Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был вчера 19:16
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Остров Пасхи — Чили Январь 2008

Не верьте тем, кто говорит будто на острове больше трёх дней делать нечего. Кто ты, что ты, какую имеешь недвижимость и машину — всё это не важно.

Здесь главное, отбросить московскую суету, почувствовать ритм острова, раскрыть ладони на встречу солнцу и внимательно слушать, о чём шепчет океан.

Два с половиной миллиона лет назад, в результате извержения вулкана, образовался остров посреди бескрайнего океана. Он имеет форму равнобедренного треугольника. Чем-то похож на летящую птицу, или скорее бомбардировщик. На углах острова спят вулканы.

Вокруг, на огромном расстоянии, нет земли, глубина почти 5000 м. Остров-птица, размером с пол Москвы, парит в океане, каждые 100 лет на 1 м. приближаясь к Чили.

Противоположная точка острову на планете — индийский город Джодхпур, что расположен в 650 км. юго-западнее Дели.

Наш отель IORANA находился на берегу океана. Под ним располагались три больших грота, в два из которых попасть можно было только с воды.

Забегая вперёд, отмечу, на острове много пещер, где прятались во время войн друг от друга племена короткоухих и длинноухих.

Перед рассветом нарушали тишину песни птиц. Позже прилетал ласковый бриз, и небесное светило начинало новый день.

Три дня на острове Пасхи

Тихий океан оправдал название, волны лениво, будто целуя, ласкали берег. Острые камни, имеющие вулканическое происхождение, неспокойная Атлантика давно бы отшлифовала, но здесь штормов и ветров меньше.

Появившаяся на одной половине острова свинцовая туча делает своё мокрое дело. В этот момент на другой стороне могла быть прекрасная погода.

Три дня на острове Пасхи

Удивительны и неповторимы закаты. Ветер исчезает. Солнце, цепляясь за облака, совсем не спешит уходить, а опустившись в море, ещё долго освещает небо мягки оранжевым светом.

Остров Пасхи это любовный треугольник, где действующие лица земля, солнце и вода. Идиллия сохранится, пока спят вулканы.

Примерно в те времена, когда «славяне пришли и сели по Днепру», на длинных узких лодках приплыли на остров, в поисках лучшей доли, люди из Полинезии.

Имея узелковую карту, мореходы ориентировались по звёздному небу, гребли вручную, ловили рыбу и имели на лодке небольшой курятник.

Три дня на острове Пасхи

Мы почти ничего не знаем об этой удивительной культуре. Прежде чем приплыть на остров, его нужно было найти. Как можно на тонкой лодке плыть по океану? Тут на самолёте 5 ч. сидеть задница устаёт…

Первые островитяне, разрезая мочку уха, оттягивали её, отчего их называют длинноухими. Они принесли с собой удивительную культуру — вырезали из мягких камней больших идолов, и, после смерти уважаемого человека, похоронив его в святилище Аху, сверху устанавливали идола — Моай.

Три дня на острове Пасхи

Любопытно местечко под названием Тахаи. В земле остались квадратные кирпичи, уложенные в виде большого овала. В них дырки для палок каркаса.

Где разрыв, там был вход в жилище короля. Жил он в овальном доме один и попасть к нему можно было только согнувшись, в знак уважения, в три погибели.

Три дня на острове Пасхи

Рядом с дворцом что-то типа булыжной площади, где правитель общался с народом. Напротив святилище Аху, представляющее горку с вросшими камнями. Сверху длинный каменный постамент, на котором лицом к острову стоят моаи.

Во время отлива здесь пробивался из-под камней родник с пресной водой и было что-то типа причала для лодок.

Островитяне, до прихода европейцев, из мяса ели только куриц. Для них выстраивали курятник — нагромождение из камней прямоугольной формы. Птица, протискиваясь в дырку, залезала внутрь.

Я видел как в посёлке, похожие на цесарок домашние курочки, запрыгивали перед закатом на сучья дерева, рассаживаясь для ночёвки. Животные и птицы своих привычек не меняют, а вот культура длинноухих утрачена безвозвратно.

