Турист Татьяна Квичанская (Jay)
Татьяна Квичанская
была 22 апреля 18:17

Астрахань — Россия Сентябрь 2022

Астрахань встретила нас долгожданным теплом и небольшим дождиком.

Наша гостиница «7 небо» находилась практически в самом центре города на верхних этажах современного здания с куполом.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

Машинку загнали на приватную стоянку.

Окна наши выходили на здание старой электростанции, стоящей на противоположном берегу Кутума.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

Вот интересная вещь: некоторые реки имеют названия рыб. Например по Зарайску протекает река Осетр. Это рыб назвали по имени реки или реку по имени распространенной в ней рыбы?

Кутума нам попробовать не довелось — сейчас это редкая рыба, а еще сравнительно недавно кутума вылавливали промышленным способом.

А это вид с лестницы, по которой мы спускались на завтрак на соседний этаж.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

Можно было, конечно, на лифте доехать, но мы предпочитали пешочком.

Пока ждали окончания дождя, нашли по карте неподалеку от гостиницы пельменную «Testo» — как потом оказалось это сеть, причем ближайшая к гостинице нам понравилась больше.
Помимо различных пельменей в меню достаточно большой выбор блюд. Поскольку мы заходили в Testo практически каждый день, то перепробовали много всего — все было вкусно.

Первое место, куда мы отправились — был кремль, что в общем-то вполне объяснимо. Поскольку уже наступил вечер, времени осматривать выставки не было. Поэтому просто гуляли по территории.

Надолго задержались на репетиции какого-то мероприятия. Хореограф на ходу корректировала групповой танец. А танцевало человек 50 молодежи. Причем у разных линий были свои танцевальные партии. Помимо главного хореографа работало еще 2 помощника, которые подсказывали/показывали, что нужно делать. Видимо была сводная репетиция нескольких танцевальных коллективов — интересно было.

Спускавшийся на город теплый вечер принес, наконец-то, расслабленное отпускное настроение.

Астрахань в полнолуние была прекрасна и доброжелательна.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

Даже к тем, кто не читает по-английски.

На следующий день с утра пораньше отправились смотреть город при свете дня.

Сразу чувствуется, что город южный — у нас такие растения не растут.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

Как потом оказалось на Лебедином озере живут не только лебеди, но и водные черепашки, причем крупные. Вот только нам не удалось рассмотреть это «пришлые» красноухие или «местные» болотные — далековато было.

Восточный колорит встретился прямо сразу — торговый дом Ирана.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

Неожиданно, хотя вполне логично — торговые связи с близким соседом должны быть.

Направление выбрали вдоль Кутума к ЗАГСу — меня все еще не покидала надежда увидеть лотосы.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

Не лотосовые поля, но какое-то представление получили.

После обеду у нас была намечена экскурсия по Астрахани с местным гидом Анастасией.

А до экскусии было время немного самостоятельно погулять по городу. И мы отправились в сторону Университета. Место совсем не туристическое, но вполне весьма колоритное.

Памятники великим людям возле Университета. К своеу стыду я знала только Омара Хайяма.

Граффити интересные встречаются.

Рисунки на стенах есть и в других частях города. Эту надпись с трудом, но все-таки можно прочитать.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

О, а тут мы уже побывали! Но белых медведей не видели:-)

Постепенно от советской застройки возвращаемся к более старой.

С интересом рассматриваем дома и заглядываем во дворы — разнообразие огромное.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

Ажурные бетонные плиты как защита от солнца и украшение дома. Кое-кто, правда, окна в решетке прорезал или кирпичем проем заделал, но оригинальные части тоже остались.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

Ажурные балкончики сразу бросаются в глаза — богатые купцы не скупились на украшения.

Но город — это не только дома. Для меня, в первую очередь, это люди и уклад жизни. В этом плане Астрахань — это шкатулка с сокровищами.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

В том числе и с перлами народного творчества.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

Я думала, что вынесение подоконника за пределы балкона — недавняя придумка. Ан нет, вот вынесенные наружу окна — идея-то та же.

