Турист Дмитрий Путешественник (Dimitry)
Дмитрий Путешественник — был 14 сентября 2023 11:07
Сидим дома. Вспоминаем былое...

Тодду — Мальдивы Август 2022
Есть куда стремиться...

Грузинское радио спросило Армянское радио:

— Что лучше, полететь на Луну или на Марс?

Армянское радио долго молчало, потом переспрашивает:

— А на Мальдивах вы уже были?

(Анекдотичный эпиграф).

Любое путешествие начинается с первого шага. Это ещё до меня кто-то из китайских мудрецов сказал. Поэтому пристально смотрим на юго-восток и выбираем правильное направление. По возможности прямое и короткое, потому как уже русские люди придумали поговорку про семь вёрст для бешеной собаки. Короче, данный рассказ посвящён именно транспортной теме. Как добраться до нужного острова в Мальдивском архипелаге с наименьшими затратами по времени и материальным средствам.

Предыстория уже описана в первом фотоальбоме на эту тему: https://dimitry.tourister.ru/photoalbum/49692 . Дети с маленьким внуком собрались на отдых, а мы, бабушка с дедом, приглашены прицепом в качестве давать правильные советы умудрённых опытом туристов. Ну и лишние рабочие руки тоже никто не отменял.

Мальдивиана в коротких штанишках. Тема дорожная

Оказалось, что самое трудное в наше ограничительно-санкционное время найти вменяемый перелёт. С одной стороны, действуем по привычке. Набираем сравнительный анализ. Ищем лучшее предложение по датам и времени.

Оказывается, что Катарские авиалинии готовы отвезти всю нашу бригаду из Москвы до Мале от 47-ми до 51-ой тысячи рублей со взрослого носа. Тут же заходим на сайт компании, вводим входные данные по паспортам, вылезает кнопка:

— Купить билет.

Жмём… а дальше сплошное разочарование. Российские банковские карты на сайте импортной авиакомпании не работают. Предлагается оплатить единственным методом PayPal. О котором я впервые слышу и на кошельке которого, разумеется, денег у меня нет.

В принципе, вопрос решаемый. Особенно для жителей столиц. Можно тупо зайти в офис авиакомпании и заплатить наличкой. Но я только от Москвы в полутора тысячах километров и вообще, мне кажется что вся остальная Россия чем-то перед центром притяжения провинилась и подвергается жуткой дискриминации по территориальному признаку.

Выход, однако есть. Как в «Кто хочет стать миллионером». Звонок другу. Крёстный моего внука уже года три как москвич. И на ночной крик о помощи готов завтра зайти в авиакассы и всё оформить в лучшем виде. Но пока сын договаривался со своим другом, я на всякий случай решил подстраховаться и позвонить в турагентство, которым частенько пользуюсь. С подобным же вопросом:

— Может можно оформить билеты через них?

И вот тут-то мне дают идеальную подсказку, которая и решила всю проблему за пять минут.

Оказывается, именно в это время Шри-Ланка решила бзикануть и ни с того, ни с сего арестовала в аэропорту Коломбо самолёт «Аэрофлота». После чего авиасообщение с Цейлоном было прервано, а освободившиеся борта перенаправлены на рейсы в Мале.

Соответственно цена вопроса мигом упала с 90 тысяч на человека до 61-ой, и это уже с астраханским сегментом перелёта. Ну, а купить билеты на родной «Аэрофлот» не составляет никакой трудности, главное, чтобы были денежные средства его услуги оплачивать. Короче, летим…

Мальдивиана в коротких штанишках. Тема дорожная

Раз уж мы путешествуем с ребёнком, то и все акценты в своём рассказе я буду делать именно на эту тему. Начинающим родителям, думаю, эти вопросы будут интересны. Причём рассказывать буду только основываясь на своём собственном опыте. Без учёта мнения «больших» специалистов.

А то аккурат в канун поездки дочь пошла в детскую поликлинику к врачу с одним единственным вопросом:

— Ребёнок, дескать, в одно из кормлений кушает творог. Чем его в путешествии можно заменить?

В ответ наслушалась, что куда вы малыша тащите? Он всё равно никаких эмоций не получит. И вообще, у неё на участке одни, мол, съездили в Турцию, так привезли ребёнка назад еле живого. Эх, знала бы она, что нашей целью не Турция стоит, а гораздо дальше… Короче, ответов на вопрос не получили. Только нарвались на нотацию.

Что касаемо впечатлений ребёнка, может и так, но чувства взрослых тоже нельзя скидывать со счетов. Пополнение в семье — не болезнь. И не стоит из-за этого ставить жизнь на паузу. А внуку дед расскажет потом, что верхние зубы у него вылезли на Мальдивах. И ходить он там же на островах научился. Так что впечатлениями обеспечим на всю жизнь.

Но возвращаемся в самолёт. Я почему-то считал, что дети до возраста двух лет летают бесплатно. Теперь уже точно могу сказать, что это не совсем так.

— Без места, это да. Но не бесплатно.

Не полный билет, конечно. Если за взрослого пассажира взяли 61 тысячу рублей, то ребёнок обошёлся в 9300 по прейскуранту.

— Практически по цене кошки в перевозке.

Вес, кстати, абсолютно одинаковый.

Мальдивиана в коротких штанишках. Тема дорожная

Момент второй. Кормление малыша в самолёте. Если рейс двухчасовой, с провинции до столицы, то в принципе этой опцией можно пренебречь. Даже грудничок терпит несколько часов без особого шума. Но на дальнем перелёте выхода нет. Берём растворимую кашу с собой, просим у стюардессы немного кипятка и пытаемся накормить карапуза, не перепачкав густой субстанцией впередистоящие кресла, пассажиров в них, а заодно полсамолёта в придачу.

Очень идёт в плюс, если отпрыска кормят грудным молоком. Как сказал мой сын про своего сына:

— Ему проще. У него своя коровка дойная есть. — После чего получил по башке за сравнивание жены с тёлкой.

Семейная жизнь, она такая. Пусть привыкает. Я лично такие реплики отпускать уже давно не рискую.

В качестве совета. У «Аэрофлота» на заграничных рейсах есть опция заказа бортового питания по вкусу. Кашерное, мусульманское, русское… Совершенно бесплатно, между прочем. Но мы сейчас не про то.

Среди обилия выбора есть специальный набор для самых маленьких бебиков. Куда входит баночка яблочного или фруктового пюре, баночка мясной консервы для возраста 4 месяца плюс и флакон с соком. Не бог весть что, но это именно тот набор продуктов, что сегодня кушает на обед или ужин ваш ребёнок. Помимо мамкиной сиськи. Поэтому не отказываемся, раз предлагают.

Заказать выбранное меню можно всего лишь нажатием одной кнопочки при покупке билета. Или добавить его из уже состоявшегося бронирования, но не позже, чем за сутки до вылета.

Мальдивиана в коротких штанишках. Тема дорожная

Что касаемо самого перелёта, то внук его перенёс довольно спокойно. В ночное время тупо спал на руках у бабушки. В дневное, конечно, пытался разнести весь борт в пух и прах. Грызя пульт от медиасистемы и постоянно нажимая на кнопку вызова стюардессы:

— Красивые девчонки в форме, видать, сразу понравились.

Достал всех соседей. Опять же по анекдотичному сценарию, когда сидят под деревом Балу и Багира:

— Слышь, Балу, ты вон тот банан достать сможешь?

— Нет, не смогу.

— А Маугли бы достал.

— Да, Маугли кого хочешь достанет…

В двух сегментах из четырёх на посадке немного поворчал во весь голос. Но тут пеняем на неприятные ощущения при перемене давления. Ушки, наверное, заложило. А глотать по заказу и нос продувать ещё не научился. Но в целом для малыша перелёт прошёл без эксцессов.

Отель, вернее гестхаус, на острове Тодду заказывал сын. Опираясь на отзывы своих друзей, разбросанных по всей большой России. У них же надыбал телефон хозяина, списался или созвонился с ним во Whats App. Договорился о цене на жильё и трансфере на остров. Оплата по факту прибытия.

