ривьера» был предпринимателем, меценатом, незаурядной личностью, членом правления Егорьевской бумагопрядильной фабрики Товарищества «А. и Г. братьев Хлудовых». В 1882 году, получив свою долю наследства после смерти отца, он приехал в Сочи и приобрёл земли на правобережье речки Сочи (я привыкла к тому, что местные называют её Сочинкой). Разбив свой сад в самой лучшей, равнинной части своего имения, владелец земель выделил возвышенное место для строительства дачи, проложив от нее несколько аллей, расходящихся лучами. Между ними на просторных полянах признанные московские агрономы и садовники высадили экзотические декоративные растения. До установления советской власти сочинский парк именовался Хлудовским. В 1920 году он перешёл в ведение Сочинского курортного управления и до 1937 года. С 1937 года получил название «Ривьера». В годы Великой Отечественной войны парк превратился в место дислокации и отдыха воинских частей. Здесь же разместилась боевая техника: танки, грузовики с пулеметными установками, походные солдатские кухни, палатки для бойцов. По словам очевидцев, это событие нанесло парку значительный ущерб. Чтобы готовить обед в походных кухнях, нужны были дрова. Поэтому уничтожались деревья, ломались деревянные постройки, жглись костры. Затем были годы реконструкции и обновления, приведшие парк к состоянию, которое не может не радовать нас сейчас. Русский предприниматель, В. А. Хлудов, помимо того, что подарил городу парк, сделал много и других добрых дел для Сочи: проложил первые участки асфальта в городе, открыл несколько магазинов, построил винный завод, высадил виноградники. Так как у меня осталась подробная коллекция апрельских фотографий парка «Ривьера», я подошла к фотографированию с небрежностью, как большинство людей, не обремененные желанием смотреть на мир через объектив. Кого удивишь знакомыми видами? Но мимо белеющих ангелочков на фоне зимней зелени не смогла пройти — милы

Два в одном. Ривьера и Дендрарий

Увидела старого знакомого — космонавта в скафандре возле Аллеи Дружбы, с 45ю деревьями, собственноручно высаженными более полувека назад российскими космонавтами, их коллегами из Америки и другими выдающимися людьми

В прошлый раз я все здесь обошла

Два в одном. Ривьера и Дендрарий

Мимо бронзовой двухметровой таксы, поставленной в качестве забавной скамейки в 2007 году, мимо «зомби» с телефонами в руках, приросших к скамейке, мы идем не спеша по главной аллее, примечая новогоднюю символику, которой здесь не густо, но тем не менее, приближение праздников ощущается

Два в одном. Ривьера и Дендрарий

Карусели ждут маленьких посетителей, застыв в простое

Зима оголила платаны и освободила перспективу от лишней листвы

Два в одном. Ривьера и Дендрарий

Зимняя реплика былого буйноцветения радует лаконичностью и завершенностью

Скоро, и года не пройдет, здесь будет такой шикарный цветник! А сегодня люди безмерно рады солнышку и благодарны скромным дарам зимнего субтропического сада. Мои дочь и муж послушно следуют за мной, так как любят просто гулять, не погружаясь в детали. И я веду их по тем уголкам сада, которые мне нравятся. Неподалеку от Зеленого театра есть Аллея писателей, заложенная в 1950 годах. Двадцать монументов известных литераторов призваны стать ее украшением

Два в одном. Ривьера и Дендрарий

Лужайка цвета бриллиантовой зелени радует взор южной сочностью, служа прекрасным фоном для неустанного фонтана. Самой старой декоративной композицией «Ривьеры» считается «Лань с детёнышем». Изобразил эту милую парочку на скале П. В. Дзюбанов — сочинский скульптор, выпускник Казанского художественного училища, подарив ее парку в 1939 году (знаменитый фонтан в санатории имени Орджоникидзе, около которого приземлились Старик Хотабыч и Волька в фильме «Старик Хотабыч», также является его творением)

Фоном для композиции служит так называемая дача Хлудова — то во что она превратилась стараниями господина Брынцалова (собственника объекта) и иже с ним, являясь абсолютным «новоделом». Здание получилось нарядным, пряничным, но лишенным своей историчности

Два в одном. Ривьера и Дендрарий

Любят нувориши канареечные цвета — версия проекта предполагала приглушенные, пастельные тона. Декоративное убранство и живописные полотна, которыми обладала дача, утеряны, фрески погублены, окна, двери, перекрытия уничтожены. Новые владельцы дом снесли полностью, заново построив «теремок» в 2012 году, не пытаясь воссоздать исторический облик. Сейчас здание находится в частной собственности и используется в соответствии с духом времени — в нем обустроен шикарный бутик-отель для «випов». Радует, что хотя бы фонтан и клумбы еще доступны для простых смертных. На том прощаемся с Ривьерой и идем гулять по новогодним улицам и к морскому вокзалу, добирая впечатлений.

В Дендрарии я не была 100 лет, с 1994 года. Парк исторический, он закладывался по европейскому образцу в конце XIX века по замыслу искусствоведа и писателя Сергея Николаевича Худекова, купившего землю на южном склоне Лысой горы, чтобы воплотить мечту о создании прекрасного образца живой природы. Почитав отзывы, я склонилась к тому, что на вершину горы при существенном перепаде высот мы поднимемся на фуникулере, чтобы сберечь силы, а исследовать парк будем, спускаясь вниз ножками. Нижняя станция канатки находится рядом с сочинским цирком. Чем хорош сочинский конец декабря, так это малолюдностью во всех знаковых местах города и отсутствием очередей. Купив билет на подъемник и на посещение дендрария (500 за канатку+320 за вход в парк = 820 руб.), мы чуть-чуть подождали, когда одна из двух кабинок фуникулера прибудет за очередной порцией желающих прокатиться. Всего 4–5 минут — и мы на вершине Лысой горы.

Верхняя станция канатки оборудована удобной смотровой площадкой в несколько ярусов, с которой открывается неплохой вид на Черное море, порт, отдельные вершины Кавказского хребта, городской пейзаж и гору Ахун (была на солнечной стороне — неудачная фотография)

Два в одном. Ривьера и Дендрарий

Полюбовались, теперь можно погулять среди буйства зимней субтропической зелени (билет на посещение храните, так как по нему придется проходить в Нижний парк, который отделен от Верхнего Курортным проспектом). Склон довольно крут, но спускаться по манящим дорожкам приятно, и глаза разбегаются от возможностей свернуть на разные тропинки, опоясывающие склон

Два в одном. Ривьера и Дендрарий

Мы заранее не готовились к исследованию Дендрария, а зря. В Верхнем парке очень мало указателей и информационных щитов, поэтому выбирали пути интуитивно, практически не обследовав левую сторону (при спуске). Зелень среди зимы ценится особенно и вызывает трепет

Два в одном. Ривьера и Дендрарий

История Сочинского дендропарка начинается с визита Императора Александра III в. 1889 году в гости к Сергею Худекову, редактору ведущей столичной газеты. И тогда, в непринужденной беседе за чаем, государь предложил Сергею Николаевичу заняться освоением недавно присоединенных земель черноморского побережья. После недолгой беседы и совещания с супругой буквально через несколько дней Худековы стали владельцами 50 десятин земли неподалеку от приморского посада Даховский на южном склоне Лысой горы. Сергей Худеков был знатоком субтропических растений, и с помощью своего друга садовника К. А. Лангау, обустроил территорию по типу франко-итальянских террасных парков конца XIX века, высадив более 400 видов разных растений, одних только пальм до 25 видов. Причудливые стволы деревьев

Все пальмы на Аллее мэров посажены мэрами зарубежных городов-побратимов и иностранными градоначальниками

Уголок Китая в Верхнем парке

Приятное местечко. Монументальный трёхъярусный фонтан «Сказка», созданный по мотивам «Сказки о царе Салтане»

Все в сборе: князь Гвидон, белка с золотыми орехами, тридцать три богатыря, дядька Черномор; корабль на поднятых парусах, белые лебеди с раскрытыми крыльями и прекрасная Царевна-лебедь, завершающая композицию, словно сказочная птица, взлетевшая к облакам. Изучаем на ходу, на что стоит обратить внимание, заглядывая в интернет. Оказывается здесь живут павлины! Идем в живой уголок, где царственные птицы преспокойно разгуливают по дорожкам и лужайкам

