Турист елена сариева (elsarieva)
елена сариева
была вчера 22:59

Бабугент, Нальчик — Россия Август 2022

«У порога встали горы громадно». Белоснежный Эльбрус в августовский день

В Пятигорск за солнцем

Подыскивая непродолжительный маршрут из Нальчика по красотам Кабардино-Балкарии, мы остановились на популярном среди гостей и жителей республики направлении — Голубые озёра (обычно их посещение объединяют с Верхней Балкарией, что находится Черекском районе). Не испытывая желания арендовать автомобиль или встраиваться в организованную экскурсию, подписываемся на дикий самостоятельный путь освоения неизвестных территорий, отправившись с автовокзала № 2 (местные маршруты), находящегося по адресу: ул. Пачева, 54 — остановка «Зеленый рынок», откуда можно уехать на автобусе либо до Верхней Балкарии, или же не доезжая, выйти у Нижнего Голубого озера. Погода, как известно, дама капризная, отказывающаяся прислушиваться к нашим мольбам дать возможность погулять хотя бы без дождя, пусть и при невыразительно сером небе. Прогноз на вторую половину дня выглядел очень неутешительно, поэтому пришлось ограничивать себя в желаниях. Чтобы сосредоточенно рассматривать через окно Кабардино-Балкарию, неожиданно на нас свалившуюся, мы с дочкой разбежались по удобным для обзора сиденьям автобуса. Человек с фотоаппаратом, висящим на шее тяжелым грузом, неизменно вызывает интерес у окружающих, далеких от подобного рода занятий. Так было и на этот раз. Ко мне на свободное место подсела немолодая балкарка и, убедившись, что дама с камерой наперевес, довольно словоохотлива, можно сказать, болтлива, начала задавать всякие вопросы. Короче, теплая беседа завязалась моментально: за полтора часа автобусного времени можно много наговорить, и проникнуться интересом к собеседнику с лучистым взглядом усталых внимательных глаз, искреннему в душевном порыве рассказать всю историю своей жизни. Оказалось, что мир тесен — моя вновь обретенная знакомая в 90-е годы прошлого столетия приезжала в Ярославль торговать на рынок и даже вспомнила невероятную по накалу страстей историю, произошедшую на Депутатской улице совсем не чужого мне города, где они снимали с подругой квартиру, а потом последовали и другие пассажи — один другого занимательней. К сожалению, на обсуждение темы посещения Голубых озер залетными туристками времени практически не осталось, но приглашение прогуляться и что-нибудь купить на стихийно организованном рынке, оккупировавшем берега озера, мы получили

Голубые озера Кабардино-Балкарии

Над автомобильной стоянкой нависло хмурое небо, но в нашем распоряжении есть озеро несравненного голубо-бирюзового цвета, нарушающее местный монохромный пейзаж с отпечатком надвигающейся непогоды. Идея сегодняшней прогулки проста и незатейлива — получить радость созерцания и единения с прекрасным

Голубые озера Кабардино-Балкарии

Голубые озера — это обобщенное название пяти водоемов, расположенных недалеко друг от друга

Голубые озера Кабардино-Балкарии

Самое посещаемое и знаменитое из них — Нижнее, находится рядом с дорогой, где нас высадил автобус. В Кабардино-Балкарии этот водоем карстового происхождения называют Цёрек-Кель, с неблагозвучным переводом Гнилое озеро из-за запаха гнили, которого мы совсем не заметили. Неприятный для обоняния озерный щлейф, который способен уловить лишь очень чуткий нос, обусловлен высоким содержанием в воде сероводорода. У озера есть и другие имена: Черек-Ана (мать Черека), Псыхурей (круглая вода). Черек — это местная речка, а Круглой водой его называют потому, что контур озера напоминает очерченный круг. Температура его зеленовато-голубых вод круглый год не превышает +9С, то есть не замерзает ни в сильные морозы, которые в горах случаются довольно часто, ни прогревается в сильную жару. Пишут, что глубина Голубого озера доходит до 279 метров, хотя специалисты из Института океанографии уверяют, оно глубже 368 метров (пока эта информация из области предположений), а местные жители и вовсе считают озеро бездонным. В свое время на Нижнем Голубом озере отметился всемирно известный исследователь подводного мира Жак-Ив Кусто, заинтересованный в разгадке его тайн и глубин, но результат экспедиции не дал ничего нового в раскрытие секретов озера. Но никто и не оспаривает, что Церик-Кель — одно из самых глубоких водоемов карстового происхождения в мире, глубже, например, чем Титикака. Известно, что в чашу водоема не втекает ни один ручеек, привносящий свой водяной вклад, в то время как из него ежесуточно вытекает до 70 млн. литров, при этом запасы голубой озерной влаги не оскудевают ни на литр. Поэтому резонно было бы предположить, что оно питается исключительно внутренними источниками (а как иначе — мы в волшебников не верим). Но у балкарцев Церик-Кель вызывает не только восхищение, но и эффект интриги, а порой и опасения. Все это происходит из-за легенд — куда же без них. Легендой про традиционных дракона и красавицу не буду марать страницы — слишком банальный сюжет со слезами, но есть и неординарные предания, например, такие: люди, животные, предметы, когда-либо попадавшие в его холодные объятья, всплывали в совершенно неожиданных и очень отдаленных отсюда местах, вплоть до Каспийского моря (можно взглянуть на карту). В других легендах говорится, что на дне озера покоится конница Александра Македонского или Тимура Тамерлана в боевом облачении и с сокровищами (на Тянь-Шане при посещении горного озера я, в свое время, слышала аналогичную легенду). Такие вот чудеса, в которые можно верить, а реалистам все же верить НЕ… Одно можно сказать наверняка: озеро невероятной глубины похоже на колоссальный колодец с прямыми отвесными стенами. Другая странность Церик-Кель состоит в том, что в его водах нет ничего живого, за исключением мелких рачков-гаммарусов

Наличие большой концентрации сероводорода не только дарит озеру ярко выраженный голубой цвет, но и затрудняет жизнь в нем обычной пресноводной фауны. Мы с дочкой смотрим как зачарованные на гладь, меняющую цвет непостижим образом: где-то синём-синё, где-то разлили медный купорос, а потом щедро впрыснули бирюзы

Голубые озера Кабардино-Балкарии

Принято считать, что люди в озере опасаются купаться из-за того, что заход в воду может стоить жизни — не правда — при нас мальчишки подросткового возраста азартно купались без каких-либо последствий. Перемещаясь вдоль берега в поисках наилучшего вида, обнаруживаем, что вся прилегающая к озеру местность, представляет из себя рекреационную зону с множеством кафе и новым современным туристическим комплексом с дайвинг-центром. Кабардино-Балкария не может похвастаться жирной финансовой подпиткой из Федерального центра, как обласканная, к примеру, Чечня, поэтому трудолюбивый и гордый народ старается в меру возможностей обустроить привлекательные для туризма уголки. Берег озера облепили маленькие, уютные кафе, заманивающие туристов. Самое известное из них — кафе «Орел» с входом, напоминающим медвежью пасть

Голубые озера Кабардино-Балкарии

Рядом с кафе установлен мангал с навесом в виде огромного орла (не сразу сообразишь, каково предназначение грозной птицы с мощным размахом крыльев)

Многие жители соседних городов и сел приезжают сюда погулять, посидеть в кафе-беседке на берегу в очень душевной обстановке, отведать блюда, приготовленные в духе национальных традиций

Голубые озера Кабардино-Балкарии

Мы — не местные, но нам тоже очень нравится вариант обеда с видом на голубые бездонные воды в уютной, камерной беседке. Кто же от такого откажется? Остается лишь подобрать приятную локацию и застолбить место

Голубые озера Кабардино-Балкарии

Попутно смотрим, чем кормят: самая популярная еда на озере, разумеется, хычин — лепёшка из тонкого теста с творогом, рассольным сыром или мясной начинкой с зеленью — национальное блюдо карачаевцев и балкарцев (не обходится также и без шаурмы). Шашлыки здесь готовят в основном из баранины, говядины, курицы или рыбы. Но есть пока не хочется, да и глаза еще не насытились озерными метаморфозами состояний от обычной ничем не примечательной водной глади до невероятной по насыщенности цветов, имеющих массу оттенков. Солнышко к тому времени решило нас немного побаловать, добавив голубизны в бездонные воды

Казалось бы, вот он счастливый миг! Но внимание переключается на довольно большой традиционный местный рынок

Голубые озера Кабардино-Балкарии

Нам это надо? Разве что для селфи

Голубые озера Кабардино-Балкарии

А вещицы ручной работы, глиняные, чеканные металлические изделия, многочисленные сувениры можно и купить на память о Кабардино-Балкарии, оставившей приятный памятный след в душе. Нравятся мне этот горный край, населенный красивым гордым народом, очень-очень

Голубые озера Кабардино-Балкарии

Цены на милые безделушки здесь умеренные, если сравнивать с другими регионами того же Кавказа, а качество просто отменное. Присмотрев для себя браслетики — бусики, от которых глаза разбегаются, вернемся сюда специально, но после того, как побываем на Верхних озерах. Да, именно страсть путешественника подтолкнула меня к очередной авантюре, попутно и дочку, далекую от подобных затей. Туристеры они такие — любят набрать всего побольше в память гаджетов, загрузить копилку впечатлений всякой ерундой (если не получается по-другому), глядишь, пригодится когда-нибудь для отчета. Сколько, говорите, голубых озер в Кабардино-Балкарии, находящихся в Черекском районе? Пять! А мы пока только одно увидели! А вдруг они еще голубее, а мы пройдем мимо и будем потом жалеть? Попавшиеся на пути местные «стражи правопорядка», отвечая на наш вопрос: «Можно ли доехать до остальных озер на транспорте?», дали утвердительный ответ: «Можно, если повезет, и вас кто-нибудь подсадит в свою машину». Чтобы нам, таким красивым, отказали местные джигиты в просьбе подвезти за денежку? В полной уверенности, что так и будет, выходим на дорогу, ведущую к Верхним озерам. Указатель расстояния показывает примерно 2, 8 км — сущий пустяк для жаждущих впечатлений! Бодро, не обращая внимания на жару и крутые виражи взбирающегося наверх шоссе, подгоняем себя мыслью, что лишние калории разгоним попутно. Легковые машинки, едущие следом, не внемлют нашим просьбам остановиться. А те, немногие, что остановились, радостно сообщают, что нет у них двух свободных мест. «И пошли они, солнцем палимы, повторяя: «Суди его бог!». На самом деле, путь к озерам совсем не сложный, так как подъм крутым не назовешь, но в нашем случае работает счетчик времени, и нужно успеть на последний автобус до Нальчика — не ночевать же здесь в горах. Поэтому спешим, на сколько это возможно: дыхание сбивается, хочется пить, ноги наливаются усталостью от резвого подъма. Попутно не забываю осмотреться, прислушаться к звукам дикой природы. Ну классно же!

Мелькнуло какое-то озеро, явно не голубое, хотя и входит в бренд из пяти озер, имея самостоятельное название Секретное

Голубые озера Кабардино-Балкарии

Оно находится примерно в половине пути до нашей конечной цели, на высоте 902 м над уровнем моря в густом лесу. Именно из-за лесных зарослей, прячущих озеро, и родилось название. Секретное озеро, как и Нижнее Голубое, имеет карстовое происхождение и форма его округлая, наполняемая подземными источниками. Оно изрядно заросло болотной растительностью, поэтому значительно лучше прогревается. Если бы было времени побольше, заглянули бы в музей, к нему направлял указатель. К Секретному озеру через минуту подкатил полупустой роскошный минивэн, из него высыпали детишки и две дамы столичного образца с явно считываемой спесью. Существует такая категория людей, водрузивших на голову корону и верящих в свою исключительность благодаря баблу (прошу прощение за жаргон) — уж очень я на них разозлилась. Они тоже направлялись на арендованной машине к Верхним озерам. Водитель охотно согласился нас подбросить, но дамы, окинув просящих презрительным взглядом, сказали: нет. На нет, и суда нет, а нам остается продолжить свой путь, усомнившись в постулате, что мир не без добрых людей. Если бы знать заранее, что Верхние озера, причисляемые к Голубым, не более, чем уловка для доверчивых путешественников. Дошли мы до них, наконец-то. И никакие они не голубые и даже не синие, а цвета неба, сулящего скорый дождь. Верхние сообщающиеся озёра разделяют на Восточное и Западное, а между ними возведена дамба. Одно из них, то что справа от дороги, невзрачное, затянутое ряской по краям, и лишь в самой серединке излучающее небесный свет, подтверждающий его благородное карстовое происхождение

Эти два озера не такие глубокие, как Церик-Кёль, глубина в них достигает 18-ти метров, и рыба водится в изобилии

Голубые озера Кабардино-Балкарии

То ли из-за возможности организовать неплохую рыбалку, то ли из-за уединенности и совершенного покоя, разлитого вокруг, недавно здесь построили современный туристическтий комплекс «Верхние Голубые Озера», и судя по всему, он пользуется спросом

Голубые озера Кабардино-Балкарии

Мостики, лодочки, катамараны, детские площадки, ресторан у воды

Но мы проделади сложный путь не за этим, а за прекрасной уникальностью, усмехнувшейся нам в ответ. Хотя, в целом, место приятное, и если вы путешествуете на машине, то можно и заехать для полноты впечатлений, посидеть в местном ресторанчике, поплавать по озеру на катамаране, никуда не бежать, сломя голову, а спокойно погулять по горным тропам, что имеются в округе. Моя дорогая Зухра — балкарка из автобуса — на проявленный мной интерес вопрошала, хитро прищурив глаза, «зачем вам подниматься на Верхние озера, у нас (на Нижнем) гораздо лучше?» А ведь права была, моя хорошая (это она меня так называла, теперь вот я — в ответ). Мы с Катей не стали особо расстраиваться из-за никчемности предпринятых усилий, а поспешили на стоянку машин. На наше счастье семейная пара молодых мусульман (судя по внешним атрибутам, проявляющимся в одежде), с легкостью согласилась нас подвезти, оскорбившись от предложения оплатить поездку. Красивые, замечательные люди, как мы вам благодарны за то, что нелегкий путь пилигрима вы превратили в удовольствие промчаться с ветерком по горному серпантину. И вот мы снова на нашем, по-настоящему голубом Церик-Кёле, щедрым на любые цвета

Голубые озера Кабардино-Балкарии

Пямятник у главного входа в окрестности нижнего Голубого озера — «Капсула времени к 200-летию вхождения Балкарии в состав России 1827—2027 гг.». Итак, мы уже нашли четыре озера из пяти Голубых озер Кабардино-Балкарии. Пятое нам не удастся увидеть, так как оно самое труднодоступное из всех Голубых озер-Сухое озеро, или как называют его местные, Кель-Кетчхен (озеро утекло). По неизвестной причине много лет назад его воды перетекли через подземные трещины в Нижнее Голубое озеро. Полюбоваться скудной водной гладью, площадь которой составляет 2,5 тыс. м2, в непосредственной близости, можно лишь использовав специальное альпинистское снаряжение, чтобы спуститься в котловину водоема с отвесными стенами на 170 метров. Находится оно где-то здесь

Голубые озера Кабардино-Балкарии

С волнением смотрим на свои часы, безжалостно передвигающие стрелки по циферблату, понимая, что времени до отхода последнего автобуса в сторону Нальчика остается мало, а надежда на случайный транспорт похоронена предшествующим неудачным опытом. Поэтому завидуем счастливчикам, уютно расположившимся на обед в беседках с чудесными видами. На их месте могли быть мы, если бы не затеянная авантюра

Но из песни слова не выкинешь, поэтому голодные (но не злые) идем разыскивать на рынок нашу Зухру ради теплого взгляда с прищуром утомленных, улыбающихся глаз, ради негромкого говора с милым акцентом. Я не могла уйти от нее без покупок, выбрав две пары уютных тапочек из мутона по смехотворной цене. «Ты будешь меня вспоминать и благодарить за то, что мои руки согрели твои ножки», — говорит мне на прощание эта милая женщина. На этой теплой ноте мы и прощаемся с Голубыми озерами Кабардино-Балкарии.