Турист Llavella
Llavella
был 19 апреля 14:36

Крит, Ханья, Каламаки, Суйя, Элафониси — Греция Сентябрь 2022

Вы видели курс евро? Это что-то с чем-то! Невозможно упустить такую возможность буквально даром съездить отдохнуть в европейскую страну. Осталось выбрать направление и сравнить стоимость тура и самостоятельной поездки. Бинго! как и всегда, самостоятельное путешествие выигрывает. Да и выбирать страну особенно не пришлось: я открыла прямые перелеты Хельсинки - «куда-либо на юг» за адекватные деньги и поняла, что наконец-то съезжу в Грецию (а точнее на Крит), в которой никогда не бывала. Я выбрала билет без багажа, который получился на человека порядка 270 евро туда-обратно. До Хельсинки мы добрались на своей машине и оставили ее на неделю у друзей в гараже. Перелет Хельсинки-Ханья занял 4 часа (мне кажется, из-за полета вокруг Украины удлинили полет), нас угощали только соком или водой, но мы сами выбрали такой тариф.

Трекинг на Крите в 2022

Шум, темень, открывается дверь и в нас ударяет такой долгожданный жаркий ветер Крита. Наконец-то! Дальше начался квест «добрать до отеля» (Elia Kalamaki hotel), я заранее списалась с нашим отелем и уточнила маршрут общественным транспортом — 2 автобуса и мы на месте. Звучит просто, но… автобус из аэропорта ходит раз в полчаса, и когда мы подошли к остановке нас уже не пустили, потому что он был переполнен. Мы ждали еще 30 минут прежде, чем выехать в Ханью. Поездка до центра города и нашей пересадки занимает так же 30 минут, далее мы с легкостью увидели на соседней остановке наш 21 автобус и побежали туда. Успели! Нас слегка смутило, что кондуктор попросил нас купить билеты в будке на остановке, но как выяснилось потом, покупка билетов в будке гораздо дешевле — в нашем случае такой билет стоил 1,5 евро, а у кондуктора — 2,5 евро. А потом в девять вечера мы постояли в пробке неожиданно! И спустя еще 40 минут мы наконец-то приехали в свою деревеньку и зашли в отель. Никогда не встречала такого искреннего радушного персонала! Нам очень понравилось в Elia Kalamaki hotel, рекомендую, в минуте от пляжа, цена за неделю с завтраками и налогом вышла порядка 820 евро.

На следующее утро мы поели вкуснейший завтрак — да, он небольшой, но при этом есть все необходимое — и греческая еда, и обычная, и главное, свежевыжатый апельсиновый сок в неограниченном количестве. Двинулись на пляж, рядом с нами находился огромный песчаный пляж и в некоторых частях он довольно грязный, поэтому мы ходили из одного конца в другой в качестве утреннего моциона. Водичка в море теплая, прозрачная, одно удовольствие, кроме… кусающихся рыб! Я думаю, вы часто встречали эти аквариумы, где за деньги вы кормите рыб своими ногами? Так вот на нашем пляже это происходило бесплатно и весьма противно, стоило только остановиться, как рыбины были тут как тут — и цап, цап, цап. Некоторые кусали весьма болезненно. Людей на пляже было не очень много и, казалось, что много греков. Каламики оказались очень тихим районом без какой-либо активной жизни по вечерам в отличие от Ханьи, где после наступления темноты на улицы выходят уличные музыканты и диджеи с громкой музыкой.

Трекинг на Крите в 2022

В Ханью мы, разумеется, съездили погулять по старому городу и повыбирать кожаные сумки. В последних я была весьма разочарована — я думала, что каждый ремесленник, который там сидит, сам делает свои сумки, но пройдя по Кожаной улице, я увидела, что у всех них сумки абсолютно одинаковые и, они не пришлись мне по вкусу, как будто вырубленные грубой рукой из цельного куска кожи. Сама Ханья очень приятна — маяк на закате выглядит просто невероятно! Порт и близлежащие улочки напоминают о центральной Европе, петляют и приводят тебя в какие-то глубины древних развалин. Народу в городе в разы больше нашей деревеньки, поэтому мы были даже рады, что выбрали отель в тихом районе.