А здесь ставни изнутри расположены.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

Это уже ближе к средиземноморской и восточной традиции. Потому что у нас ставни еще и стекла защищали. А в теплых странах и без стекол жить можно. Мы на Шли-Ланке в таком доме жили, где в окне только решетка, защищающая от того, чтобы крупная живность в комнату не забралась.

Это «сокровище» мы обнаружили позднее, но чтобы не возвращаться, покажу его здесь. На набережной строится новый дом. Из кирпичей старого — это видно по расписанным кирпичам, на которых видны остатки граффити. Понятно, что при строительстве никто паззл складывать не будет, поэтому фрагменты картинки перемешаны в свободно порядке.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

Но внизу идет цельное изображение набережной Волги. Вот тут у нас вопрос возник — это новый рисунок или строители все-таки перенесли и сложили уже существовавший ранее? Судя по краям и расположенным чуть выше кирпичам из этой же картинки — перенесли уже существующее изображение, сложили паззл.

Наконец подходит время экскурсии.
Анастасия оказадась молодой девушкой, историк по образованию, несколько лет проработавший в кремле. Но самое главное — она очень легкий человек, влюбленный в Астрахань.
Контакт установился сразу. И понеслось. Гуляя по улицам, мы слушали про историю возникновения города и про заселение его разными этническими группами, про заимствования в национальных костюмах и привычках, которые произошли из-за компактного проживания групп на одной территории. Без Насти мы бы и сотой доли всего не увидели. Нет, про некоторые достопримечательности мы знали и, скорее всего, пришли бы на них посмотреть и… ничего бы не увидели. Потому что все дело в деталях… С Настиным рассказом город оживал.

Мимо такого дома пройти сложно — балконы у него уж очень приметные. Точнее бивни, оставшиеся от балконов.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

Но есть у дома, построенного в 1937 году, еще одна особенность, которую не разглядишь с большого расстояния. Нижние темные плитки на фасаде искрятся, потому что сделаны с вкраплениями стекла. Но уникальность отделки скрывалась за наклееными объявлениями и толстым слоем грязи. И тут за дело взялись волонтеры и присоединившиеся к ним жильцы дома, которые отмыли фасад до блеска в прямом смысле этого слова. Было это в конце 2021 года — дом сверкает до сих пор.

Дом с бутылками. То, что фасад украшен стеклом видно и без пояснений. Но оказалось, что это реально целые пустые бутылки, вмурованные в стены.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

Но и это еще не все. Дом имеет очень причудливую форму. Но чтобы увидеть главное его сокровище, нужно зайти в подъезд.

Как вам такие лестницы?

А кованая люстра и зеркало в резной раме?

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

И еще один маленький секретик — звездочка на фасаде под крышей.

Изюминка Астрахани — водостоки. После того, как Настя обратила на них наше внимание, отделаться от разглядывания водосточных труб было уже невозможно.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

На это доме водостоки простые, зато балкончики затейливые.

Иранское подворье.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

Сюда, конечно, мы непременно заглянули бы и… опять все пропустили бы. Не буду пересказывать историю его возникновения — это все есть в Интернете. Важно, что до сих пор это жилой фонд.

После рассказа о жизни персидской диаспоры Настя повела нас по галереям. И мы встретились с местной жительницей, которая прямо таки стала на нас «наезжать» — дескать нечего тут ходить и смотреть на развалины и на то, как здесь люди в трущебах живут. На что Настя вежливо ей ответила, что этот комплекс входит в экскурсионные объекты Астрахани и жители не имеют права препятствовать посещению и это входит в условия проживания. Пенсионерка сразу осеклась и ретировалась — похоже, что так оно и есть.

Трущебами здание назвать язык не поворачивается, но и комфортным жильем тоже. Дело осложняется тем, что и ремонт делать в нем нельзя — нужна реставрация с применением исторических технологий, на которую у города нет денег.
Но, как говорится, хочешь быть счастливым — будь им. На верхнем этаже мы остановились перед квартирой, жильцы которой сделали из трущеб красоту.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

А всего-то нужно было покрасить стены и прибраться в галерее.

