Турист Irina Kondratyeva (Irezine)
Irina Kondratyeva
была сегодня 22:23

Эльба, Сардиния — Италия, Корсика — Франция Октябрь 2013

День 2, октябрь 16, 2013.

Утро обрадовало ярко-синим небом и растревожило белыми барашками волн. Качка была не так чтобы сильной, но весьма ощутимой. Скорее на завтрак, пока еще мысль о еде доставляет удовольствие… После завтрака выползли на верхнюю или, как ее здесь называют, солнечную палубу. Ура, мы идем под парусами!

Паруса ставятся с помощью лебедок, просто закручиваются внутрь реи по принципу рольштор. Времена парусных авралов миновали, но де-факто паруса частенько «заедает», и тогда команда карабкается по реям и помогает вручную…

Можно залезть в гамак, натянутый под бушпритом, и поваляться в нем, глядя на бегущую совсем рядом волну. Но я что-то усомнилась, что при такой качке смогу выбраться из него самостоятельно. А болтаться в сетке как батон в авоське и громко звать на помощь на трех языках в мои планы не входило…

Вместо этого лучше понежиться на мягком октябрьском солнышке, привалившись к сундуку с сокровищами. (А чему ж еще там быть, на таком-то корабле…)

Качка и солнце вконец разморили, и я отправилась досыпать в каюту. Шла мимо бассейна, когда корабль качнуло, и добрая порция воды щедро выплеснулась на палубу. А вот и мимо)

Разбудили меня муж и корабельное радио, одновременно сообщив, что мы прибыли на остров Эльба.

У меня, да и, подозреваю, у многих Эльба ассоциируется исключительно с поверженным Наполеоном. Между тем, этот остров — одно из древнейших обитаемых мест на планете. Этруски, потом римляне, греки, сарацины, испанцы… Остров был необычайно богат залежами железной руды, и добыча ее велась издревле.

Древнегреческие моряки, наблюдая постоянно горящие плавильные костры, дали острову название Elba Aethalia, что на их древнегреческом означало «искра». Сейчас остров — популярный курорт с чистыми пляжами и живописными бухтами, от тосканского побережья Италии всего-то 10 км, и из города Пьомбино сюда регулярно бегают паромы.

Мы стали в порту Портоферрайро на северо-востоке острова.

Несколько средневековых крепостей, развалины римских времен и музей императора Наполеона — основные туристические объекты, не считая, конечно, пляжей…

Мы немного сбились с пути и сначала попали на городской пляж. Никто не купался. Почему-то середина октября считается здесь уже низким сезоном. По мне — так самая красота: температура воздуха 22-25С, ну вода уже прохладная, около 20С, так у нас и летом не каждый день такое счастье.

По узким улочкам взобрались в крепость, построенную каким-то из Медичи для защиты пролива между островом и итальянским побережьем.

Вот такой жилой «таун-хаус» прямо в средневековых стенах…

Вилла дей Мулини — резиденция Наполеона на Эльбе, в строительстве которой он сам принимал деятельное участие. Императора до сих пор на острове поминают добрым словом, портреты его можно встретить и в магазинах, и в ресторанах.

Надо сказать, союзники, решая в 1814 году судьбу поверженного императора, были очень лояльны, учитывая, что он натворил в Европе и в России. Видимо, сработала корпоративная монаршья солидарность. Сегодня ты, а завтра тебя. Не в пример лишенным классовых предрассудков большевикам, решившим в 1918 году аналогичный вопрос со всей революционной прямотой.

Ссылка Наполеона была мало похожа на заточение. Он был провозглашен императором Эльбы, встречен восторженными горожанами во главе с мэром, который преподнес ему позолоченные ключи от Морских ворот. (Говорят, настоящие ключи были потеряны, и мэр по такому случаю срочно позолотил ключи от собственного подвала). Император развил бурную деятельность: проложил дороги и мосты, построил систему канализации, совершенствовал горное дело, открыл театр, до сих пор единственный на острове. Имел собственную гвардию из 600 человек. К нему приехали мать и сестра Полина, и даже пани Мария Валевска навещала пленника.