Трекинг на Крите в 2022

Мы с мужем предпочитаем проводить отпуск довольно активно, поэтому в планах было взять авто в аренду. Мы заходили в несколько агентств, везде были готовы дать нам машину без кредитной карты, а в одном месте — даже без залога! В итоге мы выбрали самое дешевое место прямо рядом с нашим отелем. Мы получили Ниссан Микра на автомате с 125 тысячами км пробега за 60 евро в день. Так как нам запретили ехать по грунтовым дорогам, то посещение бухты Балос отпало, далеко на Запад мы тоже не хотели ехать, и в итоге остановились на трех направлениях — Самарийское ущелье, древний город Лиссос и розовый пляж Элафониси.

В первый день мы поехали в Самарийское ущелье. Это самое длинное ущелье в Европе, и весьма популярная природная достопримечательность Крита для любителей трекинга. Однако надо понимать, что это не просто прогулка по дорожке, нужно быть готовым к довольно серьезной нагрузке, так как сначала нужно спуститься вниз на 1 км по высоте, что занимает около 3 км длиной по каменистым тропинам, а затем пройти длинный маршрут по руслу реки, камням и прочим препятствиям.

Трекинг на Крите в 2022

Обычно туристы приезжают в начало ущелья, спускаются вниз и проходят маршрут 16 км до моря, где садятся на паром и едут в соседнюю деревню. Но мы были на машине и, получив ее в 10 утра, добрались до ущелью только к 12, то есть мы не могли ни при каких условиях позволить себе пройти весь маршрут, который обычно занимает 5–7 часов пути. Поэтому мы приняли решение пройти примерно полпути (наивные!) до деревни и вернуться назад. Национальный парк «Самарья» является охраняемой территорией ЮНЕСКО, здесь произрастают уникальные растения и обитают редкие животные, самое известное из которых — дикая коза Кри-кри. Заповедник за год посещает около 200 000 человек. На входе вы покупаете билет за 5 евро и начинаете спуск, и если вы никогда не спускались в горах, то знайте, это очень тяжело! Обязательно нужно надеть кроссовки или трекинговую обувь, взять еду и бутылки для воды (по дороге будут источники и туалеты). Пока мы мучительно спускались вниз, нам на встречу бежал (!) паренек в обалденной физической форме, он даже не запыхался! Было очень приятно, что все туристы при встрече здоровались, а те, кто шел нам на встречу, смотрели на нас со смесью зависти и лёгкого ехидства, потому что, видимо, догадывались, что скоро мы пойдем в обратную сторону. На тропе дежурят спасатели с ослами, которые в случае необходимости, поднимут вас наверх. Наш спуск до пересохшей реки занял примерно 1,5 часа, мы увидели пожилую пару и решили уточнить, далеко ли до деревни, оказалось, что она находится на 12 км пути, то есть примерно 3 часа ходу, а мы общались на 3 км… тогда мы поняли, пора назад, так как ущелье закрывается. Путь вверх был еще тяжелее, но мне вдохновляла пара взрослых французов, которые прошли все ущелье в обратную сторону и довольно бодро поднимались прямо передо мной. К сожалению, мы так и не встретили тех самых коз Кри-кри, но повидали кучу обычных овец и коз, пасущихся вдоль дороги до ущелья. Теперь очень хочется вернуться туда еще раз и пройти его полноценно, потому что эти невероятные утесы, кедры и горы с набегающими на них облаками навсегда останутся в моем сердце. Кстати не выбрасывайте билеты, потому что на выходе из ущелья их обязательно попросит охранник, чтобы проверить, что никто не застрял на ночь в ущелье.

