Турист Полякова Татьяна (Polyakova_Tatiana)
Полякова Татьяна
была сегодня 21:43

Усолье — Россия Август 2022

Город Усолье основан Строгановыми в 1606 году. Первоначально это было Новое Усолье, а Старым Усольем был Соликамск. Это были города, основанные у месторождений соли. Первый раз я побывала с Усолье много лет назад, когда в студенческие годы проходила практику в городе Березники. Увидев красивые храмы на противоположном берегу мы добрались водным путем до этих строений. Просто сердце кровью обливалось в каком это все было состоянии… Большинство зданий и сейчас вызывает жалость, но многое радует. В бывшей столице владений Строгановых ведутся реставрационные работы, действуют два храма и три музея.

Обломки империи Строгановых. Усолье

Узнав о восстановительных работах в Усолье, захотелось там побывать и увидеть все собственными глазами.

Мы приехали с подругой на ее родину в Березники. Остановились у родственников в Усольском районе города, который расположен на том же берегу, что и Усолье.

До бывшей вотчины Строгановых ехали на автобусе, а потом полтора километра шли пешком. Половина пути идет по мосту через Каму, широко разлившуюся после строительства Камской ГЭС, когда было затоплено несколько поселений, а Палаты Строгановых оказались на острове.

Обломки империи Строгановых. Усолье

Вскоре показались старые строения Строгановского Усолья.

Обломки империи Строгановых. Усолье

Проходим мимо первых домов старого города. Дом церковнослужителя расположен у самой реки.

Следующее здание нуждается в реставрации, дом Кузнецова, Преображенская, 11. На домах таблички памятников архитектуры.

Обломки империи Строгановых. Усолье

На маленькой территории здесь расположено 49 памятников архитектуры, 45 из которых ждет реставрации.

Дорожка направо ведет к Никольской церкви, которая была заложена в 1813 году в честь победы России в войне 1812 года. Закончено строительство храма в 1820 году.

Обломки империи Строгановых. Усолье

Это произведение знаменитого Воронихина, автора Казанского собора в Санкт-Петербурге. Воронихин родился в Усолье и сначала был крепостным Строгановых.

Сначала заходим в музей Дома купца Брагина.

Обломки империи Строгановых. Усолье

Экспозиция музея рассказывает об истории солеварения, образовании поселения, о династии Строгановых. Здесь же работает несколько выставок, есть учебный класс для занятий.

У дома купца Брагина прекрасный сад.

Обломки империи Строгановых. Усолье

Старое дерево, наверное, помнит Строгановых.

Дальше по улице виден Дом Кузнецова (1810 год) и магазин Жакова (середина XIX в.).

Обломки империи Строгановых. Усолье

На огражденной территории идет благоустройство у собора.

По узкой дорожке через стройплощадку проходим в храм.

Обломки империи Строгановых. Усолье

Спасо-Преображенский собор построен в 1733 году на средства Сергея Григорьевича Строганова.

Все пять куполов имеют оконные проемы, храм хорошо освещается.

Обломки империи Строгановых. Усолье

Очень приятно было оказаться в этом восстановленном храме, который помнила с дырами в куполе и каркающими воронами.

Старинное убранство храма, естественно, не сохранилось, но в храме развешаны иконы из собрания Строгановых.

Обломки империи Строгановых. Усолье

Полукруглый пристрой со стрельчатыми окнами поставлен на месте первоначального крыльца после многочисленных пожаров и восстановлений храма.

Окна храма окружены жучковым орнаментом.

За храмом сохранились развалины часовни Спаса- Убруса XVII века.

Мимо колокольни идем к палатам.

Обломки империи Строгановых. Усолье

У основания колокольни сохранились остатки торговых рядов. Их построили здесь для укрепления колокольни, которая начала наклоняться.

Особняк построен в 1724 году.

Обломки империи Строгановых. Усолье

Основателем династии Строгановых был Аникий, отец которого был выходцем из разбогатевших поморских крестьян. Аникий разбогател благодаря соляной варнице на реке Вычегде, первые владения династии сохранились в Сольвычегодске.

В 1558 году Строгановы получили от Ивана Грозного земли по Каме и Чусовой. Вот тут -то на просторе и свободе развернулась предприимчивость Строгановых. Благодаря дешевой рабочей силе и недорогой доставке по реке, качественной и дорогой соли Пермянка, богатство их растет.

В каменных палатах Строгановых на первом этаже были хозяйственные комнаты и жила обслуга, на втором этаже пять комнат, в которых была канцелярия, деловые кабинеты и зал приемов.

В четырех помещениях дома размещаются различные выставки.

