Турист Александр Широков (shiraliv)
Александр Широков
был вчера 12:07

Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)

Валдай — Россия Август 2015
0 2

РАССКАЗ ОБ ЭКСКУРСИОННОЙ ПОЕЗДКЕ В ТВЕРСКУЮ, ПСКОВСКУЮ И НОВГОРОДСКУЮ ОБЛАСТИ с 4 по 10 августа 2015 года

ЧАСТЬ 7 (окончание рассказа)

10 августа 2015 года. Седьмой (последний) день путешествия.

Посещение Валдайского Иверского Святоозерского Богородицкого мужского монастыря на острове Сельвицкий,
возвращение в Москву с остановкой на обед в Вышнем Волочке

Вернувшись к автомобилям, оставленным возле Троицкого собора, мы сели в них и поехали знакомиться с Валдайским Иверским Святоозерским Богородицким мужским монастырём, находящимся примерно в 10 км от города Валдай на острове Сильвецкий. Монастырь хоть и располагается на острове в Валдайском озере, но к нему с материковой части через остров Рябиновый и два моста проложена автомобильная дорога. Поэтому никаких проблем с подъездом к монастырю не существует.

История Валдайского Иверского монастыря. В 1652 году, по поручению царя Алексея Михайловича, Новгородский митрополит Никон отправился в Соловецкий монастырь для перенесения в Москву мощей святителя Филиппа митрополита Московского. Святитель пострадал в правление Иоанна Грозного в 1568 году за обличение царских беззаконий и жестокостей. Никон прочитал перед гробом святителя Филиппа царскую грамоту и принёс покаяние от имени царя за беззаконие своего предка. Митрополит Никон с торжественным шествием возвратился с мощами святителя Филиппа в Москву. По дороге, в сонном видении, ему явился святой Филипп и благословил его намерение о построении обители на Валдае.

Вступив на патриарший престол, Никон рассказал царю Алексею Михайловичу о своем намерении основать монастырь на Валдайском озере. Государь одобрил просьбу Патриарха и выделил из государственной казны огромные средства для скорейшего построения обители. Летом 1653 года Никон послал на место строительства искусных зодчих, множество людей и строительных материалов, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а тёплый — во имя святителя Филиппа митрополита Московского.

Патриарх всей душою стремился как можно быстрее взглянуть на своё детище. При первом посещении строящейся обители Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.

Для прославления обители в неё по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. На месте остановки плывшего по Мсте гроба в Боровичах тогда была построена деревянная часовня, и очень скоро вблизи часовни забил целебный источник. За время, прошедшее от явления святых мощей до их переноса в Иверскую обитель, сохранилось двенадцать письменных свидетельств о чудесных исцелениях различных болезней.

24 февраля 1654 года в соборном храме Иверского монастыря состоялось торжественное переложение мощей праведного Иакова из ветхой деревянной раки в новую серебряную раку. В то же время в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и других многих святых.

В мае того же года монастырю была дана царская грамота с закреплением за обителью не только Валдайского озера с островами, но и других многочисленных земельных вотчин и монастырских угодий близлежащих обителей. Так же закрепились на ним села: Валдай, Боровичи, Вышний Волочек, и ямы: Выдропужск, Едрово, Яжелбицы. Среди русских монастырей имеется очень мало обителей, которые за короткое время были бы так быстро обогащены угодьями и возведены так скоро на одинаковую степень с древними монастырями. И всё дело в пресловутом «административном ресурсе», который существовал во все времена.

В 1655 году в Иверский монастырь переселилась братия Белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Переезд был связан с притеснениями православных верующих со стороны униатов. Выходцы из Белоруссии, Украины и Литвы пополнили в дальнейшем Иверское братство. Наместником был назначен иеромонах Дионисий II из числа пришедшей братии. Среди монахов был будущий Патриарх Иоаким, а также Исакий Полоцкий — брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место всё свое имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов в Иверском монастыре начинает развиваться книгопечатание и переплётное мастерство. Это было новшеством для России, так как до этого в стране существовала только одна типография — Государев печатный двор в Москве. Новая типография расположилась в угловой Патриаршей башне монастыря. Стараниями братии через два года удалось наладить печатное дело, и за восьмилетнее существование её в монастыре были изданы:

— «Часослов», два издания (в 1657 и 1658 годах);

— «Рай мысленный», сочинение инока Стефана Святогорца с приложением, куда вошли повествования Никона: о строении Иверской обители на Святом озере и о явлении и перенесении святых мощей праведного Иакова Боровичского (1659 год);

— «Брашно духовное» (1661 год);

— грамота царя Алексея Михайловича на жалование вотчин и привилегии Иверскому монастырю (1665 год).

