Турист Михаил Странник (Chedty)
Михаил Странник
был сегодня 7:39

Бенд — США Июль 2022

Полина — большое красивое озеро в кальдере вулкана Ньюберри. Точнее в одной из кальдер этого вулкана. Вулкан старый, почти 500 миллионов лет, извергался много раз. Видимо лава была очень плотная и крепкая, после остывания, запечатывала старое жерло намертво. При следующем извержении Ньюберри прорывался не в старый кратер, а где-то рядом, в километре может в двух.

Начинка для вулкана

Рядом еще одно такое же круглое озеро, близкое по размерам — Восточное. Там тоже кальдера, но туристы любят отдыхать на Полине гораздо больше, чем на Восточном, потом объясню почему.

Вид сверху, на фотографиях к этому рассказу, я снимал тоже с вулкана. Сейчас, та гора, с которой я фотографировал, самая высокая. Здесь было последнее извержение. Наверно, поэтому люди называют ее вулканом, а все остальные кальдеры озерами, но строго говоря все они один и тот же вулкан, просто кратеров много.

Начинка для вулкана

Полина находится на высоте чуть больше двух тысяч метров. Даже если в ближайшем городе Ла Пасе (тысяча метров над уровнем моря) жарко, здесь свежо и прохладно. Вокруг озера есть тропинка, на два — три часа хода. Места очень живописные и разнообразные, от соснового бора, с большим количеством маслят

До безжизненной покрытой лавой долины.

Начинка для вулкана

На озере очень удобно кататься на лодке. Волн почти нет. Чаша в которой располагается Полина достаточно глубокая, чтобы на зеркало воды не попадал ветер.

Здесь удивительная рыбалка. Удивительно даже не то, что рыбы много, а то какая это рыба. Когда в первый раз такую поймал, немножко испугался, может что не то сделал, но жлобство и природное любопытство остановило меня от того, чтобы отпустить несчастную назад в озеро. Посадил я рыбу в полиэтиленовый пакет и пошел вдоль берега искать машину с орегонскими номерами, чтобы выяснить у местных можно ли таких ловить. Говорят, что можно, нерка (sockeye) называется, очень вкусная.

Начинка для вулкана

На счет того, что она нерка и очень вкусная, я и так догадывался. Съесть ее на месте и немедленно мне мешали теоретические знания. Нерка — проходная рыба. Она поднимается из океана вверх по рекам. В Полину ей никак не забраться, единственная связь озера с внешним миром водопад, через который вода сбрасывается, когда озеро переполняется. Нерка, она, конечно, сильная, но на двадцать метров вверх не прыгает.

Соседи оказались эрудитами и рассказали, что последнее время во всем этом регионе происходит некий ихтиононсес. В пресноводных озерах расплодилась проходная, лососевая рыба. Что там нерка в Полине, в озере Хосмер развелась чавыча (самый крупный лосось, в дословном переводе Королевский Лосось), только ловить ее нельзя. Экологи от удивления так обалдели, что запретили ловлю любой рыбы на озере Хосмер.

Начинка для вулкана

Генетически озерная рыба идентична своим морским родственникам, но меньше по размерам и отличается по вкусу, это скорее всего связано с особенностями питания. Хорошо это или плохо люди пока не решили. На всякий случай, ввели ограничение на ловлю нерки — 2 кг в день и запретили ловить озерную чавычу. Говорят, скоро на ловлю чавычи будет лотерея, уже достаточно много развелось, когда изучат получше попробуют расселять.

Нерка не единственное чудо, которым удивило нас озеро Полина. Значительный по площади участок северного берега озера сложен обсидианом. Сфотографировать практически нельзя, но выглядит очень красиво. Представляете себе берег из черного стекла. В таких количествах обсидиан я видел только в этом регионе.

Начинка для вулкана

Целые реки из обсидиана вытекали из кратеров и спускались вниз по склонам. Наверно если обсидиан застывает в жерле вулкана, то прорвать такую пробку нельзя никакими силами. Приходится лаве пробивать себе новую дорогу.

Следующее чудо находится где-то в километре от впадения в озеро обсидиановой реки. Прямо на берегу Полины расположено множество горячих источников.

Начинка для вулкана

Почему прямо на берегу не знаю. Глубина озера метров пятьдесят. Если допустить, что горячие подземные воды двигаются своим обычным путем, снизу — вверх, то им будет проще попасть на дно озера, чем на его берег.

