Турист Александр Широков (shiraliv)
Александр Широков
был вчера 19:37

Псков — Россия Август 2015

РАССКАЗ ОБ ЭКСКУРСИОННОЙ ПОЕЗДКЕ В ТВЕРСКУЮ, ПСКОВСКУЮ И НОВГОРОДСКУЮ ОБЛАСТИ с 4 по 10 августа 2015 года

ЧАСТЬ 2.

5 августа 2015 года. Второй день путешествия.

Переезд из Торопца в Псков и начало осмотра его достопримечательностей

Второй день путешествия начался с выселения из гостиницы «Кривитеск» в Торопце, погрузки вещей в автомобили и отъезда из Торопца. Перед этим мы, естественно, позавтракали в номере. Движение мы начали примерно в 830. После выезда из Торопца наш путь лежал в Псков. Сначала мы ехали по трассе М-9 до Пустошки, а в Пустошке свернули на трассу М-20, идущую от границы с Белорусью до Санкт-Петербурга через Псков. Автотрассу М-9 в последние несколько лет отремонтировали, и сейчас она выглядит отлично. Мы проехали по ней быстро и без проблем. А вот некоторые участки на трассе М‑20 находились в стадии реконструкции, к тому же на ней довольно много фур, едущих друг за другом с невысокой скоростью. А трасса однополосная в каждом направлении и довольно извилистая, поэтому совершать обгоны на ней весьма проблематично. В связи с этим переезд в 360 км из Торопца в Псков занял более 5 часов, вместо 4,5 часов, предсказанных сервисами карт «Яндекса» и «Гугла».

Конечным пунктом этого переезда являлась гостиница «Аватар» в Пскове (ул. Советская, 111). Эта гостиница стала нашим пристанищем на последующие четыре ночи. Заранее мы забронировали в ней два двухместных номера эконом-класса. Два санузла (по одному для «М» и «Ж») и одна душевая комната в гостинице общие с входами в них из общего коридора. При гостинице оборудована собственная парковка для автомобилей, въезд на которую закрывается шлагбаумом.

В принципе, в «Аватаре» всё было обустроено нормально. Номера убирались ежедневно. Единственным, что доставляло некоторые неудобства, было отсутствие холодильников в номерах. Поэтому приходилось пользоваться общим холодильником, стоявшим в комнате рядом с «ресепшном». Но зато в холле стоял кулер с питьевой водой, которым можно было бесплатно пользоваться всем постояльцам гостиницы. В общем, для «переночевать» вполне добротная гостиница и не очень дорогая (номер стоил 1700 рублей за ночь). До исторического центра города от гостиницы «Аватар» чуть более 2 км и 5 минут езды на автомобиле, что тоже не доставляло никаких неудобств.

Поездка 2015 года. Часть 2. Псков (первый день)

Разместившись в гостинице, мы затем отправились знакомиться с Псковом. Автомобильный и пешеходный маршруты, реализованные нами в первый день пребывания в Пскове, на карте города выглядят вот так:

Начали мы с обеда в столовой «Сергиевская» (Октябрьский просп., 19). Нормальная и недорогая столовая. Хотя выбор блюд в ней небольшой, голодными мы не остались. В этой же столовой мы отобедали и на следующий день:

А вот так выглядит в Пскове Октябрьский проспект в районе столовой «Сергиевская»:

Поездка 2015 года. Часть 2. Псков (первый день)

После обеда мы переехали на ул. Некрасова и припарковались между домами № 10 и № 12. От этой стоянки мы затем совершили пешую прогулку, посетив и (или) осмотрев объекты, нанесенные на следующую карту:

От стоянки мы первым делом отправились в «Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». До его закрытия (в 1800) у нас оставалось около 3 часов времени, что мы посчитали более чем достаточным. Посещать же музей в один из последующих дней представлялось неудобным, поскольку открывается он поздно (в 1100), и его посещение плохо вписывалось в сценарий осмотра других объектов в городе. Центральное здание музея-заповедника находится по адресу ул. Некрасова, 7 и выглядит следующим образом:

Вообще Музейный комплекс на территории Пскова состоит из нескольких частей, расположенных в разных местах города. Мы в первый день пребывания посетили только одну из этих частей. Кроме Центрального здания, в котором была размещена экспозиция, названная «Псковский край в годы Великой Отечественной войны», в этой части Псковский музей-заповедник занимает ещё два здания. Это Поганкины палаты и здание Картинной галереи. Вход в оба здания осуществляется из внутреннего дворика музея, а для посещения всех трёх объектов можно приобрести единый билет, что значительно дешевле суммы отдельных билетов в каждое здание. Мы так и сделали, то есть приобрели единые билеты (два «для взрослых» и два «для пенсионеров») и отправились осматривать музейные экспозиции.

