Турист Сергей Федорищев (Serg2569)
Сергей Федорищев
был 14 апреля 15:58

Гамсутль, Гуниб, Махачкала, Дербент — Россия Сентябрь 2022

Это первая часть рассказа, посвященная поездке по республикам северного Кавказа. Тур покупал на одном из всероссийских агрегаторов туров по РФ. С туроператорами и турагенствами они взаимодействуют сами и перед выездом дают контакты принимающей стороны. Тур был восьмидневным и предполагал посещение Дагестана, Чечни, Осетии и Ингушетии. Программа тура очень насыщенная. Заявлено к посещению много объектов (посетили почти все). Была одна замена по независящим от организаторов обстоятельствам. Выбирая такую поездку в составе группы (нас было 18 человек) нужно первое о чем помнить — это о дисциплине группы. Время всех встреч должно соблюдаться неукоснительно!!! Вставать всегда приходится в шесть утра, так как завтрак в семь (иногда половина восьмого) и в путь. Вечером по окончании экскурсии времени свободного немного. Экскурсии заканчивались в 17–19 часов вечера. Часть маршрутов требуют если не идеальной, то хорошей физической формы. В основном конечно это подъемы в горах. Питание вполне приличное. В отелях понятно это отельный завтрак, а вот обеды проходили в процессе экскурсий в самых разных местах. О них я упомяну по ходу рассказа.

Первый день был довольно утомительным. Сбор был в аэропорту Махачкалы где туристов, прилетевших самолетом встречала наш замечательный гид Светлана. Для группы подали автобус -спринтер Мерседес. Внешне вроде бы ничего, но… За время ожидания он просто раскалился на солнце, а на улице было +28. Кресла узкие и тесные. Для трансфера в отель он бы вполне подошел, но вот быть в нем целый день провести в нем удовольствие еще то.

Кавказское турне — начало. Дагестан

Усугубило все плохая вентиляций. На задних сиденьях дышать было нечем. Мы повозмущались и, по итогу, на следующий день автомобиль нам заменили. Правда кроме хорошей вентиляции простором он тоже не отличался. Это можно сказать единственный негатив за все время поездки. Первые три дня мы провели в Дагестане. Проживали в городе Избербаш. Сейчас он становится модным каспийским курортом. От отеля до пляжа метров двести, но это все фактически и есть пляж.

На фото вид на Каспий с балкона нашего номера. Время рассвета.

Это вид на отель со стороны пляжа на закате.

Кавказское турне — начало. Дагестан

Первый день пребывания был посвящен поездке на юг Дагестана в древнейший город Дербент (фотоальбом здесь). Перед посещением Дербента мы заехали на пляж где находятся «останки» экраноплана «Лунь» — детища советского ВПК. Иногда еще его называют каспийским монстром.

Разрабатывался он как ударный ракетоносец. На воду он был спущен в 1986 году. Опытная эксплуатация проводилась в 1990–1991 годах, однако, затем его эксплуатацию признали нецелесообразной и в дальнейшем списали. Предварительно с него конечно же сняли всю электронику и законсервировали в сухом доке г. Каспийска. В 10-е годы корабль готовили к утилизации, но благодаря действиям активистов корабль удалось сохранить. В 2020 году он был транспортирован в строящийся под Дербентом парк «Патриот» (где мы его и увидели). Само открытие парка планируется в 2023 году.

Вторым пунктом посещения в Дербенте стала его легендарная крепость Нарын-кала. её название в переводе означает «Солнечная крепость». Она более тысячи лет защищала Дербент от разных нашествий. В июле 2003 г. крепость Нарын-Кала вошла в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сама крепость относительно небольшая. С экскурсией её можно обойти за 40–50 минут. Обслуживание исключительно местными экскурсоводами, впрочем, как и на всех объектах Всемирного наследия.

Кавказское турне — начало. Дагестан

Это вход в крепость. Главные ворота Кала — капы. Крепость построена в VI веке по приказу персидского правителя Хосрова I Ануширвана. Он принадлежал династии Сасанидов.

На фото ниже стены цитадели.

В крепости хранятся остатки каменных якорей судов, бороздивших в древние времена Каспийское море.

Кавказское турне — начало. Дагестан

Сейчас в крепости разбито множество цветников.

В крепости находились два зиндана. Первый, временный — аналогия наших СИЗО. Откуда заключенного могли выпустить с приговором «невиновен, отпустить». Второй — более страшный. Это была, так сказать, пожизненная тюрьма. Кого бросали в этот зиндан никогда оттуда не выходил. Трупы оттуда также не доставали. Человек умирал либо от голода и жажды, либо от контакта с разлагающимся трупом другого заключенного.

На фото выше — руины ханского дворца.

В крепости сохранилось одно сооружение о назначении которого до сих пор ведутся споры. Предполагают, что это крестообразное водохранилище (в крепости есть и другое — прямоугольное).

Кавказское турне — начало. Дагестан

В крепости сохранились здания ханских бань. Согласно источникам дни посещения делились на мужские, женские и девичьи.

Вода в бани подавалась из существовавшей в крепости системы водоснабжения. Согласно легенде, арабы, осаждавшие крепость, долго не могли её взять. Существовала система бесперебойного снабжения водой и большие запасы пищи. Как обычно падению крепости способствовало предательство местного жителя. Он показал место где в горах находился источник воды. После взятия крепости арабы убили предателя, боясь того, что тот поступит с ними таким же образом.

Остались в крепости и захоронения. По каменным саркофагам можно узнать кому они принадлежали, а также частично о жизни этого человека.

Кавказское турне — начало. Дагестан

Саркофаги женщин украшались чаще всего цветочными орнаментами. Мужские — орнаментами с надписями арабской вязью. Детские не украшались ничем, были гладкими. По богатству рисунка судили о прошлой жизни человека.

В крепости для въезда существовали другие ворота — Даг — Капы (западные).

Снаружи, говорят, они незаметны. Раньше они служили для тайной доставки припасов в крепость.

К стене крепости со стороны большого зиндана был пристроен выступ. На нем несли службу стражи, охранявшие крепость. При необходимости на нем можно было развести тревожный костер. С него часто читались ханские указы. Народ собирался внизу и внимал глашатаям указов.

Кавказское турне — начало. Дагестан

В крепости сейчас есть кафе, а в помещении бывшей офицерской гауптвахты есть сувенирная лавка. Там же можно сделать фото в доспехах или национальном костюме.

После крепости мы совершили прогулку по магалам (районам) старого Дербента. Началась прогулка у подножия крепости у пристроенного выступа о котором я упоминал. От него мы проследовали вниз в город и первую остановку сделали у старинной мечети 8 века. Её минарет представляет просто цилиндрический столб без каких-либо башен и украшений.

Узкие улочки старого города очень самобытны. Люди, сидящие у домов приветствуют всех, если у них магазинчик, то обязательно предложат что-нибудь купить. Закончили прогулку по магалам мы у Джума-мечети. Но войти в неё из-за времени намаза не смогли.

В нашу гостиницу в Избербаше мы приехали уже поздно, только и успели что немного поужинать. Надо было ложиться спать, так как следующий день обещал быть тяжелым.

Утром, как я и говорил подъем в шесть, к семи успеть на завтрак и в 7. 40 нас ждала поездка в горный Дагестан (фотоальбом здесь) к знаменитым аулам Гуниб, Гамсутль и Чох. Первоначальной целью стал покинутый людьми аул Гамсутль. Его стали называть аулом — призраком или дагестанским Мачу-Пикчу. По дороге в Гамсутль, которая шла через живописные ущелья, проехали мимо Гунибской ГЭС и её водохранилища. ГЭС построена на реке Каракойсу. На фото вдали плотина ГЭС.

Кавказское турне — начало. Дагестан

Попасть в Гамсутль не так просто. Нужно иметь неплохую физическую подготовку. Сам аул находится на вершине горы. В разных источниках идут расхождения о высоте расположения: от 1400 до 1750 метров над уровнем моря. Гид нам говорила о высоте 1700 м. Обычно туристов подвозят к подножию горы. Оттуда можно подняться еще где-то метров 500 вверх на «буханках». Дальше — пешком. Вначале идет подъем в гору с резким набором высоты. Это примерно метров 200. Хот там и есть дорога, но все равно это самая тяжелая часть маршрута. Трое из нашей группы с дистанции сошли, сказав что они не самоубийцы. Остальные двинулись в путь. От этого указателя

идет долгий, но довольно пологий подъем к аулу. Дорога ведет вдоль ущелья. Идти здесь гораздо легче, но все равно периодический отдых не повредит. Обязательно взять с собой воду! Все усилия в итоге были вознаграждены и в какой-то момент из-за деревьев показался легендарный аул.

Кавказское турне — начало. Дагестан

Люди покинули его совсем недавно. Последний житель его — Абдулжалил Абдулжалилов ушел из жизни в 2015 году. Сохранились развалины его дома и на нем памятная доска. Вообще. аул похож на декорации к какому-то фильму. А ведь недавно еще здесь кипела жизнь. Были магазины, почта, клуб. Постепенно люди покидали поселение и думаю что сейчас желающих туда вернуться не найдется.

Виды с высоты аула потрясающие! Обратный спуск по крутому склону был ничуть не легче. Особенно осторожным надо быть на каменистых осыпях.

Фото дает представление о наиболее крутом участке подъема (и спуска). Я делаю фотографию примерно посередине этого крутого пути. Машины ждали нас внизу у домиков.

Рядом, на противоположной стороне ущелья расположился высокогорный аул Чох (входит в Чохскую коммуну). Этот аул родина выдающихся дагестанских ученых и военной аристократии. Дома в нем с разноцветными крышами пристроены друг к другу, а одной из стен им служит гора. На террасированных склонах раньше возделывали сельскохозяйственные культуры.

Кавказское турне — начало. Дагестан

Дальнейший путь лежал в знаменитый горный аул Гуниб.

Вот я снова стою
На знакомой кремнистой вершине.
Здравствуй, славный Гуниб,
Дагестана живая краса!
Подо мною аул,
Где всегда на зелёной равнине,
Словно солнечный свет,
Мне цветы обжигают глаза.
Я дышу высотой.
Облака мне ложатся на плечи.
Слышу вздохи Койсу —
Ледяной своенравной реки.
И, как верных друзей,
Тополя обнимаю при встрече
И приветствую горы
Торжественным взмахом руки.

Так писал об этом замечательном месте знаменитый дагестанский поэт Расул Гамзатов. Здесь Гуниб — живая история, связанная с именами имама Шамиля, императора Александра II, художника Айвазовского. Именно здесь он написал свою картину не имеющую отношение к маринистике. Вот её фото из интернета, которое на любезно сбросила наш гид.

Кавказское турне — начало. Дагестан

Название её «Вид Гуниба с восточной стороны». Сейчас она в коллекции Государственного Русского музея. В Гунибе много достопримечательностей. Из современных это конечно Памятник «Белые журавли» — мемориальный комплекс памяти павших защитников Родины. Установлен в Парке Победы имени Расула Гамзатова в Гунибе в 1986 г. Памятник создан по мотивам песни «Журавли» поэта Расула Гамзатова и композитора Яна Френкеля. Дорога к памятнику — горный серпантин. Позади памятника есть смотровая площадка откуда открывается потрясающий вид.

Из исторических достопримечательностей хочется отметить Гунибскую крепость, ворота Барятинского, ротонду (беседку) Шамиля и Царскую поляну. Именно в Гунибе фактически закончилась Кавказская война. В фотоальбоме «Горный Дагестан» (он здесь) когда я указал это факт мне прислали комментарий, что война закончилась в 1864 и далеко от Гуниба. Действительно, отдельные локальные стычки с горскими племенами продолжались до 1864 года. После они прекратились, но все-таки фактическим окончанием это войны считается падение Гуниба — последнего оплота имама Шамиля. Ниже на фото беседка Шамиля (она восстановлена). В 1995 году её взорвали неизвестные и после восстановления на вершине нет двухглавого орла и памятной доски.

Кавказское турне — начало. Дагестан

Вот здесь князь Барятинский ждал имама Шамиля с капитуляцией. Шамиль получил полные гарантии безопасности себе и своей семье. А царь на царской поляне устроил пир по случаю окончания этой тяжелой войны. Шамилю не только сохранили жизнь, но предоставили дом в Калуге для проживания со всем семейством, во дворе дома построили мечеть, выделили 15 тысяч рублей годового содержания; сын его воспитывался в Пажеском корпусе. Такое великодушие было для него непостижимым. Он стал беспредельно благодарен царю и сменил былое чувство ненависти. В письме царю он говорил «Я завещал им (кавказским народам) питать вечную благодарность к Тебе, Государь, за все благодеяния, которыми Ты постоянно меня осыпаешь. Я завещал им быть верноподданными Царям России и полезными слугами новому нашему отечеству».Рядом с беседкой Шамиля на стенде рассказано о всех вехах и участниках Кавказской войны.

Третий день пребывания в Дагестане (фотоальбом здесь) мы посвятили знакомству с природными достопримечательностями республики. Это Сулакский каньон и бархан Сарыкум. Грандиозный Сулакский каньон максимальной глубиной 1920 метров. Он протянулся по территории Дагестана на 53 километра. В поселке Дубки рядом с каньоном оборудованы безопасные площадки откуда можно наслаждаться красотой каньона. Правда в момент нашего пребывания была небольшая дымка и краски получились не очень сочными.

Кавказское турне — начало. Дагестан

Изначально в программе предусматривалась прогулка на катере по каньону, но совсем недавно это запретили. Прогулку по каньону заменили на прогулку по водохранилищу на скоростных катерах. Ниже на фото на катере наша группа.

По причине повышенных мер безопасности нас не пустили на Чиркейскую ГЭС. Там говорят тоже хорошие смотровые площадки с видом на каньон и водохранилище. После созерцания каньона нас ждал обед в рыбном хозяйстве «Янтарное». Надо сказать что разведение рыбы, в частности форели, в последнее время в республике развивается все шире. Этому способствует и приток туристов. По словам местных жителей в последние два года к ним пошел просто поток туристов, хотя инфраструктура развита пока недостаточно. Но как говорится есть над чем работать и многое делается. Ремонтируются дороги, строятся отели. В «Янтарном» построен целый ресторанный комплекс рассчитанный как на ткристов-одиночек, так и организованные группы.

В одном из таких павильонов мы и обедали. Конечно на обед подали форель, традиционные чуду (лепешки с начинкой) и чай. Чай с чабрецом -вещь замечательная. В Дагестане любят пить чай из специальных стаканов, которые называются «армуды». Очень популярны чайники пирамидальной формы с длинным носиком. Выше на фото девушка показывает ритуал разливания «чая с кислородом». Территория ресторанного комплекса довольно большая. На ней есть небольшой зоопарк, много цветников и розарий. Вход оформлен в традиционном дагестанском стиле.

Кавказское турне — начало. Дагестан

После обеда нас ждал бархан Сарыкум. Это удивительное образование — самая большая песчаная дюна в Европе. На данный момент самой приемлемой гипотезой его образования считается ветровая эрозия песчаниковых гор, расположенных поблизости. Постоянные ветры, сдувая песок с гор, и сформировали эту дюну. Внешне это как уголок среднеазиатских пустнынь чудом перенесенный сюда. При том что это песок на бархане довольно богатая флора и фауна (для пустыни). Бархан способен накапливать воду и, это дает возможность существованию около 280 видов растений. Также там обитает порядка 1000 видов животных: основные из них это тушканчики, кошачьи змеи, гюрза, ящерицы круглоголовки, грифы, беркуты, пустельга, филины. Огромное количество членистоногих среди которых священный скарабей и скорпионы. Бархан имеет примерно три километра в длину и 220–260 в высоту. Ходить желательно только по специальным деревянным настилам. Как я уже сказал здесь водятся опасные змеи и встреча со скорпионом приятных ощущений не доставит.

Бархан является памятником природы и входит в состав Дагестанского заповедника. Рядом с проходной на бархан, как водится, минигородок из сувенирных лавок и кафе. Там же находится приют для попавших в беду животных и птиц. Мы увидели там филинов, двух орлов, грифа.

На следующий день мы прощались с Дагестаном. С утра заехали на смотровую площадку чтобы полюбоваться видом на Махачкалу. Город довольно большой, вытянут вдоль побережья Каспия.

Кавказское турне — начало. Дагестан

На юге Махачкала сливается с городом Каспийск. Город довольно молодой. Ему нет и 200 лет. В столице Дагестана мы провели совсем немного времени. После смотровой площадки посетили Центральную Джума-мечеть города. Мечеть очень красивая. За образец при её постройке была взята Голубая мечеть Стамбула. Строительство её стало возможным благодаря финансированию одной богатой турецкой семьи. Открытие мечети состоялось в 1997 году. Она может вмещать до 17 000 человек. Высота минаретов 42 метра. В мечеть можной зайти, конечно предварительно снять обувь. Мужчины заходят через главный вход, а женщины через боковой и сразу проходят на второй этаж. При необходимости женщинам выдадут накидку. Молятся женщины также на балконе (втором этаже). При посещении мечети, кроме соответствующего внешнего вида, нельзя мешать молящимся и фотографировать их. Само убранство мечети фотографировать можно. Нельзя посещать мечеть во время намаза. Нельзя ради любопытства трогать Коран (он лежит на стеллажах). Пол мечети покрыт великолепным зеленым ковром, переборки между колоннами украшены надписями на арабском языке (аяты) и мозаикой.

В целом хочется сказать что туристический потенциал Дагестана огромен. Думаю что инфраструктуру они подтянут, тем более что туристы поехали туда и повезли деньги. При посещении Дагестана надо помнить что это все-таки мусульманский регион. Первое что не нужно это позволять себе диких вольностей в одежде (глубокие декольте, майки, очень которткие юбки, шорты). Кое-где висят предупреждения об этом, плюс об этом пишут в памятке при покупке тура. Могут конечно и просто осуждающе посмотреть, а могут сделать замечание, поэтому не нужно испытывать судьбу. Алкоголь купить можно, правда далеко не в любом магазине, и в ресторанах его подают. Кстати дагестанское вино оказалось весьма неплохим (у нас в регионе я его в продаже не видел). В Дагестане говорят об интересном историческом факте. Когда его посетил Петр — I и попробоваль местное вино, то оно ему очень понравилось. Он приказал высаживать больше винограда и производить больше вина. На возражения местных о том, что они мусульмане и вино им употреблять запрещено государь заявил: «Производите, а пить вам совсем не обязательно». Что умилило, так это какой-то культ кошек! Они везде! В кафе, где мы завтракали постоянно ходили три кошечки и выпрашивали еду. Их тут все прикармливают и они особо не бедствуют. Причем животные очень чистые, ухоженные, хотя вроде и ничейные.

В Дагестане проживает более 60 народностей из них 33 коренные (оценки разнятся по разным источникам). Дагестанцы — это собирательное название коренных народов, проживающих на этой территории. Они принадлежат к различным языковым семьям. На слово дагестанец может и не обидятся, но укажут народ к которому человек принадлежит (аварец, лезгин, табасаран, кумык и др.). Если видишь группу местных жителей, разговаривающих между собой по русски, то это означает что они относятся к разным народностям, не понимающим языки друг друга. Это яркое проявление роли русского языка — как языка межнационального общения. Вообще народ здесь очень доброжелательный, вежливый и гостеприимный.

При написании рассказа я использовал материал, рассказанный нам нашим замечательным гидом — Светланой. Кое-что за ней даже записывал, чтобы потом изложить здесь. Конечно поток информации был несравненно больше. Некоторые исторические факты на всякий случай сверял с научными источниками. Продолжение о других республиках, посещенных во время тура будет в следующем рассказе.