Турист Елена Ха (kharchenkova)
Елена Ха
была 21 сентября 2023 15:31

Махачкала, Гоор-Хиндах, Ирганай, Миатли, Хунзах + 1 город — Россия Ноябрь 2022

Посвящу тебе звонкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне

И папаху вершин снеговых!

Расул Гамзатов

Эта поездка случилась со мной неожиданно, и все благодаря чудесной Кате, которая как настоящая Шахерезада перенесла меня в сказку. Наша группа была всего 4 человека, и нас все 4 дня сопровождал один замечательный гид — Нурик.

Цель нашей поездки были горы, поэтому и гостевой дом наш располагался в горном селе Чалда. От него примерно на одинаковом расстоянии все туристические места, которые мы собирались посетить. По дороге к дому мы ехали по долине Кар-Кар, миновали несколько туннелей, один из которых Гимрийский протяженностью 4304 м! Если вы сможете задержать в нем дыхание, ваше желание просто обязано сбыться. Миновав его, вы попадаете совсем в другой мир — горный.

По дороге мы сделали остановку на смотровой площадке у волшебного Ирганайского водохранилища и угостились рафом с урбечем.

Дагестан мой былинный

Урбеч — это одно из национальных угощений, паста из орехов (бывает ассорти, но в основном моно: фундук/кешью/грецкие орехи/арахис/миндаль) или семян (лен, черный или белый кунжут). Раф очень вкусный, а урбеч полезный!

В поселке Ирганай есть гостиница, там можно кататься на сапах, лодках, и прочих водных видах транспорта.

Вид из окна нашего гостевого дома «Горный воздух».

Дагестан мой былинный

Внизу в нашем гостевом доме была столовая, там мы ужинали и завтракали. Попробовали с удовольствием лагман, курзе, абрикосовую кашу с урбечем (как детское пюре, вкусно, но очень сладко). Кто не знает, поясню про национальные блюда:

Курзе — как наши пельмени.

Чуду — очень тонкий пирог, больше похожий на блин, с самой разной начинкой (я пробовала творожные, картофельные, с мясом и самые вкусные с зеленью).

Хинкал — не перепутайте с хинкали по-грузински. Смысл тот же, но подача другая, все отдельно: кусок теста, мясо и бульон (я так и не попробовала).

Еще именно в эту поездку я впервые попробовала конфетки под названием парварда. Это восточная сладость, она в Дагестане везде. Вкусно.

И, конечно, я ела форель, там есть и рыбные хозяйства, и Каспий под боком.

Не буду рассказывать про историю Дагестана и тех мест, где мы побывали. Зачем отбирать хлеб у гидов. Я просто покажу. Это абсолютная красота!

В первый день мы побывали:

— на Чиркейскому водохранилищу и покатались с ветерком на шикарных двухмоторных лодках;

Дагестан мой былинный

— осмотрели сверху вниз Сулакский каньон — самый большой в Европе!

Это вид с одной из верхних смотровых площадок:

Это в середине:

Дагестан мой былинный

А это вид около пещеры Нохъо. Эти пещеры — ходы, прорытые при строительстве дамбы Миатлинской ГЭС.

Дагестан мой былинный

Там же можно пройтись по подвесному мосту и скатиться над этой красотой на зиплайне за 500 рублей! Что я с удовольствием и сделала. Дух захватывает!

— Под конец дня мы заехали в семейный парк «Главрыба». Там разводят форель, плавают утки, гуси и лебеди, куча рыбок, есть зоопарк

аквапарк для малышей

детская площадка

море цветов и ресторанов (и это в ноябре!)

Дагестан мой былинный

Там же есть и коттеджи, в том числе и на берегу Сулака.

Дагестан мой былинный

Во второй день мы побывали у каньона Цолотль на трех водопадах в Хунзахе (нам сказали, что Хунзахский район самый красивый и высокогорный из доступных туристам, мы были на высоте 2100 м над уровнем моря).

Дагестан мой былинный

Самый высокий водопад — Тобот.

Дагестан мой былинный

Здесь нам посчастливилось очень близко любоваться целой стаей орлов, они летали над нашими головами, это невероятное зрелище!

— Заехали мы к мемориалу Журавли и Литературно-мемориальному музею имени Гамзата Цадасы (отец Расула Гамзатова). Мемориал посвящен жителям района, сражавшимся в Великой Отечественной войне. Дагестанцы бережно, с большим уважением хранят память о них.

Дагестан мой былинный

— Далее мы поехали в Матлас. Там у мечети стоит памятник Л. Толстому и Хаджи Мурату (реальный человек, наиб имама Шамиля).

Дагестан мой былинный

От памятника начинается экстремальная тропа, проходящая под водопадом.

Дагестан мой былинный

Над тропой строят гостевые дома, кафе с шикарными видами.

— После мы заехали на озеро Мочох.

Дагестан мой былинный

— И на сладкое у нас была Каменная чаша. Эта локация была открыта для туристов буквально летом. Невероятное зрелище.

На третий день мы заехали на смотровую площадку у Гоцатлинского водохранилища. Все-таки прекрасно, что в Дагестане 16 ГЭС и у каждой есть свое водохранилище. Вода в окружении гор — незабываемое зрелище.

Дагестан мой былинный

— Далее мы заехали в православный храм 9–11 вв в единственном грузинском селе Дагестана Датуна.

— После поехали в Гоор-Хиндах, откуда поднялись в опустевшее село Гоор с сохранившимися оборонительными башнями. Подъем к этому селу был, пожалуй, самым тяжелым за всю поездку. Но дорога достаточно удобная, можно на вершину добраться и на коне или УАЗике. Откуда открывается удивительный вид на заснеженные вершины 3-х тысячников.

Дагестан мой былинный

Вот это я на выступе со смешным названием «язык тролля». Мне там было не до смеха: голова кружилась от восторга и высоты!

Дагестан мой былинный

Путешествуя по Дагестану, на каждой новой локации мне казалось, что красивее места уже нет, и каждый раз наш гид нас удивлял!

Могу еще добавить, что такого количества кофеин с потрясающими видами я еще нигде не встречала. Представьте, каково это — сидеть на краю пропасти, любоваться горами и бескрайним небом и пить бодрящий кофе по-турецки. Волшебно, поверьте!

Дагестан мой былинный

А еще я давно не видела столько животных: коров, баранов, коз, лошадей, осликов, но больше всего кошек!

Мы удачно выбрали время для путешествий, уже в конце сезона. Многие локации, на которых мы побывали, зимой становятся недоступны. Плюсы путешествия вне сезона: очень мало народу, никаких очередей или толп, приятные цены. Минусы: кое-что уже было закрыто. Ну и нам повезло с погодой. Плюсов больше и горы не закроешь!

В Дагестане активно делают дороги, по крайней мере к туристическим местам. Так что поездки прошли гладко, но серпантин он и с хорошим асфальтом серпантин, зато какие виды!

В последний день перед отъездом мы покатались по Махачкале, побывали на берегу Каспийского моря.

Дагестан мой былинный

Я бы хотела в нем искупаться, да и Дербента я так и не увидела. Так что обязательно еще вернусь в эту сказку. Но уже сейчас могу со всей ответственностью заявить, я побывала на вершине мира!