Турист Алексей Панихин (Aleksejj_Panikhin)
Алексей Панихин
был 10 декабря 2022 12:40

Иркутск, Аршан, Листвянка, Большие Коты — Россия Июль 2022

Что обязательно посмотреть в первый раз?

Как спланировать собственное путешествие?

Когда ехать?

На Байкал, как на известное во всем мире озеро, ну, а для меня лично одно из самых обязательных к посещению мест силы, я собирался давно. Но раз за разом останавливала цена на перелет, что в купе с известным ценником по месту регулярно разворачивало планы от этого удивительного места к другим направлениям. Так получилось, что в 2022 мировая обстановка так круто выгнулась, что выбор подсократился. Для меня сути дела это не меняло, потому как пару раз в году я обязательно езжу по России (согласитесь, посмотреть чего на всю жизнь хватит), но тут подоспели и субсидии на перелеты, в том числе и до Иркутска. Знакомые ребята с Алтая решительно заверили меня в этом году избежать визита, потому как повсюду огромные очереди. Стало быть — решено. Едем на Байкал. Белуха подождет.

Долететь до Иркутска напрямую можно из многих крупных городов страны. Конкретно в моем случае, полет был Аэрофлотом на боингах на 18 тысяч рублей в обе стороны (+3200 за багаж в обратную сторону, доплачивал за сутки до вылета домой). Старайтесь вылетать ночным рейсом (если летите из СПБ или Москвы), из разницы в часах (+5) в городе вы будете около полудня и сможете хорошо прогуляться по шестому, по величине, городу Сибири. Некоторые берут дальше, вылетают вечером накануне, и тогда в городе они уже рано с утра, но по мне так будет гораздо тяжелее настроить циркадные ритмы ваших внутренних часиков.

Мой Маршрут:

Иркутск — Листвянка — Ольхон (Хужир) — Иркутск — КБЖД — Листвянка — Большие Коты — Иркутск — Аршан — Иркутск — Домой (СПБ)

День Первый: Иркутск

Хрустальные ворота — так именуется городской аэропорт, и из него в город ездят автобусы (после выхода направо, через дорогу на остановку). Формально аэропорт находится, едва ли, не в черте самого Иркутска. Можете вызвать такси, здесь хорошо работает Яндекс, но в основном вы будете пользоваться услугами такси Максим. Я рекомендую провести в городе только первую ночь, и уже на следующий день съезжать. Заселяемся, скидываем вещи и идем гулять.

Проживание: Я прекрасно понимал, что весь день проведу на ногах, и мне нужно только спальное место, ну, а если еще и водные процедуры будут, то совсем ништяк. Заселился я в Rolling Stones Hostel. Очень рекомендую, если вы путешествуете в формате, который приемлет хостел. Там комфортно, койко-места отделены шторками, есть несколько душевых комнат, туалетов, общая кухня, завтраки (при желании доплатить), и очень уютно — чисто. Посетители снимают обувь при входе. В номерах кондиционер. Легко бронировать через сервис Ostrovok, располагается заведение крайне удобно. Автовокзал в пешей доступности, что неимоверно важно, если хотите сэкономить. Вообще всегда старайтесь выбирать жилье, поближе к автовокзалам. В любом путешествии. Сэкономите и нервы, и лишние копейки на пиво или мороженое.

790р за ночь

Самостоятельный трип по Иркутской Области и Байкалу

По Иркутску можно гулять и без всяких особенных маршрутов, город своеобразный, и много памятников, и исторический центр, прекрасно сохранившийся на мой взгляд, и даже несколько модных общественных пространств, где можно передохнуть. Я лично был в восторге, когда увидел «закопанные» этажи дореволюционных построек, — «культурный слой» так называемый. И все же, здесь за туристов подумали и создали отдельный маршрут, дабы те не заблудились, увидели побольше и в кратчайшие сроки, а самое главное пешком.

Называется этот проект — «Зеленая Линия», и начинается маршрут в у памятника императору, у ног грандиозного монумента Александру III. Находится он на берегу Ангары, на пересечении бульвара Гагарина и длинной улицы Карла Маркса и тянется полукругом зеленой разметкой, от одной точки к другой. Рядом с каждой достопримечательностью находится информационный стенд с полезной информацией. Заканчивается он у памятника Бабру (в якутском языке это слово (баабыр) обозначает амурского тигра), это символ города, изображенный и на его гербе.

Самостоятельный трип по Иркутской Области и Байкалу

Пока гуляете обязательно попробуйте буузы (или позы, это одно и тоже). Подают их в так называемый позных. Их в городе не мало, и меню там состоит не только из этого блюда, но и других бурятских блюд. По сути это большой хинкаль, внутрь которого присутствует приличная порция горячего бульона, его обычно сливают через отверстие сверху на глубокую ложку, или прямо в тарелку. Ну или осторожно выпивают, если не боитесь обжечь язык. Я пробовал их, и в Аршане, и в Иркутске. В обоих случаях было сытно, вкусно и недорого (в среднем около 50р за штуку), хотя читал отзывы в интернете, где многие признавались, что раньше было лучше. Не знаю. Сравнить не с чем.

