Эксперт Klaudia Ziryukina (klaudia)
Klaudia Ziryukina — была сегодня 6:45
Мы будем путешествовать!

Акаба — Иордания Ноябрь 2022

Цикл материалов "Иордания."

1. Петра — чудо света!
  2. Первый послепандемийный круиз. Иордания — место встречи
  3. Морепродукты у иорданского «Капитана»

21 ноября 2022. Иордания.

Рассвет я встречала на палубе, разглядывая границы трех стран — Египта, Израиля и Иордании.

Просто не верится, но с борта корабля отлично виден дом нашего сына — он находится на горе, в Эйлате.

Позже, мне дети показали видео, как внучки у окна машут «мне» ручками и говорят, что они видят, как я им машу! Нет, конечно, не столь подробно. Высотные дома — слева от них. А кораблик — метка, начиная от него, из окон квартиры виден наш корабль. Это было очень волнительно.

Выход с корабля был худшим за весь круиз — в заключительном рассказе расскажу, как это происходило. И, поскольку, мы вышли на добрых 1,5 часа позже запланированного времени, то заказанная нами заранее машина — микроавтобус уехала на израильскую границу — забрать детей. Да, у нас все получилось: сын с женой, с двумя нашими внучками и нашей сватьей, которая живет в Москве, но в настоящее время гостит в Эйлате, все пришли (именно так) в Иорданию. И мы забыли про все организационные проблемы! Кстати, детей не пустили в порт, нужно специальное разрешение, так что, встреча произошла в каком-то парке, где их оставили нас подождать. И главная радость дня: скайповских бабушку и дедушку признали, мы «живьем» год не виделись. И это стало для нас главной радостью круиза.

Пустыня Вади Рам.

И, мы всей большой семьей отправляемся на прогулку по пустыне Вади Рам. Нас пересаживают из уютного микроавтобуса в кузов джипа и приключение начинается. Наверное, для детей, живущих почти в пустыне, это было не так интересно, а нам, приехавшим из местности, где лес, горы, озера и реки, пустыня — очень даже экзотика! Тем более — такая прекрасная — желтая, красная, серая, голубая, черная!

Почему пустыню Вади Рам называют Лунной Долиной, становится понятно сразу, как только въезжаем в нее. Те части пустыни, которые относятся к каменистой, действительно, напоминают лунный пейзаж. Но она очень разная.

А вот местные жители называют ее по-другому. Есть несколько версий. Первая — Римская Долина, как и переводится с арабского ее название. Название закрепилось с римских времен, так как в пустыне в Византийскую эпоху, селились христианские монахи — отшельники. Вторая версия — Вади — сухие русла рек, Рам — название реки.

Пустыня сравнительно небольшая, около 750 кв.км. Горы Вади Рам состоят из известняка, гранита и базальта. Именно этим объясняется их разноцветье. Самая высокая вершина — 1830 метров, называется Ум ад-Дами.

Даже не верится, что примерно пять миллионов лет назад, на этом месте плескалось море — океан Тетис.

Я не специалист в геологии, но мне показалось, что частенько пустыня становилась полупустыней — деревца и кустарники довольно чахленькие, но они есть.

Ветер и солнце, перепад температур от 4 ночью до 33 днем, создали уникальные узоры на скалах.

И, в подтверждении того, что Вади Рам не неживая пустыня, здесь жили люди — бедуины, сохранились наскальные рисунки, некоторым из которых более 4000 лет.

Один раз сделали пит-стоп: такой магазинно-туалетный оазис. Здешние «наскальные» рисунки современные, ничего сакрального.

И, конечно, говоря о пустыне, невозможно не упомянуть о ее «кораблях». Это удивительные животные! Наверное, единственное, которое не просто чувствует своего хозяина, он его видит! Если бородатый хозяин сбреет бороду, верблюд изумится — кто это? Они, действительно, за несколько дней пути, чувствуют воду, и могут привезти хозяина к воде самостоятельно. И они друзья с бедуинами. Иногда приходится слышать, что верблюд для бедуина — это еще и пища. Это не правда! Друзей не едят! Молоко — да. А еще у них красивые глаза с двумя рядами ресниц, на зависть девушкам, которые себе такое пытаются приклеить.

Только недавно читала на Туристере про отель под куполом и удивлялась (не знаю, позволяют ли правила сайта указывать материал и автора), и вот — лагерь с таким отелем. Он совсем не дешев, и места надо заказывать очень заранее. Воды в пустыне нет (только в деревне Рам), поэтому, в лагерь ее привозят. За скалой — работающий генератор. P.S. позволяют, вот он: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/obninsk/placeofinterest/44393/responses/12274

А бедуины живут вот в таких палатках, их жизнь не выглядит легкой — условия не самые комфортные. Однако, и бедуинов в наше время кормит туризм, они принимают гостей, которые арендуют палатки, возят и водят их по пустыне. Люди очень доброжелательные и гостеприимные.

Первый послепандемийный круиз. Иордания — место встречи

Какие только фильмы не снимали в Вади Рам: и «Лоуренс Аравийский», и «Трансформеры», и «Звездные войны», и «Алладин», и «Марсианин» и еще множество менее известных. Кстати, дети дружно вспоминали «Трансформеры», как они из Египта пришли в Иорданию — от пирамид в Петру. Вся проблема в том, что у этих стран нет общей границы, там Израиль между ними!

А наша двухчасовая прогулка заканчивается, ничего более экстремального мы не могли себе позволить, с внучками. Мои красавицы прекрасно себя вели, веселились и заливисто визжали, когда машина подпрыгивала на барханах и скатывалась с них. Только очень переживали за оставленные в микроавтобусе подарки — вдруг, водитель заиграет.

А там, помимо греческих кукол, рюкзачки с Барби — капитаншами и со всякими нужностями. Но, водитель, собрав всю волю в кулак, удержался, и не поиграл подарками.

Первый послепандемийный круиз. Иордания — место встречи

С 2011 года пустыня Вади Рам включена в Список Всемирного Наследия, что совершенно справедливо. Въезд в нее платный, билет покупается в туристическом центре.

На обратном пути мы подъехали к заброшенному турецкому вокзалу со старым поездом. Забавно, но на корабельных экскурсиях это было вынесено в информацию: «Мы посмотрим старый османский вокзал». И людей сюда привозят. Ну, это я с европейским снобизмом, живя в месте, где история на каждом шагу и везде есть что посмотреть и показать. Однако, это место тоже история. Железная дорога была построена Абдул-Хамидом Вторым в начале 20 века и названа Хиджазской железной дорогой. Дорога должна была пройти через три страны: Иорданию, Саудовскую Аравию и Сирию. От Дамаска до Медины, параллельно Синаю и Красному Морю. Целей постройки было две: переброска турецких войск в случае необходимости, и облегчение пути паломникам в Мекку. Поскольку земли, по которым шел Мухаммед, должны оставаться в тишине и покое, то под рельсы настелили слой войлока. Что ж, и сейчас у нас так делают, только вместо войлока — каучук. Кстати, именно здесь Лоуренс Аравийский, ведущий арабские отряды, совершал набеги и диверсии. После поражения Турции в ПМВ, на этих землях образовались новые государства, и сохранить всю дорогу действующей они не смогли. Сегодня работают только несколько участков.

Акаба.

Мы возвращаемся в Акабу. Поскольку все проголодались, с удовольствием пообедали в ресторане «Капитан», специализирующимся на блюдах с морепродуктами. Отзыв о ресторане.

После обеда пришло время расставаться, мы с младшей внучкой всплакнули, старшая держалась, только губки задрожали. Мы живем далеко друг от друга, видимся 1–2 раза в год, поэтому, мы «бабушка-дедушка» праздник: подарки, передаваемые при любых возможностях, и походы в интересные места, если они у нас. Теперь будем ждать следующей встречи. Но, спасибо Провидению, смогли почти целый день провести вместе!

Первый послепандемийный круиз. Иордания — место встречи

И, проводив деток, мы немного прогулялись по Акабе (на самом деле немного).

Это единственный курорт Иордании, очень активно развивающийся. В отелях береговой линии полно израильтян, цена отдыха на Красном море в Иордании существенно ниже, чем в Эйлате. Да и береговая линия здесь вдвое длиннее — более 20 километров.

Первый послепандемийный круиз. Иордания — место встречи

Да, здесь гораздо меньше всевозможных аттракций для отдыхающих, чем у соседей, зато и спокойнее. Позже, когда вечером мы второй раз вышли с корабля, и прогулялись на тихой и почти пустой набережной, мы видели и слышали, как в Эйлате, на другом берегу залива, «кипит жизнь» — огни и музыка отлично достигают Акабы (этот светящийся берег — израильский Эйлат).

И несмотря на то, что особых достопримечательностей в городе нет, близость Вади Рам и Петры — явная причина приехать сюда.

Первый послепандемийный круиз. Иордания — место встречи

Город старый, археологи говорят о первых поселениях в этих местах 6000 лет назад. До 3 века территория Акабы входила в Идумейское царство, а город назывался Элат. Жалко, что переименовали, а то были бы Эйлат и Элат, и сухопутная граница между ними.

Позже, эти земли завоевали набатеи, а в начале 2 века Траян присоединил всю Набатею к своей Империи, и они стали частью Римской Империи. Вот тогда город переименовали первый раз, он стал называться Аэлана. В 5 веке, когда рухнула Западная Римская Империя, этот регион отошел к ее Восточной части, и стал частью Византии.

Первый послепандемийный круиз. Иордания — место встречи

Арабы завоевали эти земли в 7 веке. Еще раз переименовали, теперь в Айлу. А позже, назвали поселение Акаба — «проход», так как именно здесь можно было пройти между скал из Финикии в Египет. Акаба становится важным транспортным узлом и портом.

Ну, а в период Крестовых походов, в истории Акабы мы встречаем отлично известное всем имя — Рено де Шатильон. Он со своими «воинами Христа» захватил город, но удержать его не смог и позже сдал Акабу египетскому султану Салаху-ад-Дину. Это было начало мамлюкского периода истории Акабы.

