Турист Maksim S. (097mcn)
Maksim S. — был 18 апреля 14:07
Если ты в душе поэт, выпей на ночь Pierre Huet :)
Лучший материал
месяца
недели

Тегеран — Иран Сентябрь 2022

Как добраться из Эстонии в Иран? Простых путей не было, а потому пришлось искать маршрут с несколькими пересадками. На помощь пришел турецкий дискаунтер Pegasus. Вот только в Таллин он не летает, а только из Хельсинки. Так что маршрут вышел сложный — сначала паром в Финляндию, потом перелет в стамбульский аэропорт Сабиха Гекчен, оттуда — в Анкару, а уже из Анкары — в Тегеран.

О шиитах и шахидах. Как мы ездили в Иран

Вторая проблема — это жилье. В Иране booking.com не работает, а потому как бронировать отели — поначалу было не совсем понятно. И тут выручил сайт hostelworld.com — он, как оказалось, под госдеп не прогнулся и в Иране вполне работал. Вариантов там, конечно, было немного, но заказать номера удалось во всех городах, которые мы намеревались посетить — в Тегеране, Кашане, Исфахане, Йезде и Ширазе.

А еще надо было получить иранскую визу. Для граждан Евросоюза сделать это, вроде бы, можно было и по прилету, но хотелось все оформить заранее. Процесс состоит из двух этапов. Сначала оформляешь электронную визу. Сделать это можно на государственном сайте, но иранцы нас предупредили, что там много отказов, лучше использовать другой сайт, частный. Там, конечно, возьмут больше денег, но зато виза будет гарантирована. Так оно и оказалось. Второй же этап происходит уже в аэропорту. Перед тем, как идти на паспортный контроль, надо предъявить электронную визу в специальном окошке, и там уже распечатают документ, который удовлетворит пограничного офицера.

Ну что, добро пожаловать в аэропорт имени Имама Хомейни. Хорошо не Бен Ладена:)

О шиитах и шахидах. Как мы ездили в Иран

В аэропорту сразу поменяли денег. С деньгами здесь тоже все непросто. В стране высокая инфляция, а потому номинал с каждым годом растет. Курсов тоже несколько. Если набираешь в поиске, то получаешь один курс, официальный — примерно 42,000 риалов за евро. Однако по этому курсу расчеты идут только за госзакупки. Остальным меняют по рыночному курсу — 290,000 за евро. В аэропорту действует лимит — 100 евро в одни руки. Ну сами понимаете, купюр надо много, на всех не напасешься. Но даже обменяв 100 евро, сразу становишься миллионером:)

Самая ходовая купюра — 100,000 риалов. Причем на новых купюрах уже установлен новый номинал — 10 туманов, а оставшиеся четыре нуля нарисованы бледным цветом. Как можно видеть, деноминацию в Иране решили проводить постепенно, чтобы не путать людей.

О шиитах и шахидах. Как мы ездили в Иран

Также очень распространены и купюры в 500,000 риалов, по-новому — 50 туманов. Правда тут на картинке какой-то ранний вариант, где отбрасывают всего три нуля, а не четыре.

Вообще поначалу разобраться в местных деньгах и местных ценах очень непросто. Как мы ехали из аэропорта на такси — это был прикол. Так получилось, что мы с Андреем Андреичем жили в одной общаге, а Сергей Сергеич снял угол в другом районе города. И вот таксист, значит, отвез сначала нас двоих, потом привозит С.С. в конечную точку и озвучивает ему итоговую цену — 5 миллионов. Сколько-сколько? Сергей Сергеич поначалу испугался, что придется отдать все, что он только что наменял. Но потом оказалось, что это всего лишь 17 евро. Совсем не дорого, учитывая, что аэропорт находится аж в 50 км от центра столицы.

О шиитах и шахидах. Как мы ездили в Иран

Что сразу бросается в глаза в Иране — повсеместный культ почитания «шахидов» — павших борцов за веру. Самым известным шахидом является 3-й шиитский имам Хусейн, убитый в 680 году.

Однако самые многочисленные «шахиды» — это парни, погибшие в ирано-иракской войне. Если присмотреться, под каждым портретом персидскими цифрами указан год смерти по солнечной хиджре — и у всех это 1980-е.

О шиитах и шахидах. Как мы ездили в Иран

Почти все иранцы — это мусульмане-шииты. Основное отличие шиитов от суннитов в том, что у шиитов главным имамом может быть только прямой потомок пророка Мухаммеда. Имам Хусейн был как раз его правнуком. И хотя с его гибели прошло уже почти полторы тысячи лет, иранские шииты до сих пор вывешивают везде траурные флаги, отмечая его гибель. И тут мы видим второе отличие двух конфессий — у суннитов нет такого надрыва в почитании павших.