Не забудьте купить билет до Листвянки на завтра

День Второй: Переезд в Листвянку. Байкал

Само собой мне не терпелось увидеть сам Байкал, а потому в Иркутске я не задерживался и прямиком двинул по Байкальскому Тракту (грандиозная, прямая, как выпущенная стрела дорога по сопкам, строго от Иркутска до Листвянки).

Самостоятельный трип по Иркутской Области и Байкалу

Листвянка — самый известный, самый близкий (к Иркутску) и самый выбивающийся из романтики озера поселок. Я настоятельно рекомендую начать с него, хотя сам навряд ли вернусь туда еще, — рассматривать буду только как перевалочный пункт, остановку. И вот почему. Все дело в том, что когда сюда приезжаешь создается впечатление, что приехал в Анапу. Вот типичное побережье черноморских наших курортов. Берег запружен ларьками, пивными, домами по сдачу, продаваемой в три дорога рыбой, ходить негде, — люди и машины идут по одной и той же узкой дороге, и оно понятно. Туристы со всего света приезжают как правило сюда и протолкнуться здесь негде. Скрашивает все сам Байкал, который в жару напоминает один огромный кондиционер. Он редко прогревается выше 12 градусов, здесь обычно ветрено и от «моря» (его все тут называют именно так), дует божественной прохладой.

До Листвянки можно доехать, купив билет в кассе автовокзала, или запрыгнув в незаполненный микроавтобус (20, иногда 21 место) на станции Центрального Рынка и, заплатив непосредственно водителю. Удобнее всего покупать билеты онлайн через приложение (ссылки внизу статьи). Ехать чуть более часа. Водители обычно разгоняются до нескромного. Старайтесь планировать свое путешествие так, что выезд в Листвянку не пришел на субботу или разгар пятницы по естественным причинам. Хотя существует целое множество иркутян никогда не видевших Байкала, все-таки некоторые горожане едут в те края на выходные.

Трансфер в Листвянку: 167р

Несмотря на все минусы, рядом с поселком (и непосредственно в нем) сосредоточено несколько обязательных к посещению мест. В первый день (особенно если вы приехали к заселению), времени на нечто продолжительное у вас не будет.

Проживание в Листвянке (2 ночи): 3800р

Первым делом купите билет на автобус до Ольхона (п. Хужир), тут же, по приезду напротив гостиницы Маяк, где вы остановились, когда прибыли из Иркутска. Или опять же, воспользуйтесь приложением. Самый ранний из возможных на послезавтра. Дорога в пути больше семи часов. Вместе с тем закажите экскурсию по о. Ольхон через один из сервисов. Ссылки я покажу в конце статьи.

Наверху гостиницы Маяк расположен один из залов местного ресторана, откуда открываются хорошие виды на панораму вокруг. Пускают туда свободно, но тут же бросают на вас натасканного официанта. Цены там кусаются.

Сбрасываем вещи в жилище и идем гулять. В этнографическую жемчужину — «Тальцы"нужно выделять больше пяти часов, плюс дорога, и нужно обязательно быть с утра. Обсерватория в мой день не работала и я отправился к музею. Для этого следует проехать на остановку назад, или пройтись пешком вдоль побережья около часа. По пути будет видный сувенирный магазин. Можете зайти ради любопытства и что-то выбрать, но не увлекайтесь. Не смотря на то, что три шкуры там не дерут, и выбор не плохой, там все же дороже в отличии от места, про которое я еще расскажу.

Музей Байкала это настоящий развлекательный центр, куда обязательно стоит идти с детьми и я советую выделять на него отдельный день. Что я и сделал, проигнорировав левую дорожку и пошел направо, — в дендрарий при этом самом музее. Здесь можно вблизи увидеть многие сибирские растения, деревья, а также полюбоваться озером с удобной обзорной площадки. Прогуляйтесь по тропам, подышите сосной, сделайте фотографии и возвращайтесь на тракт, откуда поднимемся выше, в направлении канатной дороги. Перепад высоты около сотни метров, идти полтора километра вверх по склону, где можете начать восхождение к Камню Черского. Это несложный маршрут, который можно преодолеть в течении часа при хорошей форме. Можете взобраться наверх, используя «канатку», а спуститься уже пешком, или заплатить за билет в обе стороны.

Наверху увидите одну из обязательных к посещению смотровых. Камень Черского, которая названа в честь знаменитого геолога Ивана Дмитриевича Черского, который внес значительный вклад в исследование озера. (не путайте это место с Пиком Черского). Отсюда открывается уникальный вид на исток Ангары из Байкала и Шаман-Камень.

Самостоятельный трип по Иркутской Области и Байкалу

Спустился я уже далеко за девять вечера, и автобусы если и ходили, то редко. Не мучайтесь и вызывайте такси, можно прямо от канатки (там есть парковка, если вы арендуете машину). Яндекс или Максим, ориентируйтесь по цене или времени ожидания на свое усмотрение. Как правило здесь практикуется второй агрегатор.

День Третий: Тальцы и Музей

Для третьего и полноценного дня в поселке я выбрал посещение этнографического комплекса «Тальцы», что находится под открытым небом на берегу Ангары, совсем недалеко от ее истока. Если хотите экскурсию, то днем ранее созвонитесь с деревней и запишитесь в группу; по приезду вы сможете исследовать территорию только самостоятельно.

