Турист Максим Ершов (Maximus67)
Максим Ершов — был сегодня 11:05
Моя повесть "Наскальные рисунки" финалист Национальной литературной премии "Писатель года" 2023

Темников — Россия Июль 2021

Для небольшого мордовского городка Темников адмирал Ушаков фигура культовая в тройной, а может и в десятикратной величине. В одном из скверов есть замечательный памятник Фёдору Фёдоровичу Ушакову.

(Открыт в декабре 2019 года. Автор двухметрового адмирала на постаменте — заслуженный художник России, скульптор Юрий Злотя)

На момент моего визита Темников украшало несколько растяжек с упоминанием легендарного флотоводца.

Адмирал и монастырь

Его именем назван Краеведческий музей, расположенный историческом особняке в 1809 года постройки. Возле входа бюст Ушакова.

Во время Отечественной войны 1812 г. в здании функционировал госпиталь, содержавшийся на средства адмирала и священника Иванова. О жизни священника мало что известно, а Ф. Ф. Ушакова не просто чтут и помнят — в Темникове его боготворят!

Адмирал и монастырь

Логичен вопрос: Ушаков вошёл в историю как флотоводец, командовал Черноморским флотом, русско-турецкой эскадрой в Средиземном море, Балтийским гребным флотом — причём тут равноудалённый от морей и океанов Темников?

С биографией адмирала я был знаком, но именно в Темникове всё удалось разложить по полочкам. Надеюсь, подобное сможет сказать и читатель по прочтении статьи.

Планируя турне, я с удивлением узнал, что в Темникове нет гостиниц. Дабы переночевать, необходимо идти в Санаксарский монастырь. Он расположен на левом берегу Мокши, в 4 км. от города. Общественный транспорт туда не ходит. Добраться можно пешком, либо на такси.

Изучая маршрут, мне невольно захотелось пройтись пешком. Мостик через Мокшу оказался на редкость живописным.

По синему небу плыли в неизвестность разорванные облака. Искупавшаяся в солнечных лучах равнина колыхались травами, наполняя пространство неповторимым духом Русского поля.

До монастыря я добрался на машине, но возвращался именно этой тропой, невольно представляя, как более двухсот лет назад темниковцы несли в обитель упокоившегося адмирала.

Природа здесь просто потрясающая, и я невольно забегаю вперёд…

Адмирал и монастырь

Ближайшая ж/д станция от Темникова в 100 км. Добраться до города можно на машине, либо автобусом. Выехав в 8 вечера со Щёлковского автовокзала, к месту назначения прибыли в 5 утра.

День уверенно вступал в права, но город ещё спал.

Адмирал и монастырь

Музей открывался в 10 ч. Дабы скоротать время, я начал гулять, исходив Темников за полтора часа вдоль и поперёк.

После отправился к реке, где судьба, решив подфартить, подарила интересную встречу.

Адмирал и монастырь

Мой новый знакомый оказался художником, его картины представлены в Краеведческом музее города. Анатолий родился в Темникове, интересуется историей, и потому много знает про родной город. В общем, приезжая куда-либо, о таком таксисте можно только мечтать…

Благодаря Анатолию, я посетил интересные места, о чём в последующем постараюсь написать. Здесь же, дабы не уходить от темы, переместимся во второй зал Краеведческого музея. Он посвящён легендарному адмиралу и морской тематике.

Адмирал и монастырь

Биография Ф. Ф. Ушакова и его заслуги многократно описаны, и тем не менее повторюсь:

Фёдор Фёдорович Ушаков родился 24.02.1745 г. в селе Бурнаково Ярославской губернии, в небогатой дворянской семье.

Отец — Фёдор Игнатьевич Ушаков (1710–1781), сержант лейб-гвардии Преображенского полка в отставке, мать — Прасковья Никитична (1713–1770).

Окончил Морской кадетский корпус (1761–1766) четвёртым в выпуске. Произведён 1 мая 1766 года из капралов в мичманы, служил на Балтийском флоте.

В Русско-турецкую войну (1768–1774) находился в подчинении вице-адмирала Сенявина. Следующую, седьмую по счёту Русско-турецкую войну (1787–1791), Ушаков начал в качестве командира линейного корабля «Святой Павел» — авангарда Севастопольской эскадры.

На первых порах морская стихия была против Ушакова, но он проявил себя опытным моряком. В июле 1788 г., после удачного сражения при Фидонисии, Ушакова назначают командовать Севастопольской эскадрой.