Можно только предполагать как всё было, но очевидна нестыковка: люди жили в лачугах, а для птиц выстроили каменный блок. В любом случае моаи впечатляют.

Три дня на острове Пасхи

Почти везде они стоят возле моря и пытаются смотреть пустыми глазницами на сушу. Самый огромный ростом 12 метров, а всего их от 900 до 1200.

Островитяне сами не знают точную цифру. Местные уверенны — идолы шли к святилищу сами. Они поставлены умершим мужчинам, исключение составляют три женщины. Одна — уважаемая королева, две другие — белые колдуньи, заставлявшие истуканов ходить.

Грубые лица ранних скульптур имеют широкую морду, большие ноздри и конечно длинные уши.

Три дня на острове Пасхи

Поздние отличаются более изящными чертами: шапочка на голове, низкий лоб, длинный острый нос, надутые бантиком губы.

Время дождями и ветрами уничтожает мягкую породу из которой вырезаны идолы. При этом чётко видно: старички и молодые руками прикрывают, как футболисты в стенке, нижнюю часть живота.

Три дня на острове Пасхи

Вставленные глаза я заметил только у одной статуи.

Островитяне боятся гнева древних богов, потому глазницы идолов пусты.

Три дня на острове Пасхи

В XIV веке на остров приплыли короткоухие под предводительством Хоту-Матуа, принеся с собой новый культ — «человекоптиц».

К концу XVII века они уничтожили длинноухих. Были повалены абсолютно все моаи. Работы по изготовлению скульптур на горе Rano Raraku оказались свёрнуты. Большое количество фигур осталось стоять врастая в землю.

Как ждут родителей дети в детском саду, так и моаи ждут, когда люди заберут их с горы и помогут дойти до моря.

Три дня на острове Пасхи

Японцы в 60-х прошлого века отреставрировали и поставили на свои места значительную часть истуканов.

К сожалению поваленных всё равно много.

Короткоухие основали на перемычке, между жерлом вулкана заполненного водой и океаном, ритуальную деревню.

Один раз в год рядом устраивали турнир. Каждый род выделял молодого парня, который должен был спустившись по отвесным скалам проплыть километр до небольшого островка, найти там яйцо птицы, прокричать об удаче, победить в поединке соперника, приплыть назад и отдать яйцо главе рода, который после этого становился временным королём.

Скалы очень острые. Порезавшийся пловец погибал от нападения акул. Но это не останавливало, к испытанию парни готовились всю свою юность.

Девушки тоже проходили проверку. Выбрав одну отважную, её сажали в тёмную пещеру на 4 месяца, принося еду раз в день. По задумке победители должны были потом пожениться, родить божественного ребёнка, но такое произошло всего два раза.

В 1722 г. нидерландский адмирал Яков Рогевен, первый из европейцев высадился на острове, в день праздника Пасхи. От этого и происходит европейское название острова Рапа-Нуй.

Три дня на острове Пасхи

Победившие длинноухих короткоухие были вывезены в рабство. В 1877 г. здесь насчитывалось 111 человек.

Чили, после победы над Перу и Боливией, присоединило остров.

Коренные жители называют себя народом Рапа-Нуй, обожают свой остров, считая его лучшим местом на планете.

Три дня на острове Пасхи

Чистых рапонуйцев почти не осталось, все перемешались с чилийцами.

Но если мать или отец таковыми являлись — это почётно.

Рапануйцы делают на теле тату, по которому, как по паспорту, можно многое узнать о человеке.

Три дня на острове Пасхи

Мы совершили конный поход на самую высокую гору высотой 509 м.

Надо сказать, давно я не сидел в седле и потому чувствовал себя не совсем комфортно.

Лошадка попалась с норовом. Понимая, что наездник не уверен в своих действиях, она плохо слушалась и скорей просто шла знакомым маршрутом. Если люди между собой дружат, то и лошади стараются держаться друг друга.

Сопровождающий инструктор нечто подобное старался мне объяснить, но по-испански это было заранее обречено на провал.

