Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 21:15
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Петушки — Россия Июль 2022

Петушки! Отчего происходит название? Слово обозначает кур мужской особи, бойцовых рыбок, грибы, цветы, растения. Есть несколько подобных деревень, но город только один.

По одной из версий, название от Петушинского оврага и одноимённой пустоши, которые впервые упоминаются в Смутное время. Овраг располагался вблизи дороги на Владимир.

Здесь стояла деревянная церковь, которую сожгли рыскавшие вокруг Москвы интервенты. Река Берёзка на данный момент превратилась в тоненький ручеёк, и тем не менее, речь идёт об этом месте.

Петушиный город и его музей

Именно здесь в 1904 г. московский промышленник и предприниматель Иван Павлович Кузнецов, судьба которого была связана с Петушками, начал строить каменную церковь в стиле модерн.

Она получилась на редкость изящной. В июле 1910 г. состоялось торжественное освящение.

Петушиный город и его музей

Вход украшает надпись: «Вера без дела мертва есть».

Особую ценность представляет внутреннее убранство. Архитектурное пространство, живописное оформление и предметы декоративно-прикладного искусства не имеют аналогов. Чудесен резной дубовый иконостас, на общем темном фоне которого золотом сияют иконы.

Храм не закрывался. По местной легенде, осенью 41-ого, когда немец подступил к Москве, вышло постановление о закрытии. Петушинцы направили в Москву делегацию, с просьбой об отмене постановления. На приём попали к человеку по фамилии Куроедов. Когда тот узнал, откуда ходоки, улыбнулся и помог отыграть назад.

Церковь Успения Божией Матери одна из главных достопримечательностей города.

Петушиный город и его музей

Впрочем, мы немного опередили время.

В писцовой книге 1678 г. указывается, что деревня Петушки стоит на землях Троицкого монастыря. В 1705 г. здесь было 76 дворов, где проживало 219 душ мужского пола.

По указу матушки Екатерины в 1767 г. Петушки, вместе с другими сёлами, перешли в ведение государственного имущества.

Петушиный город и его музей

Тихая и неспешная жизнь изменилась в середине позапрошлого века с началом строительства железной дороги Москва — Нижний Новгород.

Участок Москва — Петушки открыли в 1896 г. Здание вокзала, служебные постройки и дома для железнодорожников были первыми строениями будущего города.

Петушиный город и его музей

Церковь Успения Божией Матери от станции оказалась на почтительном расстоянии. В 1899 г. для железнодорожников решили заложить храм Святителя Николая Ковровского. После Революции он был разрушен и восстановлен уже в наше время.

Петушинцы часто называют храм — церковь железнодорожников.

Неподалёку от станции на первый взгляд вполне заурядный объект — водонапорная башня. Она построена в 1927 г. по проекту академика В. Г. Шухова. 300-литровую бочку удерживают труба и причудливая металлическая конструкция, похожая на сетчатый подол изящного платья.

Когда для расширения ж/д местные власти решили её снести, краеведы стали бить во все колокола и отправились в Москву, где при посредничестве внука Шухова получили «охранную грамоту».

Из двухсот подобных Шуховских башен осталось только восемь.

Близость ж/д привлекала предпринимателей. В начале прошлого века появились столярная и ткацкая фабрики, а также артель, где делали бархат.

В советское время Петушки получили новый импульс развития. В 1923 г. появился первый клуб, а через шесть лет больница. В предвоенный период восточная часть посёлка застроилась длинными улицами с частными домами, а южная кирпичными двухэтажками.

Из всех улиц самые старые Вокзальная и Орловка. Центральными стали Ленина, Пролетарская и Советская.

Петушиный город и его музей

В 1910 г. деревня Петушки стала селом, статус города был присвоен в 1965 году.

На территории предприятия лёгкой промышленности, заводы, пять школ, школа искусств, ПТУ, три клуба, три библиотеки, поликлиника и больница. По переписи прошлого года население чуть более 12 тыс. Увы, молодёжь стремится в Москву, либо во Владимир.

Петушиный город и его музей

В качестве положительного момента отмечу, 29 апреля 1997 г. в Петушках открылся Музей петуха. Он расположен в районном доме культуры на Советской площади.

Это центр города, к площади примыкает Городской парк.

Территория благоустроена.

Здесь проводятся мероприятия местного и федерального значения.

Пространство дополняют мемориалы.

Они посвящены жителям района, погибшим на фронтах ВОВ, а также воинам-интернационалистам.

Краеведческий музей неподалёку от Советской площади. Расположился в административном здании, где занимает несколько залов второго этажа.

Петушиный город и его музей

Музей создан в 1980 г. благодаря краеведам. Он получился небольшим, но уютным.

Изначально выставки были посвящены комсомолу, однако со временем сменили тематику.

Петушиный город и его музей

Экспозиции рассказывают историю Петушков с момента основания и наглядно демонстрируют путь маленькой станции до районного центра.

Здесь собраны экспонаты, связанные с важными этапами в развитии поселения.

Петушиный город и его музей

В первом зале зарождение поселка и обстановка крестьянской избы, повседневный быт и ремесла жителей дореволюционной России.

Археологических раскопок на территории района не проводилось.

Витрина седой древности совсем небольшая. Всё представленное найдено местными жителями, преимущественно на огородах.

Село Андреевское — родовое имение Воронцовых-Дашковых. Историю семьи и усадьбы можно прочитать на одном из стендов. Рядом история храма Успения Божией Матери и здесь же стенд о строительстве ж/д.

На постоянной основе в одном из залов развёрнута экспозиция «Цвети, мой край родной», посвященная знаменитой владимирской сказительнице из села Старые Петушки Елене Васильевне Волковой (1874 — 1959).

Петушиный город и его музей

Бабушка Олёна — первая писательница из Петушков, которая еще при жизни издала книгу сказов «Славься, Родина!», тиражом в 3000 экземпляров при редакции областной газеты «Призыв» в 1947 году.

Сам Александр Твардовский представлял знаменитую сказительницу в городе Владимире на съезде молодых литераторов, где она с высокой трибуны обратилась с напутственным словом к начинающим писателям. Её сказы печатались во всех известных печатных изданиях.

Петушиный город и его музей

Следующий зал — «Уроки в старой русской школе».

Здесь воссоздана атмосфера дореволюционной уездной школы, которая плавным образом трансформируется в школу советскую.

Петушиный город и его музей

На стендах буквари и учебники, перьевые ручки и чернильницы, детские счёты, грифельные доски и многое другое.

Любопытно было увидеть коньки. В своё время у меня имелись такие же, и я их периодически бегал затачивать. Кажется, что это происходило в какой-то другой жизни.

Петушиный город и его музей

Во времена Великой Отечественной боевых действий на территории района не было, но артефакты есть.

Что-то принесли в своё время фронтовики,

что-то передали в дар поисковики.

Петушиный город и его музей

В этом зале проводят уроки Мужества.

Меня потрясла история немецкой фляги. Кому интересно, предлагаю рассказик Новый музейный экспонат

Второй момент, в Петушках живёт ветеран войны — Анатолий Васильевич Гаврилов!

А. В. Гаврилов родился в 1924 г. и уже в семнадцать лет оказался призван в армию. Боевой путь начал командиром миномётного взвода. Участвовал в операции «Багратион», во взятии Кенигсберга, в войне с Японией. Окончание Второй Мировой встретил в Порт-Артуре.

Петушиный город и его музей

В послевоенное время 28 лет проработал в милиции, в том числе следователем.

Гаврилов делится с молодёжью воспоминаниями, приходит на уроки Мужества. На восьмом десятке начал писать, опубликовал книгу воспоминаний, дополнив её стихами, за что был принят в Союз российских писателей. На девятом десятке увлёкся живописью, за что получил звание члена Союза художников.

Часть своих картин ветеран передал музею.

Петушиный город и его музей

Мне дали посмотреть книгу Гаврилова, где он рассказывает, как во время боёв в Белоруссии его подразделение стояло с немцами лоб в лоб. Это происходило весной, и на нейтральной полосе поселился аист. Ни о чём плохом птица не думала, но оказалась убита осколком снаряда.

Анатолий Васильевич по этому поводу написал трогательное стихотворение «Птица аист».

Петушиный город и его музей

Петушки город небольшой и о нём мало кто знает.

Но именно из таких пазлов состоит Россия.