А пока зайдем в музей ковров, коими так всегда славился Иран

О шиитах и шахидах. Как мы ездили в Иран

Внутри мы оказались едва ли не единственными посетителями. Туристов в Иране мало, а местным это все не очень интересно. Да и дорого.

Встречались довольно затейливо выполненные ковры, но в целом ничего особенного. Тут мне вспомнилось, что огромный ковер для мечети шейха Зайда в Абу-Даби соткали тоже в Иране. Представляю, во сколько это обошлось:)

О шиитах и шахидах. Как мы ездили в Иран

Автотранспорт в Иране представлен в основном французскими Пежо белого цвета. За те несколько лет, пока отменяли санкции в рамках «ядерной сделки», французы успели вложиться в иранский автопром и заметно его обновили. Но потом американский госдеп своих союзников опять нагнул, так что теперь упор делается на китайские машины или на собственное производство. Поэтому если видишь какой-то незнакомый шильдик, то это, скорее всего, какая-то китайская марка. В целом же, надо сказать, иранский автопарк выглядит вполне современно, откровенного хлама на улицах нет.

Что удивляет в Тегеране до глубины души — это метро. Страна, которая уже сорок лет живет под американскими санкциями, за последние годы умудрилась построить здесь аж целых 7 линий метро. Для сравнения, в Багдаде, столице соседнего Ирака, который уже почти 20 лет «строит демократию», никакого метро до сих пор нет и даже не предвидится.

О шиитах и шахидах. Как мы ездили в Иран

Стоит проезд на метро какие-то невообразимые копейки. К примеру, когда я попытался купить в кассе билет и предъявил купюру в 100,000 риалов (35 евроцентов), мне никак не могли насобирать сдачу с такой огромной суммы:)

Но это еще не все. Помимо Тегерана метро в Иране уже работает в Исфахане, Мешхеде, Ширазе и Тебризе, а в Куме и Ахвазе оно строится.

О шиитах и шахидах. Как мы ездили в Иран

Из общего количества станций тегеранского метро примерно каждая третья названа в честь «шахидов». Когда рассматриваешь карту, то кажется, будто попал на кладбище.

Высший руководитель Ирана (выше президента) — аятолла. После того, как в 1989 году умер лидер исламской революции Рухолла Хомейни (на фото справа), на этот пост был избран тогдашний президент Ирана — Али Хаменеи (на фото слева). Обычно портреты этого тандема везде висят парами. Отличить их просто — старый аятолла всегда смотрит очень сурово, а нынешний — обычно улыбается. Что как бы призвано показать, что сегодня нравы уже не столь строгие, как раньше:)

О шиитах и шахидах. Как мы ездили в Иран

В целом же Тегеран — город достаточно бестолковый в плане туризма. Здесь нет исторического центра с какими-то значимыми достопримечательностями. Когда мы только собирались ехать в Иран, нам все вообще говорили, что в Тегеране делать нечего.

Но нельзя же было уезжать из столицы, не проведя здесь хотя бы один полный день. А потому мы освоили метро и поехали куда-то на окраину, где друзья очень хотели посетить рынок.

О шиитах и шахидах. Как мы ездили в Иран

Мне же здесь больше понравилась мечеть под названием Имамзаде Салех Шемиран. Шиитские мечети всегда очень красивые, купола и минареты покрыты яркими узорами. Ну и куда без иранско-шиитских надрывов — весь фасад мечети был украшен черными траурными полотнищами, на которых персидской вязью кроваво-красного цвета были выведены какие-то лозунги.

Кстати, а вы знали, что в Тегеране есть улица Гугла? :)

О шиитах и шахидах. Как мы ездили в Иран

В этом районе Тегерана горы уже совсем близко

Панорама Тегерана на фоне гор. Википедия.

О шиитах и шахидах. Как мы ездили в Иран

К сожалению, мы плохо подготовились к осмотру Тегерана, а потому в дворец Ниаваран, что на самом севере города, прямо у подножия гор, не успели. Увы, но в южных странах все достопримечательности закрываются достаточно рано, и чтобы везде успеть, надо рано вставать.