К 1790 г. Ушаков командующий Черноморским флотом. Благодаря его знаниям и решительности Русский флот победил превосходящих по количеству кораблей и огневой мощи турок в Керченском сражении (8.07.1790), у мыса Тендра (28.08.1790), при Калиакрии (31.08.1791).

По окончании войны Ушаков занимается благоустройством Севастополя. В ноябре 1792 года Екатерина II вызывает его в Петербург. Весной 1793 г. Ушаков возвращается в Севастополь, где 2 сентября 1793 получает звание вице-адмирала.

Адмирал и монастырь

С 1794 года по август 1798 года, в связи с революционными событиями во Франции, эскадры Черноморского флота под командованием Ушакова ежегодно выходили в море в крейсерское плавание с целью прикрытия берегов России от нападений французского флота в случае его появления в Чёрном море.

К этому моменту стратегия России меняется. Наполеон затевает большой поход в Азию, высаживается в Египте, захватывает Мальту, которую Павел I планирует сделать Мальтийской губернией в составе России.

Указом царя Ф. Ф. Ушаков назначается командующим Российской эскадрой в Средиземном море. В задачу ставится — овладение Ионическими островами, блокада французских войск в Египте, нарушение коммуникаций и содействие английской эскадре контр-адмирала Г. Нельсона во взятии о. Мальта антифранцузской коалицией.

Во время Средиземноморского похода 1798–1800 годов вице-адмирал проявил себя как крупный флотоводец, искусный политик, государственный деятель при создании греческой Республики Семи Островов под протекторатом России и Турции.

Показал образцы организации взаимодействия армии и флота при овладении Ионическими островами и особенно островом Корфу (Керкира), при освобождении от французов Италии, во время блокады Анконы и Генуи, при овладении Неаполем и Римом.

Адмирал и монастырь

Единственное, Ушаков находился в подчинении у Нельсона, который руководствовался британскими интересами. Взять Мальту штурмом Ушакову не дали. Англичане, после ухода Российской эскадры, установили над островом протекторат.

Взятие Корфу принесло мировую славу! В 1799 году за выдающиеся победы Ушаков произведён в адмиралы.

По прошествии времени его отзывают в столицу. Ушаков командует Балтийским гребным флотом, занимает должность начальника флотских команд в Санкт-Петербурге.

Адмирал и монастырь

После смерти Павла I внешняя политика России в очередной раз меняется. Александр I, понимая, что сражение с Наполеоном будет сухопутным, в развитии флота первоочередной задачи не видит. В 1807 году прославленного адмирала отправляют в отставку «с мундиром и пенсией».

В 1810 году Фёдор Фёдорович приобретает 118 крепостных крестьян и имение в деревне Алексеевка Темниковского уезда Тамбовской губернии, близ Санаксарского монастыря. Фёдор Фёдорович был человеком глубоко верующим. Его темниковский период жизни прочным образом связан с Санаксарским монастырём.

Адмирал и монастырь

Во время Войны 1812 г. жители Тамбовской губернии просят Ф. Ф. Ушакова, возглавить ополчение. Он отказывается, сославшись на плохое здоровье.

Флотоводец умер 2 октября 1817 в Алексеевке и был похоронен в Санаксарском монастыре. Адмиральская могила в советские годы спасла монастырь от разорения. Однако мы, прежде чем говорить про обитель, уделим внимание музейной экспозиции.

На стендах фотографии и интересные сведения о Фёдоре Ушакове, его духовном наследии и наследниках.

Среди турок флотоводец известен как непобедимый «Ушак-паша». Ушаков не потерял в боях ни одного корабля, ни один его подчинённый не попал в плен, одержал победы в пяти крупных морских сражениях, не потерпев ни одного поражения.

Адмирал и монастырь

Для ВМФ России адмирал Ушаков фигура культовая! По оценкам военных историков, Ушаков выступил реформатором морской тактики. Не отходя от общих принципов, действовал наступательно, активно используя манёвр, предоставлял командирам кораблей определённую свободу в действиях, позволявшую его флоту быть более манёвренным.

В Темников периодически приезжают моряки, дабы почтить память основоположника морских побед, тактика и выдающегося стратега.

В советское и в наше время в честь Ушакова получали названия улицы, проспекты и корабли, ставились бюсты и монументы, появлялись ордена и медали.

