Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 15:22
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Хошимин — Вьетнам Май 2006

Хошимин стал последней локацией нашего большого турне по Юго-Восточной Азии. Первое, что запомнилось по прилёту, это жара и влажность. Ночью море мягким дыханием пыталось остудить город и развеять перемешанный с бензином воздух. Получалось только под утро.

Я долго не мог уснуть. В раскалённом номере дышать было невозможно, хотелось воздуха, пусть даже загазованного. Взвешивая все за и против, решили открыть окно. Хошимин, словно наглец в очереди, сгустками мотоциклетных сигналов моментально проник в личное пространство, пытаясь доказать, что он не просто город, а настоящий мегаполис.

В любом случае, всё заканчивается, в том числе напряжённые ночи.

После завтрака, в сопровождении гида, отправились на обзорную экскурсию. Хошимин чаще всего называют по старому Сайгоном. По количеству населения он опережает Ханой. Многолюдный и шумный, это крупнейший город страны.

На дорогах всё тот же поток мопедов и мотоциклов, дополненный машинами и даже автобусами. Если в Ханое мы научились переходить дорогу сквозь мотоциклов, то здесь о подобном не могло быть и речи.

Хошимин, он же — Сайгон

В Хошимине былое наследие колонизаторов перемешано с бетонными коробками и азиатским колоритом.

Не могу сказать, что в архитектурном плане он яркий и запоминающийся, и тем не менее свой облик имеет.

Хошимин, он же — Сайгон

Собор Сайгонской Богоматери построен при французах в 1880 г. Все материалы завозились из Франции, причём главный архитектор курировал качество. Это самый крупный храм в Юго-Восточной Азии.

В течение многих лет его называли Сайгонским храмом, а в 1962 году Папа Римский совершил обряд помазания, после чего название сооружения изменили на Сайгонский Нотр-Дам, и он стал главным кафедральным собором страны.

Хошимин, он же — Сайгон

Здание Народного комитета возведено в изящном стиле колониальной архитектуры. Когда в 1975 г. сотрудничавшая с США администрация покинула Сайгон, здесь разместился офис мэра города. После объединения Вьетнама добавились правительственные учреждения.

Удивило здание почтамта, больше похожее на вокзал. Его возвели в 1886 — 1691 годах, руководствуясь чертежами знаменитого Г. Эйфеля.

Когда будущему лидеру нации Хо Ше Мину было 17 лет, он тут работал

Дворец Воссоединения появился после объединения страны и именно поэтому так назван. Ранее на этом месте находилась постройка XIX века, служившая резиденцией генерал-губернатору Индокитая.

Хошимин, он же — Сайгон

Ещё, из интересного, запомнился Оперный театр. Гид предложил, сходить на вечерний спектакль, но мы как-то не сподобились.

День был явно не мой. Снимал мало, с парками и музеями не сложилось, и в дельту Меконга опять же не поехали.

Хошимин, он же — Сайгон

После обеда решили гулять самостоятельно.

Если посмотреть на карту, на севере Вьетнам граничит с Китаем, на северо-западе с Лаосом, на юго-западе с Камбоджей. С Китаем прохладные отношения. Вьетнам едва ли не единственная страна, где нет китайского квартала.

Хошимин, он же — Сайгон

Лаос и его жители известны миролюбием, чего не скажешь о Камбодже. Кхмеры это имперская нация, как и сами вьетнамцы.

Хошимин, он же Сайгон, в средние века назывался Прей-Нокор. Это был крупнейший порт Камбоджи послеангкорского периода.

Хошимин, он же — Сайгон

Вьеты завоевали регион в 1698 году, или вернули под контроль (древняя и средневековая история страны таит множество загадок).

Город переименовали в Сайгон, по омывающей его реке.

Хошимин, он же — Сайгон

Название Хошимин дано в 1975 г. в честь первого президента Хо Ши Мина (согласно правилам транслитерации вьетнамские географические названия пишутся слитно).

Северный и Южный Вьетнам очень сильно отличаются.

Хошимин, он же — Сайгон

Северяне мне показались более сдержанными и суровыми, в то время как южане благоухали улыбками. Юг более заточен на туризм и торговлю, 70% приезжающих в страну посещают Хошимин.

Это отражается на ассортименте магазинов.

Хошимин, он же — Сайгон

Мы все знаем, что Южный Вьетнам контролировали американцы, но вынуждены были уйти. Я не стану рассказывать, как проходила война. Рассмотрим причины и начало.

После открытия Америки Старый Свет оказался одержим идеей обретения колоний. В XIX веке Франция устремилась в Юго-Восточную Азию. После серии войн в 1884 г. было подписано соглашение о прекращении тысячелетней императорской династии. Страна становилась колонией Франции. Последний правитель Ты Дык трон сохранял, но превращаясь в марионетку.

Началась борьба за независимость, новый импульс которой дала созданная в 1930 г. Коммунистическая партия. В 1941 г. был создан Фронт Вьетминь, которому французы не могли противостоять, в виду событий в Европе.

Вьетминь набирал силу, однако на смену французам пришли японцы. В августе 1945 г. сопротивление вылилось во всеобщее восстание. 2 сентября была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам.

Через год Франция опомнилась, вернулась и начала наводить порядок. Война длилась 8 лет и завершилась разгромом колонизаторов.

В июле 1954 г. подписали договор, по которому страна разделялась по 17 параллели на две части. В 1956 г. планировалось провести выборы, в то время как ДРВ (Северный Вьетнам) и проамериканская Республика Вьетнам (Южный Вьетнам) два года должны были прожить самостоятельно.

Объединение планировалось после политического и экономического сближения систем. США выступали посредником и гарантом на переговорах. Проще говоря, Вьетнаму готовилась судьбу Кореи, к чему и шло. Север взял курс на СССР и Китай, Юг попал в орбиту США.

Хошимин, он же — Сайгон

В 1955 г. в Южном Вьетнаме к власти пришёл выходец из аристократической семьи Нго Динь Зьем. Вместо запланированных на 1956 г. выборов, он провёл референдум, по результатам которого убрал бывшего императора Бао Дая, временно занимавшего пост президента.

Зьем расправился с военной элитой и буддийской верхушкой, бросил в тюрьмы коммунистов. Его правление вызвало недовольство как у коммунистов, так и у военных. Последние в 1963 г. президента убили.

Последовала серия переворотов, по результатам которой к власти пришёл Нгуен Ван Тьхеу.

Северный Вьетнам референдума 1955 г. не признал, а с 1964 г. стал проводить активную политику по объединение нации. Часть южан подобное приветствовало, вливаясь в партизанские отряды под флаги ДРВ.

Хошимин, он же — Сайгон

Тьхеу, получивший в народе прозвище «Сморчок в галифе, набитых долларами», запросил помощи США. Американцы, как это обычно бывает, молодую демократию поддержали. Так началась активная фаза Вьетнамо-Американской войны, которая закончилась 30 апреля 1975 г. падением Сайгона.

Народ Вьетнама своей победой гордится!

Хошимин, он же — Сайгон

По переписи 2009 г. население страны выглядит следующим образом: вьеты 85,7%, таи 1,9%, тхай 1,8%, мыонги 1,5%, кхмеры 1,5%, мяо 1,2%, нунги 1,1% и прочие.

Из статистики можно сделать вывод, Вьетнам приведён к общему знаменателю.

Хошимин, он же — Сайгон

К середине дня жара стала нестерпимой. Улицы опустели, торговцы медитировали в лавках, отстранившись от всего и вся на сиесту.

Мы тоже предпочли пересидеть в номере, но далее так получилось, что гулять я отправился в гордом одиночестве.

Хошимин, он же — Сайгон

Не люблю проспекты, предпочитая шуму и грохоту тихие улочки.

Вот так и здесь, гуляя, я основательно удалился от отеля и от центра.

Хожу, изучаю азиатскую жизнь, всё интересно, всюду хочется залезть и своими глазами посмотреть.

Хошимин, он же — Сайгон

Позже я часто встречал рассказы, как у того или иного туриста мотоциклисты сдёрнули фотоаппарат, либо сумку.

Ни о чём подобном я не думал.

Хошимин, он же — Сайгон

Местный люд казался доброжелательным.

А вот чего я не учёл, так это своих сил. Под конец поездки накопилась усталость. В какой-то момент ноги перестали слушаться и начали умолять о пощаде.

Хошимин, он же — Сайгон

Тут как раз случай подвернулся. Мужичонка приличного вида меня поприветствовал, я ответил, завязался разговор. Называю отель и пальцами показываю, дескать, довези. Он понимающе кивает и указывает, чтобы я сел сзади. Ревёт мотор. Выезжаем на дорогу и встраиваемся в поток.

Надо сказать, я ходил более двух часов и обратную дорогу представлял относительно. В этот момент начало темнеть и город, засверкав огнями, преобразился. Я не узнаю дорогу. В любом случае, понимаю, мы как-то не туда едем. Дома начинают превращаться в хибары и по времени тоже не сходится.

Нервничаю, толкаю визави в спину, повторяя название отеля. Тот отвечает, дескать, да, да, но сюда-то нужно заехать…

Завтра утром самолёт, а тут такое приключенье! Требую остановиться. Из объяснений понимаю, ограбить он меня не хотел, а просто решил, что мне нужен бордель, а после отель, тем более что я свои действия подкрепил на пальцах. Это стандартное желание европейцев в Сайгоне.

Что я там показал, до сих пор не понимаю! Вот уж воистину, говорила мне мама, учи английский…

Хошимин, он же — Сайгон

Когда всё выяснилось, мы вместе посмеялись, после чего вьетнамец доставил меня на место.

Если днём город мотоциклетно-автомобильный, то с наступлением темноты он становится пешеходным. Разворачивается торговля, открываются жаровни. Нос начинает посылать в мозг сигналы о жаренном мясе и морепродуктах.

Народ выходит на прогулку семьями, причём берут даже грудничков. Малышам нужно спать, а они тусят вместе с мамами и папами.

Я спрашивал у вьетнамцев об их отношении к американцам. Ни одного отрицательного слова не слышал. Чаще всего отвечали, пусть приезжают, мы зла не держим.

Хошимин интересный город, но я второй раз сюда не полечу. В мире великое множество непознанного!