Сначала мы вышли во внутренний дворик музея и увидели во всей красе Поганкины палаты:

Поездка 2015 года. Часть 2. Псков (первый день)

Поганкины палаты являются памятником русского гражданского зодчества XVII века (1670-е годы) федерального значения. Названы они по имени заказчика строительства — псковского купца Сергея Ивановича Поганкина. После его смерти палаты наследовал его сын, а затем внук. В 1711 году род Поганкиных пресекся, и палаты были сданы в аренду военному ведомству, которое в 1747 году выкупило их для нужд провиантской канцелярии. С 1900 по 1917 год по распоряжению императора Николая II здесь располагался Музей Архитектурного общества.

Палаты состоят из трёх объёмов: трёхэтажного (западный корпус), двухэтажного (южный) и одноэтажного (восточный корпус). Построены они из известняковой плиты на известковом растворе. Стены обмазаны и побелены. Сфотографировать все три корпуса одновременно из внутреннего дворика невозможно, поэтому на помещённых выше фотографиях они показаны частями.

С внешней стороны с улицы Некрасова и Музейного переулка Поганкины палаты выглядят следующим образом:

Поездка 2015 года. Часть 2. Псков (первый день)

Внутри Поганкиных палат были размещены следующие экспозиции:

— «Живопись древнего Пскова XV — XVII веков»;

— «Художественное серебро XVI — XIX веков»;

— «Народное декоративно-прикладное искусство Псковского края XIX — XX веков»;

— «1100-летний Псков в истории России».

Мы их все осмотрели, но фотографировать что-либо внутри музейных зданий не стали. Особенно понравились древние иконы (самая старшая относится к середине XIV века — «Спас Вседержитель» из Спасо-Елеазаровского монастыря), которых в собрании музея довольно много. Мы не являемся знатоками иконописи, но такое количество икон в прекрасной сохранности, размещенных в древнем здании, по-настоящему впечатляет.

Между Центральным зданием и Поганкиными палатами расположено здание Картинной галереи. Со стороны ул. Некрасова оно выглядит вот так:

Поездка 2015 года. Часть 2. Псков (первый день)

Экспозиция Картинной галереи весьма обширна и состоит из двух разделов:

— «Западноевропейское искусство XVI–XIX веков»;

— «Русское изобразительное искусство XVIII–XX веков».

Коллекция произведений изобразительного искусства, сложившаяся в музее, насчитывает свыше 5000 единиц хранения.

Западноевропейское искусство представлено произведениями живописи итальянского и северного ренессанса, барокко и классицизма, французского реализма и импрессионизма конца XIX века. Среди них картины Гарофало, Дменикино, С. Розы, Р. Бракенбурга, А. Гийона и др. Помимо того, в зале представлены образцы художественного переплёта XVI и XVII веков, скульптурные фрагменты и книжные гравюры.

Собрание русской живописи составляют произведения, поступившие в разные годы из бывших дворянских усадеб Псковской губернии, музея древностей псковского купца Ф. Плюшкина, а также из музея Академии художеств, государственного музейного фонда, Русского музея и других источников.

В музее выставлены картины практически всех значимых русских художников — А. И. Иванова, Ф. А. Васильева, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, Ф. С. Рокотова, В. Л. Боровиковского, В. А. Тропинина, И. Е. Репина, К. П. Брюллова, Н. Н. Ге, А. М. Васнецова, А. И. Куинджи, Н. К. Рёриха, В. И. Сурикова, И. И. Левитана, К. С. Петрова-Водкина и др.

Всё это очень впечатляет.

