Турист Вера Лазарева (VeraLazareva)
Вера Лазарева
была вчера 16:31

Хиккадува — Шри-Ланка Июнь 2022

Да…так наш отпуск еще не планировался… Вернее, он планировался, но вообще не так!
А планировали мы провести отпуск в Улан-Удэ, ну и на недельку съездить на Байкал, даже базу уже успела оплатить. И вот когда уже было все решено, выбрано и оплачено, вот тут-то мне на глаза в ленте новостей в соцсетях попадается отзыв туристки о Шри-Ланке… Прочитав, что-то ёкнуло в душе. Тут обращаюсь ко всем пишущим: «Вот не зря Вы всё это делаете!» Так круто нас еще не разворачивали в наших планах! :) Буквально в этот же день была отменена база на Байкале и уже завтра было выбрано место отдыха на Шри-Ланке. Началась наша обычная подготовка к путешествию, включающая в себя поиск всей возможной информации о стране, достопримечательностях, экскурсиях, гидах и пр. Времени, по нашим меркам, было в обрез, потому как чаще всего билеты на самолет у нас покупались месяцев за 8 до отпуска и все 8 месяцев мы скрупулезно занимались подготовкой, нынче же у нас был месяц на всё-про-всё.

Но мало того, что спонтанно было перенесено место отдыха, так Судьбе еще было угодно начать испытывать нас на твердость нашего намерения. Кризис в Шри-Ланке стремительно разгорался и в начале июня был, как все помнят из новостей, арест самолета а/к Аэрофлот, чьим рейсом мы и планировали оказаться в Коломбо. Арест самолета и дальнейшее снятие всех рейсов по этому направлению. Все это происходит за 2 недели до нашей поездки, когда уже всё было выбрано, оплачено, с гидами были договоренности по датам и маршрутам. У нас тогда было два варианта действий: кардинально менять место отдыха или же выбрать другую авиакомпанию и лететь дороже, дольше и с еще одной, дополнительной стыковкой. Ну, раз я пишу отзыв о Шри-Ланке, значит мы выбрали второй вариант. Но выбрали осознанно, предварительно связавшись с нашим ланкийским русскоговорящим гидом и обсудив с ним целесообразность нашего приезда в этот непростой для них период. Чанука меня заверил, что все свои обязательства они выполнят, что риска для нас нет, что волнения местных проходят исключительно в столице, куда мы и не планировали, и что в нашей Хиккадуве нам нечего опасаться. Пожаловался, что сильно выросли цены на продукты и бензин, я спросила не изменится ли цена для нас на выбранные экскурсии, он ответил, что все цены для нас останутся прежними. Успокоил. Правда ненадолго… в день нашего вылета в утренних новостях мы снова услышали: «Шри-Ланка… кризис… отсутствие бензина… закрыто сообщение между городами…" Стало не по себе в тот момент. Смысл ехать в такую даль, чтобы сидеть потом в отеле? Снова связались с Чанукой, который подтвердил информацию, но по-прежнему обещал выполнение всех своих обязательств. Пояснил, что во-первых, бензин они закупили под наши экскурсии заранее и во-вторых, гидам с иностранными туристами делается исключение и привелигированное право на покупку бензина. Ну что же, верим Чануке, выдыхаем и садимся на дорожку. А дорожка непростая…

Вылет из Новосибирска в 18.45 (то есть уже день на ногах), прилет в Москву, смена аэропорта и стыковка 5 часов. Вылет из Москвы в Дубаи, там стыковка 10 часов и вылет в Коломбо. Прилет в столицу Шри-Ланки в час ночи, далее 3 часа трансфер до отеля, заселение… ну, и можно уже спасть не ложиться, так как наступит утро. Зная наперед эту логистику, мы решили, что самым разумным будет поспать в капсульном отеле 10-часовую стыковку в Дубаи. Но оказалось, что в нашем терминале нет такой возможности. Тогда мы решили, что чем сидеть в аэропорту, имеет смысл ехать и смотреть Дубаи, раз уж мы там волей случая оказались! Нашла в инете русскую девочку, договорились с ней, что она нас встретит в аэропорту, покажет Дубаи и вернет в аэропорт. Забегая вперед скажу, что в обратную сторону стыковка в Дубаи составляла не 10, а 14 часов, так что в обратную сторону нас свозили еще и в Абу-Даби. (Фотоальбом «Абу-Даби»).