Самостоятельный трип по Иркутской Области и Байкалу

Альтернативой может стать посещение «Нерпинария», — обязательно с детьми, где сможете полюбоваться знаменитым байкальским инопланетянином и влюбиться в эти бездонные глаза, точно у кота из «Шрека».

Другим вариантом, за место, Тальцев может стать Обсерватория, куда тоже стоит записываться отдельно. Здесь находится уникальный для России солнечный телескоп. Таких по миру совсем немного, а с подобной мощностью и вовсе два. Здесь и в США. Экскурсия в Обсерваторию будет интересна скорее взрослым, это по-настоящему уникальный объект, где и виды хорошие открываются, и за солнцем понаблюдать дадут. Нерпинарий больше для детей, и съемка там к сожалению запрещена. Зверушки боятся вспышек, а без них никак, в бассейне довольно темно. Оба объекта находятся в пешей доступности от автовокзала.

Я выбрал Тальцы, и экскурсию не брал. Во-первых остальные варианты были не совсем доступны и были до конца под вопросом, во вторых я не хотел зависеть от времени. Потому, незадолго после открытия комплекса, двинул к стоянке маршруток, где купил билет напрямую у водителя, который уезжал в Иркутск. Попросил остановиться напротив Тальцев, и поехали.

Проезд: 100р

Пока ехал (ехать около 20–30 минут), почитал про место и скачал аудиогид с проекта Изи-Травел. Ссылку, вместе с остальными полезными ресурсами, оставлю внизу. У сайта есть приложение. Скачивайте трек и идете по точкам, app отслеживает ваше местоположение и рассказывает о различных местах автоматически. Очень удобно.

Входной билет (без экскурсии) 250р

Самостоятельный трип по Иркутской Области и Байкалу

Здесь очень интересно, и здорово все организовано. Чтобы обойти все без спешки мне не хватило пяти часов. В ретроперспективе здесь воссоздано четыре зоны народов прибайкалья: русская, бурятская, эвенкийская и тофаларская. История создания музейного комплекса под открытым небом, появилась в шестидесятые при строительстве знаменитой ГЭС, когда огромная территория попадала под затопление. Целые дома и усадьбы, стоянки и остроги сняли с места и перенесли сюда. Так появились Тальцы. Каждый отдельный дом, в который можно зайти, — отдельный музей с восковыми фигурами, предметами быта и хозяйственного инвентаря.

В парке можно доплатить за различные мастер-классы, представления и сувениры. Последние даже не думайте покупать. Рано или поздно замучает голод, но не волнуйтесь, неподалеку от побережья (где даже песчаный пляж есть) наткнетесь на трактир. Бюджетное бистро с небогатым выбором, но крайне демократичным ценником и быстрым обслуживанием.

Самостоятельный трип по Иркутской Области и Байкалу

Советую ехать пораньше, людей будет куда меньше и вы успеете посетить музей по дороге назад. Обратно нужно ловить маршрутку-попутку из Иркутска, ну или вызывать такси, прямо с трассы. Я возвращался с двумя девчонками и возле нас остановился мужчина на «поло», который посетовал за то, что едет в Листвянку порожняком. Попросил остановить возле «музея», напомню, что это именно там, где я был накануне, посетив дендрарий и Камень Черского.

Проезд: 100р

Разумеется здесь тоже проводят экскурсии, но я не хотел подстраиваться под момент комплектования группы и решил ограничиться саморазвитием без чьей-то помощи, купив полный комплекс билетов: входной + виртуальное погружение + микроскоп + VR тур с аквалангом.

Музей: 800р

Снаружи музея есть еще возможность сесть в легендарный батискаф «Пайсис» с виртуальной экскурсией, но летом в нем так жарко, чудовищно и невыносимо, что я поверил кассиру и туда не пошел.

Самостоятельный трип по Иркутской Области и Байкалу

Сам музей без лишних слов обязателен к посещению. Обилие фактов о озере, его обитателях, особенностях и экосистеме, которые тут можно узнать и самостоятельно, сможет вам рассказать только профессор фанатично преданный делу. Почему озеро способно само себя очищать? Почему его называют «морем»? Откуда взялась нерпа? Каковы его глубины, как выглядит дно, кто и где обитает в нем и рядом? А вы знали, что в Африке существует двойник Байкала?

А еще здесь есть огромные аквариумы с озерной водой, которая постоянно поступает внутрь резервуаров и постоянно обновляется, что позволяет рыбкам, рачкам и нерпе (да здесь есть парочка) чувствовать себя. как дома.

Виртуальное погружение представляет собой комнату, где вас запирают, а в «иллюминаторах» левой, правой и носовой стороны упрятаны независимые экраны, через которые вы и наблюдаете за глубинами озера, так что создается впечатление настоящего погружения. Приключение также сопровождается озвученной лекцией.

Выше этажом можете зайти на урок микробиологии, понаблюдав через микроскоп за самыми маленькими обитателями побережья Байкала. В классе работает «учительница», которая ответит на все ваши вопросы и расскажет много интересного.