Сам по себе дом скромен, два этажа и десятка два небольших комнат. Интерьеры виллы обставлены мебелью и предметами той эпохи, везде портреты Наполеона в разные периоды его жизни.

При доме небольшой красивый сад, где он сидел один во тьме ночной над дикою скалою, строя коварные планы мщенья.

Вот та самая дикая скала…

Но рамки Эльбы, как известно, оказались тесны для честолюбия Бонапарта, его терпения хватило на 9 месяцев, после чего

Несется он к Франции милой,

Где славу оставил и трон,

Оставил наследника-сына

И старую гвардию он.

Чем все закончилось, известно.

Кстати, на острове есть еще один музей Наполеона, на вилле, построенной его ярым почитателем, неким Анатолием Демидовым, русским меценатом, женатым на его племяннице Матильде. Говорят, там неплохая коллекция материалов, связанных с жизнью императора. Но он в 7 км от города, и мы туда не поехали.

По крученым улочкам спустились опять к набережной и дошли до края острого мыса, где стоит сторожевая башня 16 века и сохранились остатки замка эпохи римлян. Здесь же археологический музей острова.

И скорей опять «домой», на свой кораблик, который просто манит и притягивает взгляд, где-бы вы ни находились…

И опять торжественная мелодия Вангелиса и паруса под быстро темнеющим небом…

С 23–00 в программе было обещано наблюдение за звездами с третьим офицером Вивеком, но после пары коктейлей в тропическом баре сон свалил с ног. А жаль, хотелось…

День 3, октябрь 17, 2013.

Сегодня у нас по плану остров Сардиния, его северо-восточное побережье Коста Смеральда, Изумрудный берег. Но еще до этого нам предстоит встреча со «старшим братом», четырехмачтовым Стар Клиппером. Он вышел из Чивитавеккьи на день раньше нас и держит курс на Монако. Лишь небольшой отрезок пути у сардинских берегов нам предстоит пройти вместе. В ожидании этого события народ высыпал на верхнюю, обычно свободную палубу…

И вот, сначала как мираж в морской дали,

Потом все ближе и ближе…

Под полными парусами, явно с намерением «сделать» младшенького, чтоб не сильно задирал свой бушприт… Дабы ни у кого не возникало сомнений, кто тут за главного, на носу Стара развернули плакат, в вольном переводе: «Расслабьтесь, ребята! Мы вас сделаем!» А чтоб уж совсем морально сокрушить, с соседнего борта грянуло изо всех динамиков:

We will, We will

Rock you!

А мы-то и не готовы совсем! Они под полными парусами, а у нас стоят только треугольные стаксели и кое-какие нижние прямые… Но не на тех напали! Команда засуетилась, закрутились лебедки, заскрипели снасти…

Queen и у нас в фонотеке найдется…

В довершение всего самые ловкие члены команды забрались на бушприт с флагами своих стран.

В общем, мы оказались круче.

Конечно, этот сценарий повторяется регулярно при встречах судов, но все равно было азартно и весело… Погудев прощально друг другу, мы разошлись и встали на якорь у берегов Сардинии…

Позволю себе цитату:

На протяжении столетий, территория сегодняшний Косты Смеральды оставалась одним из самых диких и малонаселённых районов Сардинии. Практически единственной экономической деятельностью на Коста Смеральда являлся выпас овец. Побережье и островки нередко облюбовывали контрабандисты и корсиканские пираты, неудивительно, что Коста Смеральда считалась по праву периферией Сардинии, своего рода глубинкой на побережье…

Так было до 60-х годов ХХ века, пока принцу Ага-Хану не приглянулось это дикое местечко, и он устроил там VIP курорт для таких же принцев и примазавшихся к ним голливудских звезд с политиками… Сейчас на всей элитной Сардинии Коста Смеральда считается самой супер-пупер элитной.