Дальше мы пошли искать некий красивый мост, про который Сергей Сергеич прочитал где-то в Интернете. Однако вместо моста мы сначала совершенно случайно попали в музей Исламской Революции и Священной Обороны. Сам музей к этому моменту, конечно, уже был закрыт, но зато на открытой аллее мы наткнулись на впечатляющую выставку боевой техники. Что запомнилось — танки здесь были самого разного производства, и английские, купленные Ираном еще при правлении шаха, и советские, отбитые во время войны у Ирака.

О шиитах и шахидах. Как мы ездили в Иран

Мечеть рядом с музеем называется Мечеть Хорремшехр. Именно за этот город иранцы бились всю войну.

Ту войну начал Саддам Хусейн, решивший, что после революции иранская армия ослабла, и можно попытаться захватить богатые нефтью пограничные районы. Армия Ирака была лучше оснащена, у Саддама было много советского оружия, плюс к этому в те годы его поддерживали и западные страны, поставлявшие в том числе и компоненты для химического оружия. Однако Иран смог мобилизовать больше солдат, так что пусть и ценой больших потерь, но войну ему удалось свести вничью.

О шиитах и шахидах. Как мы ездили в Иран

А вон там вдалеке это уже современность — выставка достижений иранской ракетной промышленности:)

И опять о шахидах. Знаете, что это за выставка там за стеклом? Это машины иранских ученых-ядерщиков, погибших в терактах, устроенных спецслужбами Израиля. Вообще, в любой другой стране гибель собственных ученых посчитали бы провалом спецслужб и вряд ли стали бы афишировать. Но в Иране с их культом шахидов все не так.

О шиитах и шахидах. Как мы ездили в Иран

От музея еще пришлось прилично пройти по парку, но вот впереди показался подсвеченный красным пешеходный мост Табиат, переброшенный через автостраду с одного холма на другой. Это одно из любимых мест отдыха жителей Тегерана.

Опоры моста ночью тоже красиво подсвечены

О шиитах и шахидах. Как мы ездили в Иран

Так мост выглядит со стороны на фоне гор. Фото найдено в сети.

Как и в любом месте отдыха, рядом построен огромный фудкорт с большим выбором точек питания. Обратите внимание, как происходит оповещение клиента о готовности его заказа — когда выданный диск начинает мигать, это значит, что надо идти к прилавку и забирать свой заказ:)

О шиитах и шахидах. Как мы ездили в Иран

А это тегеранский планетарий. Там зона отдыха вообще огромная, но мы потом замучались искать, где поймать такси. Долго ходили по темноте, пока нашли. Расстояние до центра города отсюда — около 9 км. Таксист взял за проезд 120 туманов или 1,200,000 риалов. Да, в иранских номиналах при такой двойной системе легко запутаться и сунуть продавцу в десять раз больше, чем следует. Если сунешь меньше, продавец сам укажет на ошибку, а вот если наоборот, то как повезет;)

На следующий день Сергей Сергеич встал рано и успел съездить на метро к одному из символов Тегерана — башне Азади. Мы в это время, увы, спали в своем хостеле, а потому фотографию вставлю из интернета:)

О шиитах и шахидах. Как мы ездили в Иран

В Тегеране с шахских времен сохранилось несколько дворцов. Неподалку от центра нашли на карте дворец Голестан, его с утра и посетили. Брать билет внутрь из-за недостатка времени не стали, осмотрели его только со двора.

Ну, что сказать. Местами красиво, но большей частью на дворец было не сильно похоже:)

О шиитах и шахидах. Как мы ездили в Иран

Еще мы неудачно выбрали подход, пришлось обходить весь квартал вокруг, пока нашли центральный вход. Подсказка: он с западной стороны:)

Дворец Голестан. Элементы оформления

Остальные фотографии — в слайдшоу

Еще одно историческое место в Тегеране — бывшее американское посольство. То самое, персонал которого захватили исламисты, требуя отдать им на расправу бывшего шаха. Заложники провели в плену больше года, их планировали освободить с помощью военной операции, но та провалилась.

О шиитах и шахидах. Как мы ездили в Иран

А сейчас на стенах, окружающих территорию, развешаны антиамериканские плакаты и карикатуры:)

Без шестиконечной звезды тут, конечно, обойтись не могли :)

О шиитах и шахидах. Как мы ездили в Иран

От строгого взгляда аятоллы никуда не скрыться :)

А на этом знакомство с Тегераном мы закончили. Отмечу посещенные места на карте Google Maps.

Хотел быстро сделать обзорку обо всем путешествии, но в итоге получился рассказ об одном только Тегеране. Так что продолжение следует. Впереди еще будут Кум, Кашан, Исфахан, Йезд и Шираз, а также руины Персеполя.