Еще выше находится VR класс, где вам оденут шлем и вы вместе с аквалангистами отправитесь еще в одно небольшое приключение.

Это место Обязательно к Посещению! Ни в коем случае не игнорируйте его. Я столько всего тут нахватался и узнал совершенно нового, что потом чуть ли не блистал знаниями то тут, то там в пределах следующей недели, ведь путешествие мое только начиналось. Настоящего Байкала я еще даже не видел.

День Четвертый: Путь до о. Ольхон, скала Ойхон Баабай

Билет до острова вы должны были купить по приезду в Листвянку, поэтому ранним утром двигаем до стоянки маршруток, где ожидаем транспорт, показываем билет и садимся. Ольхон — это сердце Байкала, самый крупный его остров, один из самых крупных озерных островов мира, и только там можно увидеть озеро по настоящему. Автобус из Листвянки едет сначала до Иркутска, где добирает пассажиров, порой происходит даже смена транспорта. В пути будет остановка у кафе, минут на тридцать, где можно перекусить или даже полноценно пообедать. Сходить в туалет. Водителей здесь кормят бесплатно, не теряйте своего из виду, дабы случайно не отстать (такие случаи, к сожалению, случаются).

Самостоятельный трип по Иркутской Области и Байкалу

За поселком Сахюрта важ ждет паромная переправа, и если повезет, вам не придется ждать в очереди. Паром это жизнь Ольхона, по этой артерии на остров поставляется все продовольствие, топливо… пиво. Серьезно, в какой магазин не зайди, можно было не найти того или иного товара, и ожидали его только на следующий день, — с паромом. Навигация открыта, как правило, с 15 мая по 15 декабря. В зимнее время действует ледовая дорога.

Ольхон — единственный населенный остров на озере. Поселок — Хужир, и хотя в окрестностях существует с десяток других турбаз, хуторов и просто частных домов, жить вы будете скорее всего в Хужире, откуда и стартуют все экскурсии. А без них здесь делать нечего, если вы конечно не выделяете Ольхону недели три. В поселке богатый выбор гостевых домов, мини-отелей, кафе разного достатка и один более-менее крупный супермаркет. И много-много гостеприимных, добрых и красивых бурят.

Центральная улица (Байкальская) навевает стойкие ассоциации с диким западом, не позволяет заблудиться и с нее же можно будет вернуться обратно на большую землю. Стоянка микроавтобусов находится на пересечении с улицей Матросова.

Сразу же позаботьтесь об обратном билете, и опять же берите тот, где выезд наиболее ранний. Я делал это через приложение, — очень удобно.

Трансфер туда и обратно: 1800р

Проживание: 5600р

Экскурсия: 2800р

Истинное величие озера мы увидим завтра, но уже сегодня можно совершить паломничество к Ойхон Баабай, повязать ленточку на священные столбы Сэрге и встретить закат на одном из мысов Хужира. Их здесь несколько, все великолепны, виды неописуемы, но главная достопримечательность, разумеется, Ойхон Баабай, больше известная как мыс Бурхан или просто скала Шаманка.

Самостоятельный трип по Иркутской Области и Байкалу

Двигаясь на север, вверх от Центральной Улицы (Байкальская) вы никак не потеряетесь и Шаманку не пропустите. Помните, это все — заповедник, будьте людьми, и ни в коем случае не вяжите всякие ленточки на деревья, это мешает им расти. На Ольхоне в советское время была уничтожена большая часть леса, священного у шаманов, и после земля вокруг стала заметно выветриваться, эрозироваться и этот процесс все еще продолжается, не смотря на то, что местные власти, клубы и работники заповедника стараются лес восстановить. К сожалению туристы продолжают деревья портить, вытаптывать землю, нарушая траекторию движения по выделенной тропе, заходят в сторону, да и банально оставляют после себя неразлагаемый мусор. И туристов великое множество, и как это и не печально, основной вред именно от русских, — по собственным наблюдениям вели себя как свиньи, именно они. Ну еще китайцы, но их незнание я списывал на незнание предупреждающих табличек. Простой пример, — перед одним из мостиков через обрыв весело предупреждение о том, чтобы больше пяти человек на том не находилось. Группа из дюжины жителей Поднебесной даже не обратило на него внимания.

Непосредственно перед выходом на утесы можно купить сувениры, в первую очередь ленточки для повязки на столбы Сэрге. Ойхон Баабай — место священное для местного населения, бурят в первую очередь. Это место сакральное, и посещение его не рекомендуется, о чем свидетельствует табличка в преддверии спуска к скале. Лучше понаблюдайте со стороны.

Самостоятельный трип по Иркутской Области и Байкалу

Тем более посмотреть есть на что! Здесь открывается изумительный вид на озеро, горы, изрезанную линию берега. Дух захватывает. Энергетика ощущается всем телом, уходить никуда не хочется до самого заката, который наиболее красив именно рядом со скалой Ойхон Баабай.

