Эксперт Марина Соболь (marinasobol)
Марина Соболь
была 18 апреля 6:21

Маркен — Нидерланды Октябрь 2022

Даже для Голландии это место необычное. Остров — теперь полуостров, а море — озеро.

Здесь всегда ветрено, кричат чайки, деревянные дома стоят на длинных ножках как много веков назад, плотно прижавшись друг к другу на специально созданных холмах.

Маркен. Суровая действительность безмятежного острова

Их со всех сторон окружают каналы, сочные зелёные луга, а вокруг вода. А еще везде сушится, полыхая на ветру белье на веревках, как будто стирка здесь разрешена только по воскресеньям.

Без малого 800 лет Маркен был островом.

Полуторакилометровая дамба

В 1957 его соединили с материком полуторокилометровой дамбой, и он превратился в полуостров. Сюда можно теперь приехать по дамбе на машине, велосипеде и даже автобусе из Амстердама.

Кататься на машине по полуострову можно исключительно местным жителям, а для остальных сразу у съезда с дамбы устроена большая и дорогая стоянка.

Маркен. Суровая действительность безмятежного острова

Провинцию Северная Голландия с запада и севера омывает Северное море, с востока -Эйселмер и Маркермер, морской залив, превращённый в пресноводные озёра.

Маркен расположен в Маркермере. Многие столетия, будучи островом, Маркен жил отдельно от материка и сохранил свои старые привычки, традиции, диалект, архитектуру, что и способствовало в наше время его удачному перерождению в туристический объект.

Маркен. Суровая действительность безмятежного острова фото из интернета

Утром, в последнее воскресенье октября туристов здесь еще не было и можно было бродить в тишине по улицам, фотографировать, наслаждаться голландской сельской идиллией.

Маркен. Суровая действительность безмятежного острова

Здесь всё время ощущаешь, что вокруг вода, понимаешь, что она периодически переполняет многочисленные каналы, пруды и бухты, что деревянные дома на ножках видели не только ясные солнечные дни.

Будто чтобы не нарушать цветовую гармонию, большинство домов выкрашены в темный зелёный, иногда в чёрный цвет с белыми ставнями и полосами, черепичными крышами.

Они стоят плотно прижавшись на насыпных холмах-варфтах среди огородиков и цветов, окруженные канавками с водой.

Маркен. Суровая действительность безмятежного острова

Длина острова 3,3 километра, ширина — 1,7, а постоянных жителей здесь -1800 человек.

На севере острова есть двухкилометровая, поросшая травой дорога в никуда. Это заброшенная дамба, строительство которой прекратили в 1941 году, так и не достроив. Выглядит она, если смотреть на карте, как хвост ската, если скатом считать сам остров.

Маркен. Суровая действительность безмятежного острова

До наводнения Святого Юлиана никакого острова еще не существовало.

Наводнение случилось в 1164 году, тогда бушующее море оторвало кусок побережья и образовало остров.

Маркен. Суровая действительность безмятежного острова

Его постепенно заселили и оборудовали защитными сооружениями и насыпями монахи.

Новые наводнения смывали строения, изменяли очертания острова.

Маркен. Суровая действительность безмятежного острова

В 14 веке островитяне начали насыпать земляные холмы, на которых строили свои дома. Из 27-ми таких варфтов до наших дней сохранилось 12, на которых живут и еще один, который был и остаётся кладбищем. Остальные давно смыты водой.

В 1932 году наконец был осуществлен грандиозный проект нидерландского инженера Корнелиса Лели по строительству 30-километровой дамбы, перегородившей Северному морю вход в залив Зёйдерзее. Таким образом морской залив превратился в пресноводное озеро Эйселмер, а его в 1975 году разделили ещё одной дамбой пополам. Ту его половину, где находился Маркен назвали Маркермер.

Маркен. Суровая действительность безмятежного острова

До постройки дамбы в 1932 году основным занятием жителей острова было рыболовство, еще в 1890 здесь была настоящее селёдочная флотилия. В пресноводном озере этот промысел перестал быть рентабельным. На острове стали разводить скот, чем и сейчас еще занимаются помимо ставшего основным источником дохода — туризма.

На Маркене есть один супермаркет, церковь, музей, два микро-отельчика и маяк.

Маркен. Суровая действительность безмятежного острова

Маяк называют Маркенской лошадью.

Для прохода кораблей через Зейдерзее в Амстердам в 1700 году было построено сразу три маяка, один из которых — на Маркене. Все три маяка были тогда одинаковыми.

В 1839 году маркенский маяк перестроили, добавив к нему жилой дом и кирпичный склад. Так появилась та самая форма маяка, которая при хорошем воображении, напоминает лошадь. Теперь все называют его «Маркенская лошадь». Несколько раз вода и лед ломали маяк, а в 1971 году ледоход даже подвинул его в сторону.

Маркен. Суровая действительность безмятежного острова

В 1985 году должность смотрителя маяка была упразднена. Он работает автоматически.

Дом при маяке был выставлен на продажу как жилой, только без удобств: без водопровода, газа и электричества.

Любители такой жизни тем не менее нашлись, поставили генератор, доставляют воду и дизель кораблем, газ баллонами. В общем приспособились. И забор поставили от незванных посетителей задолго до подхода к маяку.

Маркен. Суровая действительность безмятежного острова

А еще на Маркене много кошек, обычных, беспородных, а потому свободных и самостоятельных.

Самое оживлённое место на Маркене — это старый рыбацкий порт. Здесь теснятся небольшие парусные яхты, сюда привозит с материка туристов маленький вёрткий паром, здесь, в самой гуще событий расположены сувенирные магазины, кафе и рестораны.

Маркен. Суровая действительность безмятежного острова

В последний день октября, когда мы приехали, было ещё всё открыто или почти всё.

Сначала в порту, а потом в других местах я заметила странный флаг.

Маркен. Суровая действительность безмятежного острова

Оказалось, жёлтая голова ярковыраженного мавра с серьгой на жёлто-голубом фоне — официальный герб и флаг Маркена, а не какого-нибудь африканского острова. Объяснения этому нигде не нашла.

Приезд на Маркен в несезон имеет свои плюсы и минусы. Народу немного, парковки, если приехать утром, свободные, паром ходит полупустой. Скоро он встанет на зимний отдых.

Маркен. Суровая действительность безмятежного острова

Минусы: Не работал прокат велосипедов, на который мы рассчитывали, а также палатки в порту с копчёным угрём и селёдкой.

Я не знаю, насколько велика здесь в наши дни вероятность наводнения, и как выглядит всё безлюдной дождливой зимой.

Маркен. Суровая действительность безмятежного острова

В меру людной, тёплой и солнечной осенью всё выглядит надёжно и мило.