Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был сегодня 15:44
Лучший материал
недели

Соловецкие острова, Кемь — Россия Август 2022

краткое содержание предыдущей серии: небольшой компанией мы отправились в Карелию повидать Кижи, Валаам и Соловки. С Валаамом пролетели из-за шторма, заменили его на мраморный карьер Рускеала, но неудачно — попал под мощный ливень. На третий день поехали в сторону Беломорья, поближе к Соловкам…

БЕЛОМОРЬЕ. КЕМЬ — Рабочеостровск. Вечером добрались до знаменитой станции Кемь, да-да, центра той самой Кемской волости, что клянчил шведский король у ИО Ивана Грозного -домуправа Бунши в знаменитой комедии «Иван Васильевич меняет профессию». К счастью, рядом оказался Милославский, который не позволил убогому ряженому отдать российские земли. По слухам, однажды Ельцин по-пьяни полетел в Японию отдавать Курильские острова. Один из сопровождающих включил именно этот фильм. Знаменитая фраза Милославского: «Да ты что, сукин сын, самозванец, казённые земли разбазариваешь?! Так никаких волостей не напасёшься!», уберегла российские острова от передачи врагу, алкаш-президент одумался. Кадр из фильма

Здесь власть Соловецкая, а не советская

Наша конечная цель — Соловецкие острова, но, одним днем туда не попасть. Весь день ушел на невероятно длинный трансфер. В целом, несмотря на недостаток впечатлений, день можно было бы считать удачным. Если только вычеркнуть ужасный перекус на трассе и мужика из нашей группы, которому нездоровилось, знать бы, чем все кончится… От Кеми надо ехать до берега моря в Рабочеостровск, а этом поселке снимался фильма П.Лунгина — Остров.

А всем туристам здесь надо обязательно ночевать в туркомплексе Причал. Ночью организованных туристов по морю не возят почему-то. Поэтому, отель всегда забит под завязку, ночь в номере 2 600р. Когда прибыли на место, голова кругом шла после 12-часового перегона, а еще и вставать не свет, не заря. А хитрая гидша тут же прессует группу — какие доп. экскурсии будете брать? Решать надо немедленно!

Здесь власть Соловецкая, а не советская

Рано утром завтрак, вчерашний приболевший мужик сразу за наш стол ринулся, мы культурно попросили его отсесть от греха подальше — ковид не кончился. Как же материл москвичей этот наглый боров, его бас гремел на весь зал. Нестерпимо хотелось дать ему в морду, но мы же культурные люди, да и женщины отговорили. А теперь пожалуйте на причал, который производит неоднозначное впечатление. Ощущение, что со времен Соловецких лагерей здесь почти ничего не изменилось. В отлив часть дна бухты оголяется, а там камни и мусор. По берегам покосившиеся и брошенные склады, дух декаданса и угасания витает на каждом шагу…

Здесь власть Соловецкая, а не советская

СОЛОВЕЦКИЙ АРХИПЕЛАГ. Начиная с царских времен, попадание на Соловки не сулило ничего хорошего — в Соловецком монастыре не только предавались молитвам и скорби аскеты-монахи, здесь также располагался царский и церковный острог для особо опасных преступников. Позже в 1922 г. красные устроили в стенах монастыря и вокруг них лагерь СЛОН для врагов народа — прообраз всей системы ГУЛАГ, что кошмарила советский народ многие годы. Попадание в Соловецкий лагерь вселяло ужас, ибо это была почти верная смерть. Есть байка, что конвоиры говорили политзэкам: «Здесь власть не Советская, а Соловецкая».

Зато теперь все наоборот — народ толпами ломится на Соловки за свой счет и по собственной воле. Очередь на судно огромная, билеты раскупают заранее, несмотря на цену — больше 2 тыщ за 40 км водного пути. Основных перевозчиков только два — один т/х «Василий Косяков», а второй — церковная судовая служба, что возит паломников. Еще есть частники на маленьких суденышках, но их мало.

Здесь власть Соловецкая, а не советская

Два часа на воде проходят быстро, понять, что идем по морю, невозможно. Нам сильно не повезло: морского волнения не было абсолютно, казалось, что водная гладь застыла. народищу на борту битком, среди них выделяются два монаха, а может и насельники. Не стоит их путать с насильниками, насельники — очень полезные и трудолюбивые ребята для монастыря))) Над судном постоянно реют чайки, выпрашивая еду, команда ругается, ибо они гадят на палубу, но как же пропустить такую развлекуху!

Здесь власть Соловецкая, а не советская

Порой можно увидеть белух — огромных рыбин из семейства зубатых китов. Нам удалось разглядеть на горизонте их спины только на обратном пути, но очень вдалеке. Старпом всю дорогу поит народ кофием, естественно по «северным ценам», думаю, на кофе и сувенирке команда зарабатывает больше, чем на билетах. Интересное дело — вышли мы с материка из Карелии, а всего через 40 км, прибыв на остров, оказались уже в Архангельском краю.

Здесь власть Соловецкая, а не советская

Кстати, если у тебя достаточно денег, совершенно не обязательно сутками на перекладных добираться до Соловков. Достаточно сесть на самолет в Архангельске и мухой прилететь на остров, рейсы пару раз в неделю, цена ломовая. Зимой, с ноября по март, когда закрыта навигация, самолет единственный транспорт. Кстати, на острове запрещено рожать, получать серьезные травмы и мучаться зубами — помочь тебе не сможет никто. На острове есть фельдшер, но нет никакого оборудования, официально на острове можно только жить и умирать. Ну, хоть умирать разрешили, а могли бы и запретить, вон в городе-Лонгийр на архипелаге Шпицберген умирать категорически запрещено!

Здесь власть Соловецкая, а не советская

СОЛОВКИ. ПЕРВЫЙ ДЕНЬ. Потрясающий силуэт строений монастыря, окруженного мощной стеной, еще с фарватера приковывает к себе взгляд. Находясь на острове, ты всегда будешь любоваться им и удивляться его гигантизму. Это был не только приют монахов, ищущих спасения от мирской суеты и полного покоя, но и мощная крепость, оберегающая самые дальние российские чертоги от врагов.

Здесь власть Соловецкая, а не советская

Первый день всегда суматоха, суета и удивление, когда вертишь головой на 360 градусов, и как губка, впитываешь в себя необычные впечатления. В первые же минуты после высадки на Тамарин причал, видим большой корабль у причала, думали круизник, таки нет — это плавучий отель для приезжих специалистов. Есть байка о тои, что название причалу самолично присвоил прораб, которому не заплатили зарплату, а он в отместку сварил из прутьев имя своей жены, у которой, в день сдачи было день рождения))) На причале масса объявлений о ночлеге, еде и экскурсиях, главный монополист — Паломническая служба. Сразу стал понятен вчерашний мощный наскок нашего гида — она продает все экскурсии с наценкой 50%. Для интереса выложу стенд с экскурсиями

Здесь власть Соловецкая, а не советская

На берегу полуразваленный большой сарай, думаем — заброшка на дрова, опять ошибка, это местный памятник, просто в аварийном состоянии. Дорога выложена горбатыми плитами, она считается хорошей, но ехать по ней ужасно неудобно, трясет.

Группа у нас — сборная солянка: каждый приехал на остров на разное время от 1 до 3х ночей. А была парочка, которая прибыла всего на денек и вечерней лошадью, тьфу — теплоходом, возвращалась на материк, проведя на острове несколько часов. Народ толпится на посадку что в одну, что в другую сторону. На больших судах возят круизников за очень большие деньги, а остальных страждущих на маленьких корабликах: сравните на фото габариты — это две большие разницы…

Здесь власть Соловецкая, а не советская

Мы тут на четыре дня, потому заселялись в отель. Ночлега на острове мало, соответственно, забронить номер очень нелегко, турфирмы раскупают их сильно заранее, как горячие пирожки, а цены на проживание очень кусачие. Ближе к центру, т. е. к монастырю, отель Соловецкая слобода, он попроще и подешевле. Я же решил не экономить и взял Соловки отель, который дороже и дальше, в принципе, я не прогадал.

На вид очень приличный отельчик, его 2х-этажные корпуса, срубленные из мощных сосновых бревен, удачно раскиданы в сосновой роще, в густой чаще даже банька имеется. Территория ухоженная, цветочки, каменные горки, везде деревянные дорожки проложены, шиповник зреет размером со сливу. Как входишь в корпус, сразу чувствуешь сосновый аромат — какая прелесть! Номера не самые большие, но и не маленькие, на двоих вполне, и спится в экологичном доме не в пример лучше, чем в городской квартире.

Здесь власть Соловецкая, а не советская

Одна беда — в пик сезона цена за Sngl около 10 тыщ, т.е почти 200 баксов. При таком ценнике завтрак в отельном ресторане Изба огорчает безмерно — скудный, ограниченный и не вкусный, его не сравнить с разнообразием зарубежных отелей той же ценовой категории. Убогий омлет из порошка или сосиски из туалетной бумаги, да каша. Меж тем, этот ресторан очень хвалят любители вечерних посиделок за его кухню. Действительно, вечером мы ужинали там и все было замечательно, Да — дорого, как и все на этом острове. Но, в отличие от других островных кафе, реально вкусно. Очень наваристая, густая и вкусная уха, рыба под аппетитным маринадом, знаменитая соловецкая селедочка, грибы с картошкой — все пошло на Ура. Одна беда, подруга жены отравилась грибочками так, что неделю не могла восстановить свой желудок (((

Здесь власть Соловецкая, а не советская

Если брать в целом, то отель очень неплох, хотя и далек от врат монастыря, где формируются все экскурсии — минут 20 ходьбы, ноги собьешь, пока дотопаешь по каменистым грунтовкам. Такси тоже можно заказать, но, для туристов проезд 1–2 км по поселку стоит 500рэ — с приезжими здесь не церемонятся. Альтернатива такси — велосипед, прокат в центре острова 170-220рэ/час, однако, дороги очень плохие, далеко не уедешь, сломать велосипед на раз-два. Перед отелем неухоженный пустырь — это неприятно, но, на нем построена очень приличная кофейня с вкусной выпечкой, рекомендую. В километре стоит дизель-электростанция, когда дует ветер, низкий беспокоящий гул от нее доносится и до Соловки отеля.

Если не достался дорогой отель, есть относительно дешевая альтернатива — частный сектор, на причале подходят и предлагают жилье, но лучше заранее найти адреса и списаться с частником.

Сколько я уже поездил по миру, убедился, что как бы далеко не забирался, виды будут очень похожие, правда, с местным колоритом. Соловки не исключение — очень похоже на Подмосковье с березками, только березки все карельские, да пейзажи намного суровее. Полтора месяца перед поездкой в Москве стояла дикая 30-гладусная жара, я так надеялся, что на Северах будут прохладнее. Гис-метео манил холодами на острове 11-13С. Я так радовался и надеялся, а тут теплынь и солнце +23-25С, вот и верь после этого людям. Думал, что совсем зря набрал с собой полчемодана теплой одежды, днем то в джинсовке даже жарко.

Здесь власть Соловецкая, а не советская

Экскурсия по монастырю интересна и содержательна — начиная от легенды о его основании монахами Германом и Саватием, которого позже сменил Зосима. Строгие духом монахи всегда бежали от людской суеты и хотели обрести покой в одиноких молитвах. А эти дикие места во времена Германа вообще считались границей царства людей и страшных чудовищ. Монахи-основатели Соловецкой обители искали не только покоя, но и хотели защитить русский люд от чудовищ, если они появятся…Туристов знакомят с историей монастыря, царского острога, страшных страницах Соловецкого лагеря особого назначения, квартировании военной части и возрождении монашеской жизни.

Здесь власть Соловецкая, а не советская

Внутреннее пространство монастыря, ограниченное мощными стенами, буквально набито культовыми сооружениями. Святые ворота с одноглавой надвратной церковью Благовещения Пресвятой Богородицы и образом Спаса Нерукотворного — парадный вход в монастырь. За ним сплошной фасад строений, над которыми высится Спасо-Преображенский собор — главный храм обители. Слева от него ряд церквей — Германа Соловецкого, Никольская с ризницей, Успения Пресвятой Богородицы с Келарской палатой и Трапезной. Меж них монастырская колокольня, на втором плане собор Троицы Живоначальной с часовней Иринарха, а справа — церковь Филиппа.

Здесь власть Соловецкая, а не советская

Находясь у стен монастыря, ни на минуту не покидает вопрос — как? Как могли п ростые люди без помощи мощной техники построить такое гигантское сооружение? Огромные куски скал лежат не только в основании стен, но и на верхних ярусах. Если верить летописям, то стены строили монахи и трудники при игумене Иакове в 1582 — 1594гг. Из техники — кайло, лом, крепкие руки и лошади. Как можно поднять на высоту 5–8 метров каменюки весом 10-20тн, ума не приложу. Если верить гиду, монахи писали, что сами не понимали, как у них двигались огромные камни. Не иначе сам Бог помогал.

Здесь власть Соловецкая, а не советская

У меня есть другая версия — крепость была построена задолго до прихода монахов еще до Великого потопа. К моменту появления Германа с Саватием, тут оставались развалины, которые монахи без особых трудов надстроили кирпичом. Есть еще одна несуразность — первоначальный Собор Спаса Преображения (по летописям 16в), внутри имеет гигантские арки и высоту, явно несоразмерную росту человека. А «свеженькая» Церковь Николая Чудотворца 19в — она вполне адекватна нашим человеческим размерам.

Еще у меня возникла фантастическая идея, что старый храм был также построен до монахов, которые просто приспособили его под свои нужды. Понятное дело, что моя идейка из области фантастики. Хотя, в истории такое уже было: Великие египетские пирамиды были построены в незапамятные времена загадочной цивилизацией фараонов. Фараоны бесследно исчезли, их сменили арабы — современные египтяне, которые пришли к пирамидам и храмам фараонов и использовали их в своих нуждах.

Здесь власть Соловецкая, а не советская

Монастырь был не только местом уединения, молитв и раздумий монахов. Во времена расцвета, это был очень крепкий и эффективный хозяйственный комплекс: сотни монахов и трутников, не покладая рук, промышляли огородничеством, садоводством, скотоводством солеварением и даже свечным производством, во благо своего монастыря. Причем, хотя монахи и были богомольными, они использовали самые современные достижения — например, прикупили электростанцию у бриттов, и установили ее у стен монастыря. Целая флотилия церковных судов бороздила окрестные воды, перевозя паломников, грузы и товары на материк. Пришлось даже вырыть большой сухой док для ремонта судов, сейчас в нем небольшая марина для моторных лодок.

Здесь власть Соловецкая, а не советская

Безупречный хоз-механизм уничтожили большевики. Красные добрались до этой Тмутаракани лишь через пять лет после Революции, в 1922 г. — раньше руки не доходили…Монахов разогнали, священников частью расстреляли, частью посадили тут же. И начали строить СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения. Изначально его пиарили как место перевоспитания преступников — даже агитку-киноленту сняли. В ней показали счастливых зэков, которых перевоспитывает большевистская идеология, и, даже паровоз, который бегает по острову — как его туда приволокли только?!?

В первые годы зэков размещали в монастырских кельях и постройках, затем начали строить для них бараки. На наш взгляд, барак — это продуваема всеми ветрами халупа из тонких досочек. Здесь же бараки строили из мощных балок, причем, часть бараков стоит до сей поры и в них живут люди! Жаль, что потом лагерь превратился в вертеп садизма и террора.

Здесь власть Соловецкая, а не советская

Первый обед на острове был в кафе Старый карбас (ошибки нет: именно карбас — промысловое судно поморов, а не баркас и не Карабас))). Питание ужасное, впрочем, здесь почти везде так.

Сразу после обеда — прогулка по озерам и каналам на лодке с электро-моторчиком. Сначала на тряской буханке по разбитой дороге тебя вывозят в лес, вытрясая все внутренности. Затем очень прикольное мероприятие — почти в полной тишине скользим по зеркалу озерной глади, окруженной густыми девственными лесами. Порой проходили через узкие и мелководные старинные каналы, местами обрамленными досками, почерневшими от времени и воды. По летописям, каналы вырыты монахами, чтобы обеспечить бесперебойное плавание монастырским лодкам. Вода такая чистая, что ее можно пить. Очень душевная и расслабляющая прогулка с релаксом, но 4 тыщи на двоих всего за час — это перебор.

Здесь власть Соловецкая, а не советская

Лишь к вечеру похолодало, наконец я вытащил куртки, чтобы вечерять с рюмочкой клюквенной карельской настойки в беседке. Спалось замечательно: сосны вокруг, сосновый дух в номере, холод на улице и в комнате, а ты под теплым одеялом! — такая благодать, что еще нужно для сладкого сна?)))