День Пятый: Сердце Байкала

Если на остров Ольхон вы выделяете, как и я, только один полноценный день, то не думая берите экскурсию на северные мысы, если два дня, — можете еще посетить южные оконечности, где уже в июле более менее можно искупаться. Вода, по рассказам, там несколько теплее, чем в остальных частях озера. Но самые красивые и запоминающиеся места на севере, именно там остров обрывается умопомрачительными утесами, за которыми — самое широкое место Байкала и самое глубокое его место. Буквально, скала — и синяя бездна, сразу обрываясь на глубину, точно шахта. И именно во время экскурсии по северу можно по-настоящему увидеть озеро.

Маршрут:

Хужир — мыс Харалдай (Крокодил) — Урочище Песчаное — мыс Саган-Хушун — мыс Хобой — мыс Шунте-левый — Хранитель Байкала — Узур — Хужир

Остров Ольхон — это место паломничества, и в том числе иностранцев. Сюда ездят со всего мира, и найти компанию для экскурсии можно в любое время года. Сезон здесь всегда высокий.

Дорог здесь в общем-то нет от слова совсем, только направления и передвигаться можно только на очень хороших внедорожниках, а увести компанию в состоянии, и вовсе, только легендарные «Буханки». Обычно экскурсия начинается в десять утра и заканчивается около пяти вечера, — водитель забирает всех по-очереди, проверяет все ли оформили разрешение на посещение заповедника (150р для граждан РФ), ну и отправляется по маршруту, попутно рассказывая о Байкале, острове и всем на свете.

Поездка на зверь-машине через ямы и овраги — уже целый аттракцион. Понятия не имею, как она не развалилась и не перевернулась, а прошла везде, взобралась всюду и не разу не заворчала. На каждой остановке помимо вашей группы будут и другие, — с нами от точки к точке ездило порядка восьми «буханок» и несколько простых внедорожников. Мне рассказывали, что порой по острову ездит в сумме до двухсот буханок. Двухсот, Карл!

Самостоятельный трип по Иркутской Области и Байкалу

У нас все было хорошо, и подружились не только ребята в машине, но и члены других экипажей между собой. Особенно колоритная группа была у бурят, которые приехали в национальных костюмах, с бубнами и варганами, и все мысы они посещали босиком, предварительно снимая обувь. Каждый мыс уникален, с каждого открывается совершенно разный вид и абсолютно по другому видишь сам Байкал. Только здесь и понимаешь зачем сюда приехал, навсегда влюбляясь в эти места.

На Мысе Хобой совершается самая продолжительная остановка. Здесь же располагаются навесы, скамеечки и оборудованные кострища, — водитель отправляет всех погулять до самого мыса. Сходите. Туда-обратно можно управиться на 40–50 минут, примерно столько времени и дается. Именно Мыс Хобой настоящее сердце острова, здесь самое широкое место Байкала и вид, открывающийся с его края врежется в память на всю жизнь. Это не описать словами, и фотография не передаст не то, что красоты, она в конце концов не позволяет ощутить кожей ветра, привкуса легкого страха и трепета в сильно бьющемся сердце. Сюда нужно просто приехать и ощутить все это самостоятельно.

По возвращению, я невыразимо нагулял аппетит, водитель-экскурсовод уже приготовил уху, — самую вкусную уху на свете! Не знаю в чем причина. Может в омуле, может от того, что готовили ее в котелке над пламенищем, может потому что компания была хорошая. Не знаю. Шеф советовал нам взять сто грамм заранее, и мужчины кое-как подсуетились (я знал заранее, и брал с собой фляжку), но в конце концов обрадовал нас тем, что сам поставил на стол поллитры настойки на бруснике. Вах!

Самостоятельный трип по Иркутской Области и Байкалу

Далее будет еще три остановки. У мыса Шунте принято «загадывать детей», — местная легенда для туристов, следом идет скульптура Хранитель Байкала, внутри которой располагается колокол, — довольно аутентичная композиция Даши Намдакова, — бурятского скульптура.

После машина наша пересекла необходимую границу и повернула на юг, в результате чего мы оказались на восточном краю Ольхона, — здесь располагается метеостанция, на которой регулярно трудятся и живут ученые.

Дорога до Хужира, без заезда в бухты и по прямой займет около 30–40 минут. Приехали мы в шестом часу, скооперировались позже всем экипажем кроме водителя, купили рыбки, пива, квасу, лимонадов и отправились на Бурхан кушать буузы и провожать закат.

День Шестой: Возвращение в Иркутск

Надеюсь обратный билет вы взяли еще по приезду. Если так ступайте на первую же маршрутку, занимайте место и приготовьтесь к долгой (в среднем семь часов) дороге до Иркутска. На полпути будет плановая пауза, за которую можно будет перекусить, сходить в туалет и так далее (на территории кафе он формально бесплатный). Главное всегда держите в поле зрения своего водителя. У нас был случай, когда при загрузке, после переправы, женщина осталась снаружи, и по счастливому совпадению ее вещи не уехали от нее далеко, — помогли попутки, которые догнали микроавтобус.

Самостоятельный трип по Иркутской Области и Байкалу

После заселения на новом месте, можете прогуляться по городу, там, где еще не успели. Могу порекомендовать Музей Декабристов, как яркое напоминание об истории не только региона, но и всей страны в частности. Своим появлением в городе эти образованные неистовые романтики преобразили его жизнь. Стали проводиться балы, а в одежде, особенно в женской исчезли восточные мотивы. Отдельного внимания заслуживает Крестовоздвиженская церковь, которая интересно сочетает в себе православные и буддийские мотивы. Кстати, это единственная церковь в городе, которая продолжала работать в советское время.

