Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была сегодня 13:01

Каменск-Уральский — Россия Сентябрь 2022

Прожив немало лет, я ни разу не была в санатории, и решив, что уже пора это исправить, да и подлечиться не мешало бы, стала мечтать о поездке куда-нибудь в Пятигорск, где мы в прошлом году многое не досмотрели. Но подруга меня отрезвила: «Зачем ехать так далеко, если вокруг полно санаториев». Стала искать санатории в Свердловской области. В санатории «У трех пещер» при демократичной цене в стоимость путевки входили еще и экскурсии по городу и окрестностям, что и решило мой выбор.

От Екатеринбурга до Каменска — Уральского мы доехали на электричке за два часа 15 минут.

Лечебно-экскурсионный тур в Каменск-Уральский

Потом долго ждали на остановке автобуса.

Переулок Санаторный оказался очень длинным для переулка, состоял из частных домов. Но вот и наша цель, по адресу пер Санаторный, 26.

Быстро поселившись мы пошли на обед, а после обеда нас сразу направили на лечение,  я прошла четыре процедуры, в том числе массаж.

Потом был полдник. Полдника не помню с пионерского лагеря. А после полдника пошли на занятия лечебной физкультурой. Очень понравилось, но к сожалению это осталось единственным занятием за десять дней, потому что потом увлеклись прогулками по окрестностям.

Санаторий расположен в сосновом лесу, по територии приятно погулять.

Лечебно-экскурсионный тур в Каменск-Уральский

Раньше здесь был пионерский лагерь и сохранилась площадь для линейки и памятник Ленину.

Лечебно-экскурсионный тур в Каменск-Уральский

Летом здесь отдыхают дети.

После ужина пошли на танцевально- развлекательную программу. Очень понравилось, мы и потанцевали, и попели, и поиграли в каравай, поздравляя одну отдыхающую с Днем рождения. Опять же это было только один раз за десять дней нашего отдыха, больше не выбрались. За первый день почти все попробовали.

На следующее утро мы встали пораньше и до завтрака позанимались аквааэробикой. Очень понравилось, а после  занятий желающие могут поплавать и в сауне посидеть.

Позавтракав, оздоравливаемся в лечебном корпусе, а потом отравляемся обследовать окрестности.

Рядом с нашим санаторием красивая территория пансионата «Сосновый бор».

Лечебно-экскурсионный тур в Каменск-Уральский

До революции в этом месте стояли дома богатых каменцев.

В 1949 году был построен Дом отдыха «Металлург», который затем стал санаторием «Сосновый бор». Сейчас это частный пансионат. На территории сохранились остатки украшений советского периода.

Лечебно-экскурсионный тур в Каменск-Уральский

Новый хозяин пансионата сделал территорию очень оригинальной, привез много камней, построил красивые деревянные беседки и домики.

Лечебно-экскурсионный тур в Каменск-Уральский

На территории собраны 55 видов растений.

Отсюда открываются чудесные виды на Исеть и скалы.

Лечебно-экскурсионный тур в Каменск-Уральский

По тропинке дошли до каменной беседке на обрыве.

Лечебно-экскурсионный тур в Каменск-Уральский

Полюбовались на Исеть, скалу «Три пещеры» и домики Каменска-Уральского.

От каменной беседки наверху мы спустились вниз, в Чиров лог.

Лечебно-экскурсионный тур в Каменск-Уральский

Когда-то недалеко была усадьба Чирова, которую после смерти владельца новый хозяин поджог ради страховки и это место стали называть Горелка.

По одной из версий Чиров лог назвали в честь атамана армии Пугачева по имени Чир, который здесь останавливался, хотя такой атаман нигде не упоминается.

Из лога мы поднялись до входа в пещеру на скале.

Лечебно-экскурсионный тур в Каменск-Уральский

Продолжили прогулки после полдника и отправились к висячему мосту, ведущему в деревню Брод, про который нам рассказал один из отдыхающих. Увлеклись и прошли по этому качающемуся мосту туда и обратно. Крепко держались за металлические перила. В нескольких местах доски расходились и приходилось перешагивать через разрыв.

Лечебно-экскурсионный тур в Каменск-Уральский

Вот бы сфотографировать, но было страшно отпускать руки от перил. Сфотографировались ближе к выходу с моста.

Вечером с радостью узнали, что на завтра будет пешеходная экскурсия по берегу Исети. Снова отправляемся на прогулку. С гидом узнали много нового. Дорога, по которой мы шли к реке и висячему мосту оказалась оврагом.

