Турист Ирина Жеребина (Zherebina)
Ирина Жеребина
была 26 февраля 19:20

Снова на дороге Сантьяго

Португалия Октябрь 2022

1 — отъезд

С каждым разом мне становится трудней собираться в дорогу. Многие знания даруют многие печали, в данном случае предотъездные дни обременились моим беспокойством: «а если я не дойду, если в пути пропаду?». В результате таких сомнений обычно совершается много мелких суетливых движений, которые вообще мешают любому процессу. Вот, к примеру, вопрос «что взять в чем спать?» В предыдущих Дорогах я прекрасно обходилась маленькой простынкой, наволочкой, в которую собирала одежду, кладя её под голову как подушку, и лёгким флисовым одеялом.

А теперь что? — ни простынки, ни одеялка под рукой не было, вот и отправилась я в Декатлон, чтобы Дорога Сантьяго португальский путь от Порто купить самый лёгкий и самый дешёвый спальник. Мне не повезло: спальники за 10 евро раскупили, остался всего один на витрине. Пришлось уйти ни с чем, верней с флисовой безрукавкой и анораком от дождя. При этом анорак я купила самого большого размера, чтобы под него мог влезть мой рюкзачок на 35 литров. Кстати, с этим рюкзаком я уже хожу лет 10, а он всё держит форму. Спасибо производителям, фирме «Нова Тур»!

Вместо спальника я купила в простом магазине короткое и узкое, но очень лёгкое покрывало, подумав, что, если пододеться, то под ним не замёрзну. Итак, наметив примерную программу своего похода, собрав рюкзак, я двинулась в путь, а случилось это 10 октября 2022 года. От города Бланес до аэропорта Барселоны автобус доставил меня за 2 часа. В кармане моём лежал основательный бутерброд с тунцом и апельсин, которые я незамедлительно употребила по прибытию в аэропорт. У меня был оплачен багаж и поэтому свой рюкзачок я сдала при регистрации. Примечательно, что он весил 4 кг, что меня обрадовало и развеселило. На предыдущей Дороге Сантьяго мой рюкзак весил 7 кг, а что такое для бывалого путешественника рюкзак весом 4 кг? Посадку ещё не объявляли, а народ уже засуетился и выстроился в очередь к регистрационной стойке. Спокойными остались несколько безалаберных пассажиров вроде меня.

Две девушки из таких сидели напротив и разговаривали по-английски. От одной из них я не могла отвести взгляд: высоченная мулатка в огромных сапогах на платформе, одетая вычурно и экстравагантно в жилет а-ля мужской пиджак и шаровары, увешанная бусами, унизанная перстнями. Она говорила о чём-то, типа, что любит употреблять морепродукты.

Ну да, летели мы в город Порто, рыбный край по моим понятиям. В самолёте сидела я у окошка, но вглядываться в расстилающуюся под крылом местность было бесполезно, потому что её закрывала сплошная облачность. Мы снижались и снижались, заходя на посадку, а всё не могли пробить тяжёлый слой облаков, висевший над Португалией. Выйдя из самолёта, я увидела дядьку с рюкзаком и по обыкновению пристала к нему с расспросами. Он оказался немцем, только что вышедшим на пенсию. Став пенсионером, наконец-то отправился путешествовать по дороге Сантьяго. Он решил начать от города Барселос, откуда и я, но я осталась ночевать в Порто, решив посмотреть на город. Барселос меня подождёт до завтра. От аэропорта до центра Порто ходит метро, которым я и воспользовалась. Три остановки по одной ветке, 10 по другой.

Я купила билет, вошла в вагон и заволновалась. Рядом со мной стояли два парня, говорившие по-русски, и тоже волновались. Где-то нужно было пробить этот билет, а где — мы не поняли. Ребята, как оказалось, были программисты из Нижнего Новгорода и ехали они жить и работать в Порто на международную компанию в составе большой группы IT специалистов из России. Ребята поехали дальше, а я на 3-ей остановке вышла на платформу, пробила свой билет и поехала на подошедшей через 5 минут электричке в нужную мне сторону.

Ступенчатая застройка крутых берегов

Ночевала я в отеле Первое впечатление от Порто — туман. Кто-то основательно окутывал мягким дымком дома и улицы, размывая их очертания, уводя их линейные размеры в далёкую перспективу. Второе впечатление — блестящие в росе яшма и сердолик — именно так воспринимаются облицованные разноцветной узорчатой плиткой азулежу старые дома. — Почему дома в Португалии покрывают плиткой? — От сырости! А потом, это так красиво! — ответили мне на мой вопрос. И я с этим абсолютно согласна! Даже если плитка местами облупилась, она не поблекла, не потеряла цвет, она, как выдержанное вино, приобрела изысканный букет, дарующий наслаждение глазу.

Плиточные дома

Третье впечатление от Порто — это река Дуэро, которая именно здесь впадает в Атлантический океан.

река Дуэро

Дуэро берёт своё начало в Испании и там она так себе речка, не больше Москва-реки. Но вобрав в себя 35 притоков, Дуэро становится величественной и гордой, как королева. Главное, что поразило меня при первом взгляде на реку, это её изумрудный цвет, разлитый по руслу, зажатому промеж крутых берегов. Берега, стянутые нитками мостов, как королевские стражи охраняли покой её величества. Кафедральный собор и монастырь, дома горожан вдоль речных берегов, не отражались в водах реки, потому как слишком глубоко её русло, слишком далеко она от повседневной суеты.

Крутые улицы Порту

Что ни кадр в фотоаппарате, что ни взгляд по сторонам на город — то виделась мне или витражная картина, или сюжет плитки азулежу, что по-русски изразец.

как сушить бельё когда негде
можно подстричься на улице

Речной пейзаж настолько затмил мне остальные красоты, что на них взгляд уже редко задерживался. И только песня, звучащая с высоты холма, где стоит кафедральный собор, повествующая о земной любви, как нитка сшивала всё виденное в единую картину. Это у парапета соборной площади стоял уличный певец, и песня его звучала обманчивой надеждой на то, что добро одержит верх над злом и наступит царство гармонии.

Снова на дороге Сантьяго

фотография из интернета

Четвёртое впечатление от Порту — это ужин в ресторане. Ну положим не ужин, а перекус и не в ресторане, а в уличном кафе. Я села за стойку на высокий стул. Перед моими глазами находилась зеркальная витрина-холодильник, а в ней на блюдах лежали сочно розовые окорока, филейная часть, лопатка, отбивные, скрученные жгутом колбасы из первосортной свинины. Между мной и витриной стоял худощавый негр и натирал холстинкой приборы, изредка сбрызгивая их водой из пульверизатора. Я прогнала от себя мысль о том, что это единственный способ мытья посуды в этом кафе. Негр попался разговорчивым, и мы с ним поделились впечатлениями о Порту. Приехал он сюда из Бразилии 4 года назад и ему здесь нравится. В Бразилии ему тоже нравится, но там расплодилось много бандитов и там лучше сидеть дома за закрытыми дверями, чем ходить по улицам. Он подал мне тарелку супа, тарелку сардин и кастрюльку, закрытую крышкой.

овощной суп

Суп в Португалии готовят без особых фантазий. Четыре дня, проведённых в Португалии, я ела суп и каждый раз он повторял один другой, каждый последующий был похож на предыдущий, как похожи глиняные солдаты знаменитой китайской армии муляжей. Правда, и цена супу была 2 евро. В тарелку наливалось жидкое морковно-картофельное пюре и добавлялись ошмётки капустных листьев. Жевать капусту было не надо, она сама легко проскакивала вовнутрь.

Я, кажется, знаю ответ на вопрос, почему капустные листья для супа не были аккуратно порезаны, потому что видела, как растёт португальская капуста! Она не образует кочанов в силу климатических особенностей. Без слёз на такую капусту не взглянешь: жалкое создание на худой длинной кочерыжке с венчиком распушенных лопушистых листьев на конце. Рыба сардина была покрыта хрустящей корочкой, но до нельзя солёная. Сюрприз ожидал меня в кастрюльке с рисом, который я заказала в качестве гарнира. Кастрюлька до верху была заполнена разваренным рисом, плавающем в розовом томатном бульоне. Это были первые впечатления, если не считать того, что, когда стемнело, улицу осветили тусклые фонари, горевшие в треть накала, и было очень трудно ориентироваться в пространстве. В темноте я прошла, не заметив, раз пять мимо двери моего ночлежного гостевого дома, прежде чем в неё попала.

скульптура в парке

На следующий день я собиралась доехать на электричке до города Барселос, чтобы начать путь по дороге Сантьяго