В 1656 году была закончена первая постройка монастыря — Успенский собор. Одновременно была сооружена и деревянная ограда с десятью шатровыми башнями и четырьмя проезжими воротами.

16 декабря этого же года в торжественной обстановки был освящён соборный храм обители. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Крутицкий Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. На средства патриарха к этому торжеству мастером Александром Григорьевым был вылит специальный колокол. Колокол весил 1000 пудов и имел изображение Патриарха Никона. Даже недостроенный монастырь поражал взор богомольцев, прибывших на освящение обители.

Сюда же из Москвы была доставлена богато украшенная копия чудотворной иконы Божией Матери. Икона поражала всех своим великолепием и дорогим убранством. Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с неё списки и копии.

Вскоре монастырь получил статус первоклассного, после чего число его братии возросло до 200 человек. Особое положение обители отмечалось архимандритским саном настоятеля и правом его совершать богослужение в митре, с палицей, с рипидами, на орлицах и с осенением, а с 1759 года митрополитом Новгородским Димитрием дозволено было носить мантию со скрижалями и архиерейский посох. Таким преимуществом пользовались настоятели Иверской обители вплоть до её закрытия в 1919 году.

Но в цветущем состоянии Иверская обитель пребывала недолго. На Большом Церковном Соборе в 1666 году Первосвятитель был осуждён и низложен с патриаршей кафедры. Во время опалы Никона все его монастыри: Иверский Валдайский, Крестный Онежский и Воскресенский Новоиерусалимский были закрыты. Иверская братия вместе с настоятелем была размещена по разным монастырям других обителей. Однако уже в 1668 году суровый приговор был отменен, и в Иверскую обитель вернулся архимандрит Филофей с братией, были возвращены также все ранее отобранные привилегии и земли.

После событий 1917 года положение монастыря в корне изменилось в худшую сторону. С января 1918 года советская власть постоянно реквизировала у монастыря хлеб, скот, рыбу, а также овощи и фрукты. В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель с уставом, зарегистрированным советской властью. Артель насчитывала 70 человек, имела 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров, занятых садами, огородами, пахотой и пастбищами. В голодные годы большевизма обитель занималась делами милосердия и раздавала бесплатно хлеб местному населению. В 1927 году монастырь был закрыт, а Иверская икона Божией Матери в золотом и богато украшенном окладе увезена в неизвестном направлении.

Во времена СССР на территории был историко-архивный музей, музей краеведения. В 1930-е годы в монастырских помещениях располагались мастерские. В военное время находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны и лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 1970-е годы на острове появился поселок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

В июне 1991 года решением Исполкома Новгородского областного Совета народных депутатов Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский мужской монастырь был возвращён Русской Православной церкви и перешёл в ведение Новгородской епархии. И уже 15 августа 1991 года город Валдай посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Это событие стало настоящим духовным праздником. Он побывал в Иверском монастыре, где отслужил молебен перед чудотворным образом Иверской Божией Матери и дал благословение на восстановление обители.

В настоящее время ансамбль монастыря состоит из следующих основных сооружений:

— Собор Успения Пресвятой Богородицы (1653 — 1656);

— Собор Богоявления Господня (1671, в 1747 году разделён на два этажа);

— Надвратная церковь Михаила Архангела (1680-е годы, верх перестроен в конце XVIII века);

— Надвратная церковь Филиппа, митрополита Московского (1874);

— Больничная церковь Иакова Боровичского с больничной и трапезной палатами (1702, перестроена в XIX веке);

— Шатровая колокольня (1679 — 1689);

— Наместнический корпус (XVII век);

— Казначейский корпус (1680-е годы);

— Братский корпус (начало XVIII века);

— Корпуса странноприимный, гостиный, конюшенный (XIX век);

— Каменная ограда с башнями (XVIII век);

— Николаевская (Михайловская) башня (1680-е годы);

— Часовня с усыпальницей Панаевых (1870).