По дну оврага были раскиданы кусочки лавы вулканов, которые извергались здесь на дне Уральского моря 420 млн лет назад. Наш экскурсовод Ольга Евгеньевна показала нам камни с отпечатками древних растений, которых было тогда всего четыре вида. А мы вчера прошли по камням и ничего не заметили.

Дальше дошли до скал памятника природы Каменные соты, единственного такого в России.

Такие соты образуются за счет вращения частиц твердых пород в более мягких.

Недалеко от Каменных сот есть родник Марьины слезы, который образовался после засыпки входа в штольню. Тут же придумали легенду о Марье, которая не дождалась жениха из шахты и льет теперь слезы.

Лечебно-экскурсионный тур в Каменск-Уральский

Эта территория заповедной зоны. Дальше по берегу обнаружена стоянка древнего человека, которую нашли школьники.

На следующий день мы прошли подальше, увидели скалу «Филин» на противоположном берегу.

Лечебно-экскурсионный тур в Каменск-Уральский

Затем дошли до скалы «Каменные ворота». Этот уникальный памятник природы образовался, когда при землетрясении известняковые толщи вышли на поверхность и застыли.

В субботу нет никаких процедур, поэтому сразу после завтрака отправляемся знакомиться с городом, пожертвовав обедом.

Вышли из автобуса недалеко от исторического центра города, который начинался, как и все старые уральские города, с завода и плотины. Каменский чугунолитейный завод выдал первый чугун в 1701 году.

От первой деревянной плотины, построенной в 1700 году, остались только следы на обмелевшем притоке реки Исеть- Каменке. Сейчас там сидит рыбак.

Лечебно-экскурсионный тур в Каменск-Уральский

Каменную плотину построили в начале XX века. В здании находятся главные регулирующие механизмы.

Здание управления заводом построено по проекту екатеринбургского архитектора М. П. Малахова в 1830 году.

Лечебно-экскурсионный тур в Каменск-Уральский

Сейчас в этом здании и двух флигелях расположен Каменск-Уральский краеведческий музей, который мы посетили и о котором еще расскажу. Дальше по Соборной площади бывшие складские помещения завода, выполненные также по проектам М. П. Малахова.

С противоположной стороны площади Свято-Троицкий Собор.

Лечебно-экскурсионный тур в Каменск-Уральский

Первый каменный собор был построен в 1813 году, после угрозы обрушения колокольни проведена реконструкция по проекту М. П. Малахова в 1821 году. В советское время это было здание швейной фабрики, восстановили храм после передачи его РПЦ, которое произошло в 1990 году.

Внутри храма старый интерьер не сохранился.

От Соборной площади идем к Покровской церкви, как нам сказала служительница в соборе, там сохранились росписи.

По пути встречаются старинные дома.

Покровская церковь находится на возвышение, ее было видно с берега Исети у Соснового бора.

Лечебно-экскурсионный тур в Каменск-Уральский

Покровская церковь построена как кладбищенская в 1883 году, а сейчас она находится на улице Революции,45.

Внутри действительно сохранились росписи.

На территории при церкви установлен памятник погибшим в войну 1812 года.

На территории Старого Каменска три храма, поэтому мы решили дойти и до третьего, который красиво возвышался над городом.

Лечебно-экскурсионный тур в Каменск-Уральский

Прошли через плотину. На холме в 1967 году к 50 — летию Октября установлен памятник «Пушка». Пушки Каменского чугунолитейного завода использовались и в войне 1812 года, и в Великой Отечественно войне, поэтому на боковых плитах постамента отображены эпизоды этих войн.

За пушкой виден завод " Уралэлектромаш», преемник Каменского завода.

С холма хорошо смотрится город, видно оба храма, в которых мы были.

Лечебно-экскурсионный тур в Каменск-Уральский

Спасо-Преображенский мужской монастырь образован в 1998 году на месте бывшего здесь до революции женского монастыря. Храм в монастыре был построен в 1878 году.

В советское время здесь были военкомат, воспитательные учреждения, клуб, хлебозавод. Восстановительные работы начаты в 2001 году и ведутся до настоящего времени.

В храме сохранилась только одна роспись на плафоне.

Лечебно-экскурсионный тур в Каменск-Уральский

От монастыря возвращаемся на улицу Ленина и садимся на автобус. Даже успеваем на полдник.

