Турист Андрей Смирнов (SAY)
Андрей Смирнов
был сегодня 9:59

Москва — Россия Сентябрь 2022

Очередной рассказ о поездке жителей Северной столицы в Южную я вынужденно разбил на две части, ибо началась она с трехдневной поездки в славный городок Можайск и его окрестности на дачу к родственникам. Об этой части поездки я расскажу попозже, а пока — о главном.

Утром в понедельник нас повезли в Москву, в давно облюбованный и выбранный для размещения отель «Золотое кольцо» у Бородинского моста. Что характерно, в прошлый раз мы жили в отеле «Садовое кольцо».

Я его утвердил исходя, в первую очередь, из его расположения — у большого ТРК «Европейский» и Киевского вокзала с тремя станциями метро. Это очень помогало и в жизни и в перемещениях. Мы несколько раз обедали в открывшемся в ТРК «Мини Депо» — фудкорте с полутора десятками кафе, представляющими различные кухни мира. Там все наглядно и не сильно дорого. Да и сам комплекс довольно эффектный.

Сам отель пафосный — однажды мы завтракали там под звуки арфы в компании с министром иностранных дел Таиланда, который собирался оттуда на встречу в соседнее здание МИДа.

Наш номер — полулюкс находился на 10-м этаже и представлял собой некий аквариум с аж четырьмя большими окнами в двух комнатах. Больше у нас было только в псковском отеле — целых 5 окон.

Эти же обеспечивали просто шикарный вид на Москву, которым я наслаждался днем и ночью. Однако, при установившейся холодной погоде они серьезно выхолаживали спальню.

В номере, по традиции, оказалось 2 телевизора, два туалета и не оказалось кофемашины. Просто маниакальная нелюбовь у московских отельеров к этому чуду бытовой техники. Ресторан выглядел помпезно, но насыщенность завтраков явно не дотягивала до заявленной цены — 1500 рублей с каждого. Наше раннее бронирование позволило уложиться в 1200 рублей.

В заявленный СПА комплекс я так и не собрался, а видовой ресторан на крыше был закрыт. Но, в целом, отелем мы остались довольны. Уже получили от них приглашение приехать снова со скидкой в 10%. Пока ожидали заселения пошли погулять по Арбату и, наконец, увидели церковь с картины Поленова «Московский дворик». Я уже дважды ошибался в ее локации, но здесь — точно она.

Москва в движении. Не перестает удивлять

Как я уже отмечал, многое в Москве мы уже видели и на этот визит я специально выбирал те объекты, которые, на мой взгляд, показали бы город с несколько нетрадиционной стороны. И первым из них оказался Римско-католический Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Я как-то видел его мельком, но решил, что жене он точно покажется совершенно выпадающим из традиционных московских интересностей. Он был построен до революции, когда в районе Малой Грузинской улицы проживало много поляков-католиков (до 30 000 человек), работавших на Московско-Смоленской железной дороге. Он тоже побывал общежитием, овощным складом и НИИ. Зато сейчас в нем ведутся службы на 8 языках, проходят органные и рок-концерты и работает кружок анонимных алкоголиков. Очень необычно было увидеть «пламенеющую готику» среди советских панельных многоэтажек — но, тем чудеснее чудо.

Следующими пунктами на этот первый вечер у меня значились сады Аквариум и Эрмитаж. Если первый мы нашли легко и он нам понравился своей тихой тенистостью и фонтанами,

то до Эрмитажа мы шли долго и тяжело, да и сущность его не оценили — там много всякого креатива. Но уже темнело, мы устали и ожидаемого эффекта не получилось. Это не говорит о том, что он плохой — просто мы его не рассмотрели.

Зато, совершенно случайно, не прошли мимо знаменитого музея Булгакова у сада Аквариум — характерное местечко, неоднократно представленное в ходе перечитываний знаменитого романа. Что интересно, кроме бронзовых фигур персонажей у подъезда под ногами постоянно вертелась какая-то черная кошка — может, персонаж доживший до наших дней?