Трекинг на Крите в 2022

Несмотря на то, что обычно не рекомендуется на следующий день после Самарийского ущелья планировать другой поход, мы проигнорировали эту рекомендацию и направились по серпантинам в городок Суйя (Sougia), чтобы пройти небольшой 3 км маршрут до древнего города Лиссос по тропе Е4. По сравнению с маршрутом в ущелье, здесь тропа не ухоженная, а реально приходится идти по обычной тропинке, петляющей между камнями, деревьями, и ты чувствуешь себя древним торговцем, который прокладывает свой путь в богатый город в надежде заработать себе пару монет. Но маршрут идет через низ утесов, куда не дует ветер, и в жару там просто нереально ад. Затем когда вдали уже виднеется бухта и сам Лиссос, начинается спуск вниз по каменной тропинке, он относительно недолгий, но сложный из-за того, что там просто камни, через которые надо перепрыгивать. Внизу ваш ждут плохо сохранившиеся развалины древнего города, когда-то богатого и чеканившего свою собственную монету. Считается, что вообще Лиссос был портом города Элирос. Пройдя до моря, можно искупаться на невообразимо красивом пляже с лазурной водой. Когда мы накупалась и напились воды из источника, мы пошли обратно, но из-за сильной жары уже на третьем повороте (а вернее сказать, заползании на камни вверх), я поняла, что меня мутит. До паромчика оставалось 40 минут и, я умолила мужа подождать его, а не переться вверх. Прокатиться по лазурной воде минут 10 обратно до Суйи стоит 6 евро, но это стоит тех мучений, которые иначе пришлось бы вытерпеть. А дополнительным бонусом для вас будет прекрасный вид на горы с воды.

Трекинг на Крите в 2022

В Суйи (а это буквально 2 улицы и пляж) мы поели на побережье и направились в Элафониси вновь преодолевая серпантины один за другим. Наши планы опять слегка изменились, потому что мы пробыли в Лиссосе дольше, чем планировали, и опасались, что обратная дорога с розового пляжа будет уже в темноте, чего нам крайне не хотелось. Мы мчали по горным дорогам все 40 км/ч, разъезжаясь со встречкой на узкий поворотах и сигналя бредущим без делам козам. И вот спустя очередные 1,5 часа езды (1,5 часа стали какой-то мантрой в этом путешествии) мы прибыли на пляж с розовым песком. Народу там просто тьма, не передать словами сколько машин уезжало и сколько там еще было. Мы быстро переоделись в купальники и пошли искать розовый песок. Дул мощный ветер, вдали гоняли виндсерферы, а с пляжа взлетали пухлые чайки. Сначала я была разочарована, потому что мои ожидания были завышены — я думала, там всё розовое, но стоит пройти вброд и ты натыкаешься на небольшие розовые места. Песком на Элафониси становится розовым из-за крошечных ракообразных Фораминиферов, которые живут в раковинах красного цвета, которые после разрушаются со временем и превращаются в песок. Сейчас я вспоминаю увиденное и понимаю, что, черт, мы очень повезло это увидеть!

Трекинг на Крите в 2022

Кстати там очень мелко, поэтому чтобы хотя бы окунуться надо пройти довольно далеко в море. Мы погуляли там около 30 минут и поехали домой. Дорога уже была без серпантина, но шла по краю обрыва, что немного напрягало, но самый сложный участок стал для меня шоссе без освещения, нормальной разметки и гоняющий критчан. И хотя мы и ехали в кромешной темноте всего 10 минут, нам хватило впечатлений — нам с мужем в эту ночь снились кошмары.

Я много где за границей водила машину, и могу смело сказать, что в целом на Крите водят нормально. Да, везде, где ездили мы, была двойная сплошная, которую все пересекали, НО никто ни разу не обгонял опасно, ни разу не сигналили пешеходам, а они там ходят как хотят, ну и скорость весьма низкая — в населенных пунктах едят 30 км/ч, вне их не по серпантину 60 км/ч. Так что если вы думаете брать или не брать машину из-за стиля вождения на острове, то не думайте, берите. Так вам откроется свобода передвижений и доступность многих мест.

Немного про еду. Хотите есть сытно и дешево, ищите гирос, что-то вроде шавермы с картошкой, и всего за 4–5 евро. Мы брали каждый день один греческий салат на двоих, я пробовала креветок на гриле, осьминога, местную рыбу, а муж часто брал свинину. Огромный кусок мяса за 8–10 евро в зависимости от места. Где бы мы ни ели, всегда было вкусно — хоть в деревне у Самарийского ущелья, хоть в порту Ханьи. Так что выбирайте по своем вкусу и не прогадаете.

Трекинг на Крите в 2022

Хотела бы я вернуться на Крит? Да, еще целая западная часть не осмотрена. Но боюсь попаду туда еще не скоро. Крит прекрасное место для спокойного отдыха и любования горами и море. А как вы считаете, похож ли Крит на остальную Грецию?