Перелёты нынче прошли не так безмятежно, как обычно. Пилоты авиакомпании FlyDubai, а именно с ними прошла большая часть перелётов, были уверены, что освежающий могильный холод в салоне самолёта плюс сквозняк- это то, о чем все мечтают… Пледов у них не было, цели сделать нам, не дай Бог, душно — тоже, поэтому согревались мы самогипнозом и намотанной на шею лишней футболкой. Ну да ладно, летим и то хорошо!

Мы в Шри-Ланке! Даже, помню, не верилось! Вышли сразу обозревать окрестности и тут же стали получать знаки внимания от местных. Было что-то потрясающее. Это какой-то сверхприветливый народ. Я не знаю, всегда ли здесь так было, или может за время пандемии они успели соскучиться, но они издали начинали улыбаться, ждали, когда пересекутся наши взгляды, чтобы кивнуть нам и поздороваться. Если позволяла ситуация, то спрашивали откуда мы. Узнав, что из России, радовались ещё больше, поднимали вверх большой палец и говорили: «Путин, Россия!». Старались завести разговор о политике, показать, что они все знают, что они за нас. Могли идти рядом и старались нам помочь, что-то показать, рассказать и.т.п. Мы такой доброжелательности еще нигде не встречали! Это было не раз, не два, а всегда, от всех и каждый день!

Да, на Шри-Ланке кризис, это было понятно по пустующим полкам. Цены на продукты у них за это время выросли в 2–5 раз. Но даже с новым уровнем цен для нас всё оставалось дешевым, особенно фрукты: 1 личи стоил для нас 1.5 рубля.

Ну, а нас ждали поездки по Цейлону, знакомство с островом. Все экскурсии были выбраны на сайте . Цены указаны за нас троих. С третьй экскурсии была скидка: -15%

1 — Канди + Королевский бот.сад 260 $
2 — Экскурсия в Эллу 240 $
3 — Сигирия + слоновий питомник 330 $ — 15 $
4 — Яла + форт Галле 270 $ -15 $
5 — Удавалаве + храм 285 $ -15 $

Королевский ботанический сад в г. Перадения — огромный парк, включающий в себя территорию ок. 60 га, в котором высажено более 4,800 видов растений, из них более 3,700 видов — цветущие, треть из них — эндемики. Также в ботаническом саду находится оранжерея орхидей, включающая более 100 видов, японский и фруктовый сады, пруд и сад специй. Сад расположен на полуострове, окаймленном рекой.

В парке полно обезьян. Они держались большой группой и гид советовал соблюдать с ними осторожность и сильно к ним не приближаться.

В парке есть деревья, посаженные Юрием Гагариным (Жёлтая сарака) и Цесаревичем Николаем (Железное дерево). Дерево жёлтая Сарака было посажено Юрием Гагариным в 1961 году.
Оно должно было уже вырасти огромным, но произошло необычное явление. Дерево перестало расти после гибели первого космонавта. Оно цветёт каждый год, выглядит здоровым и совершенно обычным, если не считать того, что оно осталось точно таким, как и в 1967 году.
Местные жители очень чтят этот факт.

Парк очень понравился, совершенно не хватило нам времени, чтобы им насладиться. Парк ухоженный, уютный, я бы сказала, что он очень европейский. Много семей с детьми, влюбленных, встречались пары молодоженов, которые приехали на фотосессию и невесты, а вернее молодые уже жены были, по местным традициям, в красных платьях, которые принято надевать во второй свадебный день.

Посетили город Канди и храм зуба Будды (1595 г.) — буддистский храм, одна из главных святынь острова. Находится под защитой ЮНЕСКО в составе памятника всемирного наследия «Древний город Канди».

По преданию, после кремирования Будды из костра достали четыре зуба, которые развезли по всему миру. Один из зубов был якобы доставлен на Цейлон в 371 году.
Этому зубу издавна приписывалась волшебная сила: владеющий им, обладал и всей полнотой власти. Поэтому зуб Будды стал владением королевской династии.

Зуб скрыт в семи ларцах, вложенных один в другой. Достаточно зубу исчезнуть, чтобы положить конец буддийским верованиям Шри-Ланки.

Сам Зуб видели очень немногие. Было время, когда доступ к золотой ступе имели только король, его приближенные и некоторые из монахов. Сейчас храм Зуба Будды открыт с рассвета до заката, поэтому ступу могут лицезреть все желающие, кто в состоянии выстоять длинную очередь к этой святыне.

Во второй экскурсионный наш день мы отправились в Эллу. Это, пожалуй, была одна из самых красивых поездок за эти дни, хотя, безусловно, весь остров произвел на нас впечатление. Поездка включала в себя:

• Девятиарочный мост,
  • Малый пик Адама,
  • Чайные плантации,
  • Поезд Элла — Хапутале,
  • Водопад Равана,
  • Купание в водопаде Диялума

Сейчас обо все по порядку:

Из Хиккадувы мы приехали на железнодорожную станцию Элла, чтобы здесь сесть на поезд.

Примерно час в пути до станции Хапутале. По дороге можно вести съемку. Наш класс вагона подразумевал открытые двери в пути, что делало нашу поездку еще более необычной.

Ну и вот он, знаменитый Девятиарочный мост — старый, но действующий, построенный без применения в конструкции металла, только из красного кирпича. Девять арок моста соединяют две горы и образуют единую ж/д линию Элла — Демодара. Огромный 25-метровый мост, находится на высоте 945 метров над уровнем моря, именно поэтому его вторым названием является «Мост в небо».

Далее мы поехали к малому пику Адама. Начало пешего маршрута начиналось с чайных плантаций и дальше тропа вела наверх к пику.

По пути к пику будет смотровая площадка с живописными видами:

Если подниматься выше на сам пик, то можно выйти к площадке Зиплайна. Ну и сам Малый пик Адама! Высота 1141 м.

Налюбовались, насмотрелись и отправились вниз. Снова любуемся видами. Берите с собой побольше воды, она пригодится! Нам не хватило, поэтому у местной жительницы купили сок из маракуйи. Она при нас выскребла ложкой мякоть плодов, развела водой, выжала сок лайма. Получился очень вкусный и освежающий напиток.

Ну и в заключение этого дня нас ждал водопад Диялума. Про него мы заранее ничего не читали и ехали просто на некий водопад, не представляя что нас ожидает. А оказалось, что это потрясающее место, и наверное для нас это один из самых красивых водопадов в копилке. Путь к нему лежал через лес, по тропинкам, и довольно круто в гору. Было утомительно туда забираться, но вид открылся фантастический:

вид вниз:

Шри-Ланка или как мы не должны были там оказаться

Фото не передают масштаба этого места, просто не хватает ширины угла у объектива. Можно было бы попробовать снять стоя в речке, которая и течет в чаши водопада, но я не рискнула туда соваться с камерой. Дело в том, что мы уже имели опыт ее переходить, чтобы оказаться поближе к чашам и не всем из нашей семьи это удалось. И муж, и дочь, поскользнувшись, падали, переходя ее. На дне были очень скользкие камни, плюс течение… Даже азарт сделать лучший кадр с этого места не заставили меня отважиться на этот рискованный шаг. Переходя эту речку в обратную сторону мы по цепочке передавали потом друг другу мою фотосумку. Хорошо, что речка неглубокая, максимум по колено воды.