Обломки империи Строгановых. Усолье

Восстановлены изразцы великолепных печей дома.

Особенно хороши изразцы в бывшей канцелярии, каждая плиточка имеет свой неповторяющийся рисунок.

Выставка в бывшем зале приемов и балов посвящена династии Строгановых. Здесь художниками и артистами воспроизведены объемные портреты представителей династии.

Спасо-Преображенский собор находится в действующем женском монастыре. За колокольней располагается монашеский корпус, при Строгановых в этом здании была контора Соль — завода.

Обломки империи Строгановых. Усолье

За палатами Строгановых небольшой сад, где установлен символ Усолья -птица Сирин. Это райская птица с головой женщины из славянской мифологии.

За садом развалины прекрасного когда-то особняка Абамелек-Лазаревых, купивших часть земель и заводов у Строгановых.

Состояние здания удручающее, дождется ли оно реставрации?

С пристани открывается красивый вид на собор и колокольню.

Обломки империи Строгановых. Усолье

По берегу Камы мы идем к дому Голицыных.

На противоположной стороне реки промышленные здания Березников, которые идут по всему берегу.
Обломки империи Строгановых. Усолье

Дом Голициных, которые породнились со Строгановыми по женской линии, появился здесь в 1818 году.

Здесь располагается музей, который является филиалом Березниковского краеведческого музея. Касса находится на первом этаже дома Голицыных, где раньше жила прислуга.

Второй этаж дома на реставрации. Во флигеле проводятся выставки. В маленьком зале была выставка рукоделия, а в зале побольше выставка называлась"Альбом солевара Богомолова». Наивная история про жизнь.»

На стенах зала воспроизведены рисунки из альбома бывшего солевара, который рассказывает, сопровождая рисунками, про свою непростую жизнь и тяжелую работу на солеваренном заводе Строгановых в городе Дедюхине, который ушел под воду, после строительства Камской ГРЭС.

Обломки империи Строгановых. Усолье

Работать они с братом пошли еще детьми, сначала сгребали и возили золу, а подростками начали носить соль по женской норме — 3 пуда мешок, таскали весь световой день. Работали в своей одежде, зарплаты хватало на скудную еду.

Богатства Строгановых было за счет тяжелого труда простых людей.

За палатами Голицыных не берегу Камы сохранилось здание Типографии Тарасова.

Обломки империи Строгановых. Усолье

Через сад от палат Голицыных виден господский дом.

Я задумала дойти до заброшенной церкви, которую видела с моста. По улице Спасской мы прошли два дома и уперлись в тупик.

Обломки империи Строгановых. Усолье

Пришлось возвращаться. Когда прошли на соседнюю параллельную дорогу, то искать церковь я пошла уже одна. Моя усталая Шифа пошла ждать меня на аллею по Преображенской улице.

Как оказалось, эта лесная дорога была Богородской улицей и довела меня до церкви.

Обломки империи Строгановых. Усолье

Как и на большинстве старинных зданий в Усолье около храма стоял щит, с описанием строения. Это церковь Владимирской Божией Матери, ее называли Рубежной, по имени слободы, в которой она находилась.

Я подошла к колокольне со стороны реки, на кресте каркала ворона.

Обломки империи Строгановых. Усолье

Это напомнило мне картинку прошлых лет в Спасо-Преображенском храме… Дождется ли Рубежная церковь своего возрождения? Щит с описанием поставили…

Строили церковь с 1751 по 1791 год. Около слободы Рубежной был крупный солеваренный завод, от которого ничего не сохранилось.

Состояние здания ужасное. Войдя через колокольню грустно прошла через весь храм.

На обратном пути сделала еще несколько снимков.

Обломки империи Строгановых. Усолье

Встретившись на аллее с подругой и немного отдохнув на скамеечке, мы отправляемся в обратный путь.

На Преображенской улице установлены щиты о мероприятиях в музейном комплексе. Проводятся фестивали, выставки, экскурсии. В доме Брагина нас приглашали приехать в январе на рождественский бал. Зимой, наверное, здесь очень красиво.

Реконструкцию площади у собора намечено закончить в ноябре текущего года.

Подошли к деревянному зданию Земской больницы, построенному в начале XX века.

Обломки империи Строгановых. Усолье

Хотели пройти пешком по центральной улице города, но увидев автобус передумали. Хотя и мало осталось от Строгановского Усолья, а все-таки очень устали. Самое главное мы уже посмотрели. Интересно бы приехать еще через несколько лет. Восстановительные работы в Усолье идут полным ходом, завезено много отделочных материалов, у Строгановского Усолья много партнеров и спонсоров.