Москва в движении. Не перестает удивлять

В этот день мы очень устали, но назавтра у меня был запланирован первый «выезд». Я давно прицеливался на московские «пригородные резиденции» и представлял их как аналоги наших дворцовых комплексов в Петергофе или Павловске, до которых надо довольно долго добираться. А тут — 35 минут на метро и мы в Царицыно!

Очень необычно смотрится тамошний парк посреди новостроек. Зато верхушки башен дворца прямо напомнили фразу из Дюма:«Возможно, — ответил д’Артаньян, — а эти островерхие, резные колоколенки, что виднеются там в лесу налево, напоминают, по рассказам, Шамбор».

Вот и мне они показались какими-то чудесными и очень необычными доминантами на фоне многоэтажек. Стало понятно, что сохраниться в таком виде с момента строительства в 1784 году они не могли. Так и получилось — история постройки, перестройки, разрушения и восстановления — это целый роман. Гениальный архитектор Баженов и деспотичная Императрица Екатерина II не сошлись во взглядах на содержимое дворца, а молодой Михаил Казаков довести постройку до ума не сумел. Говорят, что обиженный отлучением от стройки Баженов нанял колдуна, который наслал на дворец порчу и он скоро сгорел. На сотни лет он погрузился в разрушение. Кстати, этот процесс отлично показан на специальном панорамном объекте, где виды дворца, в соответствии со шкалой времени, на глазах меняются.

Вообще, я ожидал совсем другого. На самом деле, к «дворцовым» интерьерам относятся всего 2 зала, а остальное современное внутреннее пространство наполнено очень креативными объектами и выставками. Даже сам подземный вход в два здания — Дворец и Хлебный дом, просто перекликаются с архитектурными решениями современного Лувра. Все высокотехнологично и современно — по-Московски.

Но мимо красивой дверной ручки я снова пройти не смог.

Москва в движении. Не перестает удивлять

Живые картины и портреты, макеты, оперная постановка, современная компьютеризированная библиотека — вот чем сейчас наполнен дворец. И это не менее интересно, чем традиционная питерская «лепнина и позолота».

Хорошо, что не прошли мимо интерактивной выставки «Москва и москвичи в эпоху Александра Первого». Почитайте про тогдашние московские «нравы» и найдите отличия от современного статуса нашей столицы.

Столь же интересна и необычна экспозиция Хлебного дома с двумя выставками — «Основные элементы» — творчество советских мастеров стекла и керамики. И «Путь Патимат» — каждый из 9 залов посвящен определенному этапу жизненного пути дагестанки — например, «Дом», «Свадьба», «Защитница». Там представлены фотографии, предметы быта, украшения и еще очень многое, что можно увидеть только в Дагестане.

В целом, место оказалось очень приятным и необычным, учитывая архитектуру отремонтированных зданий и объектов — как эти «классические» ворота. А еще цветомузыкальный фонтан, пруды, мостики, цветники — прекрасное парковое пространство для отдыха в центре многомиллионного города.

Да и перекусили там хорошо в итальянском ресторане. Короче — все удалось. По установленному мной графику после утреннего выезда мы возвращались домой, обедали, отдыхали и ввечеру шли гулять по улицам. Я их наметил несколько, в том числе, ориентируясь на многочисленные рассказы о них наших форумчанок, как я их назвал в прошлый раз, «москвознаек». Первым маршрутом был выбран осмотр улиц Остоженка и Пречистенка. Да, нелегко приходится моим московским коллегам. Такое количество интересностей только на этих двух улицах привело меня к сожалению об их тяжком исследовательском труде — рассказать про все просто нереально! А надо и хочется! Поэтому — не буду отбирать у них хлеб с маслом, а просто покажу то, что я увидел поверхностным взглядом и что мне показалось интересным. Дом Му-Му

Дом под львом

Дом под рюмкой

Ну и некоторые другие

Москва в движении. Не перестает удивлять

На следующий день у меня были куплены билеты на выставку «Брат Иван» — картины из коллекции братьев Морозовых в Пушкинском музее.