Качество гостевого дома, то тема отдельного рассказа. Который я непременно напишу. Сейчас же нас интересует только способ доставки своих тушек из аэропорта города Мале до нужного острова.

Мальдивиана в коротких штанишках. Тема дорожная

Способов, как водится, несколько. Все они так или иначе связаны с переходом по морю. Не считая гидросамолёта, конечно. Но там цена вопроса начинается от 400 долларов с человека.

— Мы не настолько богаты, поэтому вариант отметаем как недостаточно для нас экзотический.

Говорят, что ходят паромы. По цене 10 долларов с носа. В пути подобный транспорт находится 4 часа, что уже само по себе навевает на мысль найти что-нибудь покруче.

Из совсем уж экзотичного варианта, так называемая «фруктовая лодка». Дело в том, что Тодду является всемальдивским огородом. И каждую ночь фермеры загружают баржу плодами своих трудов и отправляют на столичный рынок. Я не проверял, но опять же говорят, что место на такой лодке можно купить всего за три бакса. Из недостатков неясное расписание по загрузке и отправление «по готовности». Плюс ещё более долгое время в дороге.

Мальдивиана в коротких штанишках. Тема дорожная

Самый оптимальный вариант, это спидбот. Скоростной катер, если говорить по-простому. Из положительных черт, относительно стабильное расписание. Дважды в день. В семь утра и в два дня с Тодду, в десять утра и четыре вечера из Мале.

Тут нужно отметить, что на конкретное время выезда накладывает отпечаток множество факторов. Таких, как погода или срочность выезда для нескольких туристов, из-за чего расписание может сдвигаться. При этом бронированием мест на катере как правило занимаются хозяева гестов. Они и держат связь с вами, корректируя и дополняя условия морского перехода.

Для этого вы отправляете в момент бронирования комнаты копию авиабилетов. Номер рейса, дату и время прилёта, а уже принимающая сторона подгоняет морской трансфер под ваши условия. Цена за место на спидботе 50 долларов с путешественника. Оплата в гостинице по факту прибытия.

Найти место швартовки катера в Мале не просто, а очень просто. Достаточно просто выйти из аэропорта. Выход там всего один единственный и заблудиться невозможно. Перейти узенькую дорогу, всего в две полосы и практически не проездную. После чего вы упираетесь носом в море океан, кидаете швартовы, то есть ставите на бетонку свои чемоданы и чисто тупо ждёте.

По правую руку небольшой навес. Курилка. Она и может служить вам определённым ориентиром. Лодки с разных островов причаливают слева от неё в пределах прямой видимости. Задача туриста только одна.

— Быть внимательным.

В примерное время посадки не прозевать свой корабль. Потому что пирс небольшой. Лодок много. Они отходят и подходят, снуют в акватории и все выглядят на один манер. Ну, за исключением двух, трёхпалубных яхт от крутых ресортов. Но нам с ними не по пути…

Отмечу, что время высадки — посадки пассажиров довольно короткое. То есть зевать долго не придётся. Увидели свой борт, мчимся на всех парах. Благо расстояния не большие. Всего несколько десятков шагов.

Мальдивиана в коротких штанишках. Тема дорожная

Как узнать именно вашу лодку? То вам подскажет оператор при бронировании. Лично нам хозяин в принимающих хоромах выслал четыре слова:

— Nasru Speed Thoddu Ferry.

Thoddu Ferry, то понятно. Скоростная лодка, курсирующая до острова Тодду и обратно. А вот транскрипция «Насру», то я как понимаю, есть имя собственное. Ибо почти все лодки, которые стоят у причала на острове Тодду — они все принадлежат некоему Насру… И переводу дословному не подлежат.

Итак, грузимся и отправляемся в путь.

Мальдивиана в коротких штанишках. Тема дорожная

Посадка происходит согласно честному слову. Просто называешь капитану название гостиницы, в которую едешь и количество седоков. Он кивает и пропускает на борт. Чемоданы оставляешь на пирсе. Их потом загрузит команда. В потайной люк под палубой в салоне и в небольшое отделение в носу перед рубкой.

