Турист Алексей Панин (ulvrid_tourist)
Алексей Панин — был сегодня 0:23
03.05-12.05 Сеул, Кёнджу, Пусан

Пушкинские горы, Изборск, Псков, Печоры — Россия Июль 2022

В Пскове мне бывать уже доводилось. В тот раз я ездил сюда на автобусе, Киевское шоссе было забито и я приехал далеко за полночь. С тех пор многое изменилось. С Балтийского вокзала Санкт-Петербурга в Псков ходят «Ласточки», в пути менее 4 часов. А это значит что можно вернуться на берега реки Великой.

Псковские выходные

С Псковом часто связывают имя княгини Ольги, родившейся, вероятно, в деревне Выбуты в 12 км от Пскова. Ольга стала первым христианским правителем Руси, приняв крещение ещё в 955 году, тем самым на 33 года опередив князя Владимира.

Не менее тесно со Псковом связан и Александр Сергеич «наше всё» Пушкин. В имении своей матери Михайловское великий поэт находился в ссылке 1824–1826 годов, но и до, и после этого, он неоднократно посещал Псковскую землю.

Сейчас на территории бывшего имения располагается музей-заповедник «Михайловское». От Пскова не близко — 120 км, на общественном транспорте добираться неудобно, поэтому чтобы посетить заповедник я взял однодневную экскурсию.

Усадьба была основана дедом поэта Осипом Абрамовичем Ганнибалом в конце XVIII века. Господский дом неоднократно горел и восстанавливался. Последняя реконструкция была проведена в 1999 году — к 200-летию поэта.

Псковские выходные

В Девичьей комнате или Комнате няни во время ссылки поэта жила его няня Арина Родионовна. Здесь же собирались дворовые девушки и под её руководством занимались рукоделием.

Пример вышивки сенных девушек Тригорского, имения Осиповых-Вульф, близких друзей Пушкина.

Псковские выходные

В Комнате родителей, предположительно, останавливались родители поэта, когда приезжали в Михайловское. Также здесь представлены письма и черновые автографы романа «Евгений Онегин».

Интерьер гостиной воссоздан в соответствии со строками из «Евгения Онегина»:

Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.

Кабинет поэта воссоздан в соответствии с воспоминаниями его современников.

Псковские выходные

Помимо основного здания усадьбы в «Михайловском» были восстановлены и другие постройки. Одна из них — кухня, в которой готовились блюда для барского стола. Пушкин любил изысканную пищу, но часто предпочитал ей простую домашнюю еду.

Ещё одно здание — банька. В летнее время здесь в светелке жила его няня.

Псковские выходные

Ещё в «Михайловском» есть довольно необычный памятник поэта.

После смерти поэт был похоронен на территории Святогорского монастыря. В приделе в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» в ночь с 5 на 6 февраля 1837 года стоял гроб с его телом.

Псковские выходные

Могила Пушкина на родом кладбище Ганнибалов-Пушкиных.

Недалеко от монастыря находится ещё один памятник поэта.

Памятник

Псковские выходные

В состав заповедника входят и другие усадьбы, например «Тригорское».

А его территории есть скамейка, которая считается тем самым местом где могла произойти встреча Евгения Онегина с Татьяной Лариной.

Псковские выходные

Банька, место дружеских пирушек Пушкина с приятелями А. И. Вульфом и Н. М. Языковым.

Здесь также сохранилось здание усадьбы.

Внутри расположены различные помещения, например столовая с длинным столом.

Псковские выходные

Также на территории усадьбы имеется огород из лекарственных трав.

Недалеко от Пскова находится село Изборск или Старый Изборск, чтобы не путать его с Новым Изборском. Старый Изборск — один из древнейших русских городов, старше Пскова, известен с 862 года. Сюда удобно добираться на автобусе из Пскова.

Псковские выходные

Изборск известен своей крепостью, построенной в первой половине XIV века. В плане крепость имеет форму неправильного треугольника. С двух сторон она была неприступна из-за крутых склоном Журавьевой горы, на которой была возведена. С третьей стороны были выкопаны рвы. Крепость выдержала десятки вражеских осад, все попытки Ливонских рыцарей овладеть Изборском были безрезультатны.

Одной из первых построек в крепости является башня Луковка. В ней сохранился заложенный позднее проём, который первоначально выходил на площадку боевого хода стены. Башня выполняла сторожевую функцию, с неё хорошо просматривалась вся долина и подходы к Изборску.

Псковские выходные

Сейчас на стену можно подняться, открывается вида на крепость и прилегающую территорию.

В крепости сохранились и другие башни, например Талавская. Её главной особенностью являются расположенные в веерном порядке щелевидные бойницы. Такая их форма и расположение позволяли мёртвое пространство при стрельбе из пушек.

Псковские выходные

Главным щитом крепости была Башня Рябиновка, расположенная посередине самого опасного участка обороны крепости. Сам вид башни с её шестью ярусами многочисленных бойниц влиял на врага, как психологическое оружие. Бойницы расширялись внутри башни, что делало их пригодными для использования огнестрельного оружия.

Недалеко от крепости, на берегу Городищенского озера, находятся Словенские ключи, бьющие из-под земли.

Проходя через слой песка, глины и известняка, вода фильтруется и очищается.

Помимо крепости с Изборске сохранилось несколько купеческих особняков века. Один из них — усадьба купца Шведова начала XX века.

Псковские выходные

Внутри представлено убранство купеческого дома начала прошлого века.

Ещё одним городом, заслуживающим внимания в окрестностях Пскова, является Печоры. По сравнению с Изборском и Псковом он довольно молод, основан в 1472 году. Сюда удобно добираться с автостанции «Старый Изборск», многие автобусы Псков — Печоры проходят через неё. Более всего Печоры известен Псково-Печерским монастырём. Это один из самых крупных в России мужских монастырей.

Псковские выходные

Монастырь — действующий и территория, доступная для туристов, невелика. Среди построек выделяется Успенская Пещерная церковь, это главный и самый древний храм монастыря.

В 1815–1827 годах, в память об избавлении Пскова от нашествия Наполеона, в монастыре был построен Михайловский собор.

Псковские выходные

Недалеко от монастыря находится Музея истории города Печоры.

Музей небольшой, представлено несколько экспозиций. Одна из них посвящена костюмам малочисленному коренному народу Печорской земли и Южной Эстонии — Сето.

Псковские выходные

Ещё две экспозиции рассказывают о городе в XIX веке

и в советский период.

Как видно, окрестности Пскова изобилуют различными достопримечательностями. Это — хорошее направление для поездки на выходные.

Теги: Автобусные туры, Культурно-познавательный туризм, Самостоятельные путешествия