День Седьмой: Кругобайкальская Железная Дорога (на паровозе)

Скажу честно, начиналась поездка с бронирования места на экскурсии по «кругобайкалке», отчасти потому что это была большая мечта и не исполнить ее при посещении Байкала было бы преступлением. Делал все я за две недели до даты события, выкупив последнее место в паровозе у окна и со стороны озера. Места эти самые дорогие, однако по опыту могу сказать, что места со стороны скалы ничем не хуже, а в чем-то даже выигрывают, потому как бесконечность водной глади многим может надоесть, в то время как с другой стороны ландшафт все же меняется. И вот когда билеты были подтверждены, я и начал готовить все остальное путешествие.

9650р Экскурсия на ретро-поезде с завтраком, место со стороны озера, и у окна

Есть два принятых маршрута КБЖД. Первый стартует с железнодорожного вокзала г. Иркутска до порта Байкал, откуда двигает паромом до п. Рогатка, а затем автобусом обратно в город. Второй зеркальный. Он тоже начинается в Иркутске, откуда автобус доезжает до переправы Рогатка, недалеко от Листвянки (буквально напротив Музея), где проживающим именно в Листвянке можно будет присоединится к остальным, и по итогу закончить экскурсию уже в Иркутске, таким образом совместив познавательную поездку и трансфер до города.

На мою дату был прямой маршрут, — поездка занимала целый день.

Самостоятельный трип по Иркутской Области и Байкалу

Приехал на железнодорожный вокзал Иркутска, там сел на электричку Baikal Train, обычно она стоит на первом пути, сразу перед входом на перрон. Электричка доезжает до п. Слюдянка, где происходит первая остановка. Почти сразу же, к хвосту электрички прицепят локомотив на паровой тяге, а «голова» электрички отсоединится от электропроводящих путей. Летом в вагонах будет душно. Будьте готовы.

Не уподобляйтесь всем, паровоз вы еще успете сфотографировать миллион раз. В Слюдянке обязательно посетите здание станции-вокзала из уникального розового мрамора, и внутри которого сооружен небольшой, но современный музей с интерактивными экспозициями. Вход был бесплатным.

По мере движения поездка все остановки сопровождаются рассказами экскурсовода про озеро и строительство железной дороги. Остановок хватает, и на каждой дается время послушать информацию от специалиста, сделать красивые фото и вернуться. Первый гудок — возвращайтесь. Второй гудок — поезд трогается и ждать никого не будет. Серьезно, на самой короткой остановке человек пятнадцать запрыгивало на ходу, включая экскурсовода.

Самостоятельный трип по Иркутской Области и Байкалу

Во время прогулок замечал много треккеров, которые шли с палатками по КБЖД. Смелые люди, однако. У самого было желание на следующий день покорить часть дороги пешком и заснять прибытие паровоза, как бы снаружи, но меня остановили медведи, которые регулярно выходят к дороге и испугать их может разве что только этот самый паровоз. В группе стоящая прогулка, в одиночку не стал рисковать.

На экскурсионном поезде, как и в обычном, есть кипяток, можно купить чай, кофе, безалкогольные напитки и снеки. Все за исключением кипятка — платное, но никто не возражает, если пассажиры возьмут закуски, чай — с собой.

Прямой маршрут заканчивается в п. Рогатка с бесплатным трансфером обратно до Иркутска, примерно в 21 час вы будете в городе. Можете не возвращаться в город, а двинуть в Листвянку, если вы планируете путешествие иначе.

Зеркальный маршрут совсем неудобен, если вы все еще проживаете в Листвянке и не использовали этот вариант, как трансфер в Иркутск. Поезд причаливает в городе уже в районе 22:00, и обратно до поселка можно добраться только на такси. Дешево не будет.

День Восьмой: Назад в Листвянку, ББТ — 1

Снова Лествянка. Главная цель и вызов. Пройти первую ББТ. В начале путешествия подогревала новость о том, что недавно тут регулярно видели мишку подростка. Но все опасения я откинул почти сразу же, потому как на треке было достаточно много людей.

Самостоятельный трип по Иркутской Области и Байкалу

Вообще по-поводу медведей я слышал, что они хищники ночные, днем обычно спят, и выходят только в случае пасмурной погоды, видят плохо, но очень хорошо слышат. А потому если идете группой, разговаривать стоит громче, еду после себя не оставлять, как и любой возможный мусор, а если в одичноку, то все вышеперечисленное и вас касается. Мне помогла дополнительно колонка с музыкой восьмидесятых.

Трансфер в Листвянку: 167р

Уезжал на первой маршрутке из Иркутска, в 6:40. Прибытие на место: 7:40.

В рюкзаке: вода, повер-банки, аптечка и реппеленты против клещей.

Большая Байкальская Тропа — 1 это несложный маршрут по берегу Байкала от п. Листянка до п. Большие Коты, откуда можно выбраться только по воде… или уныло возвращаться той же дорогой назад. Ориентируйтесь по «комете», катеру на подводных крыльях, который курсирует от «котов» до Листвянки и даже Иркутска.