Усадьба К. Фёдорова — дом со львами. Львы совсем небольшие — лежат себе на воротах усадьбы, так что даже местные о них не всегда знают. Да и на львов они не слишком похожи. Точнее, на привычных нам львов.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

А раньше между этими львами сидел китаец под зонтиком. Сейчас на месте китайца остался только штырь, а львы уцелели — это львы какими их изображают китайцы.

Настя повела нас в один из обычных домов конца XIX — начала XX века. С той стороны, что выходит на улицу, он из остальных ничем не выделялся. А это его изнанка — нет парадного оштукатуренного фасада.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

К сожалеению внутренние перекрытия у таких домов деревянные, а дерево менее прочное, чем камень. Каким-то домам везет — их реставрируют, от каких-то оставляют только каменные стены, а внутри перестраивают, но многие просто разрушаются.

В этом доме мы разглядывали уцелевшую изразцовую печку с литой чугунной дверцей, на которой были изображены сцены охоты. В другом «обычном» доме заходили в подъезд с роскошной чугунной лестницей.

Еще одна достопримечательность — Тюремный замок.
В начале 19 века специального сооружения для содержания заключенных в Астрахани не было. Заключенные размещались в здании бывшего Троицкого монастыря на территории Астраханского кремля. В 1822 года в присутствии астраханского дворянства, чиновников и почетных граждан состоялась торжественная закладка фундамента будущей тюрьмы. По этому случаю архиепископом Астраханским и Кавказским был отслужен молебен.
До революции тюремный замок в народе называли «Астраханской Бастилией», позже за тюрьмой закрепилось название «Белый лебедь».

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

И по сей день замок служит по назначению — сейчас в нем находится астраханский «Следственный изолятор № 1».

По иронии судьбы Тюремный замок стоит внутри квартала как раз за зданием банка. От центральной площади имени Ленина его отделяет 1 ряд в прошлом элитных домов — на «сталинки» похожих.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

Еще одна достопримечательность Астрахани — цветочный магазин-оранжерея Астраханского промышленника Г. Е. Нюнина. В небольшом здании в 1910 году открылся магазин, в котором букеты, декоративные и цветущие растения, вазы. Сюда же хозятн привёз экзотические пальмы из южных стран.
После революции назначение здания менялось — в разные годы там размещались швейные мастерские, реабилитационный центр для несовершеннолетних, проектно-технический трест и т. д. Но коллекция пальм сохранилась — ее перевезли в здание кинотеатра «Октябрь».

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

К сожалению в 2016 году в здании произошел пожар, и с тех пор кинотеатр не работает. Но коллекция уцелела. Уцелел и крокодил, которого оставили в кинотеатре на время реконструкции в террариуме с водой.

Восстановить кинотеатр обещают в 2023 году.

Экскурсия закончилась на набережной Волги.

Нас удивило отсутствие экскурсий по каналам Астрахани.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

Дворцов, конечно, не как в Питере, но интересных домов много, хотя они и не блещут евроремонтом.

Да и лето здесь жаркое, а водная прогулка в жару — самое то. Может быть поток туристов слишком мал, чтобы устраивать такие прогулки…

Впрочем, если хочется водной прогулки, то можно на sup’е покататься.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

Из самостоятельных «находок» хочется отметить магазин развивающих игр «Буратин Карлович» — ох и надолго мы там зависли!

С пустыми руками не ушли — купили деревянную головоломку.

Татарская слобода порадовала люками.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

Воротами — временами просто шедевры встречались.

Бюстом Ленина

Ну и мечетями, конечно.

На набережной увидели мини подводную лодку. Ну лодка и лодка, если бы не прочитали ее технические характеристики — вместимость 37(!) человек.

Магия какая-то!

Кстати, о магии. В Астрахани любят Золотую рыбку.
Это памятник на набережной.

Отпуск в сентябре как способ продлить лето. Астрахань

А это — недалеко от ЗАГСа.