Схема расположения основных монастырских построек, взятая с сайта «Соборы.ру», выглядит следующим образом:

Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)

В день нашего посещения монастыря в нём отмечался престольный праздник, на который съехалось много людей. Поэтому, когда мы к нему подъехали, найти место для парковки на монастырской стоянке было уже невозможно, пришлось припарковаться на обочине вдоль подъездной дороги. Впрочем, мы были далеко не единственными, кто был вынужден так поступить. Вот такой вид на монастырь мы увидели, выйдя из автомобилей:

Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)

На информационных стендах можно было прочитать краткие сведения об истории Иверского Валдайского монастыря и ознакомиться с планом размещения объектов на его территории. Мы были «подготовленными туристами», обо всём этом прочитали заранее, поэтому стенды я просто сфотографировал на память:

Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)

Вход на территорию монастыря осуществляется через Святые ворота с надвратной церковью Филиппа, митрополита Московского.

Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)

Арочный проход по центру церкви закрывается декоративными створками со сценами, иллюстрирующими «Сказание о чудотворной иконе Божией Матери Иверской». Створки были открыты, и пространства внутри арки ворот не хватало для того, чтобы можно было их сфотографировать целиком. Поэтому пришлось это сделать по частям, и после их «склейки» получилось вот так:

Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)

Надвратная церковь Филиппа, митрополита Московского расположена в западном прясле монастырской стены ансамбля Валдайского Иверского монастыря. Церковь построена в 1873 — 1874 годах по проекту инженера-архитектора Савельева на месте разобранного храма XVIII века, представляет собой одноглавую надвратную постройку с одной проездной аркой. Здание двухэтажное кирпичное, с жёсткой конструктивной схемой (расстояние между поперечными стенами менее 24 метров). С южной стороны к церкви примыкает корпус Гостиных келий, с северной стороны — Конюшенные кельи.

Фундаменты церкви ленточные, из валунов и булыжников на известково-песчаном растворе; цоколь, облицованный гранитными плитами. Стены из полнотелого глиняного кирпича на известково-песчаном растворе.

Первый корпус основного объёма второго яруса перекрыт тремя цилиндрическими сводами; южное и северное междуэтажные перекрытия — по деревянным балкам; основной объём второго яруса перекрыт купольным сводом со световым барабаном, в южном и северном крыльях здания чердачные перекрытия — плоские по деревянным балкам.

Крыша над основным объемом церкви — восьмискатная с куполообразным переходом к барабану; крыша над крыльями — двускатная с вальмами. Главка — восьмигранная. Такая форма церковной главки была придана ей в 2006 году. Она соответствует форме, запечатлённой на фотографиях XIX века.

Сейчас в основном объёме II яруса находится действующая церковь, северное крыло используется как лестничная клетка, а в южном крыле на первом этаже располагается церковная лавка.

Справа от Церкви Филиппа, если смотреть с внешней стороны монастыря, расположен примыкающий к ней Корпус гостиных келий, а слева — Корпус конюшенных келий, в конце которого пристроена Водовзводная (или Конная) башня:

Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)

Войдя в монастырь, мы попали на часть его территории, ограниченной ещё одной Надвратной церковью Михаила Архангела с проезжими воротами по её центру и двумя корпусами — Казначейским и Братским:

Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)
Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)

Надвратная церковь Михаила Архангела была построена в XVII веке. В иконостасе этого храма, на северных дверях, изображен св. Архангел Рафаил, а на южных — царь Салимский Мельхиседек. В обширной паперти этого храма находилась крышка от древней раки св. Иакова Боровичского, в которой он почивал.

