Турист Anna Erokhina (Anna_Erokhina)
Anna Erokhina — была 21 марта 14:18
летаю в облаках

Кош-Агач, Еланда, Акташ, Бийск, Хабаровск + 4 города — Россия Июнь 2021

Наш путь до Горного Алтая был достаточно долгий. Из Владивостока до Новосибирска добирались на самолёте с перерсадкой в Хабаровске, воспользовались ваучерами Аэрофлота оставшимися с прошлогодней несостоявшейся поездки, рейсы у Аэрофлота до Новосибирска были только с пересадкой. По приезду выделили день на знакомство с Новосибирском. Особых впечатлений город не вызвал. Понравилось здание Оперного театра, Набержная и колесо обозрения, Бугринский мост.

Небольшое автопутешествие по Горному Алтаю

В ночь отправились поездом в Бийск, утром пересели на бла кар и за полтора часа добрались до Горно-Алтайска, где нас уже ждала наша арендованная Крета. Горно-Алтайск оказался очень уютным ухоженным городком в окружении красивых зелёных гор. В местном супермаркете закупились едой в дорогу, консервами, батончиками, макаронами, позавтракали в фуд-корте и отправились в путь.

Первая ночёвка предстояла в селе Акташ- 360 км по Чуйскому тракту. По дороге делали очень много кадров, не зная что все самое красивое ещё впереди. Преодолели Семинский перевал, здесь пообедали мантами и выпечкой и купили первые сувениры. Спустились ещё южнее, за перевалом Чике-Таман стали открываться по настоящему фантастические виды на пёстрые горы, реки и зелёные долины.

Небольшое автопутешествие по Горному Алтаю

К вечеру добрались до Акташа, заселились на базу Алатау. Погода все это время была в районе 7–13 градусов, несколько раз по пути шёл дождь, а в обогреваемом тёплом домике спать пришлось укутавшись в спальник. Тогда впервые промелькнула мысль о том, что 2 пары летних шорт были взяты зря.

Утром следующего дня было также пасмурно и немного сыро, но мы не отчаивались и планы не меняли. Погода здесь менялась несколько раз в день от 5 до 25 градусов, в один день получалось застать все сезоны и атмосферные явления: снег, дождь, туман, ветер и знойную жару.

Небольшое автопутешествие по Горному Алтаю

Первым делом мы отправились дальше по чуйскому тракту в сторону Монголии. Здесь, недалеко от села Чаган-узун раскинулись разноцветные степи — долина Кызылчин. Местные называют эти места Марсом и Луной. Действительно, виды тут космические! Земные породы от желтого до фиолетового образовались из глин древних озёр.

Чтобы посмотреть всю долину, необходимо возле брода пересесть на УАЗик, который примерно за 2,5 часа везет вас по всем смотровым площадкам. Самостоятельно на автомобиле пересечь реку не удастся, а пешком за день все не обойдёшь. За двоих отдали 1800₽ и не пожалели, практически с комфортом успели посмотреть все видовые площадки, прогуляться, поесть, и сделать хорошие фото. Вечером отправились обратно на базу, погрелись в бане, поужинали.

Небольшое автопутешествие по Горному Алтаю

На следующий день отправились на Север. Через Улаганский перевал доехали до Чулышманской долины. Дорога по пути в основном грунтовая, но ехать вполне комфортно. За 3 часа добрались до перевала Кату-Ярык, пофотались на смотровой, наверху поели манты, и приступили к спуску. Перевал оказался действительно очень опасным, тесным, с очень крутыми поворотами, в некоторых моментах захватывало дух. Спустились благополучно, отправились гулять по долине, посетили водопад Чул-оозу.

Водопад расположен в северной части долины, где заканчиваются базы отдыха, там же есть небольшой подвесной мост, перешли по нему, затем перешли несколько речек вброд, дальше двигались прямо по долине, водопад виднелся издалека на северном склоне, но когда подошли, увидели только бурную реку. Сам водопад спрятался между скал и пробраться к нему было невозможно.

Небольшое автопутешествие по Горному Алтаю

После похода к водопаду вернулись обратно к машине, проехали в южную часть долины, там тоже расположен знаменитый водопад и туристов побольше, к водопаду решили не идти и выдвигаться обратно к перевалу. Подъем по перевалу более экстремальный, мы специально взяли в прокат кроссовер, чтобы покорить Кату-Ярык. Моноприводные авто поднимаются наверх только с помощью буксира, первый подъем в серпантине очень крутой и опасный.

На обратном пути на одном из перевалов видели красивое изумрудное озеро в долине, хотели подобраться к нему снизу, но дорога оказалась слишком ухабистой, поэтому поехали дальше в сторону нашей базы. На подъезде к Улаганакому перевалу открываются фантастические виды на снежные горы, кедры и озеро. Температура тут опустилась до -3, медленно шел снег и все вокруг стало таким волшебным! Остановились наверху, немного прогулялись вглубь леса, поиграли в снежки и полюбовались красотой вокруг. Снег в июне — что-то новенькое.

Небольшое автопутешествие по Горному Алтаю

Следующий день был свободным, решили прокатиться до границы с Монголией, по пути у села Кош-Агач встретили пасущихся верблюдов. Впервые увидели этих животных в дикой среде. Подошли немного ближе познакомиться, совсем не боятся.

Доехали до самого конца Чуйского тракта, уперлись в пограничный контроль и развернулись обратно. Через село Кош-Агач по дороге к Джазаторам доехали до священного места — Тарактинского мегалитического комплекса. Здесь в бескрайней степи расположились огромные камни выложенные строго по кругу и ориентированные по сторонам света. Откуда они тут взялись неизвестно. По пути сюда кроме пищух никого не встретили, но, говорят, что люди приезжают сюда чтобы оставить разные подношения и попросить здоровье. Действительно, на камнях разложены бусы, очки, монеты и другие вещи.

Небольшое автопутешествие по Горному Алтаю

Везде по дороге встречали знаки что въезжаем в зону распространения африканской чумы, с животными не общаться. А пищухи здесь были очень общительными, сами вылазили к нам из-под камней и подбегали к ногам, а мы убегали от них. На обратном пути в Кош- Агаче купили разные изделия из верблюжьей шерсти, здесь они оказались немного дешевле чем на Семинском перевале, и ассортимент большой. Набрали тёплых носков, подштаников и собрались в обратный путь.

В этот день также успели посетить очень популярную достопримечательность-гейзеровое озеро. Народу здесь было достаточно много, но заехать все равно стоило, территория ухоженная, внутри озера"дышит» гейзер, поднимая пузырьки на поверхность и рисуя причудливые узоры в воде. База, ухаживающая за территорией, берет за вход 100₽, некоторые туристы негодуют по этому поводу, но на мой взгляд это вполне справедливо, мусора нигде нет, к озеру ведут деревянные дорожки, по которым удобно ходить, есть туалеты, кафе с вкусными мантами, да и в целом находиться тут очень приятно, замечательно когда есть люди готовые убирать за туристами и наводить порядок в таких красивых местах, тем более за совсем смешные деньги.

Небольшое автопутешествие по Горному Алтаю

Погода на подъезде к Акташу опять испортилась, набрали продуктов на предстоящую поездку в горы, собрали вещи и готовились к завтрашней поездке.

Утром следующего дня началась самая впечатляющая часть нашего путешествия, пишу и вспоминаю с трепетом. Выехали в сторону села Курай, там договорились о заброске в Альп лагерь, припарковали машину во дворе у водителя за 350₽ в сутки, объединились с ребятами из Новосибирска и за 8000 на всех отправились на УАЗике в горы. В дороге провели примерно 2 часа, машина почти с лёгкостью преодолевала все препятствия в виде речек, луж, бродов, валунов и размытых грязных дорог с глубокой колеей. Наконец среди снежных пиков показалась широкая долина реки Актру, Окружённая хвойными деревьями. Виды сразу стали впечатлять масштабами.

Небольшое автопутешествие по Горному Алтаю

Добравшись до горного центра сразу заселились в нашу комнату и отправились на изучение окрестностей. Побродили по долине реки, посмотрели водопад и малый ледник Актру, после отправились на обед. Атмосфера зацепила с первого взгляда, ощущение что ты в пионерском лагере, добрый администратор — твой важатый, такой же кубрик на двоих человек, душ и туалет внизу на территории, еда в столовой — каши с подливками, супы и хлеб с маслом. Территория окружена горами и кедрами, местами укутана снегом, а рядом шумит река. Все вокруг выглядит очень уютным, аккуратным и таким душевным. Как можно не влюбиться?!

После обеда мы отправились покорять перевал Учитель. Высота и уклон подъёма со стороны пугали, но нас не останавливали. Поднялись до вышки примерно за час, дальше тропа шла вверх на сам перевал, угол подъёма казалось был градусов 45, камни сыпались из-под ног, небо затягивало тучами, решили не рисковать и спускаться по сухому. Виды уже отсюда открывались невероятные.

Небольшое автопутешествие по Горному Алтаю

Спать ложились когда ещё не стемнело, ночью просыпалась и видела чудесное небо полностью усыпанное звёздами.

На следующий день сразу после завтрака, отметившись в журнале у администратора, собрались в поход на ледник большой Актру и Голубое озеро. Тропинка проходит прямо по языку ледника, когда поднимались, людей впереди почти не было, потому шли в обход ледника, по курумнику, боялись провалиться в трещину. Подъем местами достаточно крутой, пригодились палки.

Небольшое автопутешествие по Горному Алтаю

Сначала путь проходит через Бараньи лбы, (гладкие облизанные ветром скалы без выступов) над ними раскинулось небольшое озеро здесь недалеко туристы ставят палатки. От языка ледника тропинка поворачивает вправо, к Голубому озеру и домику гляциологов (на фото ниже-желтенький), расположенному на высоте 2840. Здесь мы сделали привал, отдохнули, приготовили еду ну горелке. Поднялись по тропинке в сторону вершины ледника до высоты 3000, дальше люди поднимались в связках. Видели как огромные куски снега с грохотом обваливаются со скал. Зрелище устрашающее. Идти дальше в планах не было, остальные маршруты были категорийными: путь на пик Стажеров, вершину Юбилейную и другие сложные маршруты. В таких местах чувствуется невероятная мощь природы, растений здесь почти нет, немного мхов и каких-то розовых и желтых цветочков. Скалы вокруг нависают над крошечными людьми, слышно как где то сыпятся камни и отваливаются огромные глыбы снега.

Отправились назад в лагерь. Спускались уже по следам других туристов по леднику, немного скользко, но быстрее чем по курумнику. Отметив возвращение в журнале, сотрудник лагеря сказал что мы быстро управились и запросто могли сходить и на Юбилейную. Решили что обязательно сюда вернёмся и покорим ее в следующий раз)

Небольшое автопутешествие по Горному Алтаю

После спуска прогулялись в Долине гномов, расположенной вокруг корпусов, взяли в аренду гамаки, натянули между ёлочек и отдыхали.

На следующий день после завтрака нас уже ждал УАЗик чтобы отправляться обратно в Курай.

Сегодня нас ожидал долгий переезд в Мульту.

Небольшое автопутешествие по Горному Алтаю

Целый день ехали по невероятной красоты Чуйскому тракту. Дорога идеальная, кругом горы, реки, пасущиеся в зелёных долинах животные, на горизонте снежные шапки ледников. Останавливались в месте слияния Чуи и Катуни.

В 8 вечера прибыли на базу, поужинали, постирали и собрались в завтрашний поход.

На завтрак хозяйка базы приготовила блинчики и молочную кашу. Все вещи мы оставили в машине, а машину на базе. Через хозяев заказали заброску на Мультинские озёра. В назначенное время за нами приехал ГАЗ 66, по дороге со всех баз собрали полный кузов туристов. Примерно полтора часа путь идёт по бездорожью, дорога грязная, колея метр в глубину.

Небольшое автопутешествие по Горному Алтаю

Забрасывают туристов на Нижнее озеро. Некоторые здесь и остаются, а некоторые переправляются на лодке на другую сторону озера и переходят к Среднему. Мы так и сделали. Прибились к лагерю туристов, поставили свою палатку рядом, с видом на Среднее озеро и горы. Кое-где на полянке ещё лежал снег. Недалеко были туалет и беседка со столиком и скамейками. Рядом слышны Шумы, каменистый перекат через который соединяются два озера. Остаток дня купались, отдыхали и изучали окрестности. Обедали шашлыком, который готовят местные возле перехода между озёр. Погуляли по Шумам. На среднем озере нашли егеря и договорились с ним об утренней переправе через озеро в два конца. Он и выписал нам пропуск в заповедник.

Ночь была достаточно беспокойной. Просыпалась то ли от холода то ли от страха. Спали на пенном коврике в спальниках, от земли чувствовался холод. Очень пригодились монгольские шерстяные лосины. Про все шорты взятые из дома я уже благополучно забыла. Всю ночь пели птицы, рядом бегали какие то маленькие зверушки, а я все время боялась что где то рядом бродит медведь. Днём из зверей видели только бурундуков и зайца.

Небольшое автопутешествие по Горному Алтаю

Проснулись очень рано, позавтракали консервами, вещи оставили в палатке и взяли только самое необходимое. Вода в озере была совсем как Зеркало, снежные верхушки гор отражались, это было чудесное начало нового дня, дня моего рождения. К назначенному времени прибыла лодка, переправились через озеро, получили пропуска и выдвинулись в путь.

В пол 9 уже были на тропе к Поперечному озеру. Отсюда есть несколько маршрутов, к Верхнему Мультинскому озеру и Поперечному. Развилка на водопаде. Мы выбрали идти к Верхнему Мультинскому. Не сомневаюсь что все озёра в долине по своему красивы. Было бы время, обошли бы все!)

Шли все время вдвоём, с тропы не сходили по совету егеря. Постоянно остерегались медведя, слава Богу так его и не встретили.

Примерно за час-полтора уже дошли до озера. Озеро ярко-голубое, все в окружении снежных вершин и лесов. Над озером расположена небольшая смотровая со столиком и скамейками, мы были здесь только вдвоём, наедине с шикарным видом.

Небольшое автопутешествие по Горному Алтаю

На обратном пути встретили несколько компаний.

В час дня уже были в лагере и собирали вещи.

Переправились через Нижнее озеро и в 2 часа ждали обратную заброску.

В 6 были на базе, опять заселились в наш позавчерашний домик, вечером сходили в магазин, пожарили шашлык на территории, отметили мой день рождения.

Небольшое автопутешествие по Горному Алтаю

На следующий день выехали из Мульты, по пути купили местную сметану, выпечку и мёд и отправились в обратный путь, в сторону Семинского перевала. Там переночевали в маленьком домике у дороги и утром поехали в сторону Чемала. Чемал произвёл неоднозначное впечатление. Очень доступное туристическое место с множеством магазинов, баз и развлечений на разный бюджет.

Мы выбрали глэмпинг Айвенго на берегу Катуни. За 6000 рублей нашим ночлегом стала Большая палатка с террасой, мебелью и отгороженным внутри санузлом. Территория вокруг палатки замечательно благоустроена, возле реки, с деревянными дорожками и живущими под ними сусликами, качелями, костровыми зонами и смотровыми площадками с видом на Катунь. Днём успели искупаться в Катуни, вода ледяная.

После обеда поехали на конную прогулку по горам. В Чемале тоже есть на что посмотреть, ландшафт живописный и разнообразный, посёлок расположен по обоим берегам Катуни.

Небольшое автопутешествие по Горному Алтаю

На обратном пути на пасеке купили медовуху на пробу, а в магазине взяли хариуса. Заказали в глэмпинге ужин и устроили пир на своей террасе с видом на горы и бурную Катунь.

Утром следующего дня было дождливо, нам предстоял путь в Горно- Алтайск. В 9.30 на автовокзале сдали машину и в 10.30 уже сели в автобус до Новосибирска. В пути провели целый день, а вечером уже садились в самолёт до Владивостока, с пересадкой в Хабаровске. Это путешествие было самым красочным и впечатляющим из всех. Надеюсь ещё вернуться и покорить вершины у ледников Актру, поваляться в гамаке среди ёлочек и поспать в холодной палатке на берегу голубого озера!