Первый послепандемийный круиз. Иордания — место встречи

К 16 веку город вошел в состав Османской Империи, где и пробыл до окончания ПМВ. Арабские и бедуинские племена в противостоянии Турции и Великобритании поддержали последнюю, и попали после войны в Подмандатную Британии Трансиорданию, которая в 1946 году стала независимой.

А главное событие, благодаря которому Акаба начала активно развиваться, стал договор Иордании с Саудовской Аравией 1965 года. Страны обменялись территориями: береговая линия Иордании увеличилась с 8 до 26 км, и это стало пляжной зоной Акабы.

Первый послепандемийный круиз. Иордания — место встречи

А в 1980 году город начал развиваться как торговый порт, так как через него начали транспортировать иракскую нефть к Красному морю через построенный нефтепровод.

Прогулка совсем небольшая, но, успели посмотреть набережную и немного центр города.

Как раз, в мечети, которую я еще днем заприметила, закончилась служба и мы смогли подойти. Можно было и внутрь зайти, но подходящая одежда осталась на корабле, а общественную мне не хотелось надевать. Мечеть носит имя Аль-Шарифа Хусейна бин Али, а если употребить полное имя, то звали его Шариф Хумейн бмн Абд аль-Муин аль-Аун. Дальше напишу перевод о нем, не хочу высказывать свои неполиткорректные взгляды на некоторые вещи: " Он родился в Стамбуле, во время изгнания его отца в 1853 году. Позже, в 1893 году он сам был изгнан в Стамбул за свои идеи независимости и призыв к реформам, и оставался там до 1908 года. Он смог вернуться, как принц Священной Мекки, возглавив возрождение арабов и подготовил арабскую армию под руководством своих четырех сыновей, принцев Али, Фейсала, Абдуллы и Заида, а позже поднял Великое Арабское восстание 10 июня 1916 года. Шариф Хусейн был известен своей непреклонностью и решимостью достичь целей Восстания в области независимости и муверенитета, и отверг все попытки отделить какую-либо часть арабской земли, особенно Палестины и Иерусалима. Он был настоящим арабским лидером — националистом, поплатившимся за свои убеждения изгнанием из акабы 17 июня 1925 года, на Кипр. Он скончался в Аммане, 3.06.31, после чего Высший Исламский Совет в Иерусалиме потребовал его захоронения в мечети Аль-Акса в честь его верности Иерусалиму, и за щедрое пожертвование на мечеть Аль-Акса в 1924 году." Ну-ну. Эта мечеть была построена в 1975 году, во время правления Его Величества покойного короля Хусейна, а в 2011 году расширена и отремонтирована.

Я выше написала, что верблюды для бедуинов — члены семьи и друзья. И, конечно, им надо установить памятники. Правда, в Акабе такие фонари, что бьют в глаза и трудно фотографировать, поэтому оба верблюд и скакун — вид сзади.

Акаба активно облагораживается. Несмотря на вечер (или, благодаря ему, днем, видимо, жарко), в сквере организовывался ландшафтный дизанй, силами одного «дизайнера».

Первый послепандемийный круиз. Иордания — место встречи

Акаба — зона безпошлинной торговли, цены ниже, чем по стране, поэтому приезжают покупать изделия из кожи, хлопка, шерсти, кашемира, глиняные и стеклянные изделия.

И, что меня удивило, огромное количество магазинов, торгующим спиртным. По ним понятно, что туристов много. Собственно, это и по количеству отелей понятно.

Вообще, несмотря на явную бедность, город производит приятное впечатление — чисто, нет мусора, как это часто бывает в южных и восточных странах, спокойно и не шумно, что тоже не типично для этих широт, и люди мне показались очень доброжелательными.

Первый послепандемийный круиз. Иордания — место встречи

Даже кошки, которых, как и везде на юге, очень много, вполне упитаны и не такие заморенные, как позже я увижу у их арабских соседей. А этот маленький котенок — просто чудо.

Графитти по всему городу, исписаны все заборы. Я очень люблю уличное творчество разглядывать!

И щитовые будки раскрашены, как у нас, что тоже глаз радует.

Первый послепандемийный круиз. Иордания — место встречи

Колодезных люков с надписями не было, фотоколлекцию не пополнила, зато пополнила фотоколлекцию старых автомобилей — вот, ретро и вполне на ходу:

И, резюмируя: я второй раз в Акабе, с разницей лет в пятнадцать, и она точно меняется к лучшему.

Первый послепандемийный круиз. Иордания — место встречи

А мы отправляемся на корабль, совершенно осчастливленные встречей с детьми и внучками, и завтра нас ждет «кино про море», т. е. — день перехода в финальный порт. Наше путешествие подходит к концу.

Всем спасибо за внимание, продолжение следует.

Цикл материалов "Иордания."

1. Петра — чудо света!
  2. Первый послепандемийный круиз. Иордания — место встречи
  3. Морепродукты у иорданского «Капитана»

Теги: Круиз, Культурно-познавательный туризм, Отдых с детьми, Самостоятельные путешествия