Турист Константин Павлов (KonstantinPavlov)
Константин Павлов — был вчера 21:53
Филиппины покорены! Куда дальше?

Кучугуры, Старотитаровская, Тамань — Россия Июль 2022

Вместо предисловия

В июле этого года мы отдыхали в посёлке Кучугуры, что расположился на северо-западе Таманского полуострова на берегу Азовского моря.

Из казачьей станицы с любовью

Это был обычный семейный отдых на море, о котором не стоило бы и упоминать, ибо описание бытовых вопросов курортной жизни слишком мелко для уважаемого ресурса Туристер. Ру, да и я, признаюсь, не способен долго держать в голове детали повседневного времяпрепровождения и уж тем более об этом рассказывать.

Мне бы тему какую-нибудь замутить, желательно расследование: этнографическое, историческое, да хоть и политическое. Вот для такой непрактической и мало кому нужной информации в закоулках моей памяти место найдётся обязательно.

Однако, пять дней на Азовском побережье не прошли для нас даром. Имея при себе «верного Росинанта», мы активно перемещались по станицам и городкам Таманского полуострова, в итоге набрав немалое количество фактического материала и впечатлений, чтобы поговорить на тему, которую я люблю.

Тема будет связана с кубанским казачеством, о чём я, впрочем, уже писал ровно четыре года назад, когда выдал на-гора репортаж «Из Тамани с казачьим приветом». Так что продолжу начатое, и сделаю это с превеликим удовольствием.

Музей истории казачества в станице Старотитаровской

От посёлка Кучугуры до станицы Старотитаровской километров 35 великолепных пейзажей летнего Приазовья.

Из казачьей станицы с любовью

Мы отправились туда, во-первых, ради самой станицы, одной из старейших на Кубани, а, во-вторых, ради небольшого, но весьма самобытного музея, посвящённого кубанским казакам, их истории, культуре и быту.

Искомый музей расположен в самом центре станицы, в одноэтажном домике, построенном в 1887 году, который сам по себе является исторической ценностью, ибо это самая старинная постройка в станице из числа сохранившихся.

Из казачьей станицы с любовью

В то субботнее утро мы были единственными посетителями и, подозреваю, что визитёров у небольшого станичного музея, к сожалению, не так много. Хоть поблизости от Старотитаровской, на берегу Азовского моря, и расположены довольно раскрученные курорты, но для большинства отдыхающих посещение такого малоизвестного объекта культуры, да ещё и в населённом пункте, где моря нет, весьма сомнительное удовольствие.

А вот и напрасно, я настоятельно рекомендую побывать в станице Старотитаровской, посетить этот музей, возможно, совместив поездку с тем же Темрюком, как это сделали мы, или с визитом в Ахтанизовский лиман, где летом цветут лотосы.

Экскурсию по музею провела для нас его сотрудница, единственная бывшая в тот момент на месте. Приятная женщина, местная жительница, хоть и назвалась скромно смотрителем музея, справилась с обязанностями экскурсовода просто великолепно.

Из казачьей станицы с любовью

Чем сразу покоряет музей, так это своим «происхождением из народа». В том смысле, что инициатива его создания шла не по команде сверху, а от самих станичников, которые самостоятельно формировали музейную экспозицию.

Приносил народ старинную домашнюю утварь, предметы интерьера, традиционную казачью одежду, старые семейные фото.

Из казачьей станицы с любовью

Составляли генеалогическое древо казачьих родов, обосновавшихся в своё время в станице Старотитаровской.

Так с миру по нитке, станичному музею экспозиция. А непосредственным инициатором музея была учитель географии местной школы Ольга Яковлевна Погиба, которой ныне уже нет в живых, но дело её живёт и оставляет добрую память о ней.

Открыли музей в 1992 году, приурочив к двухсотлетию освоения казаками кубанских земель. О том как на Кубани появились казаки написано немало научных и около научных трудов, школьники Краснодарского края подробно изучают те события в рамках программы регионального компонента, но всё же и я немного подниму эту тему, ибо, посетив и музей в Старотитаровской, и этнографический комплекс «Атамань», что случилось на следующий день, чувствую себя в какой-то степени посвящённым.

Системное заселение Кубани подданными российской державы началось в 18-м веке по результатам двух русско-турецких войн. Земли Таманского полуострова были дарованы Екатериной II бывшим запорожским казакам, именуемым в тот период как Черноморское войско, в знак благодарности за отвагу в борьбе с турками и с поручением охранять южные границы российского государства.