Лодка рассчитана всего на 50 пассажиров. То есть весьма небольших размеров. Полностью собранная, вернее вылитая из пластика. Похожего на эпоксидную смолу. Если в передней части ещё есть иллюминаторы и раздвижные окна, то задок просто накрыт брезентом.

В технической части нет никакого гребного вала. На корме просто крепятся четыре переносных «Ямахи», вот и весь движитель. Зато можно быть уверенным, что все четыре мотора сразу не откажут, и хоть на одном, но лодка доберётся до места назначения.

Кстати, расстояние от Мале до Тодду составляет 67 километров, и наш скоростной катер преодолевает это расстояние примерно за полтора часа.

Теперь нюансы.

— Молитесь, чтобы в день вашего морского трансфера была хорошая погода!

Мальдивиана в коротких штанишках. Тема дорожная

Когда мы вылезли с аэропорта на свет белый, никаких катаклизмов не прочувствовали. Тропики, как тропики. На улице если не жара, как у нас в пустыне летом глубоко за +40, то вполне тепло. Градусов около тридцати в тени и охлаждающий морской бриз.

Вот этот самый бриз и может сыграть злую шутку. Пока выходили с территории Мале Атолла, всё шло по накатанной. Тут море замкнутое между кольца островов. Волне просто негде разгуляться. Но как только оказываемся в открытом океане, сразу чувствуем мощь всех стихий на свете. Как там у Пушкина?

— Ветер, ветер, ты могуч…

Западный. Восемь метров в секунду. Это довольно много. Волна поднимается метра на три, что превышает высоту нашей посудины.

Капитан за штурвалом, он к такой мелочи привычен. На гребень лезем со всей мощи моторов, с горки слетаем практически на холостом ходу. И так с каждой волной. Каждые пятнадцать, двадцать секунд. Вверх, вниз. Вправо, влево. Плюс качка по продольной оси. Минут через сорок даже самых упорных морских волков начало укачивать.

Тут нужно сказать, что «руссо туристо» не самые нежные в мире. Сын он вообще крутился, вертелся, глядючи в мои побелевшие от морской болезни глаза и прикалывался про моё военно-морское прошлое. Но вот когда на галёрке пара, тройка местных барышень выкинули на пал

убу содержимое съеденного завтрака, пришло моё время для шуток прибауток. Я то к противным запахам совершенно привычен. А молодёжь нынче нежная пошла. Чуть что, сразу тошнотики набегают.

Мальдивиана в коротких штанишках. Тема дорожная

Больше всего, конечно, переживали за ребёнка. Хотя ему, наверное, оказалось лучше всего. Он как уснул на ласковых бабушкиных руках перед посадкой на катер, так и проспал всю дорогу. Зато подвиг бабушки можно записывать в анналах Родины и воспевать в веках.

Катер на волнах трясло, как разбитую Газель по буеракам. При плюхе с каждого гребня седалищным нервом ощущаешь удар под зад. Довольно внушительный. Будто от пинка кирзовым армейским сапогом не увернулся. И чтоб детёнышу было комфортно насколько возможно, его приходится держать на свободных руках, амортизируя качку и тряску.

Нужно ли говорить, что руки от такой нагрузки отваливаются через десять минут. А в пути мы находились полтора часа!

Бабушку, конечно, обложили рюкзаками со всех сторон, чтобы дать хоть какую-нибудь точку опоры. Ещё чуть-чуть, и она готова была перевернуть мир напонадобие Архимеда. Плюс внуку под голову свернули и подложили кучу тряпок. Чтоб не так сильно трясло. Так что сцепка «бабушка — внук» отныне неразрывна.

Короче, в результате со скоростной лодки на берег все сошли счастливыми.

Внук выспался и бодрячком принялся оглядываться, куда его привезли. Жена с радостью отдала наследника и растёрла затёкшие конечности. Лично я перекрестился, что этот транспортный квест наконец-то закончился. Ну, а дети, они таки обрадовались, что добрались до Мальдивских островов…

Мальдивиана в коротких штанишках. Тема дорожная

Хозяин гостиницы нас уже ждал на берегу. Разместились быстро и с удовольствием и буквально через полчаса уже выползли на пляж поплескаться в океане.