Единственная экскурсия, предложенная на этой стоянке, была автобусная обзорная. Нам никак не хотелось несколько часов трястись в автобусе, и решено было остаться исследовать побережье.

Наверное мы пришвартовались к этому заповеднику гламура и роскоши с заднего крыльца, потому что ничего, кроме пары открытых ресторанчиков, чистенькой набережной и ряда 2,3- этажных скромных на вид домов тут не обнаружилось. Ни одной анжелины джоли, или хотя бы какого завалящего принца не встретили…

Вот пляж был хорош. Мелкий белый песочек и бирюзовая водичка. И опять почти никого… Редкие тела, похоже, были нашими, с двух клипперов. Повалялись на песочке, занырнули пару раз.

При посадке на тендер чуть не уехали на Стар Клиппер, ориентируясь на одну из наших Насть из финансовой службы. Хорошо, она вовремя остановила. Сотрудники работают по полугодовым контрактам, причем от контракта к контракту корабли, как правило, меняются. Вот и пользуются нечастыми возможностями повидаться со старыми друзьями во время таких совместных стоянок, катаясь друг к другу в гости.

В этот день произошла еще одна забавная встреча.

Каждый день с 17 до 18 часов в тропическом баре — «коктейльный час», накрывают легкий закусочный стол, для тех, кто, как мы, вернулся с берега проголодавшимся, а до ужина еще далеко. Ужин обычно начинался в 19–30.

Сегодня там было как никогда многолюдно. Пока муж наслаждался своими вредными привычками (кстати, на судне есть только 2 места, где можно не только выпить, но и покурить при этом — правый борт тропического бара и бар у бассейна на верхней палубе), я присела со своими закусками в закрытом Пиано салоне, где было не так ветрено.

Рядом со мной оказалась уже знакомая мне английская пара и сухонький, назвать его старичком как-то язык не поворачивается, скажем — очень пожилой джентельмен. Он-то и заговорил со мной, тихо и размеренно, так, как говорят люди, привыкшие, что к их словам прислушиваются. Я даже не вполне уловила суть — что-то по поводу слишком скромного количества закусок на моей тарелке. Промычав что-то в ответ, я решила поддержать беседу, задав ему один из двух обычных вопросов корабельного застольного этикета:

— Вы в первый раз на Роял Клиппере?

Почему-то этот дежурный вопрос ввел моего собеседника в ступор, он уставился на меня и, после паузы:

— Ну… Я вообще-то его владелец.

Настала моя очередь подавиться куриным крылышком. Я беседовала с Микаэлем Крафтом! Похоже, я была единственная, кто не знал его в лицо. Хотя по корабельному ТВ регулярно крутили фильм про компанию Star Clippers и ее создателя. Но в полумраке салона я его, конечно, не узнала.

Мы поговорили о его недавней поездке с королем Швеции в Санкт-Петербург, о мировом кризисе, о планах. На мой провокационный вопрос, какой из его трех кораблей ему более всего мил, ответил дипломатично, что его главные критики, шведская королевская чета — и те не имеют на этот счет единого мнения: королева любит своего крестника Роял Клиппер, а король предпочитает уют и интимную обстановку Старов…

Сегодня же Mr. Kraft пересаживается на Стар Клиппер и продолжает путь с ним в Монако, а нам пожелал enjoy нашим путешествием и дальше.

В этот вечер помимо традиционных шоколадок в каюте нас (и всех остальных тоже) ждал прекрасно изданный альбом, посвященный парусному мореплаванию вообще и компании Star Clippers в частности.

Завершился этот длинный день капитанским ужином, где все собравшиеся, кто под лобстера из Мэна, кто под говядину по-цюрихски, дружно аплодировали нашему капитану за сегодняшнюю победу в гонке…

День 4, октябрь 18, 2013.

