Турист Александр Широков (shiraliv)
Александр Широков
был 24 апреля 12:07

Псков — Россия Август 2015

РАССКАЗ ОБ ЭКСКУРСИОННОЙ ПОЕЗДКЕ В ТВЕРСКУЮ, ПСКОВСКУЮ И НОВГОРОДСКУЮ ОБЛАСТИ с 4 по 10 августа 2015 года

ЧАСТЬ 5 (окончание рассказа)
8 августа 2015 года. Пятый день путешествия. Последний день в Пскове

ОБЕД В РЕСТОРАНЕ «ДОМА ПОДЗНОЕВА», ПЕШАЯ ПРОГУЛКА ПО ПСКОВУ ВДОЛЬ ЧАСТИ СТЕНЫ ОКОЛЬНОГО ГОРОДА

Отдав дань уважения родным местам княгини Ольги, мы поняли, что пора бы и пообедать. Для осуществления этой потребности мы решили, что в последний день пребывания в Пскове не поедем опять в столовую «Георгиевскую», которую уже посещали дважды, а пообедаем в одном из ресторанчиков на «Дворе Подзноева». Так мы и сделали и примерно в 1500 уже сидели в «Трапезных палатах» и выбирали блюда. Обедать у Подзноева нам понравилось: достойное оформление и самого помещения, и блюд в совокупности с доступными ценами нас порадовали и оставили приятные воспоминания от этого мероприятия:

Поездка 2015 года. Часть 5. Псков (последний день, окончание рассказа)

Отобедав у Подзноева, далее мы осуществили переезд на стоянку возле гостиницы «Октябрьская» и от неё совершили пешую прогулку по парковой зоне, расположенной по обе стороны от Октябрьского проспекта. К слову сказать, во время планирования поездки в Москве гостиница «Октябрьская» рассматривалась нами как альтернативный вариант нашей дислокации в Пскове, но была выбрана гостиница «Аватар». Она хоть и чуть дальше от центра, но проживание в ней дешевле, чем в «Октябрьской».

Карта с осуществлённым маршрутом пешей прогулки и нанесёнными на неё объектами, возле которых удалось побывать в порядке следования по маршруту, выглядит вот так:

Оставив автомобили возле гостиницы «Октябрьская», мы первым делом направились к входу в Летний сад, где располагается памятник «Поэт и Крестьянка». Памятник был открыт 3 июня 1983 года в рамках XVII Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии. Авторы памятника скульптор О. Комов, архитекторы М. Константинов и П. Бутенко. «Поэт и крестьянка» — это официальное название памятника, хотя никто не сомневается в том, что Поэт — это Александр Сергеевич Пушкин, а Крестьянка — это его любимая няня Арина Родионовна.

У нас в семье существует традиция под названием «На фоне Пушкина снимается семейство», эту традицию с помощью Ольги, сфотографировавшей нас, мы поддержали и на этот раз:

Поездка 2015 года. Часть 5. Псков (последний день, окончание рассказа)

От памятника мы углубились на территорию Летнего сада, расположенную за ним. С левой стороны Летний сад ограничен сохранившейся крепостной стеной Окольного города, построенной ещё в XVI веке. Эта стена, если начинать счёт от Крома, представляет собой пятое кольцо укреплений и является самым внешним кольцом крепостных стен, охватывающим современный центр города Пскова и территорию Старого Запсковья. Стены Окольного города в разной степени сохранности дошли до нашего времени почти на всём периметре Окольного города, в том числе и здесь — вдоль Летнего сада. Ранее мы видели участки этой стены, расположенные вдоль набережной реки Великой между Покровской башней и руинами Варлаамовской башни в Запсковье.

В этом месте Летнего сада мы пытались отыскать закладку одного из геокешерских тайников. Поиски по координатам привели нас к весьма колоритному пню, в котором, к сожалению, тайника не оказалось. То ли закладку выкрали «посторонние разбойники», что представляется наиболее вероятным, то ли мы что-то не так сделали:

А вот так выглядит одна из сохранившихся и восстановленных башен в комплексе крепостных сооружений Окольного города. Она называется Петровской башней. Эта башня была построена возле некогда расположенных здесь Окольных ворот в стене на выезде из Окольного города по древней Петровской улице, носящей сейчас название улицы Карла Маркса:

Поездка 2015 года. Часть 5. Псков (последний день, окончание рассказа)

В соответствии с разработанным планом далее от Петровской башни нам предстояло по улице Карла Маркса дойти до ещё двух старинных псковских храмов, но мои спутницы отказались это делать, предпочтя остаться в Летнем саду. Поэтому дальше я пошёл один. На пересечении улиц Карла Маркса и Гоголя несколько лет назад был построен вот такой вполне элитный жилой дом. Видимо, в нём проживают «не совсем простые псковичи»:

Ну, а далее я покажу две церкви, построенные на рубеже XVI и XVII веков, которые, собственно говоря, и явились конечной целью этого запланированного мною экскурса по улице Карла Маркса.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы от Торгу была построена на Новом Торге то ли в XVI, то ли в XVII веке на месте сгоревшей в 1590 году деревянной церкви.

Основной четверик храма небольшой, с одной глухой декоративной главой над сомкнутым сводом в бесстолпном интерьере, где сохранились фрагменты живописи XIX века (изображение псковских святых) и фреска ХХ века (работы знаменитого иконописца архимандрита Зинона) — в нише над входом.

Поздний характер архитектуры храма сказывается в возведении колокольни типа «восьмерик на четверике» над главным входом по основной оси храма — вместо традиционной псковской звонницы на одной из стен. Несмотря на перестройки и утраты, общие, типично псковские скромные пропорции и удачная постановка храма на пересечении важных городских улиц — Псково-Новгородской (сейчас ул. Карла Маркса) и Большой (сейчас ул. Некрасова), позволяют считать храм удачно вписанным в ансамбль старого Пскова.

Ныне церковь Покрова от Торга — действующая церковь при Духовном училище.

Поездка 2015 года. Часть 5. Псков (последний день, окончание рассказа)

Церковь Николы Явленного от Торга расположена на Новом Торге, который появился в Пскове в 1510 году после присоединения его к Москве. Церковь Николы от Торга известна с XVI века, но позднее она значительно перестраивалась.

Этот храм не совсем обычный для Пскова. Его пятиглавие от XVII века знаменует не псковские, а московские, общерусские веяния, причём малые главы над сомкнутым сводом бесстолпного четверика играют роль декоративных элементов. Поэтому нехарактерный для псковской архитектуры многоглавый силуэт соседствует с традиционной псковской звонницей, на которой в XVIII веке был надстроен ещё один ярус. Храм имеет притвор, паперть и ризничную палатку. Прямоугольные апсиды на востоке также выдают позднюю традицию, но вся многообразная асимметричная композиция со звонницей в северо-западной части — типично псковская.

Так архитектура демонстрирует «адаптацию» московских традиций Пскову. Перестройки храма были связаны с передачей его в своё время единоверческой общине.

Ю. П. Спегальский отмечает прошлое богатство интерьера: «его железные входные двери, хранившиеся до Великой Отечественной войны в Псковском музее, были покрыты медными пластинами с выгравированными на них картинами, изображающими историю трёх христиан-мучеников: Анании, Азарии и Мисаила».

Крупный масштаб храма, массивные его формы эффектно оттенялись маленькими луковицами главок и фресковыми украшениями в нишах. Ныне Никола Явленный является храмом псковского Духовного училища.

