Эксперт Татьяна Уайт (TatianaWhite)
Татьяна Уайт
была сегодня 8:08

Верона, Равенна, Болонья, Сиена, Флоренция, Рим — Италия Октябрь 2022

Всего 5 дней, середины октября в Италии. Хватило месяца, чтобы, не спеша посмаковать впечатления, осмыслить пути, дороги, знакомства, детали, вековые сокровища. Путешествие было задумано и спланировано мной для семьи исходя из двух обстоятельств: накануне моей сложной операции, ожидания тяжёлых недель восстановления и заодно чтобы выполнить программу максимум дня рождения сына. Можно сказать, это путешествие было для каждого из нас по-своему и в общем. Хотелось набраться впечатлений, снимков, солнца и может чего-то ещё…

В прошлые годы Венеция, Милан исхожены вдоль и поперёк. В этот раз программа максимум охватывала: Рим, Сиену, Флоренцию, Равенну и Верону. И это всё за 5 дней! И это означало подъем в 5:30 утра каждый день, чтоб суметь увидеть и посетить как можно больше.

Надо здесь сказать, что планируя путешествие думаешь, что главное — увидеть то, это, посетить, сфотографировать всё, что видишь вокруг. Но только по возвращению домой соображаешь, анализируя то, что впитала, что путешествие -то собственно, было за небесами Италии, за надеждой с солнечными лучами. Мне хотелось ещё увидеть самой, прочувствовать раннее христианство, истоки его.

Понять ещё себя, пропустить новый ракурс в свою повседневную позицию, мироощущение. Мы, и это уже стало очевидным, ехали за небесами Италии, вечной страны, вечного города, вечных (пока) христианских святынь. Все эти небеса разные, но ощущения вечности, иллюзии вечности момента они оставляют в душе созерцателя пространство мысли. Небеса на куполе Сиены; небеса на Флорентийских шедеврах галереи Уффици; небеса на древнейшей христианской мозаике в Равенне….

Небеса над Италией с лайнера самолёта.

Несмотря на ранний рейс и желание поспать перед посадкой в Риме, пропустить Альпы с высоты самолета не хотелось. Горы всегда завораживают, особенно если они тонут в пушистых, как перина облаках.

Опишу здесь подробно наш маршрут, как спланировала, какие впечатления, ошибки и находки. Думаю, советы всегда интересны путешественникам.

День 1. Рим. 19 октября

Утром прилетели в Рим, в аэропорт, что принимает чартеры и лоукостеры, на юго-востоке от центра города — Rome Ciampino G. B. Pastine Airport. На рейсовом автобусе за 7,5 евро на чел., добрались до центрального ж-д вокзала Рима Термини (что видели с борта самолёта). Меньше часа заняла дорога. Отель у нас был в «двух шагах» от центрального ж-д вокзала: MyTinyHome Esquilino (38 Via dell'Esquilino, Central Station, 00185) с прекрасным видом на площадь Св Марии Марджори. Так, с 9 вечера до 10 вечера мы слушали колокола огромного храма за углом. Служба, молитва тоже была слышна из динамиков на площади. Я не возражала. Хорошее расположение, место, чтоб отдохнуть.

День, слава Богу, выдался очень тёплый, даже точнее сказать жаркий +25С.

Культурный блицкриг по Италии за 5 дней

На Рим у нас было всего несколько часов после обеда, и мы решили в основном передвигаться на двух-этажном экскурсионном автобусе, откуда можно было увидеть город — самые лучшие ракурсы и послушать, когда хочется комментарии о достопримечательностях. То же самое мы делали и 25 лет назад и Рим оставил впечатления очень шумного, загруженного людьми города. До Ватикана мы не дошли, оставили на следующий раз. Зато сумели посетить Пантеон (мою мечту) и фонтан Треви:

Пантеон. Самое приятное в Пантеоне это то, что он бесплатный для посещения, по живой очереди и то, что это было первое место в Италии, когда я, острожно попросив русский перевод путеводителя в сувенирном магазине встретила совсем неожиданно такую тёплую улыбку, такие чудесные приятные хлопоты девочек-итальянок в магазине. Они были как-то счастливы вытащить из шкафа для меня русский перевод, как-то удивительно радовались сами этому и их добрые глаза остались у меня в памяти.

Мне захотелось подробнее узнать о Пантеоне, особенно про окулюс. Небеса Пантеона и абсолютная гармония геометрии. Внутри есть какое-то чувство незащищенности и в то же время какой-то связи с небесами. Удивительно! Пантеон есть инженерное чудо, возведённое с участием ангелов? А где ангелы, там и демоны….? Про Пантеон я написала заметку: https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/roma/temples/2897/responses/12207

Совет туристам в Риме: не берите кажущуюся «дешёвой» пиццу в арабских забегаловках. Это написано специально с обманом — 1 евро за 100 гр. пиццу. Вам отрежут огромную порцию и она — есть конкретно толстый хлеб. После взвешивания на весах, ваш счёт за казалось бы безобидный маленький кусочек вытянет на все 10–13 евро. Обедайте в ресторанах, смотрите снимки блюд, прежде чем заказать. В Италии есть установка на опустошение карманов туристов. Поэтому тот, кто предупреждён, тот вооружён.

День 2. Рим-Сиена. 20 октября

На утро, 20 октября мы уже бежали на платформу, на поезд в 7 утра в Сиену. Почему бежали, потому что это был тот самый случай, что указана на табло платформа, но она не есть та, что обозначена на знаках. То есть, пройдя платформу 1 и огромнейший поезд на ней, через пару поворотов наконец видишь поезд, на который бежишь. И не важно, что поезд состоит из трёх вагонов, и что он ещё предательски опаздает с прибытием на конечную станцию. Из Рима в Сиену, кстати, ехать с пересадкой, через станцию Chiusi-Chianciano Terme.

Поезда в Италии, в отличие от нашего путешествия 25 лет назад оставили хорошие впечатления. Единственный минус был —единственное опаздание и точно в тот день, когда опаздание приравнивалось к разочарованию пропущенной панорамной экскурсии в соборе Сиены внутри. Поезд опаздал в Сиену из Рима на целых пол часа, планы были немного порушены. Собор осматривали без важного для меня вида сверху, что строго по времени. Расстроилась немного, но жизнь такова, что не всё в путешествии бывает идеально.

Все билеты на поезда внутри Италии я бронировала заранее, дома, до отъезда. Так нам не нужно было стоять в очереди, или пытаться объяснить на непонятном языке куда нам ехать и какие пересадки сделать. Билеты проверяли (кондуктор проходил и даже паспорт запросил) внутри поезда только по направлению Флоренция-Болонья. На станции в Сиене проверяли документы, фотографировали паспорта. Как мне стало потом понятно, проверка была из-за маршрута, который проходил через военные объекты в Тоскане. Самое трудное было — разобраться в сети железной дороги.

Кстати, для тех, кто будет путешествовать внутри Тосканы на поезде — карта (фото из вагона поезда) внизу будет очень полезна:

Культурный блицкриг по Италии за 5 дней

Все билеты транспорта, музеев, храмов, галерей я бронировала он-лайн, очень удобно — скан при входе.

Самый изящный, терракотовый, настоящий Тосканский опыт у нас был именно в Сиене! Я заказала на троих апартаменты на старой оливковой ферме, на холме, с роскошными видами и вкуснейшим ужином в саду (приготовили сами). Наши апартаменты на 20 октября были в Borgo Grondaie (15 минут пешком от ж-д станции. Утром следующего дня мы так и сделали - пешком дошли от отеля). В принципе недалеко от ж-д вокзала, но далеко от центра города. Всегда ищу компромисс.

За красивые виды Тосканы пришлось оплатить вдвойне: такси в отель, такси в центр города и обратно. Всего на такси ушло в Сиене около 50 евро. Сиена расположена на трёх холмах с сердцем на Пьяцца-дель-Кампо и виды на Тоскану с любой точки открываюся великолепные. Пешком по Сиене передвигаться можно, если у вас времени — вагон. У нас со временем было не густо.

Как только оставили свои вещи в отеле, пообедав салат и наскоро приготовленной пасты, сразу отправились в собор Сиены, несмотря на то, что билет по времени на осмотр храма сверху был уже просрочен из-за опоздания поезда, но много что ещё можно было посмотреть и после обеда всё время было наше. Сиена: посещение достопримечательностей, объектов ЮНЕСКО было обязательным в моей программе. Сиена нас покорила!

Культурный блицкриг по Италии за 5 дней

Собор Сиены! От него кружится голова. Богато декорированный и искусно спроектированный, этот собор не сможет оставить равнодушным никого. Авторство шедевра принадлежит именам отцу и сыну — Николо и Джовани Пизано (Niccolo e Giovanni Pisano). Можно стоять бесконечно, замерев созерцая нереальную красоту каменного кружева, плывущего в воздухе храма. Джорджо Вазари назвал пол Сиенского собора «самым красивым, большим и величественным из когда-либо созданных».

Собор Сиены я описала в фотоальбоме (75 снимков): https://tatianawhite.tourister.ru/photoalbum/50110

Небеса Сиены:

Улицы Сиены прекрасны!

Культурный блицкриг по Италии за 5 дней

Хорошо сохранившийся средневековый центр Сиены находится под охраной ЮНЕСКО, как объект Всемирного наследия. Время пощадило город, позволило ему сохранить до наших дней свой средневековый облик.

Культурный блицкриг по Италии за 5 дней

Ещё фотоальбом (ещё 75 фото) прогулки по Сиены я опубликовала здесь: https://tatianawhite.tourister.ru/photoalbum/50111

После посещения собора наша голова была просто переполнена воодушевлением, а тут ещё Библиотека Пикколомини! Какая же красотища! Когда переступаешь порог библиотеки, возникает ощущение, что находишься внутри сказки, какого-то нереального волшебства. Потолок расписан мифологическими сценами и изумительными орнаментами — труды живописца Пинтуриккио. Обилие золота придает росписям особую легкость. А какие григорианские хоралы на иллюминированных страницах 15 века! Восторг. Полный восторг!

Культурный блицкриг по Италии за 5 дней
Это всё вверху - труды живописца Пинтуриккио. Потолок расписан мифологическими сценами и изумительными орнаментами. Обилие золота придает росписям особую легкость. Когда переступаешь порог библиотеки, возникает ощущение, что находишься внутри сказки, какого-то нереального волшебства.
Культурный блицкриг по Италии за 5 дней
Иллюминированные ноты псалмов 15 века.
И снова общение со всевышним. Над рукописями трудились переписчики, иллюстраторы, позолотчики, переплетчики и ювелиры. Краски и чернила изготавливались самими мастерами и наносились с помощью гусиных перьев и тростниковых палочек, наподобие «самопишущей» ручки.

Культурный блицкриг по Италии за 5 дней
Мраморная скульптура "Три грации" (римская копия 4-го века с работы древнегреческого скульптора Праксителя). Она была куплена и подарена библиотеке кардиналом Франческо Пикколомини.

В Сиене мы испробовали Тоскану на вкус!

Культурный блицкриг по Италии за 5 дней

Она для гурманов. Испробовав нефильтрованное пиво в Сиене — день 2 нашего путешествия, стало понятно, что эта марка Ichnusa Unfiltered (Сардинское пиво слабого брожения, с чистым ячменным солодом и фруктовым вкусом) будет нашим спутником в Италии. Мы смело заказывали в ресторанах и кафе именно это пиво и были счастливы.

Флоренция. День 3. 21 октября

Рано утром, мы уже стояли на перроне, на поезд во Флоренцию, в 7 утра. Дорога до Флоренции из Сиены заняла 2 часа. За всё короткое путешествие по Италии Флоренция оставила противоречивые впечатления. И также, как и в 14 веке для Данте Флоренция оказалась и для нас непростым орешком для понимания. Слишком много невежливых лиц и недоброжелательных иностранцев. Но что сделаешь — Флоренция. Она есть клубок противоречий.

Культурный блицкриг по Италии за 5 дней

Совет: самый неприятный опыт бронирования отеля через букинг.ком был во Флоренции: Signoria Guest House Florence. Не бронируйте это место, если не хотите мелких неприятностей и шумной ночи. Владелец апартаментов был злым и жадным, отправив на «регистрацию» туповатую албанку. Нам пришлось, чтобы понять, что она хочет от нас переводить с английского на албанский при помощи гугла. Она не понимала ни слова по итальянски! Причина, почему я выбрала это место, что оно находилось в шаговой доступности от Уффици.

Культурный блицкриг по Италии за 5 дней

На ж-д станции S.M. Novella мы сдали наш маленький чемоданчик в камеру хранения и отправились покорять красоты и загадку Флоренции. Заправившись плотным, добротным завтраком на площади перед Сан Марии Нуово, с видом на храм, мы сначала посетили церковь Всех Святых (Церковь Сан-Сальваторе-ин-Оньиссанти),

т. к. я поставила себе в план посещения во Флоренции, как обязательным. Прежде всего из-за того, что хотелось поклониться таланту художника Сандро Боттичелли (создателю гармонии), а потом и стало понятно, что и самой Богине кротости и вечной красоты, музе Флорентийского Ренессанса — Симонетте Веспуччи.

Я и не знала до посещения храма, что и муза его покоится там же. Об этой церкви и красавице Веспуччи в моей заметке: https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/florence/temples/44347/responses/12242

Потом решились на подъём Кампанилы Джотто.

Культурный блицкриг по Италии за 5 дней

Подняться так высоко и не в совсем хорошей физической форме было риском и будоражущей мыслью — а что если смогу одолеть 414 степеней вверх и 414 ступений вниз? Я прочитала, что богатое декоративное устройство, состоящее из шестиугольных панелей и ромбов на Колокольне, воплощает собой концепцию Вселенского Порядка и рассказывает историю Искупления Человечества. Мне подумалось, что может подъём, преодоление себя и потом ещё и спуск, это своего рода искупление за грехи…?! Головокружительный подъём на Кампанилу Джотто я описала здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/florence/placeofinterest/2787/responses/12214

Шедевр Ф. Брунеллески и А. Ди Камбио — Дуомо Флоренции осматривали, смакуя детали. Как и в средние века, так и сейчас — всё во Флоренции вращается вокруг Дуомо, Санта-Мария-дель-Фьоре (самое известное здание флорентийского кватроченто). Столько людей, столько бизнеса, столько щёлканья фотоаппарата, вы наверное, увидите только в Риме. Собор Флоренции (Дуомо) был построен на месте раннехристианской базилики Святой Репараты в конце 13 века. Шедевр из белого мрамора (из Каррары), зелёного (из Прато) и розового (из Мареммы) явили миру так называемый инкрустационный стиль. Кстати, когда Правительство Флоренции бросило клич по сбору средств, Павел Павлович Демидов (из известной династии русских горнопромышленников) передал муниципалитету крупную сумму денег на облицовку мрамором фасада собора. Так Дуомо ещё и русский!

В Дуомо я увидела одиноко висящую картину с Данте

где он изображён держащим копию «Божественной комедии» рядом со входом в Ад, семью террасами Горы Чистилища, городом Флоренция и сферами Неба вверху на фреске Доменико ди Микелино. И Мыслитель Родена только начинает задумываться над бренностью мира на вратах Баптистерия. Только начинает… Но Флоренция потеряла Данте и не сумела вернуть, спустя века даже прах философа-поэта….Ах Флоренция. Отцвела ты, как цветок? Непростое место, со светлой и очень тяжёлой энергетикой. Ангелы и демоны….Все они там. Немного я об этом развила свою мысль дальше: https://tatianawhite.tourister.ru/blog/20925

Культурный блицкриг по Италии за 5 дней

Опыт посещения Уффици оказался не из лучших, но поучительный, полагаю.

Культурный блицкриг по Италии за 5 дней

Дуччо ди Бонинсенья: Маэста, 1285 г. Темпера, дерево. Эта чудесная икона Божья Матерь во славе была написана для капеллы Братства Лаудези, церкви Санта Мария Новелла. Эта была первая большая работа сенского художника - Дуччо ди Бонинсенья.Итальянская школа всегда изящно включасла в рамку медальоны с изображнием святых и библейских персонажей.

Совет: бронируйте билеты в галерею Уффици на компьютере, не с телефона, убедившись, что он и есть официальный сайт Уфицци, а не у левых торговцев билетами, что отлично изучили поведенческий алгоритм туристов и создали быстрый сервис, себе в выгоду. Этот левый сервис настроен на пользователей мобильных телефонов! Здесь я и описала «Подводные камни» Уффици: https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/florence/artgallery/2781/responses/12212

Равенна. День 4. 22 октября.

Равенна наполнена добрейшими людьми! Может это свет мозаики так положительно влияет на души жителей города? Не знаю. Но вспоминать буду Равенну с теплотой. В этом интересном городе, куда на всех парах стремилась к мозаикам 5–6 веков, отель забронировала «Мозаика» (Mosaico Hotel) у ж-д вокзала. Персонал очень отзывчивый и отель удобный — у вокзала, через подземный переход — 5 минут и вы на платформе на следующий поезд. В Равенне, кстати, мы с удовольствием полакомились морепродуктами. В самом центре, в пешеходной зоне мы нашли рыбный магазин-маленький ресторан. Равенна не блистала, как Флоренция, она всё в себе, внутри, если сумеете вовнутрь попасть. Равенна небогата деньгами, но богата больше чем деньгами, она богата ДУХОМ! И именно туда тянулась моя душа, и именно этому городу я отдала своё полное внимание, размышления, что сложились в эссе, фотоальбомы-рассуждения.

В Равенне всё связано с мозаикой и мозаика во всех названиях. Любопытно отметить, что Равенна с 402 года столицей Западной империи, каковой она была до 476 года. Благодаря оживленным торговле с Востоком Равенна была наводнена греками, сирийцами и армянами. Ещё ведь были и готы. Это и отразилось в искусстве, традициях, привезённых культурно богатыми нациями.

Равенна — город особый. И как писал А. Блок: «Всё, что минуло, всё, что бренно, Похоронила ты в веках. Ты, как младенец, спишь, Равенна, У сонной вечности в руках." Ключевое слово поэта — ВЕЧНОСТЬ.

Изображение юного Доброго пастыря, сидящего среди белоснежных овец. . Гирлянды листьев и плодов вьются по низеньким аркам.

И здесь я начала уже рассуждать: 6 век в Англии — это время ожесточённых войн, сметения всего, что уже начало появляться в христианском ключе. Это время наступающих и сметающих всё на своём пути англов и саксов, это время жестокости и зла. И вот в это время появляются эти христианские храмы, со светящяйся мозаикой и христианским учением в золоте на севере Италии, в городе Равенна. Базилику Сан Витале мы осматривали неспеша, смакуя восхищения и мысли. Музыка внутри звучала возвышенная. Это помогало сосредоточиться. Мы нашли в этом храме абсолютную гармонию. Между прочим, это 6 век! Когда я была в Португалии и восхищалась круговым храмом Христа, я пыталась понять откуда тамплиеры позаимствовали эти формы, эти духовные составляющие. Немного порассуждала о времени и наследии короля Артура здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/ravenna/temples/39827/responses/12217

Мавзолей Галлы Плацидии (дочери императора Феодосия Великого) — Mausoleo di Galla Placidia. Объект ЮНЕСКО. Это был первый памятник, что мы посетили в Равенне и это был — настоящий восторг! Если смотреть снаружи, здание кажется довольно простым, с планом латинского креста небольших размеров. Купол скрыт прямоугольной башней-фонарем на стыке четырех ветвей креста. Маленький интерьер скрывает чудеса. Это место чаще всего, незаслуженно рассматривают вкупе с Базиликой Сан Витале. Тем не менее, оно заслуживает особого упоминания и даже восхитительного анализа, так как именно в этом месте вы увидите, ощутите, поверите в существование Бога и рая, райского сада. Фотографии не могут передать эмоции, ощущения, что видят глаза и чувствует сердце. А сердце чувствует внутри трепет, невероятное волнение и тишину. Именно в этом храме я и поняла связь звёзд, небес, галактик….космоса. Это незабываемый опыт и я уверена, не только у меня, но и всех сюдя входящих, и у Данте тоже. Я просто уверена. Небеса и райский сад Равенны я описала здесь:

Мне тоже очень хотелось понять из чего строится мозаичная ритмичность Равенны 6 века. Сант-Аполлинаре-Нуово (или Новая церковь Святого Аполлинария). Об этом я подробно написала здесь:

Базилику Сан Витале мы осматривали неспеша, смакуя восхищения и мысли.

Мы нашли в этом храме абсолютную гармонию. Ведь это 6 век. Когда я была в Португалии и восхищалась круговым храмом Христа, я пыталась понять откуда тамплиеры позаимствовали эти формы, эти духовные составляющие. https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/ravenna/temples/39827/responses/12217

Арианский баптистерий (Battistero degli Ariani) был построен в Равенне в 5–6 веках по просьбе Теодориха Великого. Именно с него начинается история арианства в Италии. Подкупольная мозаика любопытна вариациями изображения таинства Крещения, инициации совсем молодого, можно даже сказать, юного Иисуса Христа, сына Божьего. Про баптистерий ариан я написала подробно здесь:

И снова баптистерий Равенны. Баптистерий Неона или Баптистерий православных и снова сцена Крещения Иисуса. О нём я написала здесь: https://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/ravenna/temples/18718/responses/12285

А ещё мы забрели в Национальный Музей Равенны и не пожалели. Свои впечатления я описала в фотоальбоме (70 снимков) : https://tatianawhite.tourister.ru/photoalbum/50097

Дорог случайных не бывает. Это особенно в утверждении судьбы Данте. Про Данте, кстати, если вам интересно, посмотрите мою публикацию в блоге. «Звёзды Данте между Флоренцией и Равенной».

В хоровод звёзд, окружающих крест, в углах свода - евангелисты и в золоте предстваленные символы: лев - Марк, телец - Лука, орёл - Иоанн Богослов и ангел - Матфей.

Звёзды Равенны, я уверена, помогли Данте понять истину, понять смысл того, зачем он явился в этот мир. Звёзды настолько сильно повлияли на Данте, что даже свои числа, рождения, важных лет он закодировал в этой Комедии. Мир планетариума Данте дала именно Равенна.Понять Данте хотелось всегда… Но только мы так устроены, что понимание сложного может быть возможно лишь тогда, когда собственный опыт, помноженный на рефлексию выдаёт вопросы и ведёт к ответам через путешествие, через осмысление путей и смыла этого движения. Об этом и моё эссе — осмысление Данте, его звёзд и его бессмертной «Божественной комедии». Ссылка на эссе: https://tatianawhite.tourister.ru/blog/20925

Верона. День 5. 23 октября.

В Верону из Равенны, с пересадкой в Болонье мы добрались поездами к обеду. Верона состоялась по просьбе сына, как подарок к его дню рождения. Это ему, молодому человеку важно было пробраться через толпы молодых, беспечных пар к балкону Джульетты.

Культурный блицкриг по Италии за 5 дней

Последняя ночь была за углом аэропорта Вероны: Caselle di Sommacampagna — DB Hotrel Verona Airport & Congress, отель 4*. Отличные комнаты, хороший сервис, бесплатный трансфёр в аэропорт и обратно. Единственное, что нужно отметить, аэропорт Вероны очень бедный в плане удобств, сервисов, практически без горячей еды. Аэропорт только для того, чтобы там проходить, пролетать, не задерживаясь. Аэропорт маленький, хотя видели пристраивающийся терминал. Кто знает, может в следующий приезд Веронский аэропорт порадует безупречным дизайном и отличным сервисом, с большим количеством точек горячей еды.

Но главное в Вероне — это посещение винодельни Le Vigne di San Pietro.

Культурный блицкриг по Италии за 5 дней

Дорог случайных не бывает! Увозим из Вероны счастье новой встречи с Карло, с магом, волшебником, человеком, превратившим день рождения сына в сказку, настоящую сказку, что только можно увидеть в красивом сне.

На винодельне мы задержались до позднего вечера. Тур по винограднику, дегустация вин не могло никак завершиться. После тура Карло нам показал город на машине и приготовил дома вечером потрясающий ужин. Карло из-за нас отменил свои встречи, свои планы. Он очень быстро решил, что общение с нами дороже всяких планов. И как было сладко от мысли, что человек, умудрённый опытом, знаниями, традициями, славой вдруг, как юный искатель нам ведает: "Моя мечта...." А это уже знак доверия, знак того, что мы уже с ним - друзья. Как здорово! Мы были на одной волне, мы были счастливы!

Верона, мы вернёмся! Италия, спасибо за всё и за смыслы и за звёзды и за небеса! Дай Бог тебе процветания и мира, страна Данте и вечности истины.

А это уже небеса по дороге обратно. Уже не те, что в Италии...

Культурный блицкриг по Италии за 5 дней

Благодарю вас за внимание.

С уважением, Татьяна Уайт. Эдинбург. Шотландия.

30 ноября 2022 г.

Теги: Культурно-познавательный туризм, Паломнические туры, Самостоятельные путешествия