Например, мой маршрут начинался в 8:30 и должен был занять максимум 8 часов. Я брал комету аж на 18:00 до Иркутска, уж очень хотелось мне вернуться в столицу региона по воде вверх по р. Ангара.

ОБЯЗАТЕЛЬНО: Фотографируйте билет на «комету» скриншутом, если брали его в электронном виде. В месте назначения ловит только Теле — 2.

Тропа начинается неподалеку от Нерпинария. От последней автобусной остановки или от пристани, пройдите в сторону рынка. На улице Гудина поверните налево. Пройдите до конца улицы (около 2 км), где вы найдете начало тропы. Держитесь левой стороны ручья.

На моих глазах в самом начале ББТ развернулось две группы. Подъем адский, особенно после прошедших ливней (я сам штаны порвал). Так как приехал в Листвянку я уже к восьми, то в начале десятого я уже шагал под сумеречными облачками и издыхал. Подъем крутой и не прерывается 4.5 км. В конце концов я обогнал все группы, с которыми хотел идти рядом, но к счастью по пути меня догнали бодрые и веселые иркутянки, с которыми и держался в пределах 600–800 м, не более. Мишку не видел, но видел ствол дерева о который тот терся. А ещё огромный брутальный таёжный муравейник. Жуткое зрелище. Меня накормили мандаринками, бутиками и чаем на яблоках. Очень устал, ноги каменные, но это был незабываемый трек от почти «черноморской* Листвянки до аутентичной по-настоящему байкальской деревни Большие Коты, куда добраться можно ток по воде… Ну или пешком.

Самостоятельный трип по Иркутской Области и Байкалу

Тропа несложная, но часть ее 24х километрового пути проходит на самом краю крутых и опасных обрывов, а потому стоит быть внимательным. Обязательно смотрите под ноги и не забывайте репелленты против клещей и тогда никакие порванные штаны (как у меня) не принизят впечатления от этого великолепного трека.

«Коты» очень своеобразный поселок, вот прямо настоящая Байкальская Деревенька. По факту это бывший поселок старателей. В его окрестностях еще сохранились следы добычи золота, например искусственные озера и отвалы породы. Летом здесь проходят практику студенты Биолого-почвенного факультета ИГУ.

Самостоятельный трип по Иркутской Области и Байкалу

В поселке можно найти небольшое кафе и магазин, цены космические, в первое я и вовсе не заходил. Находится оно прямо перед дверьми этого самого сельпо и представляет из себя пару покосившихся столиков. Впрочем, ожидание до «кометы», я уверен, вы придумаете как скрасить.

Время окончания: 15:40

Самостоятельный трип по Иркутской Области и Байкалу

Два часа ожидания своего корабля я провел на берегу с парой банок пенного, и честно сказать время прошло незаметно. Походжил по берегу, понабирал много сувенирных камешков, слюды и прочего. Корабль прибыл на речной вокзал Иркутска около семи вечера, сразу перед стенами ГЭС, откуда я добрался домой уже на такси.

«Комета» до г. Иркутск: 1200р

День Девятый: Поездка в Аршан

Вообще-то это поездка Тункинскую долину (Аршан просто самый известный населенный пункт в ней. Не более.) Изучив расписание автобусов еще за неделю до отпуска, я понимал, что лучше заказывать экскурсию в агентстве, чтобы успеть все посмотреть и вернуться в апартаменты до конца дня. К сожалению в моем случае изначально одолевала жаба. Когда же я все-таки решился, то мест не находилось. Стало быть самостоятельно. И даже в этом случае нужно покупать билет за сутки, а лучше за двое. Туда — самый ранний, обратно — самый поздний (16:30). С учетом того, что самый ранний отходит в семь утра и прибывает ближе к двенадцати, времени на осмотр совсем не много. По пути будет остановка на туалет и кафе.

Самостоятельный трип по Иркутской Области и Байкалу

От себя скажу, если получится — берите экскурсию. Особенно если едите сюда в холодный сезон. Вас ждет купание в горячих источниках, дополнительные остановки под фото в дороге, и успеете посмотреть больше в самой долине.

Цена на экскурсию летом 2022 стартовала от 5000. На мой взгляд все-таки очень дорого, потому как в основном это просто трансфер.

Если поедете сами вольны оценивать свои силы самостоятельно. Я не торопился, а потому не успел посетить дацан. Хотя и очень хотелось.

Трансфер в Аршан и обратно: 1300р

Самостоятельный трип по Иркутской Области и Байкалу

Тункинская долина это национальный парк. Многие ее растения вписаны в красную книгу. Все волшебство со всех сторон окружено живописными горами с одной стороны — Восточные Саяны, с другой — хребет Хамар-Дабан. По пути можно увидеть потухшие вулканы. По-хорошему Аршану нужно уделять от трёх дней до полного отпуска, но в моем случае нужно было выбрать что-то одно и не считать ворон, дабы успеть на последний трансфер.

