Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 18:17
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Владимир — Россия Июнь 2022

Мне нравятся старые города. Старые города с богатой историей, в которых человек жил, творил и сражался за сотни лет до наших дней. Нередко в таких местах сохраняются впечатляющие памятники архитектуры прошлых эпох. Примером такого города может служить Владимир. Единой точки зрения, когда именно он был основан, до сих пор нет. Различные историки сходятся во мнении что это был князь Владимир, вопрос в том какой именно. Это мог быть Владимир Мономах, тогда город был основан в районе 1108 года. Но мог быть и Владимир Святославович, более известный в русских былинах как Владимир Красное Солнышко. Тогда город был основан в 990 году. Последнего, наряду со святителем Фёдором, считают крестителем Владимирской земли. В 2007 году им обоим был установлен памятник.

Гуляя по Владимиру

Золотой век Владимира пришёлся на середину XII века, правление великого князя Андрея Боголюбского.

При нём Владимир становится центром древнерусского государства, фактически столичным городом. По всему Владимиро-Суздальскому княжеству строится множество церквей. Одним из выдающихся творений той эпохи, сохранившимся до наших дней, является Успенский собор. До того как в Москве был построен свой Успенский собор, московские князья венчались на «великое княжение» в Успенском соборе Владимира.

Гуляя по Владимиру

Этот собор известен ещё и тем, что только здесь сохранились подлинные, подтверждённые документально, фрески выдающегося иконописца Андрея Рублёва.

Памятник ему был установлен в 1995 году, к тысячелетию Владимира, ему был установлен памятник.

Гуляя по Владимиру

В 1165 году Андрея Боголюбского постигло горе — в бою с волжскими булгарами погиб его старший сын Изяслав. В память о нём по указанию князя был построен храм Покрова на Нерли, названный так по названию реки. Сейчас храм находится за пределами Владимира в районе ж/д станции Боголюбово. До станции можно добраться на автобусе или такси, дальше нужно перейти ж/д пути и пройти около полутора километров пешком.

Просёлочная дорога пролегает через историко-ландшафтный комплекс «Боголюбский луг».

Сама церковь расположена примерно в километре от впадения Нерли в Клязьму. Это было стратегически важное для Андрея Боголюбского место, где он мог контролировать основные речные пути северо-восточной Руси.

Временами Нерль разливается так сильно, что церковь оказывается на островке, со всех сторон окружённая водой.

Как это выглядит, показано на фото, висящем на берегу.

Гуляя по Владимиру

Андрей Боголюбский не только строил церкви и соборы, которым суждено было простоять века. Перенеся во Владимир столицу Владимиро-Суздальского княжества он превратил город в настоящую крепость. При нём вокруг Владимира возводится мощная система фортификационных сооружений — кольцо валов со рвами и башнями. Из них до наших дней сохранился только Козлов Вал.

Золотые ворота, построенные в 1158–1164 годах выполняли одновременно роль боевой башни в системе оборонительных укреплений и парадного въезда в город. В названии ворот отразилось их приоритетное значение, кроме того, золочёной медью были покрыты несохранившиеся дубовые створы.

Гуляя по Владимиру

Мощные укрепления города не уберегли его от завоевания татарами-монголами в 1237 году. Хотя возможно дело было ещё и в том, после смерти Андрея Боголюбского власть в княжестве перешла к его младшим братьям. Один из них, Всеволод Большое Гнездо, разделил прежде единое княжество на уделы между своими сыновьями. В итоге Владимир оказался не готов к нашествие монголов и весь город был разграблен. Сейчас внутри Золотых ворот демонстрируют диораму, показывающую эти события.

На диораме хорошо виден одноглавый храм. Это — Дмитриевский собор, построенный в 90-х годах XII века по указанию Всеволода Большое Гнездо.

Всеволод Большое Гнездо посвятил собор своему небесному покровителю, святому великомученику Дмитрию Солунскому, погибшему в 306 году. Сейчас в соборе представлена копия иконы XIII века, написанной по заказу князя для города Дмитрова. Оригинал хранится в Государственной Третьяковской Галерее.

Гуляя по Владимиру

Копия креста Дмитриевского собора, 1957 год. Он заменил древний крест на главе собора, имевший многие повреждения. Первоначальный каркас из кованых железных брусьев листами золочёной меди с прорезным орнаментом. Новодел, ныне венчающий главу собора, весь изготовлен из чёрного металла — железного каркаса и золочёных стальных листов.

Росписи собора представляют собой оригинальный памятник классического византийского стиля конца XII века. Живописцы, создавшие их, прибыли во Владимир, вероятно, из византийского города Фессалоники, откуда происходят священные реликвии Дмитрия Солунского.

Ещё одна икона, «Доска гробная», изображающая Дмитрия Солунского. Тоже копия, оригинал был принесён в Дмитриевский собор в 1197 году из базилики св. Дмитрия в Фессалоники, от гроба святого.

Гуляя по Владимиру

Примерно в тоже самое время во Владимире был основан Богородице-Рождественский мужской монастырь. Он тоже был разграблен во время монголо-татарского нашествия.

В 1263 году здесь был погребён князь Александр Невский, скончавшийся в Городце на пути обратно из Орды.

Гуляя по Владимиру

Это всё были памятники архитектуры давно минувших веков. Познакомимся теперь со Владимиром более современным. Для этого направимся на Театральную площадь, расположенную за Козловым валом. Как легко догадаться, называется она так, потому что здесь расположен Драматический театр.

Перед театром находится музыкальный фонтан.

Рядом с театром — необычный Памятник актёрам. Можно смотреть на него с двух противоположных сторон и один из актёров всё равно будет повёрнут к вам лицом.

Коричневое здание на заднем плане — это Троицкая церковь. По сравнению с вышеупомянутыми церквями и соборам, это можно сказать новодел. Постройка 1913 года, с 1974 года здесь размещается музей хрусталя.

Гуляя по Владимиру

В XVIII веке лучшие изделия из стекла создавались в Санкт-Петербурге на Императорском стеклянном заводе. По указу Сената 1747 года все стеклянные фабрики были перенесены на расстояние не менее 200 вёрст от Москвы.

Девятью годами позднее купец Аким Васильевич Мальцов основал на реке Гусь новый хрустальный завод. Впоследствии на месте завода вырос целый город, известный многим — Гусь-Хрустальный.

После Октябрьской Революции завод был, конечно же, национализирован. 1970-е годы стали для завода эпохой авторского стекла, ярких творческих индивидуальностей, с именами которых связаны художественные и технические открытия в стекле. В слайдере ниже — композиция «Воспоминания о Венеции».

Добираться до Владимира удобно из Москвы. С Курского и Восточного вокзалов ходят «Ласточки» и скоростные электрички, время в пути — от 1 часа 40 минут до двух с половиной часов. Если приехать во Владимир на несколько дней, то можно заодно посетить и Суздаль, до которого за 50 минут можно доехать на автобусе.