Температура воды градусов сорок

В качестве одного из решений парадокса, можно допустить следующую версию — дно озера непроницаемо, предположим из того же обсидиана. В этом случае, озеро как бы налито в котел. Горячая вода обтекает «котел» по проницаемым породам и выйдет на поверхность где-то близко к его краю, т. е. на том самом берегу.

У девчонок день удался. У них есть два стаканчика с малиной, стаканчик с земляникой и теплая лужа

Версий в принципе может быть много, но больше других мне нравиться допущение предполагающее, что горячая вода в источниках — это вода озера, которая по трещинам попала в зону температурной аномалии, разогрелась, потеряла удельный вес и как самый легкий флюид, была вытолкнута на поверхность.

Начинка для вулкана

В пользу этой версии говорит то, что у горячей воды из источников практически тот же запах и вкус что у озерной. Помните я писал, что туристы не слишком жалуют соседнее Восточное озеро. Вонюче там. Сама вода озера чистая ледниковая, но горячие источники на склоне горы содержат сернистые газы. Окислы серы тяжелые, если нет ветра, они опускаются на зеркало воды и потихоньку пованивают. Есть легкий запах даже на протоке, которая соединяет Полину и Восточное, но на самой Полине я запаха серы никогда не слышал, а чувствовать запах серы когда-то входило в мои должностные обязанности.)

Просто сидеть у горячих источников и придумывать им генезис было скучновато, для полноты ощущения, я несколько раз перекладывал свое тело из горячего источника в холодное озеро и обратно. Это упражнение породило несбыточную мечту. Захотелось простроить на берегу Полины сауну и распарившись с разбега прыгнуть в озеро с крутого берега. Мечтать не вредно.

Начинка для вулкана

Взгрустнув, по оставленной в Крекшино лучшей в мире сауне, мы пошли назад к нашей машине. Около машины стояла пара нашего возраста и на чисто русском языке обсуждала, какими нужно быть козлами, чтобы рулить из Техаса в Орегон. «Сам такой» было сказано беззлобно и вызвало смех и взаимную приязнь.

После получасовой, ни к чему не обязывающей болтовни мужик спросил:

— В бане попариться не хочешь?

— «Грешно смеяться над больными людьми?»

— У меня есть, хорошая.

Я с самого начала подозревал, что мужик умный, но, когда увидел его баню, проникся до глубины души. Он купил фургон для перевозки лошадей, переоборудовал его в баню и теперь ездит на рыбалку со своей сауной на прицепе.

Начинка для вулкана

Я мужику объяснил, как я хочу в сауну и пообещал купить ему розовое платье и серебряные башмачки, как у феи. Он пошел, топить сауну, а я поехал в магазин. Розового платья у них не было, поэтому я купил пиво.

Сауна оказалась экстракласса, на двоих, собственно, даже не маленькая. Я в саунах немножко разбираюсь и могу сказать, что редко видел бани, сделанные без ошибок, здесь претензий не было.

Начинка для вулкана

Пока парились скоординировали план наших путешествий и дальше до конца их отпуска ездили вместе. Было приятно и интересно. Чудеса бывают, но их приходится делать самим. Никогда не думал, что на орегонском озере можно встретить русского мужика, у которого с собой будет сауна.

Обобщая материал по озеру Полина, можно сказать, что это одно из лучших легкодоступных озер регионе. Да, верхние озера, расположенные в котловинах Каскадных гор красивее, но туда нельзя проехать на машине, до них шлепать километров пять от парковки пешком в одну сторону. Кроме этого, на все небольшие изысканные озера, в пиковый сезон, приходится получать разовые бесплатные разрешения по интернету. Администрация боится избыточной нагрузки на экосистему и допускает на верхние озера определенное количество людей в день, не так чтобы очередь, но ситуация под контролем. Не разу не видел никаких поверяльщиков, при этом грозятся большим штрафом, да и не принято в Штатах приличным людям нарушать правила. На Полине все по-другому, очень хорошая бетонная дорога прямо до берега, особых ограничений нет, пока ее красоты на всех желающих хватает.

Начинка для вулкана

Мы брали на озеро надувную байдарку, у друзей был маленький плотик с электродвигателем, и то и другое работало хорошо. Кальдера, в которой расположено озеро, достаточно глубокая и как следствие, там почти нет волны и ветра, лодку не сносит. Вода чуть теплее, чем ожидаешь от ледникового озера, из-за близости горячей лавы, но совсем чуть, может на пару градусов, даже вулкану слабо прогреть озеро пятидесятиметровой глубины. Места для стоянок оборудованы очень удобно, люди друг другу практически на мешают.

Так что, как доберетесь до Орегона, сразу сворачивайте на Полину.