В том своем материале про кубанское казачество, который был анонсирован выше, я вроде как касался вопроса этногенеза запорожских (кубанских) казаков.

Из казачьей станицы с любовью

Но тогда и сейчас скажу, что говорить об этногенезе применительно к казакам в принципе ошибочно и неправомерно, ибо казаки никакой не этнос или субэтнос, а служивое сословие со своими особыми идентификаторами, в виде особенностей менталитета и быта, вероисповедания, своеобразной культуры, особого диалекта русского языка, но не более того.

И когда кубанских казаков именуют украинцами, или там потомками монголо-татар, хазар, выходцами с Ирана, то это всё вранье, происки и политические интриги. Для меня лично это важно знать и понимать, ибо мой дед по материнской линии, профессиональный военный, умерший за 10 лет до моего рождения, из тех самых кубанских казаков.

Сколько казаков пришло на земли Таманского полуострова доподлинно не известно, но видимо немало, ибо переселение было долгим и осуществлялось оно в несколько этапов. Сначала прибыли группы конных разведчиков, обследовали территорию, оценили обстановку, затем уже началось перемещение большого количества людей со всем их скарбом, вьючными и домашними животными, а также военным снаряжением, в том числе артиллерией.

Из казачьей станицы с любовью

Некоторая часть переселенцев и большая часть габаритных грузов прибыла морским путём. В распоряжении войска было несколько гребных судов, которые и были отобраны для морского перехода. Высадка произошла в том месте, где ныне размещается этнографический комплекс «Атамань».

Это уже этнокомплекс Атамань, вроде как именно в этом месте более двухсот лет назад высадились казаки
Это уже этнокомплекс "Атамань", вроде как именно в этом месте более двухсот лет назад высадились казаки

Это знаменательное событие произошло в августе 1792 года, от даты которой и идёт отчёт пребывания казаков на Кубани.

Однако, основная масса казачества, конные полки, семейные казаки, войсковое имущество добирались сухопутным путём. Шли несколько месяцев, зимовали в Ейске и до места добрались уже весной 1793 года.

Прибыв на Таманский полуостров, казаки взялись обустраивать кордонами кубанскую границу и строить курени — поселения того или иного казачьего рода, перенося уклад своей жизни в Запорожской Сечи на новые территории.

В числе первых куреней числом около сорока был основан курень Титаровский, произошло это в 1794 году. В 1810 году, после образования станицы Новотитаровской, курень был переименован в Старотитаровский, а в 1848 году получил статус станицы, что означало, что в этом населённом пункте проживает несколько казачьих родов.

Далее в своём повествовании я перемещаюсь на территорию комплекса «Атамань» в атмосферу фольклорного фестиваля и народных гуляний.

Фольклорный фестиваль в «казачьей станице Атамань»

Четыре года назад мы останавливались на отдых в городе Тамань, на окраине которого имеется великолепный музейный комплекс «Атамань».

Из казачьей станицы с любовью

Тогда мы безусловно посещали этот этнографический музей под открытым небом, который, на мой взгляд, лучший средиему подобных, во всяком случае, из числа тех, что я видел. А кое-что, тот же Скансен в Стокгольме, мне повидать довелось.

В этом году мы с удовольствием решили посетить музейный комплекс «Атамань» ещё раз, а поводом стал фестиваль фольклорной казачьей песни, что был назначен на воскресный июльский день. Так, оседлав с утра пораньше своего «Росинанта», мы отправились в путь, от Кучугуры до Тамани примерно полсотни километров.

Не скажу, что мы большие ценители казачьего песенного и музыкального творчества, но в атмосферу фестиваля окунулись по полной. В тот день в «Атамань» приехало немало творческих непрофессиональных коллективов со многих городов и станиц Краснодарского края.

Из казачьей станицы с любовью

Энергетика увлечённых творческих людей была потрясающая, любовь к своей большой и малой родине вызывала уважение, аутентичные интерьеры музейного комплекса и традиционное одеяние участников фестиваля обеспечивали эстетический комфорт.

В результате получился невероятный по насыщенности, яркий и добрый день, один из тех, что остаются в памяти на долгие годы.

Однако, не надо забывать, что комплекс «Атамань» это этнографический музей под открытым небом, искусно оформленная имитация кубанской казачьей станицы прошлых времён.

Из казачьей станицы с любовью

Перемещаясь от хаты к хате, от одного переулка к другому этой потешной станицы, мы невольно окунулись в мир кубанских казаков, прикоснулись к их быту и традициям.

А жили кубанские казаки большей частью земледелием, тем более что климат у нас на юге России подходит для этой деятельности как нельзя лучше. Были у казаков в дореволюционные времена простейшие сельскохозяйственные орудия труда, как-то железные плуги, жнейки, сеялки, молотилки.

Из казачьей станицы с любовью

Пахота, боронование и посев, традиционные весенние виды сельскохозяйственных работ считались преимущественно мужской работой, а вот на прополку выходили все вместе, как говорят в Малороссии — гуртом, подключались и женщины, и дети. Сенокос также считался мужской работой, но косой обязательно владели и женщины. Также часто на время сенокошения нанимали косарей, приезжавших на заработки из центральных регионов России. Далее была сушка сена, молотьба, это уже до самой зимы.

Достаточно неплохо у кубанских казаков были развиты промыслы и ремёсла, такие как, мукомольные, маслобойные, сыроваренные, пивоваренные, кожевенные, кирпичные, гончарные.

В программе фестиваля в комплексе «Атамань» в тот день были организованы различные мастер-классы по казачьим ремёслам, мы сами не участвовали, но периодически наблюдали за некоторыми из них.

Из казачьей станицы с любовью

В общем на хозяйственную деятельность кубанского казачества определяющее влияние оказывала природа Таманского полуострова и его климат.

Весьма аутентично в музейном комплексе «Атамань» смотрятся жилые хаты.

Из казачьей станицы с любовью

Надеюсь, что они максимально соответствуют оригинальным казачьим жилищам.

Дома строились исключительно из местных строительных материалов — глины, камыша, соломы, хвороста. Такой дом называли турлучный, когда деревянный каркас обмазывали с двух сторон глиной.

Подобные дома до сих пор сохранились у нас на Кубани и даже лет 25 назад я видел, как по подобной технологии возводился новый домик, правда в дачном кооперативе. Делали так: забивали вертикальные столбы, пространство между ними заполняли деревянными плахами, хворостом и камышом. Далее укрепляли конструкцию брёвнами или досками, соединяя ими верхние концы столбов, на которые укладывали потолочные балки, подшивали потолок тонкими жердями и засыпали слоем камыша. Каркас стен и потолка обмазывали с двух сторон толстым слоем глины, смешанной с соломой. Этой же глиной забивали и пол, поднимая его над поверхностью земли сантиметров на 30. В завершение глиняные стены белили.

Из казачьей станицы с любовью

В общем, «… я его слепила из того, что было…»

Самое крутое, что было у этих домов, так это камышовая крыша. Четыре года назад в Тамани мы жили в гостевом доме «Диканька», стилизованном под казачью станицу и состоящем из отдельных номеров — хаток. Так вот крыши у тех хаток тоже были камышовые, и смотрелись такие домики невероятно живописно.

Гостиничный комплекс Диканька (г. Тамань)
Гостиничный комплекс "Диканька" (г. Тамань)

Насколько я понимаю, жилища кубанских казаков обликом своим напоминали украинские хаты и совсем не походили на деревянные срубы средней полосы России или Русского Севера. Ну это и понятно, народ в первую очередь ориентировался на те строительные материалы, которые были рядом.

Не могу не сказать про внутреннее убранство казачьей хаты, которое, очевидно, заимствовано из южных степных зон Украины. В хате находились две комнаты — большая и малая. В той, что поменьше размешалась печь, длинные деревянные лавки и стол. А в той, что побольше, обычно, была выставлена более солидная мебель, выполненная на заказ: шкаф для посуды, комод или сундук.

Из казачьей станицы с любовью

Главным местом в хате обязательно была божница — икона, украшенная рушником и, часто, бумажными цветами. В божнице хранили предметы особого, священного или обрядового, назначения.

Из казачьей станицы с любовью

Рассказывали, что казачьи семьи жили очень скученно, ибо были они многолюдны, а места в хате, как видно, было совсем мало. И спали все вместе, кто на лавках, а кто и навалом на полу. И обедали обязательно всей большой семьёй за одним длинным столом.

Получается, что жили кубанские казаки довольно скромно, с минимальным комфортом, непритязательно, друг у друга на виду.