Вернувшись после осмотра церквей в Летний сад, я застал своих спутниц отдыхающими на скамеечке:

Поездка 2015 года. Часть 5. Псков (последний день, окончание рассказа)

Видимо, они к этому моменту уже вдоволь «насытились стариной» и, сославшись на усталость, отказались идти со мной далее, чтобы осмотреть городские достопримечательности по другую сторону от Октябрьского проспекта. Они решили, что лучше ещё раз сходят к аттракционам Детского парка, удалённого отсюда на несколько сот метров. Поэтому, перейдя через Октябрьский проспект, мои женщины далее отправились по нему в Детский парк, а я углубился в Ботанический сад, расположенный напротив Летнего сада по другую сторону от Октябрьского проспекта.

На углу Октябрьского проспекта и улицы Свердлова, идущей вдоль стены Окольного города, стоит вот такой симпатичный особняк, построенный в начале ХХ века:

Ботанический сад с одной стороны также ограждён участком стены Окольного города, которая при выходе на Октябрьский проспект в достаточно хорошей степени отреставрирована, и на верху стены располагается кафе «Старая крепость». Но по мере удаления от проспекта очень скоро понимаешь, что сохранность стены не везде одинакова, и местами она представляет собой нагромождение камней, в которых с трудом проглядывается прежняя кладка:

Поездка 2015 года. Часть 5. Псков (последний день, окончание рассказа)

Проходя по Ботаническому саду, я старался запечатлеть интересные объекты на его территории. Не вдаваясь в подробности, просто приведу ряд фотографий, сделанных по ходу движения. Комментировать тут особенно нечего, поэтому ограничусь подрисуночными надписями, из которых и так всё понятно:

У выхода из Ботанического сада недалеко от места, где Советская улица пересекает Площадь Победы, можно увидеть вот такой «сад камней». Если бы не памятная табличка, стоящая возле одного из камней, то я бы ни за что не догадался, что это Памятник партизанскому движению на Псковщине в годы Великой Отечественной войны:

Рядом с партизанским памятником на участке стены Окольного города висит вот такой транспарант, информирующий о награждении Псковской области Орденом Ленина:

Поездка 2015 года. Часть 5. Псков (последний день, окончание рассказа)

Вообще в этом районе города сосредоточено множество памятников, рассказывающих о ратных подвигах Пскова за его многовековую историю. Об этом, прежде всего, памятует Монумент в честь присвоения Пскову звания «Город воинской славы», установленный в центре Площади Победы. Это звание Псков получил в соответствии с Указом Президента РФ от 05.12.2009 г. № 1387:

Напротив Монумента воинской славы на участке стены Окольного города вывешены Памятные доски в честь четырех Героев Советского Союза, получивших это звание в годы Великой Отечественной войны. Это:

УМНИКОВ Андрей Иванович — танкист, старший лейтенант;

БИЗЯЕВ Дмитрий Иванович — лётчик-штурмовик, гвардии-полковник;

БАКЛАН Андрей Яковлевич — военный лётчик, старший лейтенант, ушедший в запас в звании полковник;

ИВАНОВ Александр Степанович — лётчик-наблюдатель разведывательного полка, старший лейтенант.

Все они после окончания войны проживали и работали в Пскове:

Поездка 2015 года. Часть 5. Псков (последний день, окончание рассказа)

Пройдя чуть далее вдоль стены, я очутился на Аллее Героев, открытой к 70-летию Победы, на которой установлены памятники в честь ещё 18-ти Героев Советского Союза:

А ещё далее располагается Мемориальный комплекс с Вечным огнём в ознаменование 30-летия освобождения Пскова от фашистских захватчиков. На самом деле это псковский вариант Могилы неизвестного солдата. Здесь покоится прах неизвестного солдата, который, прикрывая отходивших товарищей, погиб 9 июля 1941 года на реке Великой близ деревни Батьковичи. Он был похоронен местными жителями на месте гибели, а в 1974 году его останки перенесли со всеми воинскими почестями в Псков и перезахоронили здесь, вблизи Площади Победы. Автор проекта Мемориала В. П. Смирнов, архитектор П. С. Бутенко. Глядя на этот монумент, невольно ловишь себя на мысли, что это вовсе не соединённые между собой стволы настоящих зенитных орудий 85-го калибра, смотрящие в небо, а органные трубы, готовые сыграть траурную музыку в память о тех, кто не вернулся с этой страшной войны:

Ну, а в конце этой аллеи недалеко от Покровской башни на холме бывшего бастиона стоит памятник, знаменующий ратные подвиги псковичей при обороне города от войск польского короля Стефана Батория. С августа 1581 по февраль 1582 года 20-тысячный псковский гарнизон, состоявший из воинов и мирных жителей, героически противостоял 100-тысячной армии Стефана Батория, безуспешно пытавшегося взять город. В ходе обороны псковичи отразили 31 штурм и произвели сами около 50 вылазок в тыл врага. Памятник был задуман и сооружён в 1881 году, когда псковичи отмечали 300-летие этой героической обороны. Место было выбрано на вершине одного из бастионов, насыпанных в 1701 году, когда ожидались атаки на город со стороны другого врага, а именно шведов, в ходе Северной войны.

Поездка 2015 года. Часть 5. Псков (последний день, окончание рассказа)

От этого памятника я намеревался пройти дальше ещё несколько сот метров для того, чтобы увидеть всё-таки вблизи Покровскую башню и расположенные рядом с ней церкви Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы, но в этот момент позвонили мои спутницы, которым надоело гулять в Детском парке и захотелось ехать в гостиницу. Поскольку на часах к этому моменту было уже около шести вечера, я был вынужден повернуть назад к стоянке автомобилей возле гостиницы «Октябрьская», тем более что для осуществления обратного пути тоже нужно было время.

По пути назад я завернул ещё к двум церквям, располагавшимся на территории бывшего Старовознесенского монастыря. В одной из этих церквей — бывшей церкви Рождества Богородицы, построенной в 1833 году, сейчас находится Псковский планетарий. А другая церковь Вознесения Господня (церковь Старое Вознесение) ныне действующая. Выглядят они следующим образом:

Старо-Вознесенский монастырь известен с XIV века. Это был парадный ансамбль на традиционном месте встречи чудотворных икон, владык и князей на древней улице Пскова.

Центр ансамбля — Храм Старое Вознесение: одноглавый, трёхапсидный с притвором и трёхпролетной звонницей, папертью на столпах; в интерьере — четырёхстолпный с повышенными подпружными арками. Церковь стоит на сводчатом подклете (под всем храмом, с двумя лестничными спусками вдоль северного и южного фасадов). Декор традиционен: лопатки, бегунец и поребрик в завершении апсид и барабана.

Поставленный на холме, идеально вписанный в ландшафт, изящный храм, собрав воедино все свои составные части, действительно выглядит «вознесшимся к небу».

Окончательное формирование территории бывшего монастыря при главном, южном въезде в город, завершилось уже во времена позднего классицизма. В середине XIX века здесь рядом с Вознесенским храмом были построены церковь Рождества Богородицы с высокой ярусной колокольней (от колокольни до настоящего времени сохранился только один нижний ярус), а также дом настоятельницы (1847 года постройки) и сестринский корпус в каменной ограде.

Точно не знаю, но возможно, что дом настоятельницы, в котором до августа 2015 года ещё проживали люди, намеревались возвратить церкви. Во всяком случае, когда я там был, на этом доме висело уведомление о том, что дом будет расселён:

Поездка 2015 года. Часть 5. Псков (последний день, окончание рассказа)

Воссоединившись у автомобилей, мы вернулись в гостиницу и начали готовиться к ужину и завтрашнему отъезду из Пскова домой в Москву. На следующий день нам предстоял переезд в гостиницу «Валдайский двор», расположенную на трассе М-10 возле города Валдай Новгородской области, с попутным посещением комплекса из двух усадеб в Любенске и Вечаше, в которых сейчас располагается «Мемориальный музей Н. А. Римского-Корсакова».