Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 17:58
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Ханой — Вьетнам, Москва — Россия Май 2006

Если посмотреть на карту, Вьетнам, вытянувшись с севера на юг тонкой линией, представляет конфигурацию в виде скобки. Как результат, у Вьетнама два цента силы: на севере и на юге. Столица страны Ханой, расположена на севере.

Когда образовался город, доподлинно неизвестно. Документальных подтверждений нет, однако большинство историков полагает, что Ханой основан в VII веке. Рождение города принято отсчитывать от 1010 года, когда один из правителей перенёс сюда столицу, дав ей название — город Взлетающего дракона.

По легенде, император Ли Тхай То подплывал на лодке к старой крепости Дайла, увидел, как из цитадели в небо взлетел дракон, свернулся клубком и превратился в облако. Придворные сочли это хорошим знамением и предложили построить город.

Ханой вьетнамский и московский

В последующем он сделался ареной для битв: и монголы сюда неоднократно вторгались, и китайцы. Прежде чем стать Ханоем, поменялось несколько названий. В добавок к этому, при каждой новой династии сносилось старое и начиналось возведение нового.

В начале XIX века городом попытались овладеть англичане. В 1783 г. французы захватили крепость, но уже через два дня были выбиты. Сумев найти подход к местному правителю, закрепили за собой кусок земли. В 1882 г., под предлогом защиты консульства, ввели отряд из 600 солдат и захватили Ханой.

Ханой вьетнамский и московский

Оккупация продлилась до 1954 года. Французы кардинально изменили облик города.

Крепость и ряд кварталов снесли, водоёмы осушили, улицы заасфальтировали.

Ханой вьетнамский и московский

Убрали по окраинам бамбуковые слободки, построили ряд зданий, католический собор, двухкилометровый мост через Красную реку, электростанцию, театр, вокзал — это конечно плюс.

Но они совершенно не заботились о национальной архитектуре.

Ханой вьетнамский и московский

Нынешний Ханой отличается от других городов Азии, он самобытен и по-любому имеет свой облик.

На улицах высажены деревья, отчего Ханой утопает в зелени.

Ханой вьетнамский и московский

При этом воздух влажный и тяжелый от выхлопных газов. Как объяснил гид, вьетнамцы не стремятся купить автомобиль. По таким дорогам его будут постоянно царапать и корёжить мотоциклисты, с которых потребовать ущерб довольно сложно.

Каждый мотоциклист по поводу и без повода дополняет движение сигналами клаксона, отчего дорога превращается в сплошной рыкающий и бибикающий поток. Подъезжают вся эта масса к перекрестку, останавливается, ждёт зелёного сигнала.

При команде на старт всё взрывается рёвом, мотики, байки, мотороллеры и мотоциклы устремляются вперёд. Ты стоишь и попросту не веришь, что пару секунд назад перекрёсток был пуст.

Ханой вьетнамский и московский

На одном мотоцикле может ехать целое семейство: папа, мама, трое детей. В добавок к этому кого-то между ног может торчать что-то крупногабаритное. Если бы подобное я увидел в Москве, то наверняка бы подумал, что это циркачи готовят детей к профессии, но для Азии это норма.

При кажущемся хаосе, водители просчитывают движения друг друга. В первое время мы шарахались вправо и влево, чем создавали аварийную ситуацию. После гид подсказал: «Двигайтесь с определённой скоростью, мотоциклы будут вас объезжать».

Так оно и получилось. Ты идёшь, а вьетнамцы просчитывают направление твоего движения. В любом случае, переходить дорогу нужно в отведённых местах. Повторять никому не советую, даже ради эксперимента.

Ханой вьетнамский и московский

Население Ханоя 3,5 млн. человек. Теснота чувствуется, и не пустует ни один метр пространства. В качестве положительного момента — отсутствие нищих и попрошаек.

В центральной части каждая улица имеет чёткое предназначение: где-то обувь продают, где-то одежду, где-то сплошные едальни.

Ханой вьетнамский и московский

Если китайский ширпотреб во всех странах однотипен, то азиатская кухня разнообразна!

Более всего вьетнамцы любят рис и лапшу и уминают её в кафешках за три щеки.

Ханой вьетнамский и московский

Многие дома не готовят, предпочитая питаться в уличных кафешках.

Вьетнамцы, как и их соседи китайцы, едят всё.

Близость моря сказывается.

У торговок можно купить не только готовую еду, но и свежую рыбу и морепродукты.

Ханой вьетнамский и московский

Сушёных креветок и мальков я уплетал с удовольствием, а вот улиток попробовать на тот момент не решился.

Если наша страна отказалась от социализма, то Вьетнам нет. Как и у нас когда-то во Вьетнаме есть пионеры и пионерские дружины.

Ханой вьетнамский и московский

Вьетнамцы гордятся победой над США, к которой они пришли под управлением Коммунистической партии Вьетнама.

Её создателем был Хо Ши Мин. Он же стал первым президентом ДРВ/Северного Вьетнама.

Ханой вьетнамский и московский

Дедушка Хо скончался 2 сентября 1969 года на 80-м году жизни. В завещании просил, кремировать, поместить прах в три керамические урны и захоронить в каждой части страны — на севере, юге и в центре, где родился.

Завещание оказалось невыполненным. Хо Ши Мина забальзамировали советские специалисты. После выхода США из войны, началось строительство мавзолея. Усыпальница открылась в конце августа 1975 г. на площади Бадинь, где 2 сентября 1945 г. Хо Ши Мин провозгласил независимость ДРВ.

Вход бесплатный и очередь выстраивается длинная. Дедушка Хо, подобно Ленину, лежит в стеклянном саркофаге. Спускаешься вниз и обходишь его с трёх сторон.

Какого-либо трепета среди вьетнамцев я не заметил. Скорее, наоборот, народ шумит, а почётный караул и охранники людей одёргивают, призывая к порядку.

Ханой вьетнамский и московский

По соседству с мавзолеем Музей Хо Ше Мина, где рассказывается о его жизни и борьбе за светлое будущее.

Основной контингент посетителей — пионеры.

Ханой вьетнамский и московский

Историческим символом Ханоя часто называют Пагоду на одном столбе (Моткот). Её построили в 1049 году и расположена она перед выходом с мемориального комплекса Хо Ши Мина.

Крошечная пагода на одной каменной колонне высотой в 4 метра возведена посреди квадратного водоёма. Попасть внутрь можно по специальному мостику. Однако, чтобы сохранить историческое наследие, внутрь не пускают.

В 1954 г., перед уходом из Вьетнама, французы разрушили этот уникальный памятник, но уже на следующий год пагода была восстановлена.

Ханой вьетнамский и московский

Следующим местом, куда доставил нас гид, оказался Храм литературы. Его построил в 1070 году император Ли Нхань Тонг в качестве знака уважения к Конфуцию и его ученью. На основе храма был образован первый Национальный университет.

Место представляет собой парковую зону. Чтобы увидеть основные достопримечательности, нужно пройти трое ворот.

Ханой вьетнамский и московский

Перед посетителем предстаёт искусственное озеро. Народ обходит его по часовой стрелке.

Справа и слева павильоны, где на спинах каменных черепах возвышаются плиты с именами людей, внёсших вклад в национальную литературу и образование.

Ханой вьетнамский и московский

Есть здесь и храм посвящённый Конфуцию.

Статую философа по бокам охраняют стражники. Если не знать, никогда не определишь, что это именно он. В любом случае, храм достопримечательность № 1. Люди сюда приходят и приносят подарки.

Ханой вьетнамский и московский

В большинстве городов центр определим по архитектуре зданий, зато в Ханое этого нет. После французской реконструкции центром стал район возле озера Возвращённого меча.

Его история связана с легендой. В XV веке рыбак Ли Лой встал во главе народного ополчения против монгольских захватчиков. Однажды, проплывая по озеру, он увидел огромную черепаху, на спине которой лежал меч. Оружие помогло Ли Лою победить монголов.

Ли Лой провозгласил себя императором. Когда он ещё раз проплывал по озеру, вновь вынырнула черепаха и подплыла к лодке. Она забрала у правителя меч и скрылась под водой. Мудрецы растолковали, что это воля богов. С тех пор озеро получило название Хоан-Еием (Возвращённого меча).

Черепаха на Востоке символ мудрости и долговечности, и не случайно что именно она принесла меч императору. На водоёме есть островок, где построена Башня черепахи.

Ханой вьетнамский и московский

Попасть туда можно по живописному мостику.

Как я уже писал, в Ханое нет попрошаек. При этом местный люд необычайно колоритен.

Ханой вьетнамский и московский

Фотографировать людей я люблю.

И мне в Ханое, по большому счёту, не отказывали.

Ханой вьетнамский и московский

На момент нашего визита столица Вьетнама ещё не была столь сильно обжита туристами, но центр выгоду уже понял, и торговки, позируя, просили денежку.

Кульминацией пребывания стало посещение Театра на воде. Хорошо гид предупредил, дабы мы на первый ряд не садились, иначе мокрые будем… В любом случае, ощущения от спектакля сильны до сих пор!

Театр на воде начал формироваться как времяпровождение крестьян во время отдыха при работе на рисовых полях. Позже это стало придворным развлечением и особым театральным жанром. Официальный Театр кукол на воде был создан в 60-ые годы прошлого века.

Заходим в зал, садимся за пару-тройку рядов от сцены. Последняя представляет собой огороженный по краям бассейн. За шторками слышится суета, мягко гасится свет, из воды выныривает кукла-конферансье и объявляет номер.

Ханой вьетнамский и московский

Представление выглядит так, словно куклы действительно ходят по воде. Спектакль озвучивается музыкантами. Играя на национальных инструментах, они органично дополняют действие.

Для каждой сценки звучала своя музыка. Хотя мы и не понимаем вьетнамского, суть действия не требовала пояснений.

Ханой вьетнамский и московский

Плохие, как на сайте Туристер.ру, хотят сделать хорошим гадость. Хорошие с ними дерутся, неизменно побеждая, драконы пышут огнём, вода кипит от накала страстей, и брызги летят на зрителей…

Кукловоды стоят по пояс в воде и управляют подопечными при помощи бамбуковых шестов. В конце спектакля артисты вышли на поклон, и зал, состоящий преимущественно из иностранцев, от всей души благодарил их за спектакль.

Ханой вьетнамский и московский

В Ханое я был 18 лет назад. Казалось бы, времени прошло предостаточно, стоит ли об этом писать?… Увы, да, захотелось продолжить.

Всю свою сознательную жизнь мне интересно наблюдать за поведением людей из других стран, за их реакцией на какие-либо события, за их бытом и культурными особенностями. В этом плане вьетнамцы настоящий кладезь информации.

Моё общение с ними происходило преимущественно на рынках. Неоднократно видел, как маленькие щуплые люди таскали баулы, сравнимые с их собственным весом. Спали там же, прямо на тюках, среди одежды и обуви. Ели доширак, запивали чаем и совершенно не стремились изучать русский.

Загруженные проблемами чужого мегаполиса, улыбались редко, а смеющихся я вообще не видел. Лица всегда напряжены, при этом они в любой они момент могут сорваться, и начать со злобой в резкой форме выговаривать друг другу.

Такими запомнились вьетнамцы, когда был Черкизон.

В последние несколько лет мне неоднократно приходилось бывать в ТЦ Ханой. Он расположен в самом конце Ярославки, возле МКАД. Рядом апарт-отель с одноимённым названием. В торговом центре есть несколько национальных ресторанов и мелких едален.

Очень жалею, что не попал на петушиные бои. Объявление висело, однако драку петухов московские власти в самый последний момент отменили. Бои наверняка проводится, но подпольно, куда не вьетнамцам вход заказан.

В любом случае, москвичи Ханой полюбили и приезжают сюда прогуляться.

Если в обычной жизни вьетнамцы создают общину и с людьми другого мира общаться не стремятся, то здесь так или иначе происходит культурный обмен. Как-то раз я играл в настольный теннис и напрочь продул мелкому пареньку. После понял, что проигрывать буду всем. У вьетнамцев так ловко и здорово получается, что тягаться с ними бесполезно.

Через пару дней познакомился со взрослым мужчиной, очень богатым человеком. Из разговора понял, что Вьетнам стремительно меняется и богатых становится всё больше и больше.

Офис, куда я приезжал, соседствовал с вьетнамскими лавками. Это был уже совсем другой уровень торговли и жизни, нежели черкизонский. Азиаты днём крутились в лавках, а на ночь уходили в гостиницу.

И всё же, вьетнамцы они и есть вьетнамцы, у них всегда что-то не так с документами. Как-то раз в торговый центр нагрянул ОМОН, и начал шерстить по поводу товара и документов. Лавки одномоментно позакрывались, но деваться вьетнамцам было некуда. Ханой оказался оцеплен со всех сторон. Полицейские набили два автобуса и уехали.

Дело было под вечер. Мне подумалось, теперь утром торговые точки не откроются. Каково же было удивление, когда ровно в 9 утра за прилавок встали дети!

Ханой вьетнамский и московский

Полиция их не стала забирать и они подменили родителей. Последних к 11 утра отпустили и они вернулись в лавки.

Во время коронавирусного закрытия границ у вьетнамцев перебоя с поставками не было. Единственное, фрукты слегка подорожали, но не более.

Про фрукты тоже интересно! Неоднократно наблюдал, как девчонки облапошивали русских бычков. Студентки из Вьетнама учились в одном из московских ВУЗов, свободно говорили по-русски, но на работе знания предпочитали не афишировать.

Одев яркие национальные костюмы, красавицы складывали ладошки у груди и с улыбкой приветствовали посетителей. Заходят наши быки, продавщицы расплываются в наигранном радушии. У тех сразу включается: дескать, я в Азию попал, следовательно, крут, хозяин жизни.

Сопровождая действия всевозможными «слышь, а чё, вот ведь обезьяны…», набирают тропических фруктов в корзину. Вьетнамки помогают воссоздать впечатление Азии, всячески подыгрывая. В этом случае быки с деньгами расстаются легче, и уходят, довольные собой и покупками.

Я этот спектакль неоднократно наблюдал. К примеру, мне и жене девчонки спелое манго продавали за 400 р, как соседям, быкам — за 800.

В общем, моё мнение — генетически глупых наций нет по определению. Разные народы поставлены в разные условия существования, и это совсем другое.

Ханой вьетнамский и московский

Что касается Вьетнама, страна бурно развивается, годиков через 30–40 о себе обязательно заявит и обязательно выйдет на другой уровень.