К этой церкви с одной стороны (слева, если смотреть от Церкви Филиппа) примыкает каменный двухэтажный Казначейский корпус, постройки XVII века. К этому корпусу пристроена высокая каменная Никоновская (или Михайловская) башня с шатровым шестигранным верхом, украшенная наверху вызолоченным одноглавым орлом. В этой башне, по монастырскому преданию, помещалась Кутеинская типография. С другой стороны к церкви Михаила Архангела примыкает двухэтажный каменный Братский корпус, называемый «Никоновским», тоже построенный в XVII веке. В этом корпусе во время пребывания в Иверской обители, проживал святейший патриарх Никон.

Ещё на территории между двумя надвратными церквами находятся два гостиных корпуса — Северный и Южный. Деревянный Южный гостиный корпус показан ниже на левой фотографии, а на правой фотографии — находящийся за ним угловой участок территории, который образуют Корпус гостиных келий и Странноприимный корпус со Странноприимной башней между ними:

Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)

Пройдя через внутренние ворота в церкви Михаила Архангела, мы попали на основную территорию монастыря. Прямо перед нами оказалась дорожка, ведущая к главной монастырской постройке — Собору Успения Пресвятой Богородицы, носящей также название Собора Иверской иконы Божией Матери. Справа от дорожки находится колокольня, к которой примыкают Настоятельский корпус (слева от колокольни) и Наместнический корпус (справа от колокольни):

Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)
Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)

Успенский (Иверский) собор был сооружен в 1653 — 1656 годах и до сего дня не утратил своего величия. Это одна из самых больших построек XVII века в России. Этот кафедральный собор отличается простотой и монументальностью архитектурных форм. До сего дня от первоначального убранства собора сохранились кованные дверные решётки и дубовые резные двери XVII века.

Каменная шатровая трехъярусная колокольня с 13-ю колоколами построена в 1679–1689 годах. В 1842 году её перестроил архитектор Александр Харулин, и к концу века на ней было уже 17 колоколов. Самый большой колокол, отлитый в 1883 году на колокольном заводе Смирновых в Валдае, весил 7 тонн. «Полиелейный» колокол, весом 3 тонны, отлит там же. Самый старый колокол, весом около 600 килограммов, назывался «Никоном».

В торцевой части Настоятельского корпуса в настоятельских покоях находится Домовая церковь, сооруженная во 2-й половине XVII века:

Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)

А слева от дорожки, ведущей от церкви Михаила Архангела к Успенскому собору, находится Собор Богоявления Господня:

Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)

Богоявленский собор в Иверском монастыре был сооружён в 1666 — 1671 годах. Это кирпичный трапезный храм, стоящий к северо-западу от Успенского собора, первоначально представлял собой одноглавый четверик с крупной одностолпной трапезной палатой. В 1744 году в верхней части храма устроен Свято-Духовский придел (ныне не освящён), сооружён новый восьмерик, надстроена трапезная. В трапезной в 1823 году устроен придел Нила Столобенского. Закрыт в 1920-х годах, в 1970-х был занят столовой. Отреставрирован в 2000-х годах.

За Успенским собором в северо-восточной части территории находятся Больничная церковь Иакова Боровичского с больничной и трапезной палатами и Часовня-усыпальница Панаевых:

Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)

Архимандрит Феодосий в 1670 году попросил митрополита Новгородского Питирима, построить церковь во имя Святого Иакова Боровичского, так как с 1654 года в монастыре находятся мощи святого, а церкви во имя его нет. С разрешения митрополита был построен деревянный храм на северо-восточной границе монастыря, в саду. В 1700 году деревянная церковь Иакова Боровичского с больницею сгорела, и на её месте в 1702 году был построен каменный храм с больничными кельями и трапезной палатой. Корпус больницы и трапезной первоначально, видимо, были одноэтажными. Впоследствии, был достроен второй этаж.

Церковь во имя святого Иакова Боровичского одноэтажная, квадратная в плане, перекрытая коробовым сводом, с полукруглой апсидной частью. Над кровлей возвышается высокий широкий купол с круглым барабаном и шаровидной главкой. Вход в храм со стороны южного фасада, из сада. Иконостас в храме был трёхъярусным, оформленным пилястрами и резными изображениями херувимов.

Комплекс перестаивался в XIX веке. В течение ХХ столетия церковь потеряла купол, так как использовалась как жилое помещение. В комплексной реставрации 2005 — 2007 годов церковь во имя Святого Иакова Боровичского с больницею и трапезною была восстановлена в том виде, который имела в XIX веке.