А во внутреннем дворике на улице выставлены некоторые экспонаты, видимо, не вписавшиеся в основные музейные экспозиции. Какой‑либо осмысленности в их совокупности не прослеживается, но каждый предмет в отдельности по-своему интересен:

Поездка 2015 года. Часть 2. Псков (первый день)

Посещение музея в общей сложности заняло у нас чуть более двух часов времени. Самый младший человечек из нашей компании изрядно утомился и сразу после покидания музейных стен отказался перемещаться далее самостоятельно. Пришлось достать из багажника коляску, которая, впрочем, вскоре была покинута, и мы, по большей части, транспортировали её без пассажира:

Рядом с Центральным зданием Псковского музея-заповедника на углу улицы Некрасова и Комсомольского переулка находится здание бывшей Мариинской женской гимназии, окончание постройки которой пришлось на 1916 год. Здание это после постройки состояло из учебного корпуса и жилого флигеля. Со стороны Комсомольского переулка оно сейчас выглядит следующим образом:

Мариинская женская гимназия в Пскове была открыта в 1860 году. Первоначально в ней обучались 50 девочек. Долгое время гимназия не имела собственного здания, помещения для неё арендовались у частных лиц, а с 1868 года занимала второй этаж здания псковского уездного земства. Оно находилось на ул. Гоголя, 19. К 1880-м годам количество учениц увеличилось почти в 9 раз, и помещений катастрофически не хватало. Поначалу проблему попытались решить за счёт пристройки к зданию земства дополнительного флигеля. Но проблему не удалось устранить в полном объеме. И лишь в 1904 году был приобретён участок земли для постройки собственного здания гимназии. Но денег на постройку не хватало. Прошло ещё 10 лет, прежде чем строительство началось, а окончательная отделка здания завершилась лишь в 1916 году. Проектирование здания осуществил псковский архитектор Анатолий Алексеевич Подчекаев.

Вскоре после революции 1917 года гимназия была закрыта. В 1919 году в бывшем здании гимназии разместилась 2-я Советская школа, преобразованная в 1930-е годы во 2-ю среднюю школу города Пскова.

В годы Великой Отечественной войны здание значительно пострадало. Был разрушен его угол, обращённый в сторону перекрёстка улицы Некрасова и Комсомольского переулка. Восстановление здания школы по проекту местного архитектора Макарова началось в 1944 году. Однако работы из-за сложности объекта и недостатка профессиональных кадров и материалов, продвигались медленно. К началу 1945/1946 учебного года ещё не были сданы помещения пяти классных комнат. В послевоенный период в здании длительное время располагалась школа № 8 города Пскова.

С 1990 года до настоящего времени основные помещения учебного корпуса занимает Псковский технический лицей.

В северо-западном крыле, ориентированном вдоль ул. Некрасова, в уровне первого этажа размещается городской отдел народного образования, под ним в уровне подвала — магазин «Формоза».

Бывший жилой флигель занимают различные организации Пскова, среди которых один из отделов финансового Управления Администрации г. Пскова, Управление капитального строительства г. Пскова, редакция газеты «Псковское время», псковский филиал института «Спецпроектреставрация», кафе «Хлебная слобода».

Далее мы направились по улице Некрасова в сторону Советской улицы. По ходу движения с левой стороны вскоре мы увидели здания, принадлежащие Ресторанно-гостиничному комплексу «Двор Подзноева» (ул. Некрасова, 3, 3А, 3Б и 3В). Комплекс был открыт в 2009 году, все здания в нём, как мне показалось, новоделы «под старину». В первый день пребывания в Пскове мы просто прошли мимо, а вот в последний день отобедали в одном из ресторанчиков этого комплекса. Всего их там пять ресторанчиков, которые называются «палатами»: «Трапезные палаты», «Пивные палаты», «Пироговые палаты», «Кофейные палаты» и «Винные палаты». Мы посетили «Трапезные палаты» и вкусно пообедали. Оформление интерьера, одежды официантов и даже названия блюд выполнены в старорусском стиле. Всё очень приятно, и нам понравилось!

Приведенные ниже фотографии с нашим посещением ресторана в «Доме Подзноева» хронологически следовало бы отнести к пятому дню путешествия, когда, собственно говоря, и состоялся обед. Но я счёл нужным часть фотографий поместить и на этой странице:

Поездка 2015 года. Часть 2. Псков (первый день)

Напротив «Дома Подзноева» в небольшом скверике на пересечении улиц Некрасова и Советской с сентября 2000 года лежит вот такой камень с прикреплённой к нему памятной табличкой:

Это Памятный знак в честь 450-летия таможенного дела на псковской земле. На доске написано: «Лета 1550-года указано имати государевы таможенные пошлины во граде Пскове». Оказывается, что этот памятный камень пока является единственным в России мемориалом в честь таможенной службы.

