Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была сегодня 14:52

Казань — Россия Июнь 2022

Казанский кремль не такой большой, как в Нижнем Новгороде или в Москве, он занимает площадь 0,15 кв км и в полтора раза меньше Нижегородского, и чуть ли не в два раза меньше Московского. На его осмотр у нас был один день.

Кремль, который мы сейчас видим, построен после 1552 года.

По археологическим слоям установлено, что булгарская пограничная крепость была основана на этом месте около 1005 года, а столица Волжской Булгарии была перенесена в Казань в 1431 году.

В 1240 году Волжская Булгария была завоевана монголо-татарами и включена в состав Золотой орды.

В 1438 году хан Улу- Мухаммед (?-1445), бывший Ханом Золотой Орды с 1419 по 1423 год и изгнанный оттуда новым правителем, со своими сыновьями и небольшим войском, после нескольких побед на русских землях, обосновался в Казани. Именно он был основателем государственности татарского народа. Казанское ханство переняло и продолжило развитие культуры и традиций Волжской Булгарии.

Хан Улу- Мухаммед. Реконструкция. Экспонат Музея истории государственности татарского народа и Республики Татарстан. Музей-заповедник Казанский кремль
Хан Улу- Мухаммед. Реконструкция. Экспонат Музея истории государственности татарского народа и Республики Татарстан. Музей-заповедник "Казанский кремль"

После его смерти его сын Махмуд (1420–1465) становится Казанским ханом.

Хан Махмуд. Реконструкция. Экспонат Музея истории государственности татарского народа и Республики Татарстан.

В 1977 году обнаружены фрагменты ханского мавзолея XV — XVI веков и захоронения Казанских ханов Махмуда и его внука хана Мухаммед- Амина (1469–1518).

В 2017 году после подтверждения личностей ханов при экспертизе в Москве, они были перезахоронены в специально построенной для этого усыпальце с соблюдением всех мусульманских обрядов.

На переднем плане вход в новую усыпальницу казанских ханов, за усыпальницей - Дворцовая церковь.
Купол над усыпальницей казанских ханов, в которой они были перезахоронены в 2017 году.

Мавзолей казанских ханов был построен в XV веке и существовал до XVII века. После взятия Казани Иваном Грозным он использовался в хозяйственных целях.

В 2004 году были найдены еще несколько захоронений. Над фрагментами бывшего мавзалея сооружено стеклянное укрытие.

Один день в Казанском кремле

Установлена плита с именами ханов, которые были захоронены в мавзолее.

Фрагменты мавзолея располагаются перед зданиями Дворцовой церкви, построенной в XVI веке, и башней Сююмбике, сооруженной в XVII веке.

Один день в Казанском кремле

Сторожевая башня Сююмбике окутана легендами о царице Сююмбике, бросившейся с башни, чтобы не достаться Ивану Грозному. Башня в действительности построена позднее, чем здесь был Иван Грозный.

За башней на том месте, где когда-то был Ханский дворец, стоит Дворец Президента Республики Татарстан. До 1917 года это был Дворец губернатора (построен в 1848 году), а во времена СССР здесь заседали Президиум Верховного Совета и Совет министров ТАССР.

Один день в Казанском кремле

Напротив башни Сююмбике в XVII веке построены здания Пушечного двора. Здесь был оружейный цех, где отливали и хранили артиллерийские орудия, потом были квартиры офицерского состава, а в настоящее время размещен аппарат президента Республики Татарстан.

Один день в Казанском кремле

Музей истории государственности татарского народа находится в бывшей Дворцовой церкви, которая действовала при Губернаторском дворце.

Слева - Тайницкая башня, справа - Дворцовая церковь, в центре за лестницей вход в новую усыпальницу казанских ханов.

В Музее истории татарского народа можно увидеть как выглядел Главный двор Казанского ханства.

Казанское ханство было неспокойным соседом для Руси. Периоды перемирия сменялись набегами, войнами, захватами русских людей в плен, опустошением русских городов и обложением их данью.

Первые походы на Казанское ханство совершил Иван III в. 1467–1469 годах. Сыну Ивана III, Василию III удалось на время подчинить своей власти Казань, но потом его ставленник Мухаммед — Амина вышел из его подчинения.

Сыну Василия III Ивану Грозному удалось покорить Казань только в третьем походе.