По дороге с водопада:

повстречали вот такую хижину с местным жителем. Гид рассказал, что лет 5 назад его дом разрушили слоны.

Шри-Ланка или как мы не должны были там оказаться

и сам водопад со стороны:

Далее у нас по расписанию стояла поездка в Сигирию, но вдруг позвонил Чанука с просьбой поменять местами экскурсии и сначала поехать на сафари, отложив на другой день Сигирию. Нам было все равно, поэтому соглашаемся. А дело было вот в чём: бензиновый кризис бушевал, к заправкам вели откровенно километровые очереди из машин, мопедов, тук-туков. Бензин появлялся на АЗС то ли раз в неделю, то ли раз в 10 дней и вот все эти дни росла очередь. Люди несли вахту в своих машинах, кто-то менялся, кто-то прям там в очереди и жил… АЗС охранялись военными с оружием. Никакими преимуществами наши гиды не обладали (как было обещано тем, кто возит иностранных туристов), по пути они мыкались во все проезжаемые нами АЗС и нигде это не дало результата. А Сигирия — это был самый дальний пункт назначения, то есть самый бензино-затратный и тогда Чанука придумал поехать на самый север острова, в надежде, что там меньше жителей, а значит и меньше очередь. Он рассчитывал вернуться оттуда с бензином!

Ну, а мы пока отправились на сафари с другим из гидов.

Экскурсионное бюро предлагало нам два сафари-парка на выбор: парк Яла и Удавалаве. Выбор был сложным, потому что Яла славится леопардами (хотя конечно никто не обещает, что вам повезет и вы их увидите), а Удавалаве- дикими слонами. Долго изучали всю информацию на сайтах, читали километры отзывов, думали долго. А потом…сказали, что хотим в оба! :)

Яла — является вторым крупнейшим национальным парком страны. Был создан в 1900 году как заповедник, а в 1938 году получил статус национального парка. В парк ездят на сафари, смотреть диких животных в естественных условиях. Тут водятся слоны, буйволы, дикие кабаны, пятнистые олени, цейлонский леопард, медведь-губач, вараны, змеи, мангусты, павлины, обезьяны, крокодилы и великое разнообразие птиц. Необыкновенная удача — увидеть леопарда и медведя, на них «охотятся» все джипы.

Нам несказанно повезло в эту поездку: кризис в стране отпугнул большую часть туристов, так что во всех интересных местах, включая сафари-парки, мы были одни. По крайней мере, мы не видели ни одного джипа, за исключением одного джипа с туристами, который ехал в обратную сторону на выезд.

Забегая вперед скажу, что если сравнивать Яла и Удавалаве, то последний парк понравился больше. Дело не в том, что «козырь» Ялы — леопард — к нам не вышел, а в целом впечатления от самого парка, в сравнении с Удавалаве, остались менее радужные. Большая часть территории, по которой мы передвигались, представляла собой дорогу с плотным кустарником по обочинам. То есть, увидеть кого-то можно было только при условии, что этот кто-то выйдет на саму дорогу, поскольку разглядеть животное в зарослях на ходу нереально. Кто знает, мы могли и проехать мимо леопарда и просто не видеть его. Слонов тоже мало в Яла, видели двоих и очень далеко. Но при всем том, это был наш первый в жизни опыт сафари, поэтому ликования, азарта и единения с природой нам было не занимать!

Так кого же видели? Много крокодилов

оленей, павлинов и обезьян

кобру, кабана и зайца

Ну, а на следующий день мы отправились в Удавалаве.

Слоны, крокодилы, буйволы, вараны, олени, павлины, цапли, марабу, шакалы — все они встречались и по одному, и семействами и целыми стадами, причем одновременно на одном берегу. Ну и сам парк очень живописный!