Хорошо, что купил их заранее — несмотря на утро буднего дня народу было много. Прошли строго по времени и погрузились в любимый мир импрессионистов. Да, многие картины мы многажды видели в Эрмитаже, но и здесь нашлось много (в третий раз!) интересного. Удивил один факт. Большое количество посетительниц «бальзаковского возраста» , буквально, выстраивались в очередь, чтобы сделать на телефон фото каждой картины, затем подписи под ней и быстренько, не успев ничего разглядеть, отодвигались, поскольку сзади уже напирали. Видимо, рассчитывают разглядеть все самое важное дома и на дисплее телефона.

Москва в движении. Не перестает удивлять

Осмотр занял час, был приятным и интересным. Погода к этому моменту разгулялась и мы сразу перешли ко второму пункту программы — прогулке по набережной. Но, сначала осмотрели Дом Перцовой и двинулись в сторону парка Зарядье. Давно мечтал пройтись под кремлевскими стенами, хоть и под пристальными взглядами навороченных патрульных.

По парку гуляли недолго, только еще раз убедились в реализованной концепции — слияние и взаимопоглощение городской и природной среды — это там здорово оформлено.

Москва в движении. Не перестает удивлять

Не могли пройти мимо ГУМа с тамошними злободневными инсталляциями — газоны, деревья, арбузы в фонтане и обязательный стакан ситро.

А еще очередной цветочный рай на площади Революции, посвященный приближающемуся Дню города.

На вечер у нас был запланирован очередной выезд на ужин в знаменитом «Депо». На этот раз фаворитом была выбрана израильская кухня. Понравилось, да и компания подобралась подходящая.

Следующее утро началось с дождика и я изменил свой план — решено было двигаться к Новодевичьему монастырю. Тем более, от нас по улице с эпическим названием «Плющиха» туда вела прямая дорога. Я с детства мечтал там побывать, а особенно — на тамошнем кладбище. В советское время попасть туда было совсем непросто, даже для простого осмотра. А сейчас упустить шанс было нельзя. Сначала мы долго шли по прямым улицам некоего «медицинского кластера» с памятниками известным врачам и разными клиниками и медицинскими академиями.

Но, когда, наконец, дошли, то немного расстроились — мы ожидали увидеть на территории монастыря очередное благостное зрелище, а нарвались на почти полную реконструкцию и ремонт. Почти все закрыто, перекопано и завешано. Да еще и дождь не утихал. Так что полной картины не получилось.

Оставались надежды на кладбище — и они оправдались. Для нас, людей немолодых и проживших уже приличное количество лет, когда на слуху были очень известные тогда, но мало что говорящие современной молодежи имена артистов, ученых, военных, политиков и т. д., увидеть их могилы и вспомнить, кем они были для советских людей — очень важно и интересно. Там было бы интересно ходить целый день, но мы захватили только центральную часть, более современную.

И уж совсем актуальным было увидеть место захоронения М. С. Горбачева — еще цветы на его могиле не успели завянуть. Короче — важное для нас место.

Вторая часть дня привела нас в самый центр города — я хотел показать жене очень понравившуюся мне улицу Большая Дмитровка и прилежащие к ней осовремененные районы старой Москвы. На это раз пришлось местами проталкиваться сквозь толпы гуляющих или идущих с работы людей — просто демонстрации какие-то. Увидели таки много интересных и необычных для нас объектов — домов, шикарных магазинов и смешных магазинчиков, различных инсталляций и т. п. черточек современного города.

Дошли до Охотного ряда и Тверской и увидели там начало грандиозных работ по превращению их в цветущий сад к наступающему празднику.