Про форму и одежду кубанских казаков рассказывать не буду, в том своём рассказе немного этой темы касался.

А вот по поводу казачьей еды поделюсь, ибо сам покушать люблю, делаю это со смаком и удовольствием. А в тот день, в музейном комплексе «Атамань», угощались мы многократно, и как вы понимаете, вкушали не гамбургеры с колой, а традиционную кубанскую казачью еду.

Из казачьей станицы с любовью

Но, собственно говоря, именно так мы питаемся постоянно, ибо, кубанская казачья кухня, дополненная кавказскими блюдами, является традиционной и для нашего региона, и для нашей семьи.

Это простая в технологическом плане еда, основанная на использовании исключительно местных продуктов с минимальным уровнем промышленной обработки.

Конечно, мало кто сейчас даже в сельской местности, самостоятельно печёт хлеб из кислого молока или на закваске, тем более изготавливает дрожжи из хмеля.

Из казачьей станицы с любовью

Ну, может какой особый ценитель народных старинных рецептов. Большинство народа идёт за хлебом в магазины или в частные пекарни за крафтовым ассортиментом. Но вот пироги с разнообразной начинкой, вареники, галушки многие до сих пор делают сами, ну или покупают у частников, как это делаем мы.

Первое блюдо — это, конечно, борщ, который принято считать хитом украинской кухни. Но и на Кубани это главное украшение стола и хозяйки обязательно его делают сами. Вариантов рецептур борща, думаю, имеется бесконечно много. Тут и ингредиенты могут быть самые различные, как и способы зажарки.

Из казачьей станицы с любовью

Далее просто перечислю кубанские казачьи основные блюда, но ещё раз уточню, и в старинные времена, и в наши дни, при готовке, как правило, используют только местные продукты, что родила кубанская щедрая земля.

Итак, что вспомню: домашняя лапша, которую отварив, обычно заправляют яйцами и маслом. Далее, обязательно, блины и оладьи, их делают из пресного теста, чаще всего на кислом молоке и яйцах, а также всякого рода изделия из пресного теста, замешанного на масле, яйцах и сметане. Названия могут быть разные, тут у кого какая фантазия: колобки, кныши, вывертышки.

Что ещё? Ну, обязательно разнообразные крупы. Каши из них варят на молоке или на воде: гречневые, пшённые, это традиционное блюдо. Обязательно на столе будут блюда из бобовых культур: гороха, но большей части, как мне кажется, фасоли. Ну и картофель, конечно, куда без него, усилия Петра I, в этом плане, даром не пропали.

Овощи и фрукты, полезная и вкусная еда. Этого добра на Кубани много, особенно в сезон, а для не сезона придумали квашение и засолку.

Чтобы не сложилось ложного представления, что кубанские казаки, и мы вместе с ними, все как один вегетарианцы, скажу, что мясо на столе у кубанских казаков было всегда, во всём его мясном разнообразии.

На праздник, на Рождество, например, можно было запечь и всего поросёнка.

Из казачьей станицы с любовью

Но в обычные дни были блюда поскромнее. Потребляли и потребляют до сих пор: уток, индейку, гусей, кур, свинину, как, впрочем, и говядину с бараниной. Обязательно готовили холодец, жарили мясо, пекли пироги и пирожки с начинкой.

Ну и сало, этот продукт традиционен не только для украинской кухни, но и для кубанской казачьей, обязательно.

Из казачьей станицы с любовью

Рыба в рационе кубанских казаков присутствовала непременно. Чтобы понять это, достаточно взглянуть на карту Таманского полуострова. Два моря — Азовское и Чёрное и множество лиманов, как говорится, улов гарантирован, отсюда и многообразие блюд из рыбы.

На третье пусть будет узвар и квас. Про алкогольные напитки умолчу, сам не пью и другим не советую.

Признаюсь, что я специально под завершение своего репортажа про еду заговорил. Это такой маркетинговый приём с целью заманить побольше народу к кубанским казакам в гости. Приезжайте, тут вам всегда будут рады.

Цикл материалов "Россия. Адыгея и Кубань"

1. Моя Адыгея! Маршрут №1
  2. Из Тамани с казачьим приветом!
  3. Из казачьей станицы с любовью
  4. Большой Геленджик. Эйфория
  5. Дольмены реки Жане

Теги: Автопутешествия, Культурно-познавательный туризм, Пляжный отдых, Самостоятельные путешествия