Турист Светлана Аубекерова (swetlyachok)
Светлана Аубекерова — была вчера 22:04
Просто задекларирую свое желание для Вселенной: Хочу в Мексику!

Возвращение на Тверскую землю — экскурсия на вагоностроительный завод, район Пролетарка с крыши и Пожарские котлеты

Тверь — Россия Сентябрь 2022

Вся эта поездка состоялась неожиданно для меня. В прошлом году меня пригласили в сообщество «Tutu-авторы» и я писала посты о своих поездках для группы Tutu.ru в социальной сети «ВКонтакте». Администраторы группы вели рейтинг всех постов по лайкм и комментариям и, подведя в конце года итоги, определили 5-х победителей. В качестве одного из призов значилась поездка на Тверской вагоностроительный завод.

Потом экскурсия на ТВЗ постоянно откладывалась ввиду событий в России, потом я уехала в Марокко на 2 месяца и думала, что уже не получу свой приз, но осенью наконец согласовали поездку в Тверь с заводом, и я оказалась в России, так что награда нашла героя)). Чему я очень была рада. Правда, трое других победителей не смогли поехать, в итоге на завод поехала мини-группа из 3 человек: я, еще один победитель-путешественник из Нижнего Новогорода Олег и администратор группы Tutu.ru и также путешественник-профессионал Сергей. Билеты из СПб в Тверь и обратно на поезд оплатили организаторы конкурса, а по Твери мы перемещались на машине Сергея.

Пока я ждала ребят из Москвы, едущих на машине, успела немного прогуляться по Твери, где я была лет 8 назад одним днем. Повезло с погодой. Несмотря на дождивый прогноз, весь день было сухо и после обеда даже солнечно.

Прогулялась до набережной Волги, которая в Твери совсем неширокая, и до городского сада.

Но перед этим вкусно и плотно позавтракала в кафе «Фреш-буфет» на Трехсвятской улице. Там большой выбор блюд и симпатичный интерьер.

Проходя мимо хлебозавода в Твери, можно не только истечь слюной от аромата свежеиспченного хлеба, но и посмотреть на забавное творчество на тему производства хлеба:

Экскурсия на ТВЗ

Наконец ребята приехали и к условленному времени мы прибыли на проходную завода. Это огромное предприятие, на котором трудится 75 тысяч человек только в Твери. А в целом, учитывая производство в Торжке, все 15 тысяч. Конечно же, есть свой пресс-отдел, представитель которого Артем и встретил нас, чтобы провести экскурсию.

Началось все с исторических ворот, которые стоят на этом месте с основания завода в 1898 году, правда уже отреставрированные:

Затем провели около часа в музее при заводе, где прослушали краткий рассказ об истории предприятия. Она началась 25 августа 1898 года, то.есть в следующем году ТВЗ будет отмечать 125-летие. Было интересно узнать, с чего все началось, какую продукцию и как выпускали в начале века, а какой ассортимент есть уже сейчас. К слову, сейчас ТВЗ выпускает 54 разных модели вагонов в количестве 1200 штук в год. То есть в день выпускается в среднем 4 вагона. Естественно, производство поточное, а создание одного вагона занимает около 2 месяцев.

Из запомнившихся фактов: в годы ВОВ завод перестроил оборудование на производство минометных бомб, фугасных мин и артиллерийских снярядов;

первые двухэтажные вагоны завод начал производить в 1905 году, тогда они предназначались для переселения крестьян в Сибирь и на Дальний Восток,

в 1970 году был создан экспериментальный вагон на турбореактивной тяге (с двигателями от самолета ЯК-40), который развил скорость 250 км/ч во время испытаний. По расчетам, он мог двигаться и со скоростью 350 км/ч, но тогда бы не выдержали пути.

Еще несколько фото из музея:

Ну, а потом нас повели в цеха. Конечно же, мы посетили не все из них, а только некоторые, иначе мы бы там провели целый день как минимум. А надо сказать, что и за 3 часа ходьбы ноги порядком подустали. Нам выдали каски и оранжевые жилеты с надписью "Пресса". Кое-где несмотря даже на надпись на спине, нельзя было фотографировать)).

Удивительное дело, конечно, если подумать — в цех поступает лист металла, а на выходе получается настоящий вагон!

Есть на предприятии и свой центр управления производством, где люди следят по компьютерам за каждым этапом создания продукции.

География поставок тверских вагонов значительная. Помимо стран нашего континента, с недавних пор вагоны производства ТВЗ можно встретить даже в Египте.

Раскрашены египетские вагоны в цвета национального флага. Т. к. в африканской стране ширина колеи другая, поставляются вагоны туда без колес.

Интересно было войти в практически готовый «свежеиспеченный» 2-этажный вагон, где внутри еще стоял запах производства, так скажем. Я уже ездила на некоторых новых моделях плацкартных и купейных вагонов, но меня смогли удивить самыми-самыми последними моделями. И если душевые, пеленальные столики и покупейное кондиционирование можно было видеть и в других моделях, то планшеты в коридорах, по которым можно сделать заказ еды из ресторана в купе, беспроводные зарядки для смартфонов в столе, личные мини-сейфы для денег и документов я видела впервые.

А еще первое купе в вагоне — это детское купе, где сидения выполнены в ярких цветах, а обратные стороны спальных полок с катинками.

В конце экскурсии нас напоили кофе и чаем, угостили пирожками из рабочей столовой и подарили подарки.

Блокнот и брелок, конечно, пригодятся в хозяйстве, но главным презентом стала книга об истории завода с глянцевыми страницами. Она была огромной и тяжелой (дома взвесила — 5,3 кг!) Я ее с интересом прочитала, вернувшись в Петербург, но домой в Курск к другим своим книгам не повезла, т. к. и правда очень тяжелая и объемная, а перечитывать ее вряд ли стану. Поэтому оставила в хостеле, где жила. Надеюсь, там ее кто-то будет листать.

Двор Пролетарки

Двор Пролетарки это не один какой-то двор, как можно подумать, а название улицы в одном из районов Твери. Причем если в начале 20 века эти дома были новыми, красивыми и удобными, то сейчас этот квартал можно назвать тверским гетто, потому что здесь живут в основном небогатые люди (судя по тому, что даже пластиковые окна стоят менее, чем в половине всех оконных проемов, а остальные так и остались, словно с момента основания домов, в деревянными облезлыми рамами).

Все дома этого микрорайона начали строить в 1856 году для работников текстильной фабрики династии Морозовых. Поэтому район еще назвают Морозовскими казармами. Из всех строений выделяется самый большой дом, который на карте обозначен как Казарма «Париж». Он был построен в 1910–1913 годах и стал первым 5-этажным строением Твери.

Чуть с высоты можно увидеть «Париж», поднявшись на мост над ж/д путями поблизости.

Не облагорожены не только здания на Пролетарке, но и дороги вокруг. Вот обойти кругом Казарму «Париж» нам не удалось из-за «моря» на одном из углов дома.

Но настоящей удачей стало то, что благодаря разговорчивости Сергея, попросившего женщину на скамейке перед домом открыть нам дверь в подъезд, мы не только увидели его (я бы назвала его парадной по аналогии с петербуржскими), но и попали на крышу.

Просто поднялись на верхний этаж и увидели дверь на чердак. По привычке всех любопытных людей попробовали, открыта ли она. И да, на наше удивление дверь была не заперта и мы выбрались на крышу, откуда смогли наблюдать прекрасные виды на закате.

Побродили и вокруг других зданий района. Некоторые отреставрированы и заняты какими-то фирмами, некоторые стоят полностью заброшенные, некоторые жилые.

После культурной программы мы отправились утолять физический голод. Конечно же, Пожарскими котлетами. В кафе «Манилов» было малолюдно и мы спокойно заняли столик и сделали заказ. Котлета стоит 300 руб, подается с квашеной капустой. Ну и на гарнир взяла пюре, все по классике.

Вкусно. Вы, наверняка, тоже подтвердите, если бывали в Твери и едали эти сочные котлеты с маслом внутри и в сухариках снаружи. Интерьер кафе симпатичный. Заглядывайте, если будете в тех краях.

После ужина мы снова разделились с ребятами, Олег уехал раньше на поезде прямо в Нижний, Сергей также поехал на машине в Москву, а я до своего ночного поезда еще немного погуляла по вечернем городу, посидела в кофейне и вернулась на вокзал. Благо там приятно находиться в зале с большими окнами, похожем на оранжерею.

Это был насыщенный и интересный день, и спасибо за него могу и хочу сказать компании Tutu.ru, с которыми я дружу уже около 5–6 лет, еще со времен моей жизни в Москве.