Далее мы пересекли Советскую улицу и, пройдя пару сотен метров по Георгиевской улице, осмотрели на ней две исторические постройки. Первая из них — Церковь Успения с Полонища — выглядит вот так:

а вторая — здание бывшей мужской гимназии — вот так:

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с Полонища была построена в 1811 году на месте ранее существовавшего храма, воздвигнутого в стенах некогда располагавшегося здесь Успенского женского монастыря, впервые упомянутого в летописях в 1417 — 1421 годах. Настоящий храм был построен на средства родственников псковского декабриста М. А. Назимова (1801–1888). Михаил Александрович долгое время отбывал ссылку в Сибири, служил на Кавказе, и когда, наконец, возвратился в Псков, часто бывал в Успенской церкви, жертвовал на её обустройство, обновил иконостас, и каждый год 14 декабря, «в день возмущения» на Сенатской площади в Петербурге, заказывал заупокойную обедню. Преданность друзьям и «прежним гимнам», любовь к родному городу всегда жили в душе этого замечательного человека.

Назимовский храм — редчайший в Пскове пример церковной архитектуры в стиле провинциального классицизма начала XIX века. Квадратный со скругленными углами план четверика задаёт гармоничную основу для одноглавого ротондального храма, окружённого с четырёх сторон четырёхколонными портиками. В завершении храма, поставленного на холме, — широкий барабан и купол с декоративным фонариком. К югу от церкви поставлена стройная ярусная колокольня со шпилем. Декор колокольни соответствует декору церкви, но более разнообразен.

Весь ансамбль — замечательный пример сомасштабного Пскову, деликатного «вписывания» храма нового времени в сложившуюся застройку старинного средневекового города. В настоящее время Успенский храм действующий, но ко времени нашего прибытия он был уже закрыт.

Псковская мужская гимназия была образована из Главного народного училища 2 июня 1808 года.

Более 10 лет гимназия не имела собственного здания. Занятия проводились в помещениях генерал-губернаторского дома, располагавшегося вблизи Торговой площади напротив несохранившейся церкви Михаила Архангела. С 1811 по 1817 годы для гимназии снимали частные дома. В ноябре 1817 года был приобретён деревянный дом усадьбы сенатора Н. А. Беклешова.

В 1855 году специально для гимназии на перекрёстке улиц Георгиевской и Успенской (ныне ул. Калинина) было построено трёхэтажное кирпичное здание, с внутренним двором при Георгиевской церкви. С постройкой здания увеличился набор учащихся, были организованы две библиотеки: фундаментальная и ученическая. Однако «дом старой гимназии», как стали называть прежнее здание, остался в ведении гимназии. В 1880-х годах здесь помещалась канцелярия и квартиры служащих; в 1890-х годах одно из помещений второго этажа занимал лазарет для «заразных гимназистов» и квартира священника гимназии.

Построенное здание было рассчитано на 250 человек, но в 1880-х годах число учащихся увеличилось более чем в 1,5 раза против нормы, и в 1890 году была предпринята попытка увеличить площадь постройки путём удлинения её крыльев. Но сделанные пристройки позволили оборудовать только два дополнительных класса, что оказалось недостаточным, и в 1907 году Министерство Просвещения выделило 11594 рублей на капитальный ремонт здания.

В 1911 году напротив главного корпуса по проекту городского архитектора Эдуарда Александровича Гермейера было построено двухэтажное здание для младших классов. 12 августа 1915 года здесь разместился Главный штаб Северного фронта. После этого старшеклассники продолжали заниматься в старом здании, а младшие гимназисты занимались, во вторую очередь, в Мариинской женской гимназии.

В 1916 году в гимназии учились: детей дворян и чиновников — 171, почётных граждан — 42, духовенства — 26, мещан — 158 и крестьян — 166.

Из стен гимназии вышли многие люди, ставшие затем знаменитыми. Сейчас на стене здания висят семь памятных досок, тексты которых говорят о том, что в начале ХХ века в этой гимназии учились будущие известные писатели — Вениамин Александрович Каверин и Юрий Николаевич Тынянов, будущие известные ученые — Лев Александрович Зильбер, Исаак Кушелевич Кикоин, Владимир Модестович Брадис и Август Андреевич Летавет, а также организатор комсомола на Псковщине — Леон Михайлович Поземский.