Часовня-усыпальница Панаевых представляет собой красивую часовню, расположенную на возвышенности. Она была построена в 1870 году в саду на северо-востоке обители с благословения архимандрита Лаврентия.

Внутри усыпальницы хранятся каменные саркофаги с прахом некоторых членов семьи Панаевых. Через нижнюю дверь можно попасть внутрь усыпальницы. От входа с двух сторон расположена металлическая лестница. Фасад часовни оформлен треугольными фронтонами. Крыша имеет палаточную форму. Постройка завершается шатром, который увенчан крестом.

Строительство часовни производилось на средства Валериана Александровича Панаева (двоюродного брата известного писателя Ивана Ивановича Панаева). Вообще, семья Панаевых имеет глубокие корни. Созданная дочерью Панаева, Е. В. Дягилевой, родословная была опубликована в 1998 году. В настоящий момент родословная хранится в рукописном отделе Института русской литературы.

В. А. Панаев с братом Ипполитом решили построить фамильную часовню для своей матери. Дочь В. А. Панаева, Валентина, также была погребена в усыпальнице. А в 1886 году здесь был похоронен брат Илиадор Панаев. Большой вклад внесли все члены семьи Панаевых в развитие своей стороны, поэтому они навсегда связаны с землей Иверского монастыря.

Территория монастыря в XVIII веке была обнесена каменной оградой с семью башнями, сохранившимися до настоящего времени. В северо-восточном углу ограды находится Северо-восточная башня, показанная выше на правой фотографии. На восточной стороне ограды находятся ещё три башни, носящие названия Квасоваренная башня, Башня на кузнечных воротах и Скитская башня. Их фотографии помещены ниже. Ещё две башни — Странноприимная и Водовзводная — находятся в двух углах западной стены ограды, а Никоновская (Михайловская) башня располагается на её северной стене. О трёх последних башнях из названных я упоминал в своем рассказе выше.

Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)

У восточной стены ограды находится небольшой некрополь с монастырскими захоронениями, а у южной стены — монастырский сад:

Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)

Выше я уже упоминал, что 10 августа 2015 года — в день нашего посещения Иверского монастыря — в нём отмечался престольный праздник. Мы стали свидетелями состоявшегося в нём крестного хода с Иверской иконой Божией Матери. Сами мы не принимали участие в крестном ходе, но сфотографировали моменты, когда процессия начала движение от Успенского собора, обходила вокруг монастыря по периметру монастырских стен и, вернувшись к Успенскому собору, оставила икону для поклонения у входа в собор:

Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)
Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)
Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)

И, в заключение, я продемонстрирую еще несколько фотографий, сделанных при посещении нами Валдайского Иверского монастыря на острове Сельвицкий. Надписи под ними, мне думается, не нуждаются в дополнительных комментариях:

Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)
Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)
Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)
Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)
Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)
Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)
Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)

А вот так выглядит город Валдай с берега острова Сельвицкий. По центру этой фотографии среди городских построек хорошо просматривается силуэт Троицкого собора на площади Свободы, с осмотра которого мы начали экскурсионную программу последнего дня нашего недельного путешествия:

Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (окончание рассказа)

После посещения Иверского монастыря мы продолжили свой маршрут возвращения в Москву. Финишный отрезок занял у нас около семи часов. Ничего особенно примечательного здесь с нами не приключилось, если не считать, что в заранее намеченное для обеда кафе «Кайфе» в посёлке Озёрный вблизи от трассы М-10 нас не пустили на КПП на въезде в посёлок. Оказалось, что кафе расположено в жилом городке воинской части, попасть в который без пропуска нельзя. Пропуска у нас не было, поэтому мы пообедали час спустя в одном из кафе Вышнего Волочка.

Вот, пожалуй, и всё, что мы увидели, и что запомнилось нам в ходе нашей недельной поездки в Псков. И эти свои впечатления я постарался отразить в цикле публикаций, сделанных по частям для каждого дня в отдельности.

Теги: Самостоятельные путешествия

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Бронирование отелей
в Валдае
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии