Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 0:23
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Болгар — Россия Сентябрь 2022

В начале второй половины I тыс. н. э. территорию современного Северного Причерноморья населяли племена оногуров. К VII веку хану Курбату удалось объединить разрозненные племена в единый союз — Великую Булгарию, но после его смерти этот союз оказался разделён между его сыновьями. Одна из образовавшихся таким образом орд, под предводительством Котрага, второго сына Курбата, выдвинулась в Среднее Приволжье. Им удалось вытеснить и завоевать обитавшие там балто-славянские племена и сформировать государство, которое впоследствии стало известно как Волжская Булгария. Его столицей стал город Болгар недалеко от слияния Волги и Камы. В наши дни сюда можно добраться различными способами, один из которых — на скоростном теплоходе из Казани.

Билеты продаются в кассах речного вокзала Казани и на сайте Татфлота. Дорога в Болгар по воде занимает чуть более двух часов.

В Болгаре два причала — туристический и обычный. Я слышал что в высокий туристический сезон скоростные теплоход к туристическому не пускают и приходится от причала до центра добираться на автобусе. Но нам повезло — наш «Геннадий Куклев» бросил якорь у туристического причала.

Сразу бросается в глаза большое здание. Оно очень удачно вписано в склон холма и не кажется сильно большим, хотя имеет в высоту шесть этажей. Внутри располагаются речной вокзал, административные помещения, магазин сувениров, Музей Болгарской цивилизации и недорогое кафе. Этажи соединены между собой автоматическими эскалаторами.

Кусочек Волжской Булгарии

На первом этаже установлен памятник булгарскому поэту XII–XIII веков, основоположнику тюрко-татарской письменной литературы, Кулу Гали.

В Музее Болгарской Цивилизации представлены орудия труда X–XV веков.

А также предметы посуды.

Монеты с тамгой дома Бату, обнаруженные в Болгарском городище.

Название «Волжская Булгария» созвучно с современной Болгарией и это не случайно. Из пяти сыновей Курбата лишь один остался на месте, остальные двинулись в отдалённые земли. С Котрагом, основателем Волжской Булгарии, уже всё понятно. А вот третий сына Курбата, Аспарух, в конце VII века создал на Дунае Болгарское Царство, которое мы знаем под названием Болгарии. Последние два сына Курбата, Кубер и Альцек, осели в Македонии и Южной Италии.

Одним из важнейших показателей развитости культуры является письменность, поднимающая его на качественно новый уровень. Письменность тюркских народов, которая насчитывает более 1300 лет, сменила несколько форма алфавита. На набережной Волги в Болгаре установлен ансамбль «Ступени тюрко-татарской письменности», который демонстрирует 5 видов алфавита: рунический, уйгурский, старо-татарский на основе арабской графики, латинская графика и письменность на основе кириллицы.

Ещё одно здание, которое бросается в глаза не меньше чем речной вокзал, это Музей Ислама.

Кусочек Волжской Булгарии

Одним из важных событий в истории Волжской Булгарии является принятие ислама в качестве государственной религии. Это произошло в 922 году, булгары искали военную поддержку против хазар и пригласили посольство из Багдада.

Музей Ислама состоит из двух этажей. На первом этаже представлено множество изданий Корана.

Кусочек Волжской Булгарии

Есть миниатюрные издания, которые, не смотря на размеры, являются полноценными изданиями. Шрифт мелкий, но прочесть можно.

На втором этаже всего один экспонат. Это Большой Коран, самое большое в мире печатное издание Священного писания мусульман, что подтверждено сертификатом Книги рекордов Гиннеса. Размеры книги впечатляют: 200×150 см, толщина 25 см, она весит 800 кг.

Кусочек Волжской Булгарии

Прямо от Музея Ислама открывается вид на Болгарский музей-заповедник. Вид довольно необычный — минарет Соборной мечети соседствует с куполами Успенской церкви.

Соборная мечеть была главным зданием комплекса, формировавшего ансамбль общественного центра Болгара XIII–XIV веков. Она была построена из известняка, имела 20 колонн и деревянную двускатную кровлю. До наших дней сохранился фундамент, несколько колонн и остатки стен. Вид памятника соответствует иконографическим документам XVIII–XIX веков.

На вершину минарета можно подняться. Лестница очень узкая, двумя людям тут разойтись непросто. Хорошо что подъём нужно совершить всего один раз, а не как муэдзину, по пять раз на дню.

Кусочек Волжской Булгарии

С вершины минарета открывается вид на Болгар и Волгу.

Расположенная рядом Церковь Успения была построена в первой половине XVIII века на средства казанского купца Михляева, для фундаментов были использованы камни от руин болгарских сооружений.

Кусочек Волжской Булгарии

Сейчас церковь является музеем, поэтому вход платный. Внутри есть макет города, как он выглядел в XVIII веке.

В первой половине XIV была проведена реконструкция Соборной мечети. Тогда же был построен Северный мавзолей, который стал усыпальницей знатного болгарского рода. После возведения Церкви Успения монахи стали использовать его как погреб.

Кусочек Волжской Булгарии

К середине XIII века относится Ханский дворец. От него почти ничего не осталась, над сохранившееся объектами возведён защитный купол.

К XIII веку относится и Восточная палата, выполнявшая функции общественной бани. Она состояла из трёх помещений: двух отапливаемых предбанников, центральный зал, четыре банные комнаты и восточное помещение, в котором располагалась печь.

Кусочек Волжской Булгарии

Все эти постройки расположены достаточно компактно, их легко обойти пешком. Немного на отдалении (примерно 600 метров) находится Ханская усыпальница. Усыпальница является одним из немногих сохранившихся построек на кладбище знати, появившемся в XIV веке. До этого на этом месте располагались жилые кварталы знати. Их исчезновение, вероятно, является следствием похода Амира Тимура, который в 1361 году захватил власть в городе и во всём Болгарском улусе Золотой орды.

Также на отдалении расположена и Чёрная палата. Это единственное дошедшее до нас гражданское сооружение XIV века. Его назначение точно не установлено, предположительно — дом суда, медресе или ханака. Здание было построено из белого камня (известняка). Чёрным оно стало в XIX веке, когда здесь была устроена коптильня. Сейчас зданию возвращён первоначальный облик.

Совсем на удалении находится Ак-Мэчет, Белая мечеть. От Музея Болгарской цивилизации сюда ходит маршрутка. Хотя если вы добрались до Чёрной палаты, то дойти до Белой мечети не составит труда. Мечеть совсем новая, открыта в июне 2012 года. Это крупнейшая мечеть на юго-западе Татарстана. Также в её комплекс входит медресе.

Кусочек Волжской Булгарии

Наше знакомство с Болгаром подошло к концу. Мы возвращаемся на пристань, на подводных крыльях к ней уже летит «Геннадий Куклев», чтобы забрать нас обратно в Казань.

Первый теплоход прибывает в Болгар в 10:20, последнее отправление обратно в 15:40. Таким образом на знакомство с городом получается чуть более 5 часов. За это время в спокойном темпе можно осмотреть все упомянутые объекты и даже пообедать. Следует отметить, что кафе в здании речного вокзала — единственное вблизи Музея-заповедника. В высокий туристический сезон оно обслуживает только экскурсионные группы турфирм.