Турист Оксана (ksushashav)
Оксана
была сегодня 8:01

Стамбул — Турция Сентябрь 2022

Вообще-то на сентябрь—октябрь этого года именно Турция и планировалась — большой тур, включая Анкару, Каппадокию и много чего ещё… Но потом вмешались обстоятельства, планы поменялись и даже успели подзабыться. Так что, когда в связи с израильскими праздниками неожиданно нарисовался дополнительный отпуск, я нацелилась на Андорру. Самое главное чего хотелось, так это вытянуть дочку, ведь мы уже три года не путешествовали вместе. И хотя ответ она дала в течение пары дней, тур в Андорру был упущен — праздничные предложения израильтяне раскупают, как горячие пирожки. В общем, мне пришлось выбирать уже из того, что подходило по датам вылета-прилёта. Например, Стамбул на пять дней. Коротко, поверхностно и да, спонтанно.

Спонтанно в Стамбул

Турция близко, утренний рейс удобный, так что день прилёта «выброшенным» не был. Прибыли после полудня, через аэропорт имени Сабихи́ Гёкче́н (тур. İstanbul Sabiha Gökçen), и нашим первым впечатлением стали великолепные примеры озеленения придорожной полосы, которые мы наблюдали по пути из аэропорта в город. Настоящие произведения в художественной стрижке кустов и оформлении клумб.

Спонтанно в Стамбул

Сделано это довольно масштабно и на многих участках трассы. Интересно, сколько садовников задействованы для поддержания данного проекта? В тех местах, где я видела их за работой, возились по 5–6 человек над одной клумбой.

Далее пошли пригороды с многоэтажками и современными высотками в стиле хайтек. Всё так по-европейски стильно и представительно…

Спонтанно в Стамбул

Телебашня Чамлыджа на азиатской стороне (340 метров)

Ну, а после мы с размаху плюхнулись в восток. Было время обеда, и район Кадыкёй (тур. Kadıköy), в котором мы остановились, чтобы перекусить, напомнил мне Яффо, старый Иерусалим, чем-то Марракеш — короче, всё когда-либо виденное из типично арабского. Только людей на улицах было много, как нигде.

Спонтанно в Стамбул

Ошеломила также перегруженность шоссе автомобилями и способ преодоления пешеходных переходов: народ скапливался возле светофоров, и когда набиралась приличная толпа с обеих сторон, две встречные шеренги бросались прямо под колёса, не дожидаясь зелёного света. Машины притормаживали, но не останавливались. Я не без азарта приняла новые «правила». После чинной и законопослушной Германии это было экстримом и аттракционом.

Кадыкёй расположен в азиатской части города на северном берегу Мраморного моря. Так что заодно выдался повод посмотреть на необычную гладь водной поверхности, из-за которой море и получило своё название.

Спонтанно в Стамбул

Пока ели, гуляли и впитывали первые впечатления, солнце начало клониться к закату. Говорят, это лучшее время, чтобы увидеть во всей красе залив Золотой рог. Он впадает в пролив Босфор как раз в месте его соединения с Мраморным морем, так что мы были близко. Правда, для лучшего обзора отправились на одну из панорамных возвышенностей Стамбула — холм Чамлыджа (Çamlıca Tepesi).

Çamlıca Tepesi — самая высокая (260–280 метров) точка азиатской части города. С этой ухоженной, оборудованной в виде цветущего парка обзорной площадки открывается прекрасный вид на Босфорский пролив, Мраморное море, Принцевы острова, ну и, конечно же, на Стамбул.

Спонтанно в Стамбул

Залив Золотой рог получил своё название благодаря торговой важности, но когда солнце находится в определённой точке, воды залива и по цвету начинают напоминать расплавленное золото.

Вообще, снимать против солнца мне было непривычно, да и техника не в силах передать того волшебного света и дымчатого флёра, который разливался вокруг, окутывая видимые части Стамбула. В любом случае, визуальные впечатления остались сильные.

Спонтанно в Стамбул

Чуть правее, за густыми кронами деревьев живописно высились минареты мечети Чамлыджа (Камлика). Мечеть новая, открытая в 2019 году, и самая большая в истории Турции. В принципе, идея создания этого гигантского сооружения площадью более 57 тысяч квадратных метров и вместимостью на 63 000 человек, вызвала немало споров и критики, но что делать, ежели захотелось правительству создать уникальный символ современной Турции. И чтобы «было видно со всего Стамбула».