Огромное количество слонов в парке

Олени, буйволы и шакалы, крокодилы

Зеленая щурка, попугай и ястреб

Нагулялись, насмотрелись и полные впечатлений отправились в обратный путь домой. Тут я снова упомяну кризис в стране и напишу, что из-за проблем с бензином нас везде ждали пустые дороги, пустые трассы. А еще собаки! Мне кажется, Шри-Ланка — это страна спящих собак. А спят они прямо вдоль всех дорог. Я даже посчитала: каждые 5 секунд езды в населённом пункте будет встречена собака. Если на 5–10 секунде их не окажется, то на 15 секунде будет три собаки! Причем спят они как вдоль дороги, то и просто посреди дороги.

Все экскурсии уже позади, осталась только Сигирия. Мы уже начали бояться за неё, так как видели, что проблемы копятся, что бензин не продается. Позвонил Чанука… Очень извинялся, оправдывался и просил отменить Сигирию, говорил, что на севере бензин продавали уже перекупщики по очень завышенным ценам. Предложил заменить Сигирию на что-то поближе к нашему месту проживания.

Но Сигирия была для нас не просто точкой на карте. Это знаковое место. Это все-равно, что приехать в Париж и не подойти к Эйфелевой башне. Сигирия — визитная карточка Цейлона. Как от неё можно отказаться?

Мне оставалось только одно — я предложила Чануке свозить нас с доплатой с нашей стороны, то есть покрыть все дополнительные расходы на бензин! Чанука замешкался, говорил, что так у них не принято, что у нас уже была с ним договоренность по всем ценам и т. п. Я его убеждала, что он не мог заранее знать эту ситуацию, что мы все понимаем и просим его свозить нас на наших условиях. Он согласился и спросил разрешения о доплате с нашей стороны в 30 евро. 30 евро… Я была готова заплатить и больше! Забегая вперед скажу, что после экскурсии на Сигирию когда пришло время рассчитываться гид, который нас возил, наотрез отказался брать с нас ту самую доплату, сказал, что Чанука ему запретил, что так не принято у них и ТОЧКА. Я была снова поражена этим народом… Ну казалось бы, что тут такого: поднялись цены — так возьми больше с клиента! Но у них так не может быть.

Ну и вот она, Сигирия!

С 1982 года Сигирия состоит под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.

Сигирия — одинокая 170 метровая скала, которая стала главной достопремичательностью Шри-Ланки. «Одной скалы мало!», посчитал царь Кассапа живший в V веке и повелел воздвигнуть для себя шикарную и неприступную крепость, которая так же служила «залом искусства». Но обо всем по порядку.

Сначала нас встретили вот такие фикусы:

это

Фикус Бенгальский

произрастает в Бангладеш, в Индии и на Шри-Ланке. Разрастаясь, он способен превратиться в большое дерево, занимающее несколько гектаров, имеющее окружность кроны длиной 610 метров. Для этого растения характерна особая жизненная форма — баньян. Формирование баньяна начинается с образования на крупных горизонтальных ветвях взрослого дерева воздушных корней, обычно не несущих корневых волосков. В определённые моменты жизни дерева их появляется очень много, и они гирляндами свисают с горизонтальных ветвей. Воздушные корни растут очень медленно, и через некоторое время большая часть их засыхает, так и не достигнув почвы. Единичные воздушные корни дорастают до земли и укореняются, после чего надземная их часть интенсивно утолщается, приобретая облик и проводящую функцию стволов.

Идем дальше:

Шри-Ланка или как мы не должны были там оказаться

Главная застройка вершины скалы для дворцово-крепостного комплекса началась V веке н. э. при правлении царя Кассапы (477–495 н. э.), но судя по высеченным пещерам этого района буддийские монахи и аскеты обитали еще в III веке до нашей эры.

