Турист Александр Широков (shiraliv)
Александр Широков
был сегодня 13:47

Поездка 2015 года. Часть 7. Валдай, последний день путешествия (начало рассказа)

Валдай — Россия Август 2015

РАССКАЗ ОБ ЭКСКУРСИОННОЙ ПОЕЗДКЕ В ТВЕРСКУЮ, ПСКОВСКУЮ И НОВГОРОДСКУЮ ОБЛАСТИ с 4 по 10 августа 2015 года

ЧАСТЬ 7 (начало рассказа)

10 августа 2015 года. Седьмой (последний) день путешествия.

Осмотр достопримечательностей города Валдая

В этот день утренние процедуры, связанные с подъёмом, завтраком, приготовлением к отъезду и погрузкой вещей в гостинице «Валдайский двор», у нас заняли около полутора часов, и примерно в 830 мы были уже готовы отправиться в путь. В окрестностях Валдая в этот день у нас были запланированы осмотр достопримечательностей самого города Валдай и поездка в Иверский монастырь на острове Сельвицкий в Валдайском озере. Ниже приведена карта с маршрутом наших автомобильных перемещений в районе Валдая:

Первая длительная стоянка была намечена возле Троицкого собора в городе Валдай, откуда мы совершили пешую прогулку с осмотром основных достопримечательностей в центральной части города и с посещением собраний колоколов в двух музейных зданиях. Карта-схема маршрута пешей прогулки с нанесёнными на неё объектами, которые мы осмотрели, выглядит так:

Первым объектом, который мы посетили, стал Собор Троицы Живоначальной, расположенный в Валдае на площади Свободы:

До 1744 года, когда был возведён каменный Троицкий собор, на его месте стояла обычная деревянная церквушка. Она располагалась на Торговой площади, в части Озерная. В начале XIX века начинаются освещения приделов, сначала Пятницкого, затем Тихвинского. Уникальный Троицкий собор — памятник архитектуры в стиле барокко, который получил развитие благодаря будущему императору Александру Второму, посетившему город в мае 1837 года. 4 мая этого года он отстоял долгую праздничную службу в местном соборе, которая глубоко впечатлила будущего монарха. Место, где это происходило, было затем выложено золотыми надписями.

Удивительна история собора. В годы советской власти начался повсеместный контроль над служителями церкви и верующими. В 30-х, 40-х и 50-х годах прошлого века строение было разобрано по частям, снят прекрасный купол, и верхние ярусы легендарной колокольни. В начале 1960-х годов строение было отдано местным властям и переделано под дом культуры и отдыха. И только после перестройки, храм стал цениться как шедевр русской архитектуры, прошёл тщательную реставрацию. Собор является частью большого ансамбля Троицкой площади, ныне площади Свободы. С начала XXI века в день Святой Троицы в Троицком соборе возобновились богослужения.

В сквере рядом с Троицким собором расположен Мемориальный комплекс в память о воинах-валдайцах, павших смертью героев в годы Великой Отечественной войны:

а рядом с ним два памятника над захоронениями двух Героев Советского Союза: Александра Викторовича ГЕРМАНА и Николая Григорьевича ВАСИЛЬЕВА, командиров партизанских бригад, действовавших в годы войны на территории Новгородской области.

В сквере с Монументом героям-валдайцам находятся еще два воинских захоронения. Здесь установлены памятники на могилах генерал-лейтенанта Павла Мироновича БЕЛОВА и майора Николая Васильевича ТЕРЁХИНА.

А о событиях Гражданской войны напоминает захоронение комиссара Ивана Николаевича НИКОЛАЕВА:

Несколько слов нужно сказать вообще о роли Валдая и валдайцах в годы Великой Отечественной войны.

В середине сентября 1941 года Советская Армия остановила наступление гитлеровских войск в нескольких десятках километров от города. В память об этом событии в Валдае сооружен памятник, описание которого содержится в автобиографических записках советского поэта Михаила Матусовского «Семейный альбом»:

«…Ветераны северо-западники по праву гордятся тем, что их фронт первым в истории Великой Отечественной войны к югу от озера Ильмень решительно остановил наступление врага, и с тех пор гитлеровцы не смогли здесь сделать вперед ни шагу. А ведь, что там говорить, им очень хотелось пробиться на Бологое и таким образом отсечь Москву от Валдая самое обыкновенное семидесятишестимиллиметровое орудие, стрелявшее тогда прямой наводкой по наступающему врагу. Для этого скромного в своей солдатской простоте памятника я написал несколько строк:

„Здесь, на земле валдайской, в сорок первом, войска Северо-Западного фронта, отстаивая каждую высотку, в воде по грудь, в болотах по колено, остановили полчища фашистов, здесь каждый день мы совершали подвиг, здесь крепли наше мужество и сила, здесь зрели зёрна будущей победы“. Я надеюсь не на поэтическую прочность этих строк, а на твердость и долговечность материала, на котором они насечены».

