Турист Мария Чахнашвили (marsada)
Мария Чахнашвили — была 13 апреля 19:17

Стокгольм — Швеция Январь 2020

Это был наш предковидный вояж. Буквально через 3 месяца вся Европа уже была закрыта. Когда мы планировали путешествие — Стокгольм был основной целью, хотя по пути мы посмотрели и Хельсинки, а на обратном пути захватили Таллин.

Стокгольму очень повезло — его расположение не может не удивлять: холмы, острова, много-много водной глади, открытые набережные, мосты. Очень хочется посмотреть на это всё великолепие летом, хотя, как мне показалось, период рождественско-новогодних праздников — тоже вполне удачное время для знакомства.

Северная Венеция

Эта особая атмосфера праздника на улицах, эти умопомрачительные запахи свежей выпечки, кофе и пряностей, и что очень удивительно — достаточно мало людей на улицах.

С чего же начать знакомство с городом? Ну конечно с его сердца, с исторического центра. Эта часть города называется Гамла Стан, и часть построек там сохранилась еще с 12-го века.

Северная Венеция

Это не удивительно — его тщательно и заботливо охраняют и оберегают. Именно здесь и был основан город в 1252 м году. Я уже говорила, что весь Стокгольм, как Санкт-Петербург, расположен на островах, так вот центральная историческая часть города расположена на центральном острове Стадсхольмен, что собственно говоря и переводится как «город-остров».

Северная Венеция

Старый город с остальными районами соединяет 7 мостов, а до 1980 года Стокгольм назывался «город между мостами».

Северная Венеция

В 17–18 века шведы разбогатели, и захотели всем показать какого величия они достигли. Именно поэтому фасады домов смотрят не внутрь города, а на Балтийское море.

Все исторические здания старого города — жилые. Мне в Москве искренне не хватает жилого старого города.

Северная Венеция

Старые узкие улочки умиляют невероятно, причем некоторые настолько узкие, что пройти там двоим взрослым проблематично.

Северная Венеция

Самой узкой улочкой считается переулок Мортена Тротзига. Его ширина всего то 90 см, и переулок содержит 36 ступенек.

Есть городская легенда, которая гласит, что если пройти их все с закрытыми глазами, сосчитав до тридцати шести и при этом ни разу не дотронуться до стен, то обязательно сбудется самое заветное желание. Правда говорят, что это мало кому удается) — мы не рискнули. Вообще не представляю, при таком тесном расположении домов — как внутрь проникает солнечный свет?

Центр старого города — площадь Стурторьет. Это сейчас она с рождественскими каруселями и толпами туристов,

Северная Венеция

а в 16-м веке тут была «кровавая баня» — и в честь этого события на фасаде ярко-красного дома № 20 — 92 белых камня, символизирующих смерть невинно убиенных душ лучших граждан Швеции, которые «отпраздновали» коронацию вероломного Датского короля Кристиана Второго.

Кристиан пригласил на свою коронацию лучших представителей шведской знати, а потом быстренько сказал, что это заговор и всех казнил. Согласно очередной городской легенде, если какой-то из этих камней исчезнет, то призрак убиенного будет гулять по старому городу.

В центре площади стоит фонтан.

Северная Венеция

Когда-то он был колодцем и служил источником питьевой воды для горожан, а также использовался при тушении пожаров. Позади фонтана Дом биржи, возведенный в 1773 году, в 2001 году в нём открыт музей Нобеля.

Гордость Стокгольма — Королевский дворец, третий по величине в Европе после Мадридского и Версальского.

Северная Венеция

Можно сравнить как он выглядит сейчас с высоты птичьего полета — и как выглядел изначально (обе фотографии из сети)

Северная Венеция

Везде в путеводителях пишут, что на половине дворца недоступной осмотру туристов живет монаршая семья, но на самом деле король тут не живет с 1981 года.

Королевской резиденцией он является с 18го века. На дворцовой площади в полдень можно наблюдать смену караула — стоящее зрелище, почему я не сообразила снять видео — загадка.

Воле дворца возвышается величественный монумент королю Карлу 14-му Юхану, ставшему королем Швеции и Норвегии в 1818 году.

Северная Венеция

До своей коронации король был известен как Жан-Батист Жюль Бернадот; в прошлом он был генералом армии Наполеона. Странный факт, который никак не хочет воспринять мой мозг — после его смерти 8 марта 1844 года на его руке была найдена татуировка с девизом «Смерть монархам!».

Это памятник «Святой Георгий и дракон» — он украшает купеческую площадь.

Северная Венеция

На самом деле это бронзовая копия деревянной скульптуры 15-го века. Сам деревянный оригинал из ценных пород дерева, покрытый золотом находится в кафедральном соборе Николая, а копия установлена в начале 20-го века.

Святой Георгий считается покровителем Стокгольма, а скульптура эта конечно же олицетворяет легенду.

Северная Венеция

Георгий борется с драконом за девушку. Вот она, в стороне, ее голова покрыта свадебным покрывалом, и достанется она выигравшему.

Я обратила внимание, что дракон — гермафродит, на мой взгляд это символизирует то, что зло — оно самовозрождается.

Раз уж зашла речь — Кафедральный собор Стокгольма — церковь святого Николая.

Северная Венеция

Старейший храм города, возведенный в 1279 году.

Задумана церковь была как католическая, потом она была лютеранская, много раз перестраивалась, и безусловно из-за этого там прекрасное смешение стилей.

До 1873 года здесь короновались шведские короли, а Карл 17й даже венчался в этом храме. Думаю потому, что это ближайшая церковь к королевскому дворцу. Поскольку мы были в первых числах января — всюду были рождественские украшения.

Шведы в основной своей массе, как ни странно, атеисты, хотя основной религией в разные времена был и католицизм, и лютеранство.

Два дня из трех с половиной мы провели на острове Юргорден.

Северная Венеция

Это музейный остров, где сосредоточилась основная масса музеев Швеции. Получилось так, что основную массу времени у нас занял музей Астрид Линдгрен,

повторяться не буду — рассказывала по приезду вот тут.

Северная Венеция

Очень рекомендую посмотреть видеопутешествие по её сказкам — это лучшее впечатление, которое не отпускает нас до сих пор. Остальные музеи мы оставили на следующий приезд, и планировали поехать уже летом 2020 года, но… сами знаете — сначала ковид, сейчас еще с Европой сложнее…

В Стокгольме всё какое-то дизайнерское — тумбы вокруг деревьев, городские скульптуры и даже плафоны фонарей на улицах.

Северная Венеция

Еще меня удивило, что в историческом центре я вообще нигде не видела пластиковых окон — это такое уважение к городу, и нет ощущения неряшливости.

Несмотря на то, что водосточные трубы в центре города не вкопаны в землю, а как у нас их содержимое выливается в канавку прямо на тротуар — там нет грязи даже слякотной зимой.

Северная Венеция

Еще сложилось ощущение, что это город для людей — островки безопасности, пешеходные переходы, всё удобно приспособлено для мам с колясками и для людей с особыми потребностями.

Если обратить внимание на то как стоят лавочки — то они расположены таким образом, чтобы к тебе никто не мог подойти со спины, заглянуть через плечо, например их часто расставляют вокруг деревьев. Это сделана в целях безопасности. Велопарковки есть на каждой улице, и велосипедов очень много, этим мне Стокгольм напомнил Копенгаген.

Северная Венеция

Причем они сделаны на месте бывших автомобильных парковок, и четко видно, что там, где можно было поставить 3 авто — помещается 30 велосипедов. Не зря Стокгольм еще в 2010 году получил название Зеленого города Европы — тут очень следят за экологической обстановкой, сокращают количество выхлопных газов, переходят на электромобили. Станции заправки электромобилей практически на каждом шагу.

Для туризма этот город идеален — указатели, транспорт, остановки, карты с указанием места где ты сейчас.

Три с половиной дня на Стокгольм — это ужасно, просто катастрофически мало.

Северная Венеция

Мы ничего не успели из того, что я хотела- ни Скансен, ни музей современного искусства, ни винтажные магазинчики, что самое удивительное — мы не побывали на ТЕХ САМЫХ станциях метро, откуда я видела много фото, хотя в метро мы ездили. А это про что? Про то, что при первой же возможности я снова рвану в Стокгольм.