Фёдор Фёдорович семьёй так и не обзавёлся, и тем не менее в Темниковском районе до сих пор живут потомки по линии племянника. Имение в деревне Алексеевка в Революцию оказалось разграблено. К счастью, сохранился письменный стол — один из ценнейших экспонатов.

Адмирал и монастырь

Любопытен стенд, где представлено генеалогическое древо. Ушаковы происходят от князя касуйской орды Редеги. Рядом список моряков рода Ушаковых, а также Ушаковых родившихся в Темниковском уезде.

Кто-то из потомков сгинул на фронтах Первой мировой, кто-то в гражданскую, кто-то умер в тюрьме НКВД, кто-то погиб в Великую Отечественную. Были и такие, кто по окончании ВОВ продолжил служить на флоте.

Исторические параллели удивительны! Броненосцем «Адмирал Ушаков» командовал Владимир Николаевич Миклуха, младший брат всемирно известного путешественника Н. Н. Миклуха-Маклая. Перед решающим боем в Цусимском сражении командир обратился к экипажу с просьбой, не посрамить русского оружия и имени адмирала.

В неравном бою броненосец затонул. По сведению японских газет, В. Н. Миклуха отказался от помощи и указал на гибнувшего рядом матроса. Из команды погибли 7 офицеров (в том числе командир), 3 кондуктора, 84 унтер-офицера и матроса.

Адмирал и монастырь

В 50-е годы на экраны вышло два фильма Михаила Ромма «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы», с Иваном Переверзевым в главной роли. Оба были посвящены Фёдору Фёдоровичу Ушакову и его славным победам.

Переверзев создал мужественный образ российского моряка, офицера и стратега Фёдора Ушакова. Фильмы получились замечательные.

Адмирал и монастырь

С другой стороны, Фёдор Фёдорович многогранен. Киношный Ушаков имеет мало общего с отставным адмиралом, жившим в Темникове. Он рьяно молился, по долгу жил в монастыре и строго соблюдал посты. В советское время подобный адмирала власть не устраивал.

(Ф. Ф. Ушаков у больничной заводи Санаксарского монастыря)

В 1947 г. могилу вскрыли. Профессор-антрополог М. М. Герасимов определил по кости место ранения, по черепу воссоздал внешний облик.

В 2001 году Русской православной церковью адмирал причислен к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.

Адмирал и монастырь

На торжества приезжали делегации флотов, в том числе с Украины.

Мало кто знает, Фёдора Ушакова похоронили рядом с дядей, настоятелем Санаксарского монастыря — Фёдором Санаксарским (в миру Иван Игнатьевич Ушаков). Отец Фёдор возглавил обитель в сложный период, подарив ей второе рождение.

Если в СССР память о легендарном адмирале старались культивировать, то Фёдор Санаксарский коммунистам был чужд. Какое-то время его могильная плита служила в качестве кормушки для гусей (или чего-то подобного).

Выбитая на железе надпись вандалов не остановила:

«Здесь погребён 73-летний старец иеромонах Феодор, по фамилии Ушаков, возобновитель Санаксарского монастыря, который пострижен в Александро-Невской Лавре, продолжал монашеское житие 45 лет; со всеми видами истинного христианина и доброго монаха 19 февраля 1791 года скончался».

Адмирал и монастырь

Так незаметным образом мы переходим к теме Санаксарского монастыря. Как я уже писал, добраться до него можно пешком, либо на машине.

В деревню Алексеевка, где когда-то располагалось имение Фёдора Фёдоровича, я не поехал. По словам местных жителей, дом не сохранился, селение умирает и кроме стелы ничего нет

Свернув на Санаксар, ровная как стрела дорога бежит по лесу. Из достопримечательностей отмечу Святой источник преподобного Фёдора Санаксарского.

На момент моего визита шли ремонтные работы. Набрать воды не получилось.

Адмирал и монастырь

Зато сам монастырь, словно извиняясь, ещё издали приветственно замелькал колокольнями. Можно только догадываться, какое впечатление на верующих производили его нарядные храмы, золотые кресты и устремлённые к небу звонницы.

Я с удовольствием откушал в трапезной булочку с творогом, запив её свежим кофе, дополнив божественный обед стаканом молока.

Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь основан в 1659 году дворянином Лукой Есюковым.