После 1918 года гимназия была реорганизована в 1-ю единую трудовую школу. Сейчас в этом здании расположена средняя школа № 1 им. Л. М. Поземского.

Во время нашего посещения на улице Калинина, пересекающей Георгиевскую улицу, шли работы по ее благоустройству. На ней был снят асфальт, частично она была перекопана, в том числе, и в районе Георгиевской. Поэтому мы решили вернуться от гимназии обратно на Советскую улицу и пойти по ней в сторону центра города. Тем более что разработанный до поездки сценарный план этой прогулки предусматривал такой возврат. Поэтому другие достопримечательности на Георгиевской улице мы осмотрели чуть позднее, когда возвращались к автомобилям после прогулки по набережной реки Великой. Об этих объектах я расскажу позже, а пока о том, что встретилось на пути по Советской улице в промежутке между Георгиевской и Детской улицами.

На Советской улице, согласно сценарному плану, заслуживали внимания два дома: Дом бывшего Дворянского собрания (ул. Советская, 52), построенный в 1839 — 1845 годах по проекту архитектора Константина Андреевича Тона, а также Первые и вторые палаты купцов Меньшиковых (ул. Советская, 50), постройка которых датируется XVII веком. Дом Дворянского собрания был на реконструкции, и его фасад практически полностью закрыт строительными лесами, поэтому сфотографировать удалось только Палаты Меньшиковых:

Поездка 2015 года. Часть 2. Псков (первый день)

Купцы Меншиковы во второй половине XVII века были одними из самых богатых купцов Пскова. В 1670 году Семён Меншиков и его сын Фома были вторыми после купца С. И. Поганкина по объёму торговли на внешнем рынке. Меншиковы владели несколькими домами в Пскове. Остатки наиболее старых палат Меншиковых, примыкающих к Советской улице, являются типичным образцом жилища богатого купца семнадцатого века.

Первые и вторые палаты Меншиковых составляли единый двор Меншиковых. Первые палаты, скорее всего, были построены главой семейства Семёном Меншиковым. Они представляли собой каменное в три этажа здание и, видимо, над ними были надстроены ещё два деревянных рубленых этажа. Первые два этажа использовались как складские помещения. Палаты второго и третьего этажей отапливались печами из сеней. Здание имело два крыльца: одно, парадное, выходило на западную сторону палат, а другое — на восточную, во внутренний двор. Оба крыльца вели на второй этаж в общие сени. Две внутренние лестницы из сеней второго этажа вели в сени третьего этажа, где размещалась приёмная. В двух рубленых этажах, четвёртом и пятом, находились спальные покои, горницы и светёлки.

Вторые палаты Меншиковых примыкают к западному фасаду первых палат. Построены они были в начале 1670-х годов сыном главы семьи Фомой Меншиковым. Вторые палаты — единственное в Пскове средневековое здание с богато декорированными наличниками окон.

В Пскове частично сохранились также третьи и четвертые палаты Меншиковых. Но они стоят особняком, ближе к улице Некрасова.

Судьба палат Меншиковых довольно трагична. В начале XVIII века Меншиковы обеднели. В 1710 году в Пскове вспыхнула эпидемия, а вскоре разразился страшный пожар. Выгорел практически весь Псков, значительно пострадали и палаты Меншиковых, сгорели все деревянные надстройки и перекрытия. После этого Меншиковы в палатах уже не жили, и эти здания меняли хозяев. Видимо, поэтому существуют вторые названия палат: у первых палат Меншиковых — «Дом Сутоцкого», а у вторых палат — «Дом Яковлева».

В настоящее время первые и вторые палаты реставрированы. Здесь размещаются сувенирные магазины, некоторые экспозиции музея-заповедника и музей завода «Гончар». При музее существует цветочный магазин с широким выбором услуг по оформлению цветочных композиций. Во вторых палатах в 2011 году была открыта «Галерея наивного искусства».

Далее предварительно разработанный сценарный план предписывал свернуть с Советской улицы на Детскую улицу для того, чтобы посмотреть на находящиеся там здания конца XIX — начала ХХ века и на Церковь Преполовения Пятидесятницы, являющуюся подворьем Спасо-Елеазаровского монастыря. Мы так и сделали. Первым встретилось красивое здание, в котором раньше располагалось Женское епархиальное училище, а сейчас находится Штаб войск Псковского гарнизона:

затем особняк, построенный в 1908 году в стиле «модерн»:

и в конце этого вояжа мы прибыли к Церкви Преполовения Пятидесятницы:

Церковь Преполовения Пятидесятницы построена в 1468 году, но в конце XIX — начале ХХ веков была значительно перестроена.