Два в одном. Ривьера и Дендрарий

Чтобы увидеть распушенные хвосты самцов, сюда надо приходить по весне. Традиция разводить павлинов, считающихся символом царства растений, в «Дендрарии» сохранилась со времен основателя парка Сергея Худекова. Перья павлина украшают и центральный вход в «Дендрарий». А вот страусы содержатся в вольерах, при этом активно попрошайничают, выпрашивая у посетителей лакомства. Детей от вольеров не оттащишь. Аллея кипарисов, ведущая к японскому саду

Деревья, достигающие 40 метров, растут с начала основания дендрария, и были привезены с Кипра и острова Крит. Среди кипарисов снуют реактивные белки, поселившиеся в дуплах и время от времени выходящие на просторы парка поздороваться с туристами

Два в одном. Ривьера и Дендрарий

Крошечный по площади Японский Садик при помощи небольшого количества архитектурных форм воссоздает дух японских садов: это несколько каменных фонариков, мостик, стилизованная беседка, пруд с мраморным покрытием

После развлечений в живом уголке и прогулки вдоль бамбуковых зарослей центральная дорожка привела нас в самый изысканный уголок дендропарка. Неожиданно между кипарисами и пальмами появилось элегантное здание в стиле модерн с тоненькими колоннами, балконами с ажурной ковкой, просторной террасой, смотрящей как на море, та и на прекрасный парковый ансамбль

Два в одном. Ривьера и Дендрарий

Вилла «Надежда» была построена в 1899 г., став центром притяжения для всякого, кто оказывался на роскошной даче состоятельной семьи Худековых (тот редкий случай, когда можно порадоваться за людей, достигших состояния и положения в обществе благодаря неустанному труду). Появлению этого чудесного дома, как и парка в целом, предшествовала длительная, история преодоления трудностей авторами проекта (супругами Худековыми) в условиях суровой действительности. Молодая девушка Надежда Страхова выходит замуж против воли отца за начинающего литератора, отставного майора, человека без стабильного заработка, приходящегося ей кузеном. В 1867 супруги, взяв в аренду «Петербургскую газету», работают, не покладая рук, преодолевая материальные и финансовые трудности. Так, для выпуска очередного номера им пришлось заложить вещи из более чем скромного имущества, вплоть до перины. Со временем молодая чета смогла увеличить тираж и выкупить газету, первый номер которой вышел 1 августа 1871 года уже под именем С. Н. Худекова. Рассчитывая исключительно на свои силы, главный редактор старался сделать издание популярным, привлекая к сотрудничеству известных литераторов и деятелей культуры: В. Г. Авсеенко, Н. С. Лескова, А. П. Чехова, В. И. Немировича-Данченко и многих других. Надежда Алексеевна во всем поддерживала мужа и всячески ему помогала — переводила с французского романы, писала и печатала свои маленькие рассказы, составляла для газеты театральные рецензии. Помимо редакционных дел Худеков создавал пьесы, романы, стал автором фундаментального труда четырёхтомной «Истории танцев». Также он написал несколько балетных либретто, по одному из которых во многих театрах мира до сих пор ставится балет «Баядерка» (прославленный балетмейстер Мариус Петипа был его близким другом). Типографская деятельность требовала больших денежных вложений, что сподвигло Худекова, ни много ни мало, стать миллионером. Отставной майор, заядлый театрал, человек, крайне далекий от сельского хозяйства, угадал моду на воссоздание живой природы с необычными растениями и рукотворными лесами. Сергей Худяков приобрел в Рязанской губернии запущенное и заложенное в Дворянском земельном банке имение Ерлино, превратив его в образцовое хозяйство. Чудом усадьбы Ерлино стал настоящий ботанический сад, принесший награду своему создателю — золотую медаль Всемирной Парижской выставки. Стабильные доходы, обеспечивавшие благополучие семьи и благословение императора позволили Сергею Худекову приобрести еще один участок земли — в Сочи, разбить на нем парк и выполнить обещание, данное жене в молодости — увековечить имя любимой. Так в объятиях экзотических растений появилась вилла «Надежда»

Памятник основателю дендропарка. Сергей Худеков был романтиком, любившим удивлять гостей, среди которых было немало знаменитостей. От открывавшихся видов на парк и море у гостей всегда захватывало дух, впрочем, как и у меня

Два в одном. Ривьера и Дендрарий

Красота необыкновенная — гуляла бы и гуляла — важно лишь подгадать момент, чтобы людей было поменьше. В архитектурный замысел особняка удивительно органично вписана композиция «Утро». Эскиз этого очаровательного ансамбля создал сам Сергей Николаевич Худеков. Утро было его любимым временем суток, и неудивительно, что в композицию вошли такие символы начала дня, как Петух, Рыбак и Пастушок со свирелью

Петух извещает о начале нового дня. Рыбак с утра забрасывает в море сеть (скульптура «Рыбак, забрасывающий сеть» — известная работа французского скульптора, итальянца по происхождению Поля Габриэля Капелларо, работавшего с фирмой А. Дюране). Пастушок с утра берется за свирель, выпуская на свет чарующую мелодию

Два в одном. Ривьера и Дендрарий

К морю от виллы спускается широкая лестница с парапетом и цветочными вазонами, ведущая к фонтану «Амуры», отлитому из чугуна по эскизам Сергея Николаевича Худекова

Два в одном. Ривьера и Дендрарий

По мнению владельца виллы, семья — это главное, что есть в жизни человека, и построение фонтана раскрывает форму счастливой семьи: дельфины, находящиеся у основания скульптуры — Мудрость; купидоны, тянущиеся к амфоре любви — Терпение и Любовь; чаша, которую они поддерживают — символ Благополучия и Достатка

Еще одно украшение парка — Греческая, или Мавританская беседка

Два в одном. Ривьера и Дендрарий

Её, как и многие другие объекты парка, также проектировал сам Сергей Худеков, посвятив своей жене. Из-за смешения стилей она получила двойное название (купол напоминает купол мечети, а колонна, увенчанная Афродитой, похожа на минарет). Восемь круглых колонн поддерживают купол Греческой беседки

От неё идут три площадки, окруженные колоннами и украшенные цветочными вазонами. Лежащие львы охраняют вход

Два в одном. Ривьера и Дендрарий

Неподалеку находится Пуэрариевая беседка или Пергола, названная по имени лианы с резными листьями и фиолетово-пурпурными цветками. На парапет «Пуэрариевой беседки» взгромоздились огромные грифы. Сергей Худеков придумал её для созерцания восходящего солнца

Спускаемся ниже, и перед нами расстилается по-южному пышно обрамленная, нарядная английская лужайка.

Два в одном. Ривьера и Дендрарий

После этой красотымы направляемся к подземному переходу на территорию Нижнего парка, пройдя через установленный охраняемый турникет, к которому придется приложить тщательно сохраняемый билет. Приятная прогулка имеет продолжение среди равнинного ландшафта по сравнительно небольшой территории среди разнообразной живности: лебедей, уток, пеликанов, голосистых петухов и их подружек

Два в одном. Ривьера и Дендрарий

Небольшие водопады, мостики, утопающие в зелени субтропиков, тропинки, аллеи и настоящий бамбуковый лес - все это выглядит весьма приятно и радует живостью пейзажа

Два в одном. Ривьера и Дендрарий

Среди большого пруда на искусственном островке установлена скульптура «Нептун», а рядом — беседка с колоннами (Беседка у пруда)

Два в одном. Ривьера и Дендрарий

Здесь живет пеликан. Розарий без роз, но с извинениями за перекопанный на зиму цветник

Понимаем и не сердимся — зима как ни как. Мой чуткий нос улавливает пряный, завораживающий запах самшита, за это я готова простить все сезонные огрехи, в том числе, пустой розарий, так как обожаю самшит — ароматный символ юга. В центре розария находится скульптура Зураба Церетели — известного мастера китча — «Адам и Ева», лишенная изящества, но очень монуметальная (задвиньте ее в кусты, пожалуйста, чтобы она не отбрасывала тень на розы)

Два в одном. Ривьера и Дендрарий
Я бы еще погуляла по парку, заглядывая в различные уголки, в поисках интересных моментов (их там полно), но мои к тому времени утомились и потребовали питания в каком-нибудь приятном заведении на приморской набережной.

Резюме: сочинский «Дендрарий» — парк непрерывного цветения, символизирующий красоту тихой жизни природы — хорош в любое время года, а среди зимы представляет собой островок безудержного счастья.