Для покорения Казанского ханства в 30 км от Казани была построена под руководством талантливого фортификационного инженера Ивана Выродкова крепость Свияжск, куда были подтянуты русские войска.

Для осады Казанского кремля под руководством Выродкова за сутки была собрана передвижная башня, высотой 13 м, длиной 18 м и шириной 8 м, с 10 пушками и 50 тяжелыми ручными пищалями. Осадой руководил один из лучших и храбрейших воевод Ивана Грозного Александр Горбатый-Шуйский. Иван Выродков и Александр Горбатый — Шуйский после многих заслуг на службе царя были казнены по наветам опричниками Ивана Грозного в 1565 и 1568 годах.

Осада Казани началась в августе 1552 года, а штурм был 2 октября 1552.

Ближе к концу штурма Иван Грозный, который молился до этого в походной часовне, въехал с царским отрядом через Муралеевы ворота, на месте которых находится теперь Тайницкая башня.

Тайницкая башня.

После победы над Казанским ханством уцелевшие жители Казани были переселены за озеро Кабан, где возникла Татарская слобода. В город привезли русских переселенцев.

В Казанском кремле началось строительство православных храмов. В 1562 году закончено возведение Благовещенского собора. Указал место для постройки храма лично Иван Грозный, водрузив деревянный крест. Сначала построили деревянную церковь, а через три года начали возведение каменного здания.

Один день в Казанском кремле

Это самое старое каменное сооружение в городе.

Считается, что архитекторами кремля стали лучшие зодчие того времени Постник Барма и Иван Ширяй. Рядом с собором в 2003 году установлен памятник символическим архитекторам. На постаменте стоит татарский архитектор, а рядом с ним сидит русский зодчий.

Один день в Казанском кремле

Рядом с собором стояла высокая и красивая колокольня, которую разрушили в 1922 году. Купола храма пострадали еще раньше при большевистском обстреле кремля в 1918 году. В советское время в храме размещался Госархив.

Реставрация собора была осуществлена в 1977–1984 году, а воссоздали иконы в период с 2000 по 2005 годы.

Один день в Казанском кремле

Новый иконостас выполнен в традициях XVI века.

Храм много раз горел, но сохранился чугунный первоначальный пол, изготовленный на Демидовском заводе.

Один день в Казанском кремле

Одна плитка перевернута, чтобы можно было прочитать год изготовления -1743.

При взятии Казани Иваном Грозным была разрушена красивая соборная мечеть Нур — Али. В 2005 году в Казанском кремле построена новая соборная мечеть Кул Шариф.

Один день в Казанском кремле

Высота минаретов мечети 58 метров, а высота купола 39 метров.

Внутри мечети просторно, светло и красиво.

Один день в Казанском кремле

В Казанском кремле 13 башен.

Преображенская башня
Один день в Казанском кремле

В двух башнях есть смотровые площадки, где можно подняться наверх.

Один день в Казанском кремле

С башни открывается прекрасный вид на Казань.

Виден ТЦ Пирамида
Виден ТЦ "Пирамида"
Слева видно здание цирка
Один день в Казанском кремле

Хорошо видна территория кремля.

Спустившись с башни, мы посетили очень интересную выставку «Наследие древней Персии», посвященную 1100 -летию принятия ислама Татарстаном, которая располагалась в выставочном зале «Манеж».

За «Манежем» в здании бывшего юнкерского училища в 1997 году открыт Выставочный центр «Эрмитаж — Казань». В дни нашего посещения проходила 24 -я выставка из коллекции Государственного Эрмитажа под названием «Золотой век фламандского искусства», и мы полюбовались картинами Рубенса, Ван Дейка и других замечательных художников.

Пообедать решили на территории кремля в кафе-музее «Татар», чтобы отведать татарских блюд. Кафе расположено в здании бывших Присутственных мест, здание было построено в конце XVIII для работы чиновников и служащих.

В кафе мы взяли овощной салат,- обыкновенный салат, суп-лапша тоже не показалась национальной, а эчпочмаки мы ели накануне в кафетерии. Оформление зала было действительно национальным.

Один день в Казанском кремле

Смотрю, а за соседним столом Мессинг сидит!

Евгений Князев оказался очень общительным, вскоре за их столом уже сидели два официанта, а еще через некоторое время они начали фотографироваться на память.