Сегодняшнее состояние церкви вызывает опасение: из оживленного места в древнем Пскове, где она была, несомненно, доминантой и украшением, церковь Преполовения оказалась вытесненной во внутренний двор между зданиями бассейна и военного ведомства и медленно разрушается.

Четверик храма без внутренних столпов, перекрыт сомкнутым сводом (возможно, первоначальным). Барабан ложный, декоративный, что грубо подчеркивает жестяная его оболочка. Интересны: окна, больших пропорций, апсида на востоке и замечательное крыльцо на западе — открытое, с тройными арочными проёмами, на столпах, — как триумфальная арка, приветливо обращённая в сторону реки Великой. Над крыльцом возвышалась красивая двухпролётная звонница, которую позднее переделали в шатровую колокольню, придавившую нижние объемы притвора и крыльца.

Церковь была закрыта до начала Великой Отечественной войны. Во время войны немцы использовали церковь в качестве гаража, для чего с южной стороны храма были прорублены широкие ворота. В 1960 году в апсиде церкви была размещена кузница, а в четверике с пристроенным тамбуром — гараж со смотровой ямой и тепляком. Трапезная играла роль административного помещения, а в обстроенном крыльце находилась кладовая.

В 1995 году церковь была возвращена Русской православной церкви и приписана к псковскому Троицкому собору. Восстановление церкви началось летом 2006 года. Первое богослужение состоялось 5 января 2007 года.

В настоящее время церковь является подворьем Спасо-Елеазаровского монастыря, расположенного в 30 км от Пскова по дороге на Гдов.

Первоначальный сценарный план после посещения Церкви Преполовения Пятидесятницы предписывал вновь вернуться на Советскую улицу и идти по ней дальше к памятнику княгине Ольге, а потом держать путь к стоянке наших автомобилей, осматривая по ходу достопримечательности, находящиеся в квартале между Советской улицей и улицей Некрасова. Однако, увидев поблизости от церкви набережную реки Великой, мы пересмотрели первоначальный план и отложили осмотр запланированных объектов на следующий день. Таким образом, мы оказались на благоустроенной набережной правого берега реки Великой и совершили прогулку по ней в направлении Георгиевской улицы.

Набережная после реконструкции и впрямь очень красива. На неё запрещён въезд автомобилей, и предназначена она только для пешеходов. На ней размещены несколько памятников и городских скульптур. Здесь же находится детская площадка, на которой играет детвора. Наша Маша тоже не упустила возможность прокатиться с горки. На значительной части вдоль набережной сохранились остатки крепостной стены Окольного города (XVI век). С набережной открываются великолепные виды на реку Великую и на её противоположный берег, на котором видны постройки Мирожского монастыря и Климентовская церковь.

В общем, мы нисколько не пожалели, что в первый вечер своего пребывания в Пскове прогулялись по набережной. На следующий день мы вновь оказались на ней, но в другом месте (ближе к Ольгинскому мосту). Об этом тоже будет рассказ. А пока я размещаю ниже несколько фотографий, сделанных во время пребывания на набережной в первый день:

Итогом нашей прогулки по набережной стало возвращение вновь к Георгиевской улице. Здесь находится еще один древний псковский храм — Церковь Георгия Победоносца со Взвоза, а перед ней, почти у берега реки Великой — остатки земляного возвышения, сохранившиеся со времен Северной войны 1700 — 1721 годов. На этом возвышении, ранее примыкавшем к находившейся тогда в этом месте стене Окольного города, с 1701 года располагался артиллерийский бастион войск Петра Первого, оборонявших Псков от шведов. Как известно, шведы тогда в Псков не сунулись. Видимо, созданные в городе мощные оборонительные укрепления были им «не по зубам». А в итоге мы им показали в той войне «кузькину мать».

Сейчас Георгиевская церковь с бастиона Петра Первого выглядит вот так:

Поездка 2015 года. Часть 2. Псков (первый день)

Церковь Георгия со Взвоза была построена в 1494 году. Об этом в 3-й Псковской летописи написано так: «В лъто 7002 (1494) Поставлена церков каменоу на Оувзови Святого Георгия».