Обратный путь выглядит примерно так же. Только с погодой в тот день нам повезло гораздо больше. Стоял полный штиль, и море, как гладкий лист бумаги. Поэтому донеслись до аэропорта на всех парах ровно за час времени.

И вот ту я готов дать бесплатный совет будущим путешественникам при планировании поездки на Тодду:

— Чтобы сильно не волноваться и не зависеть от погоды, в шторм катера не ходят, лучше приехать к аэропорту заранее и последнюю ночь провести в столичном городе Мале.

Так вы точно подстрахуете себя от нелепых капризов погоды. Особенно это касается самостоятельных путешественников, потому что в случае опоздания на самолёт, обратные билеты придётся покупать повторно и по бешеной цене.

Мальдивиана в коротких штанишках. Тема дорожная

Казалось бы на этом всё. Дорожные проблемы закончились. Но есть ещё место для пары, тройки предложений, чтобы дать несколько советов по поводу путешествия на Тодду именно с ребёнком.

По-большому счёту, не так страшна поездка в дальние страны с малышом, как её малюют в прессе и в сетях. Наличие ребёнка, это не болезнь, а удовольствие, и не стоит по этой причине отказывать в удовольствиях себе. Кстати, если брать чисто мою статистику из наблюдений, то ровно половина пассажиров самолёта Москва — Мале была с детьми. А примерно треть всех детей в самолёте были возрастом до двух лет.

Так что народ со своими малолетними чадами летает спокойно и не пугается трудностей. В конце концов, ребёнку всё равно где расти. Дома в четырёх станах, под сосной в деревне, на грядке на даче или под пальмой на Мальдивах.

Хотя не спорю, что к поездке в дальние страны нужно готовиться.

Первое и основное, это конкретно затариться продуктами питания для вашего малыша. Даже несмотря на грудное вскармливание, в десятимесячном возрасте детишки уже кушают разнообразные продукты. Поэтому привычную и уже опробованную еду, каши, мясные детские консервы, яблочные и фруктовые пюре, детское печенье нужно брать с собой. Из расчёта на все дни отпуска плюс небольшой минимальный запас.

— Мало ли что может случится?

Важным нюансом является тот факт, что никакого детского питания на острове вы не купите. Никогда и ни за какие деньги.

Разумеется, от молочных продуктов, которые нужно хранить в холодильнике придётся отказаться. Можно заменить кашами на молочной основе. Зато свежих фруктов на острове достаточно. Ананас, папайя. Эти продукты как правило аллергию не вызывают.

Первые дни даём с осторожностью. По кусочку. На пробу. Если реакции отрицательной нет, значит дозу можно увеличивать.

Мальдивиана в коротких штанишках. Тема дорожная

Обязательно приобрести и неукоснительно мазать ребёнка солнцезащитным кремом. С максимальной защитой. Мы использовали SPF фактор в 100 единиц. Даже при такой мазилке, внук всё равно чуточку загорел.

— Чуть-чуть не считается.

Главное, чтобы не обуглился.

Самое трудное, это одеть на ребёнка панамку. Вот не знаю, почему всем детям шапка стоит поперёк горла, но внук с яростной упёртостью сдирал её при первой возможности. И только личный пример деда и сила убеждения:

— Смотри, малой, дед тоже в шапке! А будешь кобызить, отдам родителям… — Кое-как спасали положение вещей.

Также на всякий пожарный случай нужно в аптечке иметь смекту и детское жаропонижающее. Например, панадол в сиропе. Больше шансов на то, что лекарства не понадобятся. Особенно если ребёнок привит всеми рекомендованными минздравом вакцинами по возрасту.

На крайний случай в центре деревни на Тодду имеется амбулатория, где приём врача стоит всего 200 местных денег руфий. Это чуть меньше 14 долларов. Страховка покроет…

Мальдивиана в коротких штанишках. Тема дорожная

В общем и в целом, если быть внимательным к небольшим мелочам и выполнять условия, которые и дома нужно соблюдать, то ничего страшного в поездке с маленьким ребёнком нет. Естественно, много времени лично себе вы уже не уделите, но отпуск всё равно получится…