Активная оборона советских войск сорвала и другие попытки врага захватить Валдай.

До изгнания фашистов из Новгородской области город Валдай оставался местом дислокации штаба Северо-Западного фронта, базой партизанских соединений.

Вошла в историю Великой Отечественной войны маленькая деревенька Плав, что стоит на берегу озера Шлино в 35 км к югу от Валдая. В этих местах в апреле 1942 года упал в лес подбитый самолет Алексея МАРЕСЬЕВА. В двух километрах от деревни, на месте встречи раненого лётчика с деревенскими парнями Александром Вихровым и Сергеем Малиным, установлен памятный «грибок».

По другую сторону от Монумента героям-валдайцам можно видеть законсервированные руины Церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы:

После постройки в 1762 году эта церковь представляла собой кирпичный двухэтажный храм. Четверик, перекрытый куполом с люкарнами, с небольшой трапезной и трёхъярусной колокольней под шпилем. Вверху Вознесенский престол (1788), внизу Введенский храм со Скорбященским и Трёхсвятским приделами.

Первоначально это была тёплая деревянная церковь, воздвигнутая в царствования Алексея Михайловича. Храм сгорел около 1700 года и на месте его построена новая церковь, которая была освящена в 1700 году настоятелем Иверского монастыря.

В 1762 году усердием прихожан устроена нынешняя каменная церковь; в 1788 году надстроен на Введенскую церковь другой этаж, и в нём устроена церковь во имя Вознесения Господня.

В пожары 6 августа 1854 года и 27 мая 1881 года был истреблён лишь верхний этаж с колокольней, нижний же Введенский храм остался невредим, и после последнего пожара церковь Вознесения Господня осталась не возобновленною.

Здание входит в список памятников, находящихся под охраной государства. Но хоть она и охраняется, текущие ремонты не проводятся. Степень разрушения основных конструктивных элементов кровли, несущих стен, оконных и дверных заполнений, декора и других элементов уточняется. Ведутся работы по более точному определению технического состояния памятника.

В январе 2008 года сообщалось, что по федеральной программе «Возрождение малых городов России» на проектно-изыскательские работы по восстановлению Введенской церкви города Валдая было выделено шесть с половиной миллионов рублей. Чем закончились изыскательские работы, я информации не нашёл. Но, судя по тому, в каком виде пребывает эта церковь спустя семь лет после начала «изысков», похоже, что ничем.

На улице Гагарина, на которую своим краем выходит площадь Свободы, стоит дом с памятной доской валдайскому пареньку ФЁДОРОВУ Владимиру Петровичу, погибшему в Чеченской Республике при выполнении воинского долга:

и, видимо, таких памятных досок по городу установлено несколько. По крайней мере, в интернете можно найти информацию ещё о двух из них:

И, завершая обзор достопримечательностей в районе площади Свободы, можно обратить внимание на ещё одну памятную доску, вот на эту:

Осмотрев описанные выше объекты, мы отправились далее лицезреть на музейные экспозиции колоколов. Наш путь от площади Свободы пролегал сначала по Октябрьской улице, а затем по Комсомольскому проспекту. На пересечении этих двух улиц встретилась вот такая уличная сцена, на которой сплелись воедино прошлое и настоящее города Валдая, где с новыми пятиэтажками соседствуют старые деревянные дома, а упоминание о зарубежных городах-побратимах Валдая в условиях санкций воспринимается, скорее, как отголосок прошлого. Но, может быть, я и ошибаюсь, и двусторонние дружеские связи Валдая с американским Cañon City или венгерским Hajduboszormeny поддерживаются до сих пор:

От этого места мы далее пошли по Комсомольскому проспекту и вскоре с левой стороны рядом со зданием бывшей земской управы, в котором сейчас располагается Межпоселенческая библиотека имени Б. С. Романова, мы увидели Памятный знак «Героям-ополченцам Отечественной войны 1812 года, жителям Валдайского уезда».