В понедельник снова едем в город с плановой экскурсией и гидом. Экскурсия входит в путевку, а вот проезд не предусмотрен, поэтому наша Ольга Евгеньевна вызывает две машины такси, собралось всего-то семь человек. Такси в Каменске-Уральском очень дешевое, до Соборной площади мы добрались за 120 рублей за машину, а обратно вообще за 90 рублей доехали, с человека обходилось около 30-35 рублей в один конец.

На Соборной площади кроме того, что мы уже посмотрели раньше, остановились у капсулы времени, которую откроют в 350—летие Каменска-Уральского.

Лечебно-экскурсионный тур в Каменск-Уральский

Выше капсулы обелиск. Это братская могола, сюда в 1964 году перенесены останки четырех бойцов Добровольческого 1-го Крестьянского коммунистического стрелкового полка «Красные орлы».

Еще выше установлен в 2001 году Памятник жертвам политических репрессий.

Лечебно-экскурсионный тур в Каменск-Уральский

Про одного из пострадавших, знаменитого врача, мы уже знали из экспозиции в краеведческом музее и видели его дом.

Скворцов Василий Алексеевич (1881–1938) самоотверженно служил людям и поднимал городскую больницу, был любим жителями города, но в 1938 году после смерти главного инженера Уральского алюминиевого завода, которого он не смог спасти, его обвинили в стремлении уничтожить интеллигенцию города и расстреляли. Посмертно врач был реабилитирован.

С Соборной площади мы идем к уже знакомому нам памятнику «Пушка».

На холме наш гид рассказала Нам, что по реке Каменке проходит граница между Уралом и Сибирью. Мы стоим у памятника «Пушка» в Сибири, а с другой стороны реки Каменки находится Урал, где мы были на Соборной площади.

Обосновал границу учитель географии, городской краевед Валерий Гусев. Границу он определил по возрасту горных пород. На Урале горные породы гораздо старше, чем в Сибири.

На правой стороне старой части города за рекой запрещено высотное строительство, здесь господствует стихийная застройка прошлого века.

Лечебно-экскурсионный тур в Каменск-Уральский

У памятника «Пушка» экскурсия закончилась, вызываем такси и возвращаемся в санаторий.

На следующий вечер пошли к реке Исеть уже после ужина.

Лечебно-экскурсионный тур в Каменск-Уральский

Когда спускались к реке», нас догнала женщина: " Можно я с вами погуляю?». Оказалось, что она приехала в командировку на один день, фирма поселила ее в пансионат «Сосновый бор», где она совсем одна в двухэтажном корпусе. Стало уже совсем темно, когда мы дошли до висячего моста.

Лечебно-экскурсионный тур в Каменск-Уральский

Наша попутчица оказалась очень смелой. В темноте она прошла по мосту и обратно! Я вспомнила с каким страхом мы прошли этот путь при свете дня при нашей первой прогулке. Вот действительно, с возрастом бОльше всего боишься- она была помоложе.

Следующий день был самым ярким. Сначала была экскурсия на кораблике, а вечером из Каменска- Уральского приехал коллектив бардов. Сначала они нам пели, а потом мы пели все вмести, сидя у костра на большой поляне. Замечательный был день.

В предпоследний день мы опять на такси съездили на экскурсию на Колокольный завод.

Колокола расходятся по всей стране и за границу.

Отливают колокола в песчано-гипсовые формы с использованием песчаных стержней для образования внутренней полости. Сплав колокольной бронзы, открытый тысячелетия назад, содержит 20% олова и 80% меди.

Завод совсем молодой. Впервые колокола основатель завода Николай Геннадьевич Пятков отлил в 1991 году для Покровской церкви, работая на Уральском алюминиевом заводе, а свой завод построил в 2003 году.

Когда вышли после экскурсии увидели  самого Пяткова.

Когда мы зашли в цеха Николай Геннадьевич проводил экскурсию школьникам.

Этот инициативный человек с 2005 года в июле месяце проводит в городе фестиваль колокольного звона, куда приезжают звонари со всей страны и даже из-за рубежа.

Напоследок учились звонить в колокола.

Очень трудно звонить сразу в несколько колоколов, а у звонрей еще и мелодия получается.

Интересно было познакомиться с колокольным заводом.

После ужина нам организовали вечер поэзии.

В последний день мы позавтракали, прошли лечебные процедуры и вызвали такси до автовокзала.

В этот день в санатории была намечена плановая экскурсия в Смолинскую пещеру и на порог Ревун… А еще мы пропустили конно-верховую прогулку, которая была в день нашего путешествия на кораблике…

Наверное, надо приехать сюда еще! И лечат, и кормят хорошо, и посмотреть тут еще есть что, и развлекают по вечерам.