Покидая холм Чамлыджа, я успела на ходу сделать фото зала для торжеств. Заметила его исключительно из-за названия, но сколько потом ни копалась в этимологии слова «свадьба», связи с турецким языком не нашла…

Спонтанно в Стамбул

Между тем, солнце склонялось всё ниже, и красота открывающихся картин просто завораживала.

Вряд ли бы мне удалось заснять хоть что-то при таком освещении и на ходу, но по пути в отель мы сполна испытали на себе, что такое местные автомобильные пробки. Однако, в данном случае мне стояние в пробках было весьма кстати.

Наш отель располагался в европейской части города рядом с площадью Таксим (Taksim Meydanı). И поскольку это крайне оживлённый торговый район, бурлящий жизнью, о времени на отдых речи не шло. Едва получив ключи, закинули вещи в номер и немедленно отправились на прогулку по главной пешеходной улице Истикляль, которая тянется на 1,6 км от Таксим до Галатской башни, сплошь застроенная домами 19 века.

Спонтанно в Стамбул

И вот тут Стамбул просто «навалился» на нас со всех сторон! Оглушил, придавил и размазал. От яркой цветной подсветки рябило в глазах, уровень шума зашкаливал…

А толпа! Временами в ней приходилось не то что лавировать, а продвигаться буквально муравьиными шагами. За период пандемического затишья я успела отвыкнуть от подобного количества людей на улицах. Да и в более благодатные годы не везде и не всегда доводилось оказываться среди такого бедлама. А ведь это ещё китайцы не участвуют пока в туристическом «празднике жизни»!

Спонтанно в Стамбул

Время от времени толпа вынужденно разделялась, уплотняясь из середины к краям улицы — когда по Истикляль с грохотом и звоном проезжал ретро-трамвайчик.

Как в далёком прошлом, на трамвае со всех сторон висли безбилетники. А зычноголосые, облаченные в яркие одежды продавцы мороженного неистово гремели металлическими палками по металлическим же емкостям — очевидно, изображали процесс колки льда в конце позапрошлого столетия, до появления холодильников. Из продажи каждой порции мороженщики устраивали целое шоу….
В общем, сплошной колорит!

Спонтанно в Стамбул

Следующим утром с террасы на 11 этаже нашего отеля я разглядывала площадь Таксим с одноимённой мечетью и все доступные глазу панорамы.

Снова был чудесный свет и нежная, теперь уже утренняя дымка, но Стамбул слегка пугал — слишком большой и калорийный кусок.

Спонтанно в Стамбул

Я сомневалась, что смогу проглотить и переварить его всего за несколько дней. Впечатления ежечасно множились, но чувство контакта с городом так и не наступало.

Забегая вперёд, скажу, что ситуация начала меняться к лучшему лишь на третий день, а к отъезду уже случилось то приятное взаимопонимание, которого я всегда жду, посещая тот или иной город. А пока нам предстоял забег по самым известным и топовым местам Стамбула. Прекрасные мечети и Гранд-базар.

Спонтанно в Стамбул

Гранд-базар — один из крупнейших и самых знаменитых рынков в мире — занимает 66 улиц! Обойти его весь за раз, кажется, нереально. Но заглянуть в это место, строительство которого началось еще при султане Мехмеде II Завоевателе, сразу после взятия Константинополя в 1453 году, просто необходимо.

Центральные ворота Нуросманийе — самые красивые из 18 ворот Гранд-базара — расположены рядом с площадью Чемберлиташ. На воротах значится год их строительства и надпись: «Бог милует того, кто посвящает себя торговле».

Хотя, признаться, от крытого рынка в старом Иерусалиме, неоднократно мной исхоженного, стамбульский отличается только масштабами. Ну, и разнообразием ассортимента, конечно. Учитывая, что мне обычно нужны не столько покупки, сколько атмосфера, особых открытий не случилось.

Но по той части, где продают специи, пройтись было интересно. Кое-что я видела впервые, например, засушенные, как сухофрукты, овощи. Их фаршируют при приготовлении различных блюд.

Спонтанно в Стамбул

В древности Путь Шелка и Специй проходил по множеству дорог, но все они вели в Стамбул. На этих дорогах находились «ханы» — караван-сараи с базаром, — отстоявшие друг от друга на расстоянии в три дня верблюжьего хода. Обычно купцы везли товар до ближайшего хана, там продавали и возвращались домой. Купленный товар везли уже другие купцы, до следующего хана и т. д. Цена специй от одного хана к другому возрастала в 10 раз! Можно представить, какой она становилась, когда специи прибывали в Стамбул, и насколько богат был этот город.