Я правильно угадал с расписанием, ибо на следующее утро, когда мы собрались в Коломенское, солнышко уже сияло вовсю. Еще один интересный и необычный парк на городской территории тоже давно меня манил. Но, я понимал, что это — несколько другое, чем Царицыно. Это — старина! Мы доехали на том же удобном метро до станции Коломенская и вместе с огромными толпами детей вошли на территорию. Оказалось, что эта пятница была в Москве неучебным днем и многие школы организовали поездки «на плэнэр». К сожалению, это нас несколько напрягло, ибо от таких шумных и, местами, неадекватных сообществ мы уже отвыкли. Тем не менее, относящиеся к XIV веку церкви и другие постройки были для нас, безусловно, интересны, ибо в нашем молодом городе такого не увидишь в принципе.

А виды с ними на современную Москву создавали некий когнитивный диссонанс. Но мы с ним справились и пошли гулять дальше.

Интересная планировка парка, когда до следующего объекта на его территории проще доехать на метро, чем дойти пешком (почти 2 километра), отняла много сил, но вид огромного яблоневого сада, потенциально шедеврального во время цветения, нас с ней примирил и даже форсирование глубокого оврага прошло почти без последствий.

Москва в движении. Не перестает удивлять

И вот, наконец, грандиозный дворец царя Алексея Михайловича, более похожий на мосфильмовскую декорацию к «Сказке о царе Салтане».

Откуда ни глянь — сплошной «а ля рюс», даже с избытком. Но, опять таки, мы такого размаха раньше нигде не видели — для нас это было необычно и интересно.

Москва в движении. Не перестает удивлять

Вернулись домой, пообедали и тут на нас навалилась накопленная за 9 дней усталость — легли отдохнуть, а проспали «без задних ног» больше двух часов. Но силы еще оставались и оставались недоосмотренные объекты, а именно — новый символ Новой Москвы Павелецкая плаза и прилегающие к ней улицы. А еще жена очень захотела посмотреть, как там проходит подготовка к празднику на Тверской. Я не знаю, что там было раньше перед вокзалом, но то, что появилось — грандиозно.

Я обожаю такое вторжение хай-тека в традиционную городскую среду. И то, что «натворили» там очень мило моему сердцу. А всякие «веселые хвостики», типа, цветных светящихся качелей или спрятанных в траве светильников — очень милы.

К сожалению, уже темнело, мы торопились и по предусмотренной к осмотру Пятницкой улице прошли очень быстро. Зато успели к пиршеству на Тверской. Именно отмеченная там в этот момент движуха подвигла меня к мысли взять в качестве названия отзыва девиз праздника: «Москва: в движении». Взять на себя смелость перекрыть на несколько дней главную городскую магистрали, высадить там деревья и цветы, построить памятники и здания, установить вагон метро вместе с тоннелем, водопад в сказочном лесу и придумать массу других завлекух — это под силу только умным и уверенным в себе людям. Открыть за 10 лет 100 станций метро — это за границами моего, питерского, менталитета.

Вселить во всю городскую инфраструктуру такую динамику, которая не снилась другим мировым столицам — это современный факт, заметный даже гостям города, приезжающим сюда раз в год. На -дцатую поездку иметь в запасе два десятка еще неосмотренных, но интересных туристических объектов — многого стоит. Меня такое отношение к городу и его жителям очень привлекает.

Наутро, никуда не торопясь, позавтракали ставшими традиционными шампанским и арбузом, дождались любимую родственницу, которая быстро довезла нас до вокзала с Сапсаном и отбыли в свою Северную столицу. А уже на следующий день жена меня спросила: «А ты Москву вспоминаешь?»…

Таким образом, получилась очередная бродилка суммарной протяженностью по Москве в 119 000 моих шагов. Возможно, самим многочисленным на этом сайте москвичам она не покажется интересной — они все это видели много раз и даже много раз все подробно описали. Кому интересны исторические подробности — читайте их рассказы. Я же выступаю с позиции туриста, много видевшего, но сумевшего найти в Москве столько притягательного (наконец, нашел синоним, а то все — интересное да интересное…) — этот и другие мои рассказы — для таких же гостей столицы.

Приквел будет — ждите. В нем я задам уважаемым москвичам несколько неудобных вопросов.

Спасибо за внимание. Авторы.