Адмирал и монастырь

Название от расположенного под его стенами небольшого озера Санаксар (по мордовски: «лежащее в болотистой ложбине у возвышенности»).

В настоящем озеро заросло тиной, уменьшилось в размерах, но сохранилось.

Адмирал и монастырь

На стыке XVII–XVIII веков известностью и богатством монастырь не обладал, и потому пришел в упадок.

В конце XVIII века с приходом преподобного отца Феодора начался расцвет обители.

Адмирал и монастырь

К Богу все приходят по разному. Дядя прославленного адмирала — Иван Игнатьевич Ушаков, будующий отец Фёдор (1718–1791) — служил в Лейб-Гвардии Преображенском полку. Всё шло прекрасно, у юноши были перспективы, он наверняка достиг бы высоких чинов, но карьеру сломал случай.

Однажды капрал Ушаков увидел, как друг гвардеец, выпив спиртного, свалился замертво. Произошедшее потрясло.

В период после августа 1743 и до февраля 1744 (более точное время установить невозможно) Ушаков бежит из Санкт-Петербурга в дикие двинские леса ради спасения души, где живёт затворником. Через год его ловят и доставляют в столицу.

Повторный допрос провела императрица Елизавета Петровна. Когда выяснилась причина, государыня разрешила удалиться в Саровскую пустынь, где Ушаков прожил два года и далее попросился в ещё более глухое место — в Санаксар.

Адмирал и монастырь

Отец Феодор (Ушаков) настоятелем Санксарского монастыря был с 1764 по 1774 год, и именно его трудами возродилась обитель! С должности оказался снят по доносу. Во время Пугачёвского восстания заступился за людей, и отправился на Соловки.

Братия Санаксарского монастыря старца Фёдора на Соловках периодически посещала. В столицу отправлялись ходатайства. Матушка Екатерина через 10 лет сменила гнев на милость. Старец был прощён, ему дозволялось вернуться в Санаксарский монастырь.

Ссылка надломила здоровье, но укрепила авторитет. Люди узнали про натерпевшегося лишений старца. В Санксарский монастырь стали приходить паломники, за ними потянулись высокопоставленные особы.

Адмирал и монастырь

В середине XIX века братия пополнялась из дворян, бывших военных. Благополучие пошло на спад к началу XX века. Среди монахов бродили большевистские идеи, нравы пришли в упадок.

В 1920 г. в результате бунта был свергнут настоятель, святыни осквернили, а имущество перешло к мародерам.

Адмирал и монастырь

Советское время стандартно-печальный период.

Возрождение и реставрация начались в 70-е годы решением властей о сохранении памятника архитектуры.

Адмирал и монастырь

В разряд действующих монастырь перешел в 1991 г.

Я без труда нашёл гостиницу для паломников, но оставаться не стал.

Адмирал и монастырь

Ещё утром у меня был куплен обратный билет в Москву. Может и зря. Теперь думаю, стоило остаться…

К настоящему моменту Санаксарский монастырь разросся и вышел строениями за историческую территорию замка.

Адмирал и монастырь

По словам местных жителей, здесь с большим успехом лечат наркоманов. Это процесс не быстрый. Ребят отдают в послушники на год, на полгода. Матери своих детей оставлять не хотят и потому в ближайших деревнях выкупили дома. Так это или нет, не знаю. В любом случае, места здесь намоленные!

По соседству с монастырём бежит на соединение с Окой Мокша.

Адмирал и монастырь

Один из послушников предупредил, чтобы мы далеко не заплывали, если надумаем купаться. За месяц до этого утонул монашек. Мокша только на первый взгляд тихая и спокойная. Река коварна. В её водах встречаются водовороты.

С достоверной точностью говорить сложно, и тем не менее Фёдор Ушаков купил имение в Алексеевке не просто так. Адмирал жертвовал большие деньги монастырю и в завещании указал, что хочет быть похоронен рядом с дядей. Богоборческое время прошло, их могилы отреставрированы, дядя и племянник покоятся рядом.

Неподалёку от гостиничного корпуса в честь Святого праведного воина Фёдора Ушакова установлен памятник.

Адмирал и монастырь

Уроженец Ярославской губернии Фёдор Фёдорович Ушаков, переезжая в Тамбовскую глубинку, ни коим образом не мог предположить, что станет одним из символов Республики Мордовия. Впрочем, это уже другая история.

Кто заинтересовался городом, предлагаю другие заметки: