Турист Андрей (Ciriulic)
Андрей — был вчера 23:12
...

Харлем — Нидерланды Сентябрь 2022

В Харлем мы заехали по дороге из Гааги в Амстердам. Планы были небольшие — осмотреть две церкви, посетить музей Франса Халса и пообедать. Но, для начала надо было найти место для парковки. Оказалось, что проблем у нас не будет. Все-таки вторая половина сентября. Поток туристов иссяк. Поэтому спокойно поставили на бесплатную парковку практически возле исторического центра.

Харлем.Родина Франса Халса

Представляю, что здесь твориться в сезон цветения тюльпанов. Ведь пару столетий назад город превратился в коммерческий центр разведения этих цветов. С тех пор цветоводство в Нидерландах стало самостоятельной отраслью сельского хозяйства, а занятые под разведение тюльпанов поля ежегодно в весенние месяцы привлекают туристов со всего мира. А теперь можно и деревянных прикупить!..

Начало городу послужило удачное расположение недалеко от реки Спарны и торгового пути. Уже в XIII веке Харлем получил статус города и получил право сбора пошлины, что превратило его в процветающий город.

Харлем.Родина Франса Халса

За годы своего существования город пережил, как взлеты, так и падения. В 1572 году Харлем подвергся семимесячной осаде испанцев и только чудо спасло город от полного исчезновения. А уже в XVII веке вместе с подъемом экономического развития всей страны, поднимался и Харлем, став художественным центром страны. Здесь творили такие известные художники, как Франс Халс и Якоб ван Рёйсдал.

В 1630-е годы построили первый в стране трекварт — канал, призванный связать Харлем с Амстердамом для регулярного транспортного сообщения. Он стал настолько эффективным, что когда появилось железнодорожное сообщение, они еще сорок лет сосуществовали параллельно друг другу.

Харлем.Родина Франса Халса

Никогда не знал, что американский Гарлем своему названию обязан Харлему!.. В 1658 году он возник, как голландское поселение.

В 1839 году был первым городом, который удостоился чести быть связанным со столицей железной дорогой, влияние которой постепенно вытеснило значение трекварты, хотя и в сегодняшние дни можно добраться из Харлема в Амстердам по воде.

Во время Второй мировой войны город, как и многие другие города Европы подвергся нацистской оккупации. С 1940 по 1945 здесь действовало Движение Сопротивления.

Центр города доволен компактен — примерно километр на пятьсот метров. Первым делом мы подошли к Ратуше, расположенной на небольшой площади Гроте-Маркт, она же центральная площадь, а когда-то рыночной.

Харлем.Родина Франса Халса

Раньше она принадлежала голландским графам, пережила несколько пожаров, а после Реформации перешла в собственность городских властей. Долгое время использовалось, как книгохранилище и библиотека. В 1921 году в здании открылся вместительный читальный зал. В данное время внутри ратуши располагается коллекция картин и объектов, связанных с многовековой историей города. Некоторые из них являются частью первоначального интерьера ратуши, а другие принадлежат непосредственно коллекции музея Франса Халса, но были оставлены здесь из-за их большого размера.

Харлем.Родина Франса Халса

На площади стоит памятник Лауренсу-Янсону Костеру(1370–1440), который установили здесь в 1856 году. Голланды считают, что он изобрел печатную машинку между 1426 и 1440 годами, то есть раньше общепризнанного книгопечатника Иоаганна Гутенберга.

Одно из самых старинных зданий — Дом городской стражи — расположено здесь же на этой площади. В 1250–1350 годах дом выполнял функции Ратуши. Позднее здесь проживали семьи именитых горожан, другая часть дома — нижняя, использовалась, как магазин, типография и пивной склад.

Харлем.Родина Франса Халса

В 18-ом веке здание купили городские власти и устроили здесь штаб-квартиру городской стражи и деревянную тюрьму.

Никак нельзя пропустить протестантскую церковь св. Бавона.

Харлем.Родина Франса Халса

Ее построили в 14 веке над могилой покровителя города св. Бавона. Первая версия собора подверглась сильнейшему пожару. Нынешняя в стиле пламенеющей готики была построена на рубеже 15–16 веков.

Харлем.Родина Франса Халса

В конце 16 веке собор у католиков забрали и отдали протестантам, в пользу более многочисленной религиозной конфессии.

Церковь имеет деревянный свод, потолок главного нефа выполнен из кедровой древесины и выглядит все это очень здорово!..

Харлем.Родина Франса Халса

Вплоть до 1831 года здесь происходили захоронения, среди них и могила самого известного уроженца Франса Халса.

Харлем.Родина Франса Халса

Но, храм знаменит не только известными захоронениями, но и органом, который был построен в 1738 году. Считался самым большим в мире, а теперь просто самый красивый. Но, с этим утверждением можно и поспорить. На нем играли такие знаменитости, как Мендельсон, Гендель и десятилетний Моцарт. Об этом вам поведует любой путеводитель или гид.

Харлем.Родина Франса Халса

В наше время в церкви регулярно проходят органные концерты. Сам храм больше похож на музей, чем на религиозное сооружение. В зале проходила интересная выставка современного искусства, где картины были сделаны из различных материалов.

Харлем.Родина Франса Халса

Очень оригинально и талантливо сделано!..

Харлем.Родина Франса Халса

В буфете можно попить кофе и перекусить…

Харлем.Родина Франса Халса

Затем мы направились в Музей Франса Халса. Гулять по улочкам Харлема приятно. Если в Делфте чувствовалась старина, то здесь ее ощущаешь вдвойне. Очень хорошо город сохранился. Главное не спешить!.. Мы и не спешили… шли, заглядывали в магазинчики, правда так ничего и не купили.

Харлем.Родина Франса Халса

Хотя, как раз из этой поездки я привез домой много всякой мелочи. Ну, и конечно сыров, сладостей. В последнее время ограничивался лишь магнитиками, но и их надоело собирать.

Муляж

В музей далеко идти не нужно. Это художественный музей Золотого века голландской живописи. Основан был в 1862 году и поначалу находился в городской Ратуше. Здесь находились несколько десятков картин Франса Халса и других не менее известных художников того времени.

Харлем.Родина Франса Халса

В 1913 году музей перенесли в здание бывшей богадельни, построенной еще в 1609 году и еще неплохо сохранившейся!.. Собранием картин я остался очень доволен. Мой обзорный рассказ назывался нидерландский трип, а изначально хотел назвать трип художественным!.. Ведь я, как метко выразился один из наших уважаемых Туристеров Виктор Кувшинов, «штурмовал» лучшие художественные музеи Европы-Маурицхёйс, Рейксмузеум, и этот — Франса Халса. О нем будет отдельный альбом.

Заключительной точкой нашей культурной программы стал католический собор Святого Бавона.

Фото из интернета

Как мы помним, у католиков протестанты забрали церковь на Гроте Маркт. Долгое время они оставались без своего молельного дома. Писали, просили у высших инстанций. И вот получено согласие на строительство нового храма!..

Харлем.Родина Франса Халса

Его спроектировали в неоготическом стиле и построили в 1885–1898 годах. Однако работа была завершена не до конца, и над ее обликом мастера трудились вплоть до 1930 года. В результате получилось очень необычное здание, где к традиционному крестово-купольному храму было добавлено множество различных пристроек, создающих впечатление нагромождения объектов. Окончательный вариант считается неороманским с элементами модерна.

Харлем.Родина Франса Халса

Храм очень огромный!.. Боковых капелл великое множество. Все очень красиво и торжественно!.. Великолепные витражи!. Внизу находится церковный музей. Правда я не совсем понял про скульптуры — подлинные или копии?..

Харлем.Родина Франса Халса

Несмотря на всю эту красоту, не покидало чувство, что я в музее. Ни пасторов, ни молющихся замечено не было. А еще мы поднялись к вершине купола. Я думал, что оттуда можно будет фото города сделать, но ошибся. Надо было подниматься на башню храма. Сил было только на купол, и на башню мы уже не полезли.

Харлем.Родина Франса Халса

Время шло к обеду. Решили зайти в кафе. Там вторые блюда начинают подавать с 17,00 h.

Отведали то, что было и поехали на новое место нашего жительства в следующие три ночи — в Амстердам.

P. S. Пришел штраф за парковку…70 € …вот так.