Турист vladka
vladka
был 2 апреля 6:49

Абхазия Апрель 2021

Итак, год, сезон, место действия все те же, апрель 2021, Абхазия. В путешествии по Республике нами были запланированы выезды к оз. Рица и водопадам. Сегодняшний рассказ — об этих поездках. Накануне путешествия я пробовала связаться с разными турфирмами на территории Абхазии. Впоследствии выяснилось, что многие фирмы в Абхазии НЕ работают в НЕсезон, что некоторые из них не работают также с индивидуальными туристами, а только — с группами. Ответили мне, причем очень оперативно, только из турфирмы "Сухум-трэвел". Так или иначе, с турфирмой нам повезло. Нам была предоставлена полная информация по маршрутам, разрешены все вопросы и 04 апреля мы отправились на озеро Рица из Нового Афона (машина была подана к гостинице) с гидом Майей за рулем.

Маршрут наш был стандартным, и все предусмотренные им пункты были охвачены. Обошлось нам такое индивидуальное путешествие на целый день в 6 000 руб (+ по 350 руб. с человека за въезд на территорию нац.парка). Но зато мы не были ограничены во времени и все смогли рассмотреть в свободном режиме. По дороге до озера, как водится, были остановки в достопримечательных местах.

Маловодный обычно водопад Мужские слезы после дождей изливался весьма обильно.

Абхазия — путь к горам, озерам, водопадам

Рядом с ним расположились всякие туристские завлекалочки.

Голубое озеро, как ему и положено, голубело (или, точнее сказать, бирюзовело)

Абхазия — путь к горам, озерам, водопадам

Юпшарский каньон почти смыкался на глазах

Придорожные лавочки радовали живописностью и теплотой.

Абхазия — путь к горам, озерам, водопадам

А шикарный полет на тарзанке над рекой обошелся всего-то в 500 руб.

И, наконец, само озеро Рица. Под переменчивой в тот день погодой оно постоянно меняло обличие. Встретило оно нас довольно хмуро.

Абхазия — путь к горам, озерам, водопадам

Но потом временно, до очередной нависшей над ним мрачной тучки, повеселело. Вдоль левого берега озера расположился сплошной ряд харчевенок.

Мы прошли за них до самого непрохода рядом с живописными скалами.

Абхазия — путь к горам, озерам, водопадам

А потом взяли на прокат катамаран и на нем обследовали озеро, некоторые уголки которого можно хорошо рассмотреть только с воды. Например, вот эту горную вершинку.

Или, с близкого расстояния, дальний берег озера с дачей товарища Сталина за деревьями.

Абхазия — путь к горам, озерам, водопадам

Правда, сам генералиссимус там ни разу не бывал, посчитав это место не вполне безопасным. Зато сейчас туда возят туристов. Но, как нам объяснила Майя, путешествие это занимает кучу дополнительного времени и того, наверное, не стоит. Кстати, единственный неосуществленный наш план касался именно посещения одной из дач Иосифа Виссарионовича, но как-то не удалось этого сделать ни в НА, ни в Сочи.

Еще один вид на озеро.

И еще один напоследок.

На обратном пути по дороге заглянули на видовую площадку под говорящим названием «Прощай, Родина» и в одно из пчеловодческих хозяйств. Наверное, правильнее это место назвать базой отдыха. Очень симпатичное местечко.

Абхазия — путь к горам, озерам, водопадам

Кстати, на наш вопрос, по чьим пректам в Абхазии строят подворья, гостиницы, места отдыха, Майя сказала: «у нас каждый сам себе дизайнер и архитектор». Что же, в художественном вкусе жителям Республики не откажешь.

Через день было запланировано еще одно, на этот раз более далекое путешествие, — через город-герой Ткуарчал(есть и другие варианты названия) на водопады. От гостиницы оно стоило для нас 10 000 руб. Из Сухума — обошлось бы на две тыс. дешевле. В путь мы отправились солнечным утром, но прогноз обещал дождь после обеда, и было решено сначала доехать до водопадов, а Ткуарчал посетить на обратном пути.

По дороге в Сухуме сделали небольшую остановку, как раз напротив бывшего дома правительства.

Абхазия — путь к горам, озерам, водопадам

А потом, с парой остановок по дороге в живописных местах,

Абхазия — путь к горам, озерам, водопадам

подъехали прямо на машине к первому в нашем путешествии, Гепскому, водопаду. Перед ним устроено кафе, которое открывают к тур.сезону.

Абхазия — путь к горам, озерам, водопадам

Но все горные водопады наиболее обильны как раз во время таяния снегов, т. е. весною. Водная пыль далеко от них тогда разносится, оседает на одежде туристов и объективе камеры.

От Гепского водопада мы проехали до тропы к водопаду Ирина.

Абхазия — путь к горам, озерам, водопадам

И там нас ждало то же: еще на подходах к водопаду мы оказались мокрыми из-за обильной водной пыли. Водопад этот более мощный, чем первый, а по склонам каньона, где он расположен, сбегают дополнительные сезонные водопадики.

Абхазия — путь к горам, озерам, водопадам

Напоследок водопадного маршрута нас ожидала встреча с водопадом Великан (он же Гигант). Чтобы подъехать к нему поближе, понадобились все четыре ВД ВАЗа-Патриота и отменное водительское мастерство гида-водителя Давида. На непроходимой машине делать там было бы нечего.

До самого водопада от площадки, где останавливаются машины, нужно пройти метров триста по тропе довольно узкой, на одного, крутой, а на подходах еще и мокро-скользкой.

Великан обнаруживает себя сначала гулом, потом целыми зарядами влаги навстречу путникам, а потом показывает себя во всей красе.

Абхазия — путь к горам, озерам, водопадам

Но самый впечатляющий его ракурс открывается, когда проходишь под ним на противопродожную сторону.

Абхазия — путь к горам, озерам, водопадам

Мимо тебя летит неукротимый водный поток, падает пластами, разбивается далеко внизу о невидимые камни. Зрелище завораживающее своей красотой и мощью. Хотелось видеть это как можно дольше, но было уже пора трогаться в обратный путь. А навстречу нам по склону цепочкой спускались уже другие охотники до ярких впечатлений.

Абхазия — путь к горам, озерам, водопадам

Нас ждал Ткуарчал, город-призрак, каким он стал после войны 1990-х. Мы сделали остановку в верхней его части, где когда-то располагалась большая часть его производств. Сейчас можно только догадываться, какой прежде это был красивый, необычный город. А сейчас в нем бывшие административные и жилые постройки.

Абхазия — путь к горам, озерам, водопадам

Остатки мемориала с мраморным изображением героя. Возможно, прежде рядом располагалась местная доска почета.

Кстати, в некоторых комментариях можно прочитать. что необычный облик города объясняется тем, что его строили пленные немцы. Это, конечно, не так. Т. е. военнопленных в строительстве использовали, но исключительно как рабочую силу. Что же касается архитектурных замыслов, то они принадлежат советским архитекторам. Своеобразный курортно-имперский стиль активно использовался еще в довоенные годы для южных городов, когда во многих из них развернулось активное санаторное строительство.

Рядом со всем этим прежде великолепием, а сейчас разрухой разместился небольшой базарчик, где торгуют немногочисленные местные жители. Для них это вопрос выживания. Мы там прикупили для себя с пылу-жару пирожков, а еще — вчерашний, чтобы покормить бродячую собаку (их специально для этой цели продают подешевле).

Абхазия — путь к горам, озерам, водопадам

Оттуда мы уже без остановок проехали в нижнюю часть Ткуарчала (где в основном располагаются жилые дома и выглядит она в основном даже ухоженно) и взяли курс на Новый Афон. По дороге сделали остановку рядом с таким вот интересным персонажем.

Абхазия — путь к горам, озерам, водопадам

А также рядом с горячим источником, который пока, в отличие от многих других, не окультурен.

Общее впечатление от Абхазии, которое сложилось во время кратковременного в ней пребывания: страна эта древняя, во многом патриархальная, несколько из прошлого, и в том числе в этом ее особое очарование. Там можно найти и удивительные природные достопримечательности, и памятники истории разных времен. Жители Республики сегодня активно включаются в современную жизнь, но при этом стараются сохранить привычные им обычаи и жизненный уклад. Они — не как все, у них есть свое и оригинальное. Хотелось бы, чтобы при всех изменениях (надеемся, они у Абхазии будут только к лучшему), эти отличительные черты там сохранялись. И, конечно, когда-то снова в Абхазии побывать. Она однозначно этого стоит.

А наше по Абхазии путешествие подошло к концу, на следующее утро мы отправлялись в Сочи. Но это уже совсем другая история.