Как только тронулись, моя кобылка старалась встать за конём, на котором восседала голландка. Пришлось под её ход подстраиваться. В любом случае, до вершины добрались.

Три дня на острове Пасхи

Взору предстал лысый лишённый какой-либо древесной растительности остров. Со всех сторон за сушей просматривался океан, и мне невольно представилось, с какой грустью Робинзон Крузо сделал подобное открытие.

В один из вечеров наш гид Виктор пригласил на ужин и представление. Последние короли, в знак своей власти, носили палку, похожую на двойное весло, где на одной части угадывается лицо человека раскрашенное напополам в чёрный и белый цвет.

Нас встретил Виктор, на голове корона из птичьих перьев, на шее бусы, лицо разрисовано в чёрный и белый цвет, в руках палка-весло. Сегодня вечером он король острова.

Три дня на острове Пасхи

Нос чувствует изумительный аромат жаренного мяса и рыбы. Всем раздают приветственный коктейль. Король и его жена поют весёлые рапануйские песни. Затем достают банановые листья, закрывавшие раскалённые камни в яме. Между листьями большая запеченная рыба, осьминог и кальмары, а в самом низу мясо.

После ужина представление. С копьями, с криками в дом врываются полуголые папуасы. Они грозят оружием, наступая и вновь удаляясь, поют злобные песни.

Все имеют боевую белую раскраску, стринги из пальмового волокна, демонстрируют разрисованные в тату ягодицы (рапануйцы в океане купаются именно в таком виде).

Три дня на острове Пасхи

Женщины начинают тихонько попискивать от восторга. Наш спаситель король объясняет папуасам, что мы друзья. Действие от всеобщего веселья перерастает в зажигательные танцы, где внимание на себя переключают девушки.

Трудно описать словами, с каким удовольствием отплясывали рапануйцы. Это происходило искренне и от души, и гости к ним присоединились.

В конце вечера я поднял на руки колоритную танцовщицу. Она вся мокрая от пота, но меня это не останавливает. Начинаю рассказывать про красоту острова, про неповторимые закаты, про великолепие моаев. Делаю ей, не понимающей русского, комплименты.

Всю оставшуюся жизнь, а это 36 часов до отлёта самолёта, я готов был носить красотку на руках.

Три дня на острове Пасхи

Но она вдруг упорхнула как птица, оставив меня одного, под ярким от звёзд небом южного полушария, бубнить свои дурацкие фразы.

Остров Пасхи это целый мир. Здесь есть благоприятные и аномальные зоны.

Для туристов обустроен пляж, спиной к которому стоят моаи. Местные стараются обходить пляж стороной, считая его плохим местом. Как доказательство, по непонятным причинам, над ним часто идут дожди.

Прилетевшая вместе со мной туристка рассказывала, что подвозивший её таксист заглушил двигатель, поставил нейтральную передачу, и, автомобиль по ровной дороге покатился от пляжа назад.

У Гайдара есть рассказ «Горячий камень». Нечто подобное присутствует на острове. Возле разгромленного Аху повалены вниз лицом два огромных идола, третий, не желая сдаваться лёг на спину. Рядом большой круглый камень, стрелка компаса начинает здесь беспрерывно крутиться.

Три дня на острове Пасхи

После лёгкого прикосновения к камню «жизнь пойдёт как сам хочешь и более успешно». Услышав от гида такую фразу, скучавший до этого голландец, вдруг решительно сел на камень задом. Улыбнулись даже зарывшиеся в землю моаи.

Тур Хеердал выдвигал версию, что океан не разъединял, а, наоборот, соединял народы. Пример тому местечко Аху Винапу, где воздвигнута стена с гигантскими, чётко подогнанными кирпичами. Возможно, островитяне были знакомы с цивилизацией инков.

Самолёт из Чили опоздал на 5 часов. Почти всё это время я провёл возле океана, кидая в волну монетки.

Вспоминаю остров как сладкий сон и мечтаю вновь его увидеть!