Ну что, начинаем подъем! Впереди 1200 ступеней или 60 этаж примерно.

Шри-Ланка или как мы не должны были там оказаться

Вокруг Сигирии на площади около 140 гектаров были созданы бескрайние сады с прудами, каналами, аллеями и фонтанами.

Сигирию (Львиную скалу) обнаружил Джонатан Форбс английский солдат в 1831 году. Первые раскопки стартовали спустя 60 лет в 1890 году.

Все археологи в один голос заявляют, насколько гармонично Сигирия вписалась в природу.
А технологичность города действительно поражает: для полива растений в парковой зоне создана сложная техническая сеть гидравлических сооружений и механизмов. В южной части скалы расположен искусственный резервуар для воды, который использовали крайне активно, ведь гора Сигирия находится в засушливой части Шри-Ланки.

Скальное плато Сигирия — мощное образование, сформировавшееся из магмы потухшего и разрушившегося вулкана миллионы лет назад. Вся остальная территория вокруг скалы — практически плоская равнина.

Интересно, что заставило собаку сюда подниматься?

Шри-Ланка или как мы не должны были там оказаться

Западный склон Львиной скалы являет собой невероятное явление — он почти полностью покрыт древними фресками, а это территория 140 на 40 метров! Именно поэтому это место зовется гигантской картинной галереей.

Излюбленный мотив сигирийской стенописи — обнажённые женщины-наложницы.

Фотографировать здесь запрещено. фото были сделаны в присутствии охранников благодаря дипломатии, настойчивости и благополучному стечению обстоятельств! :)

Ну не зря же?

Напишу, пожалуй, об еще одном месте на Шри-Ланке.

Слоновий питомник Пиннавела — самый крупный в мире приют для разведения в неволе диких азиатских слонов. Несмотря на изолированное пространство и неволю, животные находятся в привычных для них природных условиях. Слоны получают первые уроки дрессуры, после чего отправляются в зоопарки других стран мира, используются при транспортировке тяжелых грузов или принимают участие в традиционных религиозных мероприятиях.

Сегодня в границах приюта обитает около 90 слонов, а в момент его создания в феврале 1975 года малышей, оставшихся без матери, было всего пять. Чтобы сироты смогли выжить, их пришлось опекать и выкармливать вручную. Сотрудники приюта гордятся тем, что под их опекой находится уже три поколения слонов, 70 из которых появились на свет в этом питомнике. Большинство обитателей слоновника Пиннавела здоровы. За их состоянием наблюдают опытные ветеринары, занимающиеся профилактикой и лечением животным. От слепых и травмированных животных не избавляются, а продолжают за ними ухаживать.
Слонят до трех лет кормят из бутылочек, что, по мнению туристов, делается в развлекательных целях. Взрослые особи получают полноценное питание — траву, пальмовые листья, рисовые отруби, кукурузу, фрукты. Пару раз в день слонов небольшими группами отправляют на водопой и купание к реке Маха Ойа. Во Всемирный день слонов, отмечаемый 12 августа, проводятся специальные программы, посвященные охране животных. Виновникам торжества выдают праздничный обед.
До вторжения на остров британцев в 1815 году, в Шри-Ланке обитало более 30000 слонов. Ввиду охоты на слонов и их истребления, к 1960-м годам на острове практически не осталось диких слонов, они оказались на грани исчезновения. С 1982 года в Пиннавеле действует правительственная программа, направленная на разведение цейлонских слонов. На данный момент в дикой природе острова обитает порядка 3,000 особей и популяция слонов на Шри-Ланке постепенно восстанавливается.
Вот такое у нас получилось нынче путешествие, волнительное во всех смыслах: и с точки зрения политической ситуации и нестабильности в стране, и с точки зрения всех положительных эмоций, полученных на острове от общения с ланкийцами и с природой. Еще одна страна в копилке путешествий и память о ней на всю нашу жизнь.