По прибытию спускаетесь вниз по улице, и направо по указателям — в лес. Путь лежит через монгольский рынок. На нем продают различные травушки, орешки, чайные сборы, изделия из верблюжьей шерсти и шерсти яка. Говорят ценник на шерсть здесь самый низкий, по сравнению с другими местами вокруг Байкала. Здесь же можно купить пластиковую тару под воду, если вы не взяли ее с собой заранее.

Аршан это в первую очередь минеральные источники (их тут около 400), все разные по вкусу, составу, температуре и даже степени газации. Могу сказать, что Нарзаны, которые я пробовал в Приэльбрусье куда менее газированы и куда быстрее уходят в осадок. Хотя, и Аршаны набирать впрок толку нет. Я попил из четырех, набрал три литра с собой в Иркутск, а также погрел лапти в одном из горячих. Кайф.

За рынком будет попадаться один источник за другим, следом вход в заповедник и тропа до водопадов, куда должен быть оформлен пропуск. Можете оформить его прямо на входе. Карты принимают.

Самостоятельный трип по Иркутской Области и Байкалу

По всему заповеднику до водопада проложена тропа. Лучше запастись заранее орешками для белочек, бурундуков и птиц, если есть желание покормить их, приманив к объективу. В низкий сезон, думается, они и сами прибегают.

Последствия сошедшего в 2014 году селя, в долине все еще видны, но «Аршанчика» чудом нашли и восстановили.

Самостоятельный трип по Иркутской Области и Байкалу

К сожалению, Саяны густо скрывались за облаками и были максимально мистичны, что и правильно. Шаманистее этих гор только Тибет. Аршан вообще край буддистов, уединенности, тишины (здесь и правда до мурашек тихо), волшебства и вдохновения. Дзен тут ловить можно практически на любом камне подле течения Кынгырги. Я сам не удержался, забрался на один из огромных валунов в русле и собрал свое «ошо», оставил червонец, загадал желание и пошел утолять гастрономический интерес. Традиция в любой поездке. Бурятия, а потому заказал я бухлер, — густой наваристый суп из баранины на кости (в общем то шулюм) и монгольский хушуур, нечто вроде жареных бууз.

Маршрутка обратно отходит от того же места, где вас и высадили.

День Десятый: Сувениры

На последний день поездки обычно не заморачиваются с какими-то дополнительными направлениями, и если вы, как и я чувствовали, что посетили достаточно, то ограничьтесь покупкой сувениров, соберите вещи и просто отдохните перед возвращением домой.

Что до сувениров, то я обещал, что покажу отличный магазин-фабрику для этой цели, где и выбор хороший, и ценник более чем справедливый.

Находится он в Иркутске, по ул. Полярная, 104А. Находится это в отдаленном районе города, в его северной части и удобнее туда добираться на такси, чем тратить пару часов на трясучку в автобусах и трамваях.

Магазин прячется во дворах и зовет Байкал-Продукт, за забором. Позвоните в звонок, вас пустят. Внутри богатый выбор сувениров на вкус и цвет. Копченый омуль в вакуумной упаковке, чаи, сборы, магнитики, изделия из шерсти, дерева, керамика, шаманские обереги, варганы, и многое-многое другое.

Советую в последний день прогуляться по 130 му кварталу. Располагается он на пересечении улиц Седова, 3 Июля и Козова. Это уникальное место, где можно прогуляться и в деталях рассмотреть здания, ставшие объектами культурного наследия: усадьбы, особняки и жилые дома, насчитывающие не одно столетие. Очень своеобразное и ухоженное общественное пространство, где не смотря на историческую составляющую, находятся и современные объекты. Бутики, торговые центры, кафе, пабы, рестораны. Не забудьте загадать желание, кинув монетку в круге желаний!

Рекомендации:

Если вы хотите объездить все достопримечательности озера со стороны Иркутска, а также сделать красивые фото и полюбоваться видами вне толп туристов на фоне, то лучше выбирать время в низкий сезон. Высокий начинается с 20 мая и до конца сентября. Очень много иностранцев. Сам я был в июле, и толпы мне сильно не мешали, всем удавалось найти возможность сфотографироваться единолично. Волен думать, что удается это не всегда. Для меня самая большая опасность путешествия на озеро летом, это пожары. Пару лет назад тут были такие, что Байкал напоминал один из кругов Ада, ни неба, ни воды. Дышать нечем, огненное зарево на фоне черно-серого неба и такой же поверхности Байкала. И да, летом над озером зачастую дымка. Она же служит причиной появления миражей, но если вы хотите увидеть простор и наиболее ясное небо, лучше ехать осенью-весной. Зима — это удивительная пора на Байкале, требующая отдельной статьи на мой взгляд. Стоит ли ехать туда зимой?! Конечно, стоит!

Заключение:

За неполные десять дней я посетил более двадцати поселков, проехал по дорогам более двух тысяч километров, пять раз переправлялся через Байкал, прошел пешком больше 120 км, познакомился с кучей хороших людей, попробовал новую кухню и ни разу сильно не напился. Но, пора домой.

Полезные Ссылки:

Хостел Rolling Stones

Автовокзал Приложение Android

Автовокзал Приложение Ios

Восточно-Сибирское речное пароходство

Оформление разрешения на посещение заповедника