Турист Ольга Варежкина (Manola)
Ольга Варежкина
была вчера 22:33

Гуанси-Чжуанский автономный регион — Китай Сентябрь 2019

Если спросить китайца, какой продукт земледелия он считает любимым, ответ, наверняка, будет прост — рис! О рисе и не только о нём этот рассказ. И повод, в общем-то, есть: в сентябре отмечался Всемирный День Риса. Так что можно вспомнить эпизоды предковидного сентябрьского путешествия по Китаю в тех местах, где растет столь важная для этой страны трава.

Лунцзи: на рисовых террасах Хребта Дракона

Часть тура была специально выстроена так, чтобы захватить южные провинции Китая с изобилием тепла, влаги и солнца, больше всего подходящие для выращивания и созревания риса. Именно там, в Гуанси-Чжуанской автономии или Гуанси просто, в округе Лонгшэн (Longsheng), раскинулись известные в Китае живописные рисовые террасы Лунцзи 龙脊 — Хребет Дракона.

И расчет был такой, чтобы застать время, когда посевы с сентября начинают желтеть, и террасы становятся золотыми. Увы, в тот год осень подзадержалась где-то, и рисовые поля в своей массе оставались салатно-зелеными с проблесками кое-где желтизны.

Но расположение самих борозд на террасах, изумительных своим безупречным построением, утонченными изгибами линий, разумеется, никуда не делось. Сравнивая рисовые поля, какие приходилось видеть в Камбодже, Непале, несомненно, китайские оказались верхом всякого совершенства. Ну и что, что не желтые, всё равно красиво!

Лунцзи: на рисовых террасах Хребта Дракона

Начинали свое путешествие к знаменитым террасам из Гуйлиня, там пересели на автобус.

Часа через два он домчал до автостанции в деревне Даяо, где нас уже радостно поджидали… бабушки. А вы подумали — кто? Они быстренько окружили нашу группу и расхватали багаж, чтобы… пронести 3 километра до отеля. А вы подумали — что?

Так местные бабушки близлежащих к террасам деревень подрабатывают портерами, неся чемоданы и рюкзаки обленившихся в конец туристов. Приработок, какой никакой к основной работе. Какой? Об этом чуть позже. Подрабатывают же наши отечественные бабушки, продавая разную мелочь со своих огородов. Чемоданы китайские бабули рассовали по корзинам, к которым приделаны ремни, чтобы было легче нести.

Лунцзи: на рисовых террасах Хребта Дракона

Больше других повезло шустрой бабушке, кинувшейся стрелой к моему удобному рюкзаку, и корзина ей не к чему, и ремни на месте. Вот не зря его покупала.

И караваном все двинулись по каким-то горным тропам к нашему отелю вверх — вниз, вверх- вниз, причем, бабушки впереди нас вприпрыжку бежали!

Лунцзи: на рисовых террасах Хребта Дракона

Наш отель Longji Rice Terraces Tian Ranju Inn между деревнями Дажай и Тяньтоу разместился в деревянном большом доме с прекрасными для деревни удобствами.

А его достоинством были виды из окон на просторы слегка пожухлых, всё еще зеленевших полей. Мы, конечно, не собирались всё время любоваться полями из окон, и с утра отправились гулять, заодно изучая местность.

Лунцзи: на рисовых террасах Хребта Дракона

Деревень здесь несколько. В зарубежных туристических путеводителях всю эту часть рисовых террас часто называют по названию одной из них — Дажай (Dazhaicun), что означает Большая деревня, причем не просто деревня, а укрепление. Дажай лежит на нижнем уровне террас. На верхнем уровне — деревня Тяньтоу, так и переводится, как Верхнее поле.

В нашем понимании это не такие деревни, какие видеть привыкли мы. Здесь перспективы улиц нет, каждый дом стоит на одном уровне, следующий — уже на другом, что вполне объясняется характером ландшафта. Поэтому прогулки от одного дома к другому, из одной деревни в соседнюю, мягко говоря, не легкие, всё время куда-то поднимались или спускались. Вот, к примеру, как могут выглядить проходные дворы и улицы.

Лунцзи: на рисовых террасах Хребта Дракона

Где-то улица была и пошире. Дома большие, деревянные, многоэтажные, попадались с глинобитными стенами и со сваями. Крыши с черепицей, прижатой по краям кирпичами, чтобы, видимо, покрытие не сдуло. Оставалось только надеяться, что  кирпич не сдует на голову. А те, кто здесь проживает, до сих пор сохранили анималистические верования и веру в духов предков, с почитанием воспринимая культ легендарного первопредка Пятицветной собаки Паньху. Потому в этой местности собак не едят.

Лунцзи: на рисовых террасах Хребта Дракона

Лидер группы — Полина, с которой знакома была еще с Филиппин. Её мечта себя посвятить туризму с годами воплотилась в интересные, многодневные туры, разработанные самой. И приоритетным стал Китай, побудивший не только к путешествиям по стране, но и к изучению языка, культуры Китая.

В этих местах была она не впервые, поэтому плутать среди многочисленных террас, переходя из одной деревни в другую, нам не пришлось. Стайкой цыплят мы следовали за ней, как за курицей, попутно просвещаясь насчет риса. Правда, особо любопытные иногда свою "маму-курицу" обгоняли.

Искусство выращивания риса насчитывает 8 тысяч лет. Считается, что первыми, кто стал выращивать рис, были тайцы. Китай тоже оказался в числе первопроходцев – с середины 5-го тысячелетия до нашей эры, и в гористой местности на склонах холмов, где широким полям не место, жители Поднебесной стали строить террасы ступенями.

Лунцзи: на рисовых террасах Хребта Дракона

Такие террасы здесь, в Гуанси-Чжуанском регионе, в южной части страны, появились впервые в 13–14 веках в эпоху династии Юань, поздние — в эпоху последней феодальной династии Цин, правившей с 1636 года до 1911-го, и строились вплоть до 18-го века. Теперь рисовые террасы Лунцзи – произведение подлинно народного искусства, как иная шедевральная картина маститого мастера, которой все восторгаются.

О Лунцзи заговорили, как о чуде, и сюда косяками потянулись туристы любоваться со смотровых площадок террасами.

Лунцзи: на рисовых террасах Хребта Дракона

На какие-то площадки дошли ножками сами, как на смотровую Music from paradise – Музыка из рая в деревне Тяньтоу. С этих небольших площадок четче видны детали петляющих по склонам между домов террас и переплетения узких улочек лабиринтами.

Лунцзи: на рисовых террасах Хребта Дракона

На иные площадки проще было добраться из деревни Даяо фуникулером, что с автостанцией рядом. Это сохранило время и силы, чтобы не лезть в крутую гору пешком.

Лунцзи: на рисовых террасах Хребта Дракона

Канатка вела на большую смотровую площадку Golden Buddha Peak — гора Золотого Будды.

Кроме широчайшего обзора на террасы и слоистые горы, на любой площадке есть возможность прочувствовать местный колорит в броском оформлении стилизованных под старину костюмов.

Со всех площадок виднелись сплошные террасы почти до самых вершин. Рассматривать можно до бесконечности, ведь ни одна из них не повторяла конфигурацию и рисунок соседней.

Лунцзи: на рисовых террасах Хребта Дракона

Таким каскадным способом в округе Лонгшэн обработано на склонах гор порядка 66 кв. км земли с наивысшей точкой в 1100 метров. Недаром сложилась здесь поговорка: «Где есть земля, там будет и рисовая терраса».

А рис в Китае — основа всего, в первую очередь жизни. Никакая другая культура не способна прокормить 1,4 миллиарда, давая до нескольких урожаев в год. Вывели в Китае такие сорта, что способны созревать не за 8 месяцев, как раньше, за три!

Лунцзи: на рисовых террасах Хребта Дракона

А сколько риса один китайский проглот может съесть за год, знаете? Результат, возможно, и удивит. Если среднестатистическому европейцу достаточно 3 кг риса, то житель Китая съест 220 кг и останется при этом худым.

Может потому, что есть у риса лечебные свойства. И желудок бережет и укрепляет здоровье, как утчерждают китайские медики. Насчет худобы — точно, толстых китайцев не видела. А вот возможно ли действительно поглотить такое количество риса, что-то очень сомнительно. Это далеко не все достоинства риса, как его польза здоровью. В ход идет и то, что рису сопутствует – солома! Ею покрывают крыши,  плетут из нее корзины, обувь, зонты делают. А рисовой пудрой вы пользовались?

Лунцзи: на рисовых террасах Хребта Дракона

Даже не так удивляет, сколько осилит риса китаец. Чему удивляешься больше, оказавшись на рисовых полях Лунцзи, так это плавности линий, тянувшихся по холмам. Начинаясь у подножия горы, линии террас мягко перетекали одна в другую, словно волны морские, и убегали лентами наверх, сливаясь в целое на самом верху. От дуновения ветра, пусть слабого, шевелилась трава, и всё зеленое море в цепной реакции приходило в движение.

Способ преобразования склона ступенями, даже самых малых его участков, в произведение искусства оказался самым идеальным для обработки горной земли, удачно приспособленной человеком для выращивания риса.

Лунцзи: на рисовых террасах Хребта Дракона

Придуманы террасы не просто так лишь для одной красоты, а с пользой для скудной почвы. Не скоро она расползётся, поддаваясь неизбежной эрозии, на годы законсервируется, а то, глядишь, на века. Сохранится и форма, и так необходимая рису влага. Есть бамбуковый водопровод, но его постепенно заменяют пластиковым. Для орошения террас помимо природных стоков дождя используется и вода стекающих с гор ручьев, которых особенно много весной.

Любой садовод знает, выращивать какие-то культуры на одном и том же месте годами нельзя, земля истощается, портится, влияет это на урожай.

Лунцзи: на рисовых террасах Хребта Дракона

А вот рис веками может расти на одном месте без ущерба себе, только воду ему подавай. Об этой любви риса к жидкости люди догадались давно, заметив, урожая раз в 20 больше будет, если колоски риса корнями утопают в воде.

Как одеяло не позволяет замерзнуть, так вода, предохраняя корни, создает им комфорт, да еще и питает. А если в канавки запустить рыбок, или дать вволю уткам гулять по террасам, никаких удобрений и вовсе не надо.  Читала, хитроумные китайцы уже вывели и такой сорт, что не требует воды совсем.

Лунцзи: на рисовых террасах Хребта Дракона

Непрерывный труд чередой поколений на протяжении многих столетий превратил эти холмы в восхитительную по красоте местность, получившую название Лунцзи, что переводится как Хребет Дракона.

И вправду, гигантский дракон, извиваясь чешуйчатым хребтом, заполнил собой небеса. К дракону в Китае отношение особое. Он не разрушитель и демон, как в русских сказках, а олицетворял начало безграничной энергии и созидания. Не случайно символом императорской власти в Китае издавна считался дракон.

Лунцзи: на рисовых террасах Хребта Дракона

Кто же эти люди, создатели такой красоты? Пожалуй, в названиях отдельных деревень — Даяо, Дамаоцзе и кроются во многом ответы.

Начинаются слова с иероглифа «да», что означает «большой», — рассказывала нам Полина, — от слова дамао — «большие волосы», то есть длинноволосый, а длинными волосами всегда отличались народности Яо и Мяо, родственные друг другу. В названии деревни Дамаоцзе заложена граница проживания народностей Мяо и Чжуанов, тоже длинноволосых.

Непосредственное отношение к рисовым террасам Лунцзи имеет народность Яо, занимавшаяся веками земледелием, их всего около 3 миллионов. В культурную революцию многим пришлось бежать, и в Китае их стало меньше. В наше время  в основном они поддерживают террасы, как сотни лет назад, получая помощь от государства. Всем уже давно ясно, не столько выращенный рис прибыль приносит, сколько заинтересорвавшиеся террасами туристы.

Лунцзи: на рисовых террасах Хребта Дракона

Определить, длинноволосые ли женщины, каких видели, затруднительно. Волосы они прятали под головным убором, подобие тюрбана. Кроме черного тюрбана для Яо с террас Лунцзи характерно ношение черной плиссированной или в складочку юбки, голубого верха и крупных серег в форме кольца.

Наших бабушек-портеров помните? Они тоже Яо, невысокого роста, жилистые, в черных юбочках, того же цвета тюрбан, и все с серьгами широкими кольцами.

А как должны выглядеть мужчины Яо - не знаю. Может быть, так.

Лунцзи: на рисовых террасах Хребта Дракона

Между Яо и Мяо много общего, европеец вряд ли различит их по внешности, но, если на голове нечто блестящее в виде короны, это будет головной убор народности Мяо. Попробовать себя в роли Мяо мог каждый турист, нарядившись в стилизованный яркий костюм на одной из площадок.

Лунцзи: на рисовых террасах Хребта Дракона

Зрелище, надо сказать, красочное, презабавное. Одни фотографировались, размахивая подолами платья из стороны в сторону, как это делает мелюзга на праздничном детском утреннике. Вот я какая! Другим  эти заморочки с подолами  совсем были ни к чему и, не мудрствуя лукаво, коллективом выстраивались в ряд, прислоняясь друг к другу.

Лунцзи: на рисовых террасах Хребта Дракона

Третьи к фотосессии подходили творчески и застывали в сложных позах, явно копируя движение рук, повороты головы и наклоны тела из каких-то народных танцев, отчего их образы становились живыми. Своеобразные фотосессии в костюмах стали ярким и заметным пятном, дополнив в целом картину дня.

А для нас день, как и путешествие по рисовым полям Лунцзи, незаметно подошел к концу. На следующее утро мы покинули наш дом на террасах с чувством, что одного дня всё-таки мало. И снова, как сутки назад, пришли наши знакомые разудалые бабушки, проводившие нас к станции. Прощались друг с другом, как старые закадычные друзья. Это им потом убирать посевы, так что вся основная работа у них еще впереди.

Лунцзи: на рисовых террасах Хребта Дракона

Всё-таки для китайца рис не пустой звук, а ежедневно наполненный смыслом. Рис стал синонимом слова еда, когда распространился на бо́льшую часть Китая. Судите сами: в дословном переводе завтрак это ранний рис, обед — полуденный рис, а ужин — тоже рис, только поздний.

Рис с китайцами с утра до вечера, получается, даже, когда его и не ешь. Но такое в Китае в принципе невозможно. Даже приветствие китайцев друг к другу звучит как «Ели ли вы сегодня рис?», что равнозначно нашему «Как дела?».

Если услышите слова «чифанить» или «чифанька», так на Дальнем Востоке ласково называют китайское кафе, знайте — это производные от китайского «кушать рис», звучащее как 吃米饭 — чи мифань. И когда у вас на тарелке будет блюдо из риса, вспомните китайскую поговорку: «В каждом зернышке риса есть капля пота».

Лунцзи: на рисовых террасах Хребта Дракона

А я добавлю: этот пот и с рисовых террас Лунцзи, Хребта Дракона.