О. Корсика, Порто Веккьо

Еще до круиза пыталась узнать кое-что об этой точке нашего маршрута, но ничего, помимо скупой викиинформации, так и не нашла. Делать там в общем-то нечего, кроме как обойти старую часть города, окруженную крепостной стеной с семью башнями-бастионами. Сам городок довольно мил, и если бы не традиционная французская нелюбезность, гулять там приятно. Нелюбезность — может это и слишком резко, но то, что мы на французской территории почувствовалось сразу, и не только по языку вывесок. Особенно на контрасте с итальянской приветливостью.

Высадившись с тендера, долго стояли на пустом берегу, ожидая обещанный трансфер в город, и разглядывая толстые якорные цепи… Минут через 20 приехала дама в минибасе, озадаченно посмотрела на толпу в несколько десятков человек и махнула рукой в сторону горы, мол, идите пешком, или стойте ждите, пока я вас тут всех развезу. Кто-то пошел, кто-то остался дальше разглядывать цепи.

Две скромные церквушки, площадь, носящая конечно же, имя Республики, узкие улочки, кафешки… За час можно все обойти очень неспешным шагом.

Возвращались на корабль без сожаления.

Событием этого дня стала фотосессия нашего красавца. Она устраивается в каждом круизе, если конечно погода позволяет. Желающих посадили в два юрких тендера и они, как маленькие рыбешки вокруг хищной рыбы-меч, кружились около парусника, заходя со всех сторон и подныривая под самый нос. Все неистово щелкали затворами, стараясь решить одновременно две задачи: зафиксировать камеру, балансируя на скользких матрасах, и не свалиться при этом вместе с ней за борт. Ну вот что из этого получилось:

Из других развлечений на корабле в этот день был подъем в «Орлиное гнездо» — площадку на мачте, на высоте 20 метров. Подниматься надо по веревочной лестнице, разумеется со страховкой, но все равно занятие не для слабонервных.

Вообще что касается развлечений, то они здесь в корне отличаются от традиционного круиза. Здесь нет театра, шумной анимации, казино и певцов-танцоров. Зато можно:

— залезть на мачту,

— научиться понимать корабельные приборы и вязать узлы,

— наблюдать за звездами, лежа в шезлонге на верхней палубе,

— попивать коктейль в Пиано-баре, слушая игру пианиста Габора…

Вечерние развлечения устраиваются силами команды и представляют собой что-то вроде школьной художественной самодеятельности. Иногда это весело, иногда не очень… В более длинных круизах, говорят, приглашают музыкальные группы с берега во время стоянок, устраивают пиратские вечеринки и крабовые бега с тотализатором. Но у нас этого не было.

Ну и сама атмосфера куда более спокойная и даже дружеская. Люди, как я уже писала, в основном открытые и настроенные на общение. Совершенно в порядке вещей заговорить с любым пассажиром или членом команды и обменяться впечатлениями… Возрастной состав плюс-минус 50, мало совсем зеленых, но и глубоких пенсионеров почти нет, все-таки жизнь на паруснике предъявляет некоторые требования к физической форме.

На следующее утро мы прибыли в Чивитавекью, и прощай, Royal Clipper… Надеюсь, еще свидимся…

P. S.

Показалось любопытным.
Из альбома The Star Clipper Saga, в моем переводе.

Суеверия старых моряков:

1. Не свистеть. Иначе будет шторм.
2. Нет зонтикам на борту. К невезенью.
3. Цветы в земле приносят неудачу.
4. Священник в черной одежде — к непопутному (встречному?) ветру.
5. Азартные игры в карты или кости — к неудаче. (как тут быть с казино на большинстве кораблей…)
6. Черные сумки и чемоданы — табу на борту.
7. Никогда не стартуйте в пятницу! Плохо закончится.

1. Короткое путешествие по Западному Средиземноморью на борту парусника Royal Clipper
  2. Короткое путешествие по Западному Средиземноморью на борту парусника Royal Clipper. Ч.2