Турист Natalia Tarasova (Natalinway)
Natalia Tarasova — была 23 апреля 15:48
Длинной-длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души...

Сен-Мало, Ле Мон-Сен-Мишель — Франция Май 2017

На сей раз, дорогие мои друзья, предлагаю вам отправиться в северную часть Франции, к берегам Ла-Манша.

Древние стражи Ла-Манша

la Manche — именно так называют французы узкий кусочек водного пространства, отделяющий Британию от европейского континента. Древним грекам пролив был известен как Океанус Британникус, испанцы и португальцы говорили «канал да Манча», итальянцы — «Ла Маника», а немцы — «Эрмельканал». Англичане же упрямо называют пролив Английским каналом — the English Channel.

Ла-Манш всегда имел особое стратегическое значение, и стремление каждого из народов изменить название на свой манер выдавало стойкое желание обладать контролем за проливом. Испокон веков эти воды были ареной столь ожесточенных сражений, что в итоге дно Ла-Манша превратилось в огромное кладбище затонувших кораблей разных стран и эпох.

Древние стражи Ла-Манша

В наши дни северное побережье Франции славится бесконечными песчаными пляжами, отменными курортами и лучшими устрицы. Но память о многочисленных завоевателях — римлянах, англичан, испанцев, голландцев, пруссов и по сей день хранят возведенные вдоль всего берега форты, цитадели и старинные городки.

Один из немногих французских городов, сохранивших дух и атмосферу ушедшего времени — Сен-Мало. Он расположен на границе Нормандии и Бретани, на берегу Ла-Манша, в устье реки Ранс. Город построен на скалистом островке, соединенном с материком узкой песчаной косой.

Древние стражи Ла-Манша

История города восходит к I веку до н. э., когда галлы основали здесь своё поселение, позже известное как Reginca. В 6 веке н. э., маленькая деревушка стала городом, получив новое имя в честь ирландского монаха Мало. Известно, что этот Мало (или Макловиус) был выходцем из Уэльса, миссионерствовал сначала на севере Шотландии, а после в Бретани, где обращал в христианство местное население, создал несколько монастырей и стал первым епископом Сен-Мало.

Город рос, развивался, и к 12 веку превратился в достаточно крупный торговый порт, обнесённый крепкими крепостными стенами. Добившись значительной независимости и автономии, в 1590 году Сен-Мало объявил себя независимой республикой (просуществовавшей всего четыре года), избрав своим девизом фразу «Я не француз, я не бретонец, я — малуанец».

Древние стражи Ла-Манша

В 17 и 18 веках Сен-Мало стал негласной столицей «легальных» разбойников — корсаров. Пираты, спонсируемые государством, получали право захвата неприятельских торговых судов, но по привычке грабили всех подряд, а промысел такого рода увеличивал благосостояние города.

Сен-Мало подарил Франции многих всемирно известных каперов, с именами которых связаны не только пиратские подвиги, но и слава французского флота. Среди них — первооткрыватель Канады Жак Картье, яркий флотоводец Рене Дюге-Труэн и «Гроза Морей» легендарный Робер Сюркуф, захвативший за свою карьеру 47 судов.

Древние стражи Ла-Манша

По окончании наполеоновской эпохи город обрёл популярность как морской курорт и мог похвастаться целой плеядой первоклассных отелей. Но нагрянувшая Вторая мировая война изменила размеренный ритм жизни.

Во время фашистской оккупации Сен-Мало входил в состав протяженной оборонительной линии «Атлантический вал», созданной по приказу Гитлера в качестве защиты от ожидаемого вторжения союзников в Европу.

Древние стражи Ла-Манша

Союзные войска высадились в Нормандии 6 июня 1944 года. Американские массированные бомбардировки чуть ли не сравняли с землей города Гавр, Кан, Сен-Ло, Фалез, а также Сен-Мало, древние постройки которого горели почти две недели. Из 865 зданий сохранилось только 180, и разумеется, все они в той или иной мере были повреждены. Большая часть города, которую мы видим сейчас, была воссоздана по старым чертежам и фотографиям в 50-60-е годы.

Глядя на строгие фасады, остроконечные башенки и высокие шпили соборов сложно поверить, что это не оригинальные постройки.

Древние стражи Ла-Манша

Из-за ограниченности времени мы успели посмотреть не много — прогулялись по узким улочкам, пообедали в рыбном ресторанчике и прошлись вдоль крепостной стены, опоясывающей город.

Древние стражи Ла-Манша

С крепостнных стен открывается великолепный вид на море и песчаные пляжи.

Древние стражи Ла-Манша

На горизонте виднеется Национальный форт, построенный в оборонительных целях известным военным архитектором Вобаном в 1689 году по указанию короля Людовика XIV.

Вдоль всего берега почти на три километра цепочкой тянутся волнорезы. Их насчитывается около 3000 штук! Семиметровые дубовые колья установили для защиты акватории от волн ещё в 17 веке.

Древние стражи Ла-Манша

Прямо у стен рыбаки ходят по обнажившемуся при отливе морскому дну и собирают мидий и устриц. Известно, что в заливе Сен-Мало наблюдаются самые высокие на европейском континенте приливы (до 13,5 м), и каждые шесть часов вид берега меняется до неузнаваемости.

Национальный форт (Fort National)
Приливы образуются по всему северному побережью Францию и наблюдать за этим процессом съезжаются люди со всех уголков мира. А примерно каждые 18 лет на побережье Ла-Манша случается «Прилив века», когда из-за особого расположения Солнца и Луны океанская вода поднимается до самых больших отметок.

Древние стражи Ла-Манша

Особенно эффектно приливные явления выглядят у замка Мон-сен-Мишель. При суперотливе вода отходит здесь на 20 километров, а прибывает, как говорят местные жители, со скоростью «скачущей лошади».

Несколько раз в год океанский прилив превращает Мон-Сен-Мишель в сказочный остров, парящий над водной гладью.

Древние стражи Ла-Манша

Великолепное древнее аббатство Мон Сен-Мишель (по-французски Mont Saint-Michel; по-нормандски Mont Saint Miché) — пожалуй, самый известный исторический объект этого региона.

Более двух тысяч лет назад гора Мон-Сен-Мишель была частью материка и называлась Mont Tombe (Могильный холм). В V веке уровень земли осел, и Могильная Гора превратилась в островок, отделенный от большой земли шестикилометровой полосой моря. Лишь дважды в сутки, в отлив, море обнажало илистое дно и открывало опасный проход.

Древние стражи Ла-Манша

Одна из легенд гласит, что в 708 году к Оберу, епископу городка Авранш, явился во сне архангел Михаил и велел построить на Могильном холме церковь в ознаменование битвы Архангела с сатаной в образе дракона, который был повержен именно на этой горе. Епископ не исполнил приказ, но видение повторилось. Трижды игнорировал епископ просьбы архангела, и тогда разгневанный Михаил стукнул нормандца перстом по лбу (да так внушительно, что проделал в черепе дыру). Пробудившись ото сна, Обер нащупал на черепе вмятину и тут же не раздумывая, отправился к Могильной Горе и построил там маленькую пещеру — молельню. Сегодня следы той самой первой молельни находятся в часовне Нотр-Дам-Су-Тер, а череп Обера с круглой дырой хранится в базилике Авранша.

Явление Архангела Михаила Епископу Оберу. Барельеф в аббатстве Мон-Сен-Мишель

В IX веке, вследствие варварских набегов викингов на Франкское государство, Мон-Сен-Мишель становится убежищем для жителей разоренных селений, и на склонах горы вырастает настоящая деревня со своей ратушей, приходской церковью и кладбищем.

Древние стражи Ла-Манша

В 966 году герцог Нормандии Ричард I Бесстрашный передал остров монахам-бенедиктинцам. Медленно, день за днем, год за годом, ярус за ярусом сооружали монахи своё аббатство, с его крепостными стенами, круглыми башнями и зданиями, взбирающимися по склонам.

Горе Святого Михаила пришлось пережить немало потрясений: пожары, обрушения, войны, осады. В ходе Столетней войны между Францией и Англией Сен-Мишель стал оплотом национального сопротивления, и приютил многих из тех, кто отказался подчиниться английскому королю, когда вся Нормандия оказалась под его властью. В течение почти 30 лет Сен-Мишель противостояла осаде, успешно отражая все атаки англичан.

Древние стражи Ла-Манша

Стойкость и отвага защитников Сен-Мишель заставила многих поверить в неизменное заступничество Св. Михаила, который в свою очередь явился Жанне д’Арк и вдохновил Орлеанскую деву на подвиги.

Католическая Контрреформация в Европе вызвала невиданный всплеск паломничества, и аббатство становится важным местом поклонения Святому Михаилу. Иногда число паломников пополняли дети и подростки, которые бежали из дома и шли «дорогой в Рай» к священной горе.

Древние стражи Ла-Манша

Последовавшая затем Реформация и политическая нестабильность привели религиозное паломничество к спаду. Влияние монастыря пошло на убыль и ко времени Великой Французской революции он оказался почти заброшенным. В 1791 году последние монахи покинули монастырь. Остров был переименован в Гору Свободы и стал использоваться в качестве тюрьмы, просуществовавшей до 1863 года. Сегодня бывшее аббатство Сен Мишель является историческим памятником, внесенным в список мирового природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Французы гордо называют Сен-Мишель «восьмым чудом света».

Осмотр замка начинается с главных ворот. Porte de l’Avancée ведут на узкую и оживленную улицу Grande Rue. Мимо скопища всевозможных лавочек, магазинов, кафе, и сувенирных ларьков мы идём на самый верх. Именно там находится всё самое интересное.

Древние стражи Ла-Манша

Сразу после подъёма посетители попадают на открытую Западную террасу с видом на залив.

Древние стражи Ла-Манша

За тысячу лет приливы принесли в бухту столько песка, что береговая линия вплотную приблизилась к Мон-Сен-Мишель. Ускорили этот природный процесс Люди, построив в 19 веке дамбу с идущей поверх нее дорогой. В результате сила течения заметно упала, а вместе с ней — и способность уносить обратно в море ил и песок, доставленный к берегу приливом. Донные отложения образовывали в заливе Мон-Сен-Мишель обширную мель. Пришлось принимать срочные меры по сохранению экологического равновесия. В конце 2005 года приступили к работам по реконструкции плотины в устье реки Куэнон, а в 2015 г. снесли насыпную дамбу — на ее месте появился современный мост на сваях.

Древние стражи Ла-Манша

В отлив можно обойти вокруг острова, и народ охотно гуляет по пескам. О зыбучих песках Сен-Мишеля сложена масса легенд и жутких историй, а гиды наперебой предлагают туристам различные варианты экскурсий — от простого знакомства с опасными участками, до часовой прогулки до соседнего холма Томбелен.

Древние стражи Ла-Манша
Ну, а мы вернемся на гору Сен-Мишель, на плоской вершине которой, на высоте 80 м над уровнем моря, расположена Аббатская церковь (Еglise abbatiale).

Аббатская церковь.  XI век. Нынешний неоклассический фасад построен в 1780 г.
Аббатская церковь. XI век. Нынешний неоклассический фасад построен в 1780 г.

Строительство храма было начато около 1022 года и велось на средства Ричарда II, герцога Нормандии. Сложный рельеф заставил архитектора Гильомо де Вольпино громоздить одно на другое. Своеобразным фундаментом для будущего храма стали несколько склепов, а также западный неф древней церкви Нотр-Дам-су-Тер.

Древние стражи Ла-Манша

Лишь через двести с лишним лет строительство церкви было завершено, однако из-за пожаров и обвалов первоначальная постройка претерпела существенные изменения.

Высокий трехъярусный неф храма, перекрытый деревянным балочным потолком

В 1521 году церковь перестроили согласно тенденциям тогдашней моды в стиле «пламенеющий готики», сохранив при этом романский трансепт. В начале 19 века была добавлена квадратная башня, увенчанная шпилем с золоченой статуей Архангела Михаила. В 2016 году 520-килограммовую статую сняли и отправили на реставрацию, а затем вернули на место с помощью вертолета.

Древние стражи Ла-Манша
К церкви примыкает трехэтажное здание, известное как монастырь Ла-Мервей (La Merveille) — (Чудо). Оно было построено на северной стороне горы в начале 13 века. Первый этаж предназначался для служебных помещений. Там же располагалось хранилище для вина и продуктов. Все тяжёлые грузы втаскивали наверх по наклонному желобу на тележке-подъемнике с помощью огромного колеса.

На втором этаже Мервея расположены: Рыцарский зал для знатных приемов; обогреваемая каминами столовая для особых гостей; скрипторий, где первоклассные писцы и художники создавали рукописные книги (манускрипты). В аббатстве была собрана внушительная библиотека, но в 1300 году пожар уничтожил значительную часть книг. Много ценных рукописей было разграблено во время Французской революции. Уцелевшие манускрипты в настоящее время бережно хранятся в Библиотеке Наследия города Авранш.

Salle des Chevaliers (Рыцарский зал)

Последний этаж аббатства Мервея занимают кухня, трапезная, дортуар (общая спальня) и клуатр с крытой галереей.

Трапезная монахов (The Monk’s Refectory)
Древние стражи Ла-Манша

Мы бродим из одного зала в другой. Толстые каменные стены, стрельчатые окна, массивные контрфорсы, сводчатые потолки, полукруглые арки и полутемные переходы — все это напоминает сложный и запутанный лабиринт.

Созданные в разные исторические периоды строения сплелись в единый архитектурный ансамбль, прекрасно гармонирующий с окружающим ландшафтом. Когда впервые видишь ступенчатый силуэт аббатства, вырастающий как будто по волшебству из гранита — не веришь своим глазам.

Древние стражи Ла-Манша

Проносятся года, мелькают даты, но величественное аббатство, гордо устремлённое в небеса, по-прежнему притягивает к себе, потрясает воображение, очаровывает уникальной красотой и всем своим видом доказывает, что для тех, у кого есть настоящая сила духа, стойкость и упорство, нет ничего невозможного.