Из лабиринтов Гранд-базара мы вышли возле Галатского моста.

Свежий ветерок, крики чаек, почти уже привычная людская суета… Не знаю, какими причудливыми путями работает наше подсознание, но именно здесь я впервые почувствовала ту самую, особую атмосферу Стамбула, которую прежде никак не удавалось уловить. А проведя на Галатском мосту более часа, заодно и отобедав, удалось закрепить благостное состояние, как позже выяснилось, насовсем. Более того, вдруг стало лучше понятным всё, что мы успели увидеть в Стамбуле прежде. Так что считаю это место своей точкой отсчёта и приятия в данной поездке.

Спонтанно в Стамбул

С приятием уже гораздо легче фланировать по любым районам, и потому под вечер я решила исправить то впечатление бедлама и безумства, которое осталось накануне от площади Таксим. Из отеля выползли на закате, в очередной раз поймав изумительные краски, разлитые на небе и, как казалось, даже в воздухе.

Без попыток проникнуть вовнутрь, покрутились у мечети, рассмотрели поближе 12-метровый монумент «Республика» (Cumhuriyet Anıtı), воздвигнутый в 1928 году по проекту итальянского архитектора Пьетро Каноника.

Монумент символизирует армию-освободительницу и установление республики. Памятник на площади Таксим включает скульптуры маршалов Мустафы Кемаля Ататюрка, Мустафы Исмета Инёню и Февзи Чакмака и фигуры простых людей.

Позднее я прочла, что правее расположенной в центре скульптуры Ататюрка стоят Климент Ворошилов и Семён Аралов, но когда стояла возле монумента, этого факта, увы, не знала.

Спонтанно в Стамбул

Чуть поодаль, на фоне розовеющего неба высились две колокольни православной церкви Святой Троицы (1880 г.) — крупнейшего греческого храма в городе и первого купольного храма, строительство которого было дозволено в османском Константинополе.

Рассматривая площадь и мирно отдыхающий вокруг местный люд, по шумной Истикляль мы решили повторно не идти, а свернуть в противоположную сторону, к небольшому парку под названием «Таксим-Гези» (прогулка по Таксиму).

Спонтанно в Стамбул

В былые времена на месте этого парка находилась большая казарма. В парке было спокойно.

Наблюдать за местными детьми, которые играют на детской площадке, за людьми, негромко беседующими на лавочках у фонтанов, оказалось куда приятнее, чем фланировать в разношерстной толпе, с полубезумным видом куда-то ломящейся по Истикляль)

Миновав парк, мы дошли до здания Технического Университета, построенного в 19 веке, как и большинство монументальных сооружений в данном районе.

Университет хотелось чуть-чуть осмотреть изнутри, но охранник на входе не пустил, хотя искренне за это извинился. Жаль. Помнится, в Катании в аналогичной ситуации охранник прямо таки зазывал нас зайти в местный универ и оценить роскошную сицилийскую мозаику, недавно выстеленную на полу главного холла…

А кстати, если бы мне кто-нибудь показал вот такое фото студентов, спешащих ко входу в здание классического вида, ни за что не угадала бы, в какой стране оно сделано:

Спонтанно в Стамбул

Да и вид на входе в высокий современный отель Гинза, что построен напротив Университета, тоже не стал бы подсказкой:

Все потому, что Стамбул неоднороден. Его вид, настроение и аура меняются от района к району, от квартала к кварталу. И в этой непредсказуемости я вскоре тоже начала находить особую прелесть. Даже ночная городская подсветка, которая в первый вечер на Истикляль показалась избыточной, восхитительно смотрится, например, с воды.

Спонтанно в Стамбул

По Босфору на кораблике мы плавали дважды, в ночное и дневное время, и оба раза подолгу.

Ночной «заплыв» был с ужином и типично туристическим развлекательным шоу. Мое первоначальное желание кривиться на турецкий «ширпотреб» было начисто отбито при виде искреннего восторга и удовольствия, которое получала от мероприятия дочка. Позитивнее надо всё-таки быть, позитивнее))

Спонтанно в Стамбул

На этой позитивной мысли и закруглюсь, потому что все впечатления в один рассказ никак не умещаются. О самых полюбившихся местах, надеюсь, ещё напишу. А этот материал просто не могла не выдать по горячим следам, с теплотой и благодарностью к только что посещённому Стамбулу.