Храм возвели на высоком берегу Великой, в Полонище, внутри стены Окольного города. Рядом в крепостной стене были Егорьевские ворота к реке. Стройная и, вместе с тем, гармоничная церковь Святого Георгия является великолепным памятником псковской школы архитектуры. Четверик её увенчан классической для Пскова луковичной главой на высоком барабане с красивыми пропорциями; три апсиды с востока и притвор с папертью с запада, также составляют характерную композицию. Утрата в XIX веке приделов с севера и юга сделала храм ещё более стройным. Переделки коснулись и звонницы, (которая была ранее на южной стене храма), и притвора с папертью.

Около 1860 года при устройстве набережной против церкви, была разломана часть городской стены, при этом в стене обнаружили замурованный склеп, а в нём дубовый гроб. В гробу оказался завёрнутый в саван скелет, до того истлевший, что части его легко уносились дуновением ветра. Предполагают, что это был некий Псковский затворник Иван, живший 22 года в городской стене, проводя дни в посте, молчании и молитве. Летопись упоминает о нём под 1616 годом.

Церковь была закрыта в 1923 году. В 1960 году Постановлением Совета министров РСФСР взята под охрану государства как памятник федерального значения. В настоящее время не действует, хотя в 2009 году стала приписной к Церкви Покрова и Рождества от Пролома. В 2011 году был разработан и рассмотрен эскизный проект реставрации этого храма. В последующие годы внешний облик церкви был приведён в порядок. Что сейчас находится внутри церкви, мы не видели.

Дойдя до Георгиевской церкви, мы решили не возвращаться назад тем путем, каким сюда прибыли, а, невзирая на неудобства в районе улицы Калинина, всё-таки двигаться к оставленным на улице Некрасова автомобилям по Георгиевской улице. Мы вновь прошли мимо школы № 1 — бывшей Мужской гимназии и мимо Успенской церкви с Полонища, а за ними в поле зрения попал красивый домик, который мы не заметили, когда пришли на эту улицу в первый раз. Оказалось, что это Дом Причта при Успенской церкви, построенный в начале ХХ века:

Поездка 2015 года. Часть 2. Псков (первый день)

Пройдя от этого дома ещё метров четыреста, мы, наконец, прибыли к своим автомобилям. За домом № 10 по ул. Некрасова, возле которого они были оставлены, оказались ещё две исторические постройки. Дом № 8 — это деревянный жилой Дом Хитрова с красивыми резными наличниками и карнизом, построенный в начале ХХ века. Сейчас в этом доме размещается «Дом ремёсел» и Псковский областной центр народного творчества:

А под номером 10А по ул. Некрасова значится, так называемый, «Дворец Марины Мнишек», а точнее его развалины:

История этого дома весьма загадочна. Построен он был во второй половине XVII века и, конечно, никакого отношения к Марине Мнишек не имеет. Супруга Лжедмитрия I так и не побывала в Пскове, да и скончалась она в Маринкиной башне Коломенского кремля более чем за полвека до постройки дома. Достоверно неизвестно, кому с самого начала принадлежал этот дом. По одной из версий это — Третьи палаты купцов Меншиковых, которым в XVII веке принадлежали все постройки на Романовой горке или Романихе, как в старину называлась эта местность. А название «Дворец (или дом) Марины Мнишек» исторически возникло, вероятно, из-за того, что новгородские и псковские земли в один из периодов Смутного времени были обещаны во владение дочери польского шляхтича и будущей жене самозванца Лжедмитрия I после того, как она станет русской царицей.

В XIX веке здание пришло в запустение, не эксплуатировалось и разрушалось. Только в начале ХХ века оно было восстановлено его тогдашним владельцем А. Н. Хитровым, но с изменениями. До наших дней сохранились оригинальные оконные проёмы в западной части второго этажа, и присутствуют следы древнего крыльца в северной части здания.

Вот, пожалуй, и всё, что нам было суждено увидеть в Пскове во второй день нашего путешествия. Мы сели в машины и через пять минут уже подъехали к нашей гостинице «Аватар», уставшие, но довольные. Потом были ужин в номере, подготовка ко сну и сам сон. Поскольку наш первоначальный сценарный план был нарушен, то мы договорились о том, чем будем заниматься на следующий день…