Освобождать Родину в 1812 году ушло 820 валдайцев, а вернулся только 271 человек. По архивным материалам Музея уездного города и краеведческим запасникам межпоселенческой библиотеки установлены имена 43 жителей Валдайского уезда, воевавших в составе Новгородского ополчения — это 19 дворян, 22 крестьянина и 2 мещанина. Их имена и запечатлены на памятнике.

Земская управа была учреждена в городе в 1865 году. По статусу она являлась исполнительным органом Земского уездного собрания, собиравшегося не реже одного раза в год под председательством уездного предводителя дворянства и решавшего все насущные проблемы уезда.

Вопрос о строительстве нового здания Управы был рассмотрен на внеочередном заседании Земской управы в мае 1901 года. Поскольку все дома в городе, предложенные частными лицами, были отклонены, то было принято решение о строительстве нового, стоимостью в 15000 рублей (для сравнения: в 1908 году доходы города составили всего 10155 рублей). Уже в 1903 году благодаря энергии председателя управы А. А. Попова и в немалой степени его личному материальному вкладу здание было возведено на главной трассе города и по праву считалось лучшим и красивейшим в Валдае.

В конце XIX столетия в Валдае произошло неординарное событие за всю историю народного образования в дореволюционном уезде. В 1896 году была открыта бесплатная одноклассная общеобразовательная школа. Её основал выдающийся методист-словесник, литератор, общественный деятель, замечательный представитель педагогической науки дореволюционной России Виктор Петрович Острогорский (1840–1902).

Приехав в Валдай на отдых в 1890 году, Острогорский купил небольшой деревянный дом под дачу. В то время в уездном центре были две школы-училища: платное мужское трёхклассное и бесплатное женское двухклассное. В этих школах обучались дети обеспеченных родителей. Даже при бесплатном обучении требовалось много денег на приобретение школьной формы, учебных пособий, книг, тетрадей и пр. Основная масса детей бедняков не имела возможности учиться.

Мысль дать хотя бы начальное образование обездоленным детям не покидала Острогорского, и он развернул активную деятельность среди родных, друзей, знакомых и незнакомых с просьбой помочь открыть в Валдае бесплатную школу для детей бедняков.

Открылась школа лишь 7 января 1896 года на даче самого Острогорского. Здесь можно было обучать не более 25 детей. Вплоть до 1915 года школа оставалась одноклассной с трёхлетним обучением, так как открыть второй класс долго не удавалось из-за отсутствия средств.

В 1899 году В. П. Острогорский приобрёл у Тульского банка в кредит большой каменный дом (на углу нынешнего Комсомольского проспекта и улицы Луначарского, 19/11). При нём имелись садовый участок, хозяйственный двор, сарай, ледник и баня. Всё это было выкуплено за 6 тысяч рублей.

И вот, наконец, в новом 1899/1900 учебном году школа разместилась в новом каменном здании. Здесь имелось пять больших светлых комнат: две — для классов, две — для учителей и одна — для библиотеки. В подвальном этаже находились кухня и комната для обслуживающего персонала. В школу на этот раз было принято 50 учеников. Здесь получали образование дети беднейших слоёв населения: крестьян-хлебопашцев, ремесленников, извозчиков, мелких служащих, чиновников, торговцев и чернорабочих. Они обеспечивались горячим питанием. При школе работала народная библиотека, которая носила имя великого русского поэта А. С. Пушкина.

Это здание мы сфотографировали, проходя мимо него:

Пройдя ещё пару сотен метров, мы увидели справа по ходу движения двухэтажное кирпичное здание с надписью «МУЗЕЙ» наверху. Подойдя к зданию вплотную, у его входа мы прочитали, что здесь находится Музейный колокольный центр. Честно говоря, до этого момента мы даже не подозревали о существовании этого музея, поскольку при подготовке к поездке я почерпнул информацию только о первом в России Музее колоколов, находящемся в бывшей Екатерининской церкви, в которую мы и шли. Но раз представился случай побывать ещё и в Музейном колокольном центре, то не воспользоваться такой возможностью мы не могли, о чём вовсе даже не пожалели.

В Музейном колокольном центре мы увидели обширную коллекцию всевозможных колокольчиков и колоколов разных форм и размеров, от миниатюрных до довольно внушительных. В экспозиции были представлены также материалы, рассказывающие о применении колоколов в различных областях человеческой деятельности. В последнем зале экспозиции нам был показан фильм о церковных колоколах, снятый в разных церквах и монастырях, как в России, так и за рубежом. Ниже я демонстрирую фотографии, сделанные во время хождения по залам Музейного колокольного центра:

В общем, от посещения Музейного колокольного центра у нас остались самые благоприятные впечатления, о чём Лена и написала в музейной книге отзывов:

За зданием Музейного центра находится небольшой домик, в котором расположилось Кафе «Уездное». При планировании поездки я рассматривал его в качестве одной из альтернатив для обеда в последний день путешествия. Но когда мы проходили мимо этого кафе, было ещё рано для обеденного перерыва, а когда время обеда наступило, то мы уже были далеко от этого места, и возвращаться сюда было уже не по пути. Поэтому я просто сфотографировал это кафе в знак того, что мы знали об его существовании ещё до приезда в Валдай:

Пройдя ещё пару сотен метров и поднявшись на небольшое возвышение, мы достигли-таки первоначальной цели своей пешей прогулки, а именно: мы подошли к Музею колоколов, размещённому в Церкви Святой Екатерины:

Церковь Великомученицы Екатерины (другое название — Львовская ротонда) была построена в 1786 — 1794 годах по проекту архитектора Николая Александровича Львова. Представляет собой круглое в плане здание с колоннадой в стиле классицизма. Средства на строительство были выделены императрицей Екатериной II. Ротонда служила в качестве дворцовой церкви Путевого дворца Екатерины, однако церковные службы совершались в ней редко. От самого дворцового комплекса до настоящего времени уцелели отдельные перестроенные корпуса, к которым мы не ходили.

Валдайский Музей колоколов был открыт в июне 1995 года в здании памятника республиканского значения Львовской ротонды (она же вышеуказанная церковь Екатерины). До того в ней располагался Краеведческий музей города Валдая. В 1980 году в рамках музея открылась экспозиция «Валдайский колокольчик», которая затем была выделена в отдельный Музей колоколов, ставший первым в России музеем такого рода.

В экспозиции широко представлен материал по истории, как самих колоколов (древние била, пастушьи колокольчики, ямщицкие колокольчики, карильоны, иностранные колокола в России), так и по технологиям колокольного литья в России и других странах. Рассказывается также о различных приёмах звонарного мастерства. Отдельное внимание уделено истории валдайского колокольчика.

Кроме осмотра экспозиции посетителям разрешено звонить в некоторые колокола. Мы, естественно, тоже это сделали:

В целом от посещения в Валдае этих двух музейных собраний колоколов у нас не осталось ощущения пресыщения ими, хотя мы увидели их просто огромное количество. Посещение собрания в Екатерининской церкви запомнилось как естественное продолжение посещения Музейного колокольного центра. Может быть, это случилось потому, что просмотры этих двух экспозиций разделяли не более 20 минут.

Налюбовавшись колоколами, мы отправились назад к автомобилям. Напротив Екатерининской церкви по другую сторону Комсомольского проспекта стоит небольшая часовня во имя праведного Иакова Боровичского. Возведена часовня была в память императора Александра I, чьё тело после его кончины при следовании траурной процессии из Таганрога в Санкт-Петербург на одну ночь было оставлено в храме Святой Екатерины. Часовня принадлежала Иверскому монастырю и была возведена в 1826 году. Использовалась в качестве придорожной часовни. В настоящее время является действующей и по-прежнему принадлежит Иверскому монастырю:

А напротив здания Музейного колокольного центра, в котором мы побывали на пути к Екатерининской церкви, в сквере на противоположной стороне Комсомольского проспекта стоит вот такой памятник солдату Великой Отечественной войны. Примечателен он тем, что памятная доска на постаменте обращена в сторону проспекта, а сама скульптура солдата отвёрнута от него и смотрит в сторону сквера. В связи с этим в городе этот памятник неофициально называется «Памятником отвернувшемуся солдату»:

С Комсомольского проспекта на площадь Свободы мы возвратились не по Октябрьской улице, а свернули чуть раньше и пошли по улице Луначарского. На ней привлек внимание вот такой жилой деревянный дом с красивыми наличниками на окнах:

Чуть далее на этой улице фасадом на площадь Свободы выходит здание, в котором располагается Музей уездного города:

При планировании поездки я рассчитывал на посещение этого музея, но, к сожалению, в день нашего пребывания в Валдае в музее был выходной день. Поскольку для Валдая это один из значимых объектов, я всё-таки поделюсь некоторыми сведениями о нем, взятыми со страниц интернета.

«Музей уездного города» был открыт в 1998 году в двухэтажном особняке XIX века в самом центре города Валдая. Здание принадлежало валдайской дворянке К. О. Михайловой. В начале ХХ века дом сдавался различным общественным структурам под казённые нужды. Здесь находилась Дворянская опека и кабинет Предводителя уездного дворянства, Уездный съезд мировых судей, Общество попечения об учащихся и учителях Валдайского уезда, Общество попечения о тюремных заключённых, Воинское присутствие и пр.

В этих стенах была сосредоточена общественная жизнь Валдая, и поэтому было вполне логично именно здесь разместить музей, вовлекающий посетителя в особый мир русской провинциальной жизни — типичный для всей России и особенный, характерный лишь для Валдая.

Этот музей — своеобразный семейный альбом Валдая, в котором очень большое значение отводится конкретным людям, жившим в этом городе и создававшим его историю. Самоценность каждого человека — отличительная черта русской провинциальной жизни. Именно поэтому в музее много портретов — одиночных, парных, групповых, наполнявших когда-то интерьеры валдайских домов. Здесь же бытовые вещи, домашние безделушки, письма, открытки.

Хронологические рамки музейного показа замыкаются, в основном, второй половиной XVIII — началом XX веков. Именно в это время Валдай был уездным городом, и именно в связи с этим периодом можно говорить об особом понятии мира русской провинции.

В музее пять залов, весьма отличающихся друг от друга.

В первом зале представлены древности валдайские, так или иначе объясняющие само понятие Валдай, материалы по истории Иверского монастыря, градоустройство Валдая XVIII века, Московско-Петербургская дорога и Валдай в связи с нею, путешествия и путешественники, постоялые дворы и ямщики, а также дорога железная и изменение жизненного уклада в связи с её сооружением.

Второй зал — зал ремесла. Лицо города создают мастеровые люди — каменщики, плотники, кирпичники и пр. Гордость ремесленного Валдая — колокололитейщики, кузнецы, колесники, бараночницы, мыловары. Универсальность мастерства — особенность провинции, поэтому не удивительно, что А. Я. Левихин был брандмейстером, фотографом и владельцем типографии. Ремесло было семейным занятием. Известны династии колокололитейщиков Смирновых, Стуколкиных, Усачевых; гармонных мастеров Удаловых. Сын иконописца А. П. Цветаева Григорий, был известным позолотчиком, а дочь Татьяна талантливой портнихой.

Третий зал — зал казённых учреждений и общественных организаций, большинство которых размещалось именно в этом здании: уездный съезд мировых судей, дворянская опека, воинское присутствие, попечение об учащихся и учителях и др. В зале мемориальные вещи из земства и вольного пожарного общества, театра и аптеки, школ города. Материалы зала рассказывают об особой роли русской интеллигенции в духовной жизни общества.

Четвертый зал — зал валдайских семей, наполнен мемориальными вещами и интерьерными выгородками с семейными реликвиями П.Н. и М. Е. Богдановых, В. В. Быстровой, П. Ф. Прилежаева, М. П. Никольского, Р. Рорбека, П. П. Ротса и др.

Пятый зал посвящён дачникам валдайским: писателю В. С. Соловьеву, ведущему публицисту газеты «Новое время» М. О. Меньшикову, профессору политэкономии П. И. Георгиевскому, духовному писателю С. А. Нилусу, художнику, археологу, философу Н. К. Рериху, генералу В. А. Косаговскому и другим. Само понятие «дачники» — неотъемлемая черта жизни русской провинции. Какая она? Ушёл ли от нас её особый мир? Чтобы понять это, надо неспеша пройтись по залам Музея уездного города и вспомнить всё о себе самих, и предках своих, и их соседях, людях именитых и тихих обывателях, о святынях, которым поклонялись, и милых безделушках, которые составляли бытовой уклад провинциала, о старых названиях улиц и облике храмов, домов, парков.

Жаль, конечно, что нам не суждено было всё ощутить на себе.

Ну и ещё две фотографии, сделанные в городе Валдае на углу улицы Луначарского и площади Свободы. В этих зданиях XIX века и в современных пристройках к ним располагаются всевозможные магазинчики, в которых можно приобрести сувениры и прочие товары:

Вернувшись к автомобилям, оставленным возле Троицкого собора, мы сели в них и поехали знакомиться с Валдайским Иверским Святоозерским Богородицким мужским монастырём, находящимся примерно в 10 км от города Валдай на острове Сильвецкий. Монастырь хоть и располагается на острове в Валдайском озере, но к нему с материковой части через остров Рябиновый и два моста проложена автомобильная дорога. Поэтому никаких проблем с подъездом к монастырю не существует. Рассказ о